Напоминание

"Повышение двигательной активности детей с нарушением ОДА в организованной образовательной деятельности по физической культуре с использованием нетрадиционных форм"


Автор: Рычкова Ольга Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 182"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение двигательной активности детей с нарушением ОДА в организованной образовательной деятельности по физической культуре с использованием нетрадиционных форм"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Повышение двигательной активности детей с нарушением ОДА в

организованной образовательной деятельности по физической культуре с

использованием нетрадиционных форм
Приоритетным направлением нашего детского сада является физкультурно- оздоровительная работа, профилактика заболеваний и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, поэтому в систему по физическому воспитанию детей включены коррекционно-профилактические упражнения для формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия, нарушения зрения, точечный массаж и самомассаж. Дети, посещающие наш детский сад имеют легкую и среднюю степень нарушения опорно-двигательного аппарата (II, III, IV группы здоровья) Для коррекционной работы имеется необходимый штат медицинских работников: врач - ортопед, врач - физиотерапевт, врач - невропатолог, врач - терапевт, старшая медицинская сестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК, медсестра физиотерапевтических процедур. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата на базе детского сада получают массаж, физиопроцедуры, занятия лечебной физкультуры, занятия по физической культуре, включающие в себя элементы ЛФК, воспитатели групп проводят с детьми индивидуально-коррекционную работу по рекомендациям специалистов. В начале года, после осмотра ребенка педиатром, неврологом, врачом - ортопедом и врачом физиотерапевтом, назначается индивидуальная программа оздоровительно - коррекционных мероприятий для каждого ребенка. Осуществление индивидуального подхода к детям с нарушением опорно- двигательного аппарата достигается путем рациональной регламентации деятельности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта. Режим работы строится с тем учетом, чтобы в сетке занятий предусматривалось время для каждодневных прогулок, часы для самостоятельной игровой деятельности, не было перегруженности занятиями. Воспитательно-образовательная работа с такими детьми строится по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок, и предусматривает максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, без достаточных оснований и заключений врача, не освобождаются от физкультурных занятий, для них корректируются по индивидуальной программе некоторые виды упражнений, интенсивность их выполнения. На начальном этапе работы, на интегрированных оздоровительных занятиях с детьми предусматривается щадящий режим двигательных нагрузок. Он подразумевает, прежде всего, ограничение или исключение упражнений,
выполняющихся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статистическими нагрузками. В дальнейшем по согласованию с медицинским персоналом подбираются комплексы, в которых упражнения усложняются для того, чтобы дети постепенно включались в общий двигательный режим. Главная задача специалистов детского сада, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в ДОУ, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости. В нашем детском саду имеется спортивный зал с необходимым оборудованием: гимнастическая стенка с набором приставных досок и лестниц, дуги для подлезания, разной высоты скамейки, кубы для спрыгивания, канат, массажные коврики, обручи, мячи, различные тренажёры, гантели и мелкий спортивный инвентарь. Мною изготовлено нестандартное оборудование, что вызывает у детей интерес к организованной деятельности, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Оно создает радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными. Это разные дорожки для профилактики плоскостопия «Пуговичная», «Массажная», «Цифровая», «Дорожка - мостик»; «Сухой бассейн», где осуществляется общий массаж тела, развивается динамическая и статическая координация, цветовосприятие, тактильные ощущения и мелкая моторика. Разнообразят упражнения на равновесие канат, мягкие шнуры, различные дорожки следов, «Змейка большая и маленькая», «Веселые цилиндры», «Осьминожка» и др. Все это оборудование можно использовать для прыжков, перепрыгивания, перешагивания, а так же как ориентиры в подвижных играх. Эффективно использовать физкультурное оборудование - это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. В детском саду максимально используются различные общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особое внимание уделяется упражнениям, направленным на коррекцию опорно-двигательного аппарата, на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких. Для повышения работоспособности сердечнососудистой системы, бронхо- легочной особенно эффективны упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба в чередовании с бегом. Укреплению
дыхательной мускулатуры, мышц диафрагмы способствуют упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. При выполнении детьми физических упражнений широко используются различные предметы - гимнастические палки, мячи разных размеров, флажки . Упражнения с использованием гимнастических мячей не только улучшают координацию движений, но и содействуют укреплению различных мышечных групп, способствуют тренировке сердечнососудистой и дыхательной систем. Для развития мышечной силы, выносливости используются различные утяжелители. Это игрушечные гантели, заполненные песком, пластмассовые бутылочки, утяжеленные различными крупами, покрашенными в яркие цвета . К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На своих занятиях и в повседневной жизни развиваю природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Ребёнку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток её неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается общее состояние ребёнка. Всё должно быть в меру. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, ООД по физической культуре, динамические часы, также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений. Для этого необходимо проводить занятия в различных вариантах, в нетрадиционной форме: дни здоровья, путешествия, игровые и т.д., нужно давать детям возможность импровизировать на занятиях. Используя эти приёмы, занятия получаются интересными, дают большую эмоциональную нагрузку, дарят детям радость. Сопровождение занятий музыкой повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение. В настоящее время я в своей практике использую проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре по единому сюжету, построенному на сказочной основе. Содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика такой деятельности должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности. Проводя ООД с использованием нетрадиционных методов и приёмов, обратила внимание на активное выполнение упражнений, моторная плотность на занятиях и утренней гимнастике повысилась. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его. Например: ходьба на носочках, ассоциируется у детей с “жирафом” (руки высоко подняты вверх и сплетены в кулачок, голову поднять, идти на носочках, не сгибая колени). Это постоянное упражнение на моих занятиях и утренней гимнастике доставляет большое удовольствие, подражая животным, у детей
