Автор: Писарева Любовь Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОО ДО ЦТР и ГО
Населённый пункт: г. Мыски
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Книжная графика. Узорная тайна заглавной буквы.
Раздел: дополнительное образование
Мастер - класс
Тема: «Книжная графика. Узорная тайна заглавной буквы»
Выполнила:
Педагог дополнительного
образования: Писарева Л.Ю.
Мыски 2019
Графика
–
самый
древний
вид
изобразительно
искусства,
существующего и по сей день. Первые графические работы появились на
самых
ранных
стадиях
развития
человеческого
общества,
когда
древний
человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных
пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только
какие-либо
события
и
окружающий
мир,
но
и
долгое
время
служившие
средством общения между людьми, первобытный человек положил начало
искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие
времена излагал свою мысль.
Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного
искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её
графическим
средством
является
сама
плоскость
белого
листа
бумаги
с
нанесенными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.
Графика схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она
в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства.
Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на
любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от
фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в
живописи, подчеркнута её «сделанность».
Если
в
живописи
пространство
передается
с
помощью
всех
возможных
средств,
включая
светотень
и
воздушную
перспективу,
то
в
графике
пространство
передается
обычной
линейной
перспективой
и
построением планов, а также самим цветом белого листа.
Графика делится на два вида:
1. Рисовальная - художник создает изображение непосредственно на
листе бумаги;
2. Печатная гравюра.
Книжная
графика
– один из видов графического искусства. Сюда
относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки и
т.п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана
история рисунка, а с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В
древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама
по себе буква является графическим знаком.
Художник,
седствами
изобразительгного
искусства,
воплощает
идейно-художественный
замысел,
создает
художественно-декоративный
облик книги. Он должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но
также
уметь
их
видоизменять,
создавать
новые
–
соответствующие
его
замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения.
Буквица – начало текста в книге. Книжный термин «инициал»
происходит
от
латинского
слова
«initialis»,
что
в
переводе
означает
«начальный».
Так
называют
заглавную
букву
увеличенного
размера,
с
которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской
традиции инициал чаще всего именуют буквицей.
Основными культурными центрами, где развивалась письменность,
были
церкви,
монастыри
и
дворы
правящих
королей
и
царей.
Книги,
в
основном религиозные, писались и переписывались вручную угловатыми
большими заглавными буквами. Скорость написания была медленная, кроме
того, допускалось много ошибок. Этот период можно назвать «детским», -
вспомним, как учат буквы и пишут первые слова маленькие дети. Между тем,
развитие
религиозности
и
государственности
напрямую
было
связано
с
увеличением
объема
высококачественных
текстов.
Дальнейшее
развитие
связывают
с
королем
франков
Карлом
Великим
(768г.
–
814г.),
который
требовал от писцов быстрой работы, но без ошибок. На стыке этих двух
противоречивых
условий
родилось
минускульное
(от
лат.
minusculus
—
маленький) письмо Каролингов. Это письмо состояло из строчных букв, его
создал ученый Алкуин.
Тогда и произошло разделение единого текста на большие заглавные
буквы (в начале предложений) и маленькие строчные. Буквы постепенно
округлялись, все это увеличивало скоропись.
На
Руси
первая
заглавная
буква
текста
или
главы
называлась
буквицей.
Цветные
буквицы
украшались
орнаментами
и
различными
миниатюрами.
Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной
или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её
назначение
—
привлечь
внимание
читателя
к
началу
т е кс т а .
История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет.
Самые
древние
инициалы
обнаружены
в
античной
рукописи
сочинений
Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считанные
листы.
Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые
цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки,
украшались плетением и фигурками животных.
Неискушённому
взгляду
может
показаться,
что
персонажи
этих
рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько
они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер
уделял
смыслу
нисколько
не
меньше
внимания,
чем,
скажем,
цветовому
равновесию или композиционной завершённости своей работы.
Ц е л ь ю данного
мастер-класса
является
передача
опыта
работы
создания
узорной
заглавной
буквы
на
основе
шаблона
с
помощью
графических материалов.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Познакомить педагогов с одним из способов создания узорной буквы
в технике «графика»;
2. Дать определение «графика» и «книжная графика»;
3. Освоить «графику», как метод работы на бумаге;
4. Грамотно
сформировать
профессиональное
декоративно–
композиционное мышление;
5. Научить последовательно и аккуратно вести работу при выполнении
творческой композиции;
6. Показать
буквицу
как
самостоятельную
творческую
композицию,
основываясь на ее историю;
7. Организовать
самостоятельную
творческую
деятельность
группы
педагогов.
Материально-техническое обеспечение мастер-класса:
Бумага (белая);
карандаш (графитный);
карандаш (цветной);
шаблон (буква)
ластик;
ножницы;
гелевая ручка;
образец для работы.
