Автор: Нарзулаева Ирина Эдуардовна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Учебное заведение: ГБОУ школа №851 Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Воспитание ребенка через общение с природой" Раздел: дошкольное образование
Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач
экологического воспитания. Именно во время прогулок и экскурсий, через
прикосновение к живому окружающему нас миру наши дети учатся
наблюдать, постигать тайны, ориентироваться во времени и пространстве,
появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе,
желание ее беречь и сохранять. Это воспитание нравственности, духовности,
интеллекта.
Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов
отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она
не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а
может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема
экологизации материальной и духовной деятельности человека стала
жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её
территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и
растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными
организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время
увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт
количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и
пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло
желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и
загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать
нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ
экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает
природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка
огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и
загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота
окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился
и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу-значит охранять Родину".Так говорил русский писатель
Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому
воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не
обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает
в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален,
нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической
деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого
уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело
сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети
должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень
наблюдательны и внимательны к моим словам, хорошо отличают
положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая
воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только
определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её
понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере
своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной
деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому
воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия,
схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В
группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными
растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для
наблюдений и труда в природе. Очень радует глаз цветущие растения на
клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются
другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают,
полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие
биологические особенности растений, влияние человека на растительные
сообщества.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я
знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня,
погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках
мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья,
плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с
песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети
знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого
используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию",
"Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о
животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам,
следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в
движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети
могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и
явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда
должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети
получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в
старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные
поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их
знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,
растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у
детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Часто на занятиях я использую художественную литературу.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой
детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н.
Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова
и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в
глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень
приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь
о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не
замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей
смысл произведения.
Дети с умилением слушают «звуки природы». В детском саду ежемесячно
проводится такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети
стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в
изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный
урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый
длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и
забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и
сюрпризы. С детьми старших групп проводим викторины, кроссворды,
интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани
природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы
направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют
воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы,
закономерностях, известных детям.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и
развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем
воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких
праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных
произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы,
сколько включённость детей в переживание событий, в осознание
экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили
праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом -Земля", "Зелёная
планета".По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода
мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия,
острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную
ситуацию.