Напоминание

Книжная графика. Узорная тайна заглавной буквы.


Автор: Писарева Любовь Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО ЦТР и ГО
Населённый пункт: г. Мыски
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Книжная графика. Узорная тайна заглавной буквы.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер - класс

Тема: «Книжная графика. Узорная тайна заглавной буквы»

Выполнила:

Педагог дополнительного

образования: Писарева Л.Ю.

Мыски 2019

Графика

самый

древний

вид

изобразительно

искусства,

существующего и по сей день. Первые графические работы появились на

самых

ранных

стадиях

развития

человеческого

общества,

когда

древний

человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных

пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только

какие-либо

события

и

окружающий

мир,

но

и

долгое

время

служившие

средством общения между людьми, первобытный человек положил начало

искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие

времена излагал свою мысль.

Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного

искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её

графическим

средством

является

сама

плоскость

белого

листа

бумаги

с

нанесенными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она

в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства.

Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на

любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от

фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в

живописи, подчеркнута её «сделанность».

Если

в

живописи

пространство

передается

с

помощью

всех

возможных

средств,

включая

светотень

и

воздушную

перспективу,

то

в

графике

пространство

передается

обычной

линейной

перспективой

и

построением планов, а также самим цветом белого листа.

Графика делится на два вида:

1. Рисовальная - художник создает изображение непосредственно на

листе бумаги;

2. Печатная гравюра.

Книжная

графика

один из видов графического искусства. Сюда

относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки и

т.п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана

история рисунка, а с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В

древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама

по себе буква является графическим знаком.

Художник,

седствами

изобразительгного

искусства,

воплощает

идейно-художественный

замысел,

создает

художественно-декоративный

облик книги. Он должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но

также

уметь

их

видоизменять,

создавать

новые

соответствующие

его

замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения.

Буквица – начало текста в книге. Книжный термин «инициал»

происходит

от

латинского

слова

«initialis»,

что

в

переводе

означает

«начальный».

Так

называют

заглавную

букву

увеличенного

размера,

с

которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской

традиции инициал чаще всего именуют буквицей.

Основными культурными центрами, где развивалась письменность,

были

церкви,

монастыри

и

дворы

правящих

королей

и

царей.

Книги,

в

основном религиозные, писались и переписывались вручную угловатыми

большими заглавными буквами. Скорость написания была медленная, кроме

того, допускалось много ошибок. Этот период можно назвать «детским», -

вспомним, как учат буквы и пишут первые слова маленькие дети. Между тем,

развитие

религиозности

и

государственности

напрямую

было

связано

с

увеличением

объема

высококачественных

текстов.

Дальнейшее

развитие

связывают

с

королем

франков

Карлом

Великим

(768г.

814г.),

который

требовал от писцов быстрой работы, но без ошибок. На стыке этих двух

противоречивых

условий

родилось

минускульное

(от

лат.

minusculus

маленький) письмо Каролингов. Это письмо состояло из строчных букв, его

создал ученый Алкуин.

Тогда и произошло разделение единого текста на большие заглавные

буквы (в начале предложений) и маленькие строчные. Буквы постепенно

округлялись, все это увеличивало скоропись.

На

Руси

первая

заглавная

буква

текста

или

главы

называлась

буквицей.

Цветные

буквицы

украшались

орнаментами

и

различными

миниатюрами.

Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной

или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её

назначение

привлечь

внимание

читателя

к

началу

т е кс т а .

История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет.

Самые

древние

инициалы

обнаружены

в

античной

рукописи

сочинений

Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считанные

листы.

Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые

цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки,

украшались плетением и фигурками животных.

Неискушённому

взгляду

может

показаться,

что

персонажи

этих

рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько

они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер

уделял

смыслу

нисколько

не

меньше

внимания,

чем,

скажем,

цветовому

равновесию или композиционной завершённости своей работы.

Ц е л ь ю данного

мастер-класса

является

передача

опыта

работы

создания

узорной

заглавной

буквы

на

основе

шаблона

с

помощью

графических материалов.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Познакомить педагогов с одним из способов создания узорной буквы

в технике «графика»;

2. Дать определение «графика» и «книжная графика»;

3. Освоить «графику», как метод работы на бумаге;

4. Грамотно

сформировать

профессиональное

декоративно–

композиционное мышление;

5. Научить последовательно и аккуратно вести работу при выполнении

творческой композиции;

6. Показать

буквицу

как

самостоятельную

творческую

композицию,

основываясь на ее историю;

7. Организовать

самостоятельную

творческую

деятельность

группы

педагогов.

Материально-техническое обеспечение мастер-класса:

Бумага (белая);

карандаш (графитный);

карандаш (цветной);

шаблон (буква)

ластик;

ножницы;

гелевая ручка;

образец для работы.

Рис. 1

План работы:

1. Организационная часть.