Рис. 1
План работы:
1. Организационная часть.
2. Приветствие. Вступительное слово.
3. Озвучивание темы, задачи.
4. Порядок выполнения работы.
5. Подведение итогов.
Ход проведения:
Графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое,
основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама
бумага, а черным карандаш или другой красящий материал. Я зык графики и
главные выразительные средства – это линия, штрих, пятно, контур, тон,
белый фон бумаги, светотень, но не цвет.
Активно участвует в создании общего впечатления от произведения
графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже
при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто
называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение
в графике цвета.
Художественно выразительные достоинства композиции выполненной
в графике, заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и
строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное
обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность
графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения
зрителя.
Так и в книге буквица, выполненная «узорной» графикой, изящная,
выдуманная,
необыкновенно
красивая. Но пока, это всего лишь картинка
буквы, украшенной орнаментом, и только будучи вставленной в текст, она
превращается в буквицу. Буквица - это не просто красивая картинка, и это
не
знак
передающий
звук. Она
словно
молчаливо
рассказывает
нам
интересный рассказ, сказку или историю.
Буквица
отражает
глубинный смысл
всего
последующего за
ней
текста,
создаёт
духовный
настрой для
прочтения и
восприятия
смыла
написанного.
Так у человека есть своя «буквица». Так мы ее назовем для нашего
дальнейшего
произведения.
Это
его
инициалы
(первые
буквы
имени
и
отчества). Инициал есть первоначальная буква имени, от латинского инициал
(initialis
–
начальный), инициал обозначает
принадлежность
предметов
владельцу имени, с этой начальной буквой - инициалу. Так же, инициал
иногда используется вместо подписи в письме.
Работая
над
созданием
«буквицы»,
художник
должен
провести
ряд
исследований внутреннего мира человека. Чем он интересуется, как он живет,
чем
«дышит».
Картинка,
полученная
в
ходе
такого
творческого
поиска,
послужит нам хорошим творческим источником для дальнейшей работы.
Практическая часть:
Итак, приступим к работе над композицией изображения заглавной
буквы имени.
1. Для работы нам понадобится основа, на которой будет располагаться
композиция.
Основа
–
белая
бумага.
Возможно
использование
бумаги
с
легким
«земляным»
оттенком,
если
желание
немного
«застарить»
композицию с буквицей. Также творческий источник (это может быть любой
шрифт, любой исторической эпохи), в данном случае это древнерусский
инициал XIV века.
2.
Создаем
шаблон
«рубленной»
буквы.
Обводим
его
простым
карандашом. С такой простой формой будет проще работать, придумывая на
ее основе красивые силуэты животных, птиц или растительный орнамент.
Следует понимать, как распологать шаблон на основе: по центру, вправо ,
влево,
выше,
ниже.
Все
будет
зависеть
от
задумки
художественного
произведения исполняемого мастера. (Рис. 2)
Рис. 2
2. На рисунке находим ось симметрии, для точного понимания, где и
как нам расположить птиц и орнамент. Делаем набросок будущей буквицы.
Ее
образ
будет
точно
определять
задумку
художника
и
поможет
последовательно наполнить последующим рисунком. Сама буквица может
быть большой или маленькой, ломанной или волнистой, изящной или грубой.
Вписывание
орнамента
происходит
постепенно
и
не
спеша.
Точное
расположение
птиц
определят
вспомогательные
линии
построения.
Один
образ может смотреть во внутрь буквы. Не обязательно образы создавать
симметрично. Возможна и асимметрия. (Рис. 3)
Рис. 3
3. Птицы в данном случае, как отправная точка для последующей
работы
над
творческой
композицией.
После
птиц,
последовательно
вписываем растительный орнамент на основу буквы. (Рис. 4)
Рис. 4
4. Далее, обводим нашу композицию гелевой ручкой. Линия должна
быть красивой, плавной и уверенной. От этого будет зависеть эстетика и
красота
выполняемого
произведения.
Выборочно
заполняем
плотным
штрихом глубину буквы. С помощью глубины, проявится и объем буквицы.
Штрих также можно добавить и на плоскостном рисунке предметов и узоров.
(Рис. 5)
Рис. 5
6. Постепенно происходит заполнение поверхности композиции черно
– белой графикой. Мелкие детали тоже играют огромную роль. Они четко
наполняют работу остротой и законченностью. Если композиция диктует
плавность линий, то это могут быть точки, гвоздики, шарики с оттенками по
тону для обьема. (Рис. 6), (Рис. 7)
Рис. 6
Рис. 7
Работа завершена.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи
компьютерной
графики.
Программ
огромное
количество
и
возможностей
тоже. Но создавая композицию своими руками, мы сохраняем отчётливое
сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Это может быть отличный подарок для близкого человека или просто
сюрприз, для хорошего настроения.