Автор: Ахмадиева Лира Ягфаровна
Должность: преподаватель струнно-щипковых инструментов
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: Роль сольного концерта в воспитании юного музыканта
Раздел: дополнительное образование
Роль сольного концерта
в воспитании юного музыканта.
Музыка
имеет
огромное
значение
в
жизни
каждого
человеке.
Она
способствует
интеллектуальному
развитию,
умению
рассуждать,
мыслить
образно, воспитывать чувства и эмоции, как никакое другое искусство.
Выступления на сцене помогают концентрироваться в нужный момент,
добиваться успешной самореализации. Эти качества необходимы детям не
только в сфере искусства, но и в любой другой деятельности. Музыкально
ориентированные
дети
духовно
богаче,
интеллектуально
развитее,
больше
читают, обладают культурой речи, более остро воспринимают окружающий
мир, видят красоту.
Обучение
в
ДМШ
и
ДШИ
позволяет
создать
творческую
среду,
необходимую
для
их
профессионального
и
жизненного
самоопределения,
обеспечить условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований
творче ской
лично сти. Нужно
целенаправленно
и
последовательно
формировать
у
своих
воспитанников
любовь
к
сцене,
посредством
привлечения их к концертному исполнительству.
Концертно-исполнительская
деятельность
–
важная
часть
творческой
работы.
Она
является
логическим
завершением
всех
репетиционных
и
педагогических процессов. Публичное выступление вызывает у исполнителя
особое
психологическое
состояние,
определяющееся
эмоциональной
приподнятостью, взволнованностью. Сценическое выступление – это радость
от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.
Подготовка внеклассных мероприятий в ДШИ вызывает необходимость
творческой переработки преподавателем ранее усвоенных педагогических и
специальных
знаний,
изучение
новой
музыкальной
литературы
для
более
глубокого понимания музыкальных произведений.
Любое внеклассное мероприятие должно углублять и развивать интерес
учащихся
к
музыке,
учить
их
активно
проявлять
себя
в
музыкальной
деятельности.
Воспитание
сценичности
учащегося
надо
начинать
с
первых
шагов
обучения
в
школе
искусств.
Учащийся
должен
привыкать
к
тому,
что
выступление это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед
слушателем, перед самим собой, и перед своим педагогом.
Выступить
с
сольным
концертом
может
не
каждый
учащийся.
Преподаватель, зная возможности учащегося и уверенный за его сценическую
выдержку,
может
собрать
программу
и
подготовить
к
ответственному
выступлению.
Сольный концерт это своего рода лекция-концерт, дающая
учащимся,
слушателям
теоретические
знания
о
различных
направлениях
в
истории
развития
музыкального
искусства,
о
жизненном
и
творческом
пути
композитора и т.д.
Сольный концерт - как эффективный способ проверки на выносливость,
форма исполнительской практики,
играет в воспитании юного музыканта
большую
роль,
повышает
результативность
выступления
учащихся
на
конкурсах разного уровня.
Тщательно
подбирается
музыкальный
материал.
Он
должен
включать
контрастные по содержанию, форме и выразительности произведения:
Педагогу надо спланировать работу над программой так, чтобы самые
трудные номера были подготовлены заранее. Это относится, прежде всего к
произведениям крупной формы, пьесам виртуозного характера.
Успешность выступления зависит от старательной и систематической
работы
в
течение
всего
года.
Подготовка
к
концерту
способствует
формированию таких качеств как: инициатива, самоконтроль, критичность,
целеустремлённость, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка
и уверенность в себе.
Педагог должен очень хорошо знать привычки, характер и склад психики
своих учеников, чтобы дать им необходимые и наиболее точные рекомендации,
как
правильно
и
лучше
подготовиться
к
выступлению.
Особенно
важна
объективная оценка степени готовности исполнителя к нему. Здесь особенно
опасны как недооценка так и переоценка собственных возможностей.
Первое
становится
причиной
неуверенности
исполнителя,
которое
порождает излишнее волнение, а затем ведет к потере самообладания. Другая
крайность
–
переоценка
исполнителем
и
педагогом
своих
возможностей
приводит к техническим недочетам, бесформенности исполнения при выборе
«завышенного» репертуара, обречённого на неудачу.
Независимо
от
одарённости
ученика,
подготовки
программы,
исполнитель
всегда
волнуется.
Волнение,
когда
исполнитель
взволнован
чувствами и мыслями того, кого играет, что исполняет – желательно, полезно,
благотворно, способствует возникновению артистического подъёма.
Волнение
за
себя,
за
то
впечатление,
какое
он
воспроизведёт
на
слушателя, как выйдет то, или иное место, какой либо пассаж - вот это
состояние
ведёт
насмарку
всю
проделанную
работу.
Волнение
можно
перебороть, если думать и сосредоточить внимание на исполняемом.
Излишнее волнение может быть вызвано редкими выступлениями. Если
учащийся редко выступает, он теряет те ощущения собственного состояния,
которые он испытывал прежде
время выступления. Нужно восстановить,
укрепить и развить эти ощущения.
Традиция
моей педагогической деятельности – проведение творческих
отчетов класса, сольных концертов одарённых и трудоспособных детей.
Творческий отчет класса – это показ всех учащихся в какой либо форме –
соло, ансамбли различного состава, показ по предмету ознакомления, общему
фортепиано, в роли ведущего концерта и т.д.
А сольный концерт это очень ответственно и не все могут выдержать эту
форму выступления. Многие учащиеся моего класса, выступавшие с сольным
концертом, по окончании Детской школы искусств, продолжили музыкальное
образование в Сузах, затем в Вузах. Да, это перспективные, целенаправленные
учащиеся. Учащаяся по классу домры трижды подготовила сольный концерт,
показав
разносторонность
своего
творчества,
на
отлично
закончила
и
поступила в колледж искусств, где также успешно реализует себя в концертно-
конкурсной деятельности.
В этом году двое учащихся выступили с сольным концертом. Учащийся
по классу балалайки и учащаяся по классу домры. Это учащиеся четвёртого
класса, но при этом в программе каждого из них прозвучали произведения
крупной
формы,
обработки
народных
мелодий,
произведения
татарских
композиторов, пьесы современных авторов, также пьесы в джазовом стиле.
Позвучали выступления в ансамбле с аккордеоном, гитарой и в дуэте с
преподавателем.
Ученики
эмоционально,
творчески
раскрывали
художественный образ исполняемого
произведения. Слайдовая презентация
сопровождала
и
украшала
выступление
учащихся,
а
ведущая
концерта
информационными
комментариями
дополняла
звучание
произведения.
Бойцовский
характер
учащихся
дал
возможность
выдержать
столь
ответственное выступление перед широкой публикой.
Преподаватель выполнила поставленные цели и задачи:
Цель: Развитие
творческих
способностей
и
совершенствование
исполнительского мастерства.
Задачи:
Образовательные:
Применение
полученных
знаний
и
умений
учащимися
в
практической деятельности.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями.
Приобщение
детей
к
обучению
навыкам
выразительного
исполнения произведений различного характера.
Развивающие:
Развитие
творческого
воображения,
художественно-образного
исполнительского мышления, музыкальной памяти.
Воспитательные:
Формирование сценической культуры
Воспитание эстетического вкуса.
Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития
его исполнительских навыков, каждое публичное выступление, а в данном
случае - сольный концерт, должно помочь подытожить достигнутое, наметить
и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста.
Сольный концерт – стимул создания мотивации к успеху в учебе.