2. Приветствие. Вступительное слово.

3. Озвучивание темы, задачи.

4. Порядок выполнения работы.

5. Подведение итогов.

Ход проведения:

Графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое,

основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама

бумага, а черным карандаш или другой красящий материал. Я зык графики и

главные выразительные средства – это линия, штрих, пятно, контур, тон,

белый фон бумаги, светотень, но не цвет.

Активно участвует в создании общего впечатления от произведения

графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже

при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто

называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение

в графике цвета.

Художественно выразительные достоинства композиции выполненной

в графике, заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и

строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное

обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность

графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения

зрителя.

Так и в книге буквица, выполненная «узорной» графикой, изящная,

выдуманная,

необыкновенно

красивая. Но пока, это всего лишь картинка

буквы, украшенной орнаментом, и только будучи вставленной в текст, она

превращается в буквицу. Буквица - это не просто красивая картинка, и это

не

знак

передающий

звук. Она

словно

молчаливо

рассказывает

нам

интересный рассказ, сказку или историю.

Буквица

отражает

глубинный смысл

всего

последующего за

ней

текста,

создаёт

духовный

настрой для

прочтения и

восприятия

смыла

написанного.

Так у человека есть своя «буквица». Так мы ее назовем для нашего

дальнейшего

произведения.

Это

его

инициалы

(первые

буквы

имени

и

отчества). Инициал есть первоначальная буква имени, от латинского инициал

(initialis

начальный), инициал обозначает

принадлежность

предметов

владельцу имени, с этой начальной буквой - инициалу. Так же, инициал

иногда используется вместо подписи в письме.

Работая

над

созданием

«буквицы»,

художник

должен

провести

ряд

исследований внутреннего мира человека. Чем он интересуется, как он живет,

чем

«дышит».

Картинка,

полученная

в

ходе

такого

творческого

поиска,

послужит нам хорошим творческим источником для дальнейшей работы.

Практическая часть:

Итак, приступим к работе над композицией изображения заглавной

буквы имени.

1. Для работы нам понадобится основа, на которой будет располагаться

композиция.

Основа

белая

бумага.

Возможно

использование

бумаги

с

легким

«земляным»

оттенком,

если

желание

немного

«застарить»

композицию с буквицей. Также творческий источник (это может быть любой

шрифт, любой исторической эпохи), в данном случае это древнерусский

инициал XIV века.

2.

Создаем

шаблон

«рубленной»

буквы.

Обводим

его

простым

карандашом. С такой простой формой будет проще работать, придумывая на

ее основе красивые силуэты животных, птиц или растительный орнамент.

Следует понимать, как распологать шаблон на основе: по центру, вправо ,

влево,

выше,

ниже.

Все

будет

зависеть

от

задумки

художественного

произведения исполняемого мастера. (Рис. 2)

Рис. 2

2. На рисунке находим ось симметрии, для точного понимания, где и

как нам расположить птиц и орнамент. Делаем набросок будущей буквицы.

Ее

образ

будет

точно

определять

задумку

художника

и

поможет

последовательно наполнить последующим рисунком. Сама буквица может

быть большой или маленькой, ломанной или волнистой, изящной или грубой.

Вписывание

орнамента

происходит

постепенно

и

не

спеша.

Точное

расположение

птиц

определят

вспомогательные

линии

построения.

Один

образ может смотреть во внутрь буквы. Не обязательно образы создавать

симметрично. Возможна и асимметрия. (Рис. 3)

Рис. 3

3. Птицы в данном случае, как отправная точка для последующей

работы

над

творческой

композицией.

После

птиц,

последовательно

вписываем растительный орнамент на основу буквы. (Рис. 4)

Рис. 4

4. Далее, обводим нашу композицию гелевой ручкой. Линия должна

быть красивой, плавной и уверенной. От этого будет зависеть эстетика и

красота

выполняемого

произведения.

Выборочно

заполняем

плотным

штрихом глубину буквы. С помощью глубины, проявится и объем буквицы.

Штрих также можно добавить и на плоскостном рисунке предметов и узоров.

(Рис. 5)

Рис. 5

6. Постепенно происходит заполнение поверхности композиции черно

– белой графикой. Мелкие детали тоже играют огромную роль. Они четко

наполняют работу остротой и законченностью. Если композиция диктует

плавность линий, то это могут быть точки, гвоздики, шарики с оттенками по

тону для обьема. (Рис. 6), (Рис. 7)

Рис. 6

Рис. 7

Работа завершена.

В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи

компьютерной

графики.

Программ

огромное

количество

и

возможностей

тоже. Но создавая композицию своими руками, мы сохраняем отчётливое

сходство со старинными традициями оформления буквиц.

Это может быть отличный подарок для близкого человека или просто

сюрприз, для хорошего настроения.



В раздел образования