поднимается настроение. На занятиях я также использую различные характеристики животных: весёлые обезьянки (прыжки с ноги на ногу, руки на уровне глаз, пальчики широко расставлены), серый волк (широкий шаг, размахивание руками вдоль туловища), весёлые гномы (ходьба на носочках, руки сцеплены сзади за спиной, в глубоком приседе, спина прямая). Нужно, чтобы дети могли фантазировать, а инструктор по физкультуре творчески подходил к воплощению детского образа в выполнении упражнений. Интегрированную ООД по физической культуре я провожу с целью осуществления качественного, прочного усвоения знаний, умений и навыков в области физического воспитания «Путешествие на остров здоровья», «Малыши – крепыши». Все занятия построены на основе сказок, путешествий, эстафет - соревнований. Они повышают двигательную активность и эмоциональное настроение. Детям нравятся занятия по индивидуальным карточкам - заданиям. Это воспитывает у них чувство ответственности, желание сделать лучше других. Такое разнообразие в проведении НОД помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий. Особое внимание я уделяю подбору дыхательных упражнений, поскольку они имеют большое значение для осуществления контрастных воздействий на дыхательные пути. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма. Дыхательную гимнастику провожу в конце занятий по физкультуре. Нормализация мышечного тонуса является одной из важнейших задач формирования двигательных навыков ребенка. Отклонение от нормального тонуса может быть причиной нарушений двигательной активности ребенка и сказывается на ходе его общего развития. Пониженный мышечный тонус приводит к снижению психической и двигательной активности ребенка. Повышение тонуса наоборот, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Поэтому ребенка необходимо обучить управлению собственным мышечным тонусом и обучить его приемам расслабления, то есть релаксации. После каждого занятия я использую релаксацию, как один из видов здоровьесберегающих технологий для сохранения и стимулирования здоровья. Это могут быть звуки леса, моря или классическая музыка (П.И.Чайковский «Времена года»). Очень интересны игры - имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это прошу выразить в движении. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость. Я даю задание
выбрать тему для игры. Тематика разнообразна, например, после лета часто предлагают тему моря. Фантазия ребят безгранична - ракушка, камень, дельфин, волна… Ребёнок показывает характерное движение для того или иного образа, а остальные отгадывают. Хочу подчеркнуть, что дети занимаются босиком, после болезни - в носках и это тоже один из нетрадиционных методов. Во время занятия ребята всё время в движении. Движение - это здоровье и полноценная жизнь. В нашем дошкольном учреждении создана система подвижных игр, оптимизирующих двигательную активность воспитанников. Она направлена на оздоровление детей, развитие движений, повышение эмоционального статуса каждого ребенка, а также на его физическое, умственное и нравственное развитие. Использование пальчиковых игр и упражнений на занятии оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно- психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Для повышения двигательной активности в течение дня в группах имеются физкультурные уголки, уголки здоровья. Всё это доступно детям. В группах дети самостоятельно закрепляют полученные навыки на физкультурных занятиях. Особую значимость имеет режим дошкольника, чередование занятий с активным отдыхом: физкультминутки, дни здоровья, каникулы. В нашем детском саду мы проводим каникулы со средней группы. Называются они «Неделя здоровья». В зимний период это катание на санках, лыжах, метание снежков, проводы зимы, катание на лошадях. В работе с детьми, имеющими церебральную патологию, дополнительно проводим занятия в сухом бассейне и на фитболах. Ребенок в бассейне свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. Сухой бассейн способствует развитию физических качеств, уменьшает спастику и гиперкинезы, способствует увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создает положительный психоэмоциональный настрой. Используем мячи из сухого бассейна для метания в цель правой и левой рукой, в перебрасывании через бортики самого бассейна, в подбрасывании и ловле шаров и ловля их. Другой формой занятия с детьми, страдающими ДЦП, является фитбол- гимнастика на больших упругих мячах. У детей развивается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, совершенствуются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.
Использование фитбол - гимнастики позволяет разнообразить занятия, вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий. Чтобы выполнить программу по развитию движений, одной физкультурной образовательной деятельности недостаточно, надо обеспечить активную двигательную деятельность в течение всего дня. Поэтому работа по физическому воспитанию немыслима без единства взглядов и тесного сотрудничества всего коллектива. Проводится большая совместная работа с воспитателями по пополнению нестандартным оборудованием физкультурных зон в игровой комнате, его изготовлению и применению. На педагогических советах я выступала с консультациями для воспитателей: «Коррекционно-оздоровительная работа с детьми», «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей в течение дня», «Рациональная организация двигательной активности детей». Проводя работу с родителями по различным вопросам физического воспитания в семье, разъясняю им важное значение подвижных игр и занятий для здоровья и развития ребенка, советую, какие игрушки, развивающие движения лучше подарить детям, в каком возрасте можно купить ребенку лыжи или коньки, как ими пользоваться. Обращаю внимание родителей на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание, договариваюсь о соответствующей одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в детском саду . Проведя анкетирование узнала, чем интересуется ребенок дома, какие он имеет возможности для развития движений в домашней обстановке, как отражается работа детского сада в играх и занятиях детей. Родители посетили занятие, праздник, где дети в играх и упражнениях показали им свои достижения. Это еще больше привлекло внимание родителей к этой области физического воспитания и укрепило связь в работе детского сада и семьи. В группах есть «Экран физического развития детей», проводятся консультации для родителей, на которых демонстрируется необходимый материал для работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье.
Таким

образом
, используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, подарить детям радость в движении.


В раздел образования