Напоминание

Роль сольного концерта в воспитании юного музыканта


Автор: Ахмадиева Лира Ягфаровна
Должность: преподаватель струнно-щипковых инструментов
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г. Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: Роль сольного концерта в воспитании юного музыканта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль сольного концерта

в воспитании юного музыканта.

Музыка

имеет

огромное

значение

в

жизни

каждого

человеке.

Она

способствует

интеллектуальному

развитию,

умению

рассуждать,

мыслить

образно, воспитывать чувства и эмоции, как никакое другое искусство.

Выступления на сцене помогают концентрироваться в нужный момент,

добиваться успешной самореализации. Эти качества необходимы детям не

только в сфере искусства, но и в любой другой деятельности. Музыкально

ориентированные

дети

духовно

богаче,

интеллектуально

развитее,

больше

читают, обладают культурой речи, более остро воспринимают окружающий

мир, видят красоту.

Обучение

в

ДМШ

и

ДШИ

позволяет

создать

творческую

среду,

необходимую

для

их

профессионального

и

жизненного

самоопределения,

обеспечить условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований

творче ской

лично сти. Нужно

целенаправленно

и

последовательно

формировать

у

своих

воспитанников

любовь

к

сцене,

посредством

привлечения их к концертному исполнительству.

Концертно-исполнительская

деятельность

важная

часть

творческой

работы.

Она

является

логическим

завершением

всех

репетиционных

и

педагогических процессов. Публичное выступление вызывает у исполнителя

особое

психологическое

состояние,

определяющееся

эмоциональной

приподнятостью, взволнованностью. Сценическое выступление – это радость

от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.

Подготовка внеклассных мероприятий в ДШИ вызывает необходимость

творческой переработки преподавателем ранее усвоенных педагогических и

специальных

знаний,

изучение

новой

музыкальной

литературы

для

более

глубокого понимания музыкальных произведений.

Любое внеклассное мероприятие должно углублять и развивать интерес

учащихся

к

музыке,

учить

их

активно

проявлять

себя

в

музыкальной

деятельности.

Воспитание

сценичности

учащегося

надо

начинать

с

первых

шагов

обучения

в

школе

искусств.

Учащийся

должен

привыкать

к

тому,

что

выступление это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед

слушателем, перед самим собой, и перед своим педагогом.

Выступить

с

сольным

концертом

может

не

каждый

учащийся.

Преподаватель, зная возможности учащегося и уверенный за его сценическую

выдержку,

может

собрать

программу

и

подготовить

к

ответственному

выступлению.

Сольный концерт это своего рода лекция-концерт, дающая

учащимся,

слушателям

теоретические

знания

о

различных

направлениях

в

истории

развития

музыкального

искусства,

о

жизненном

и

творческом

пути

композитора и т.д.

Сольный концерт - как эффективный способ проверки на выносливость,

форма исполнительской практики,

играет в воспитании юного музыканта

большую

роль,

повышает

результативность

выступления

учащихся

на

конкурсах разного уровня.

Тщательно

подбирается

музыкальный

материал.

Он

должен

включать

контрастные по содержанию, форме и выразительности произведения:

Педагогу надо спланировать работу над программой так, чтобы самые

трудные номера были подготовлены заранее. Это относится, прежде всего к

произведениям крупной формы, пьесам виртуозного характера.

Успешность выступления зависит от старательной и систематической

работы

в

течение

всего

года.

Подготовка

к

концерту

способствует

формированию таких качеств как: инициатива, самоконтроль, критичность,

целеустремлённость, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка

и уверенность в себе.

Педагог должен очень хорошо знать привычки, характер и склад психики

своих учеников, чтобы дать им необходимые и наиболее точные рекомендации,

как

правильно

и

лучше

подготовиться

к

выступлению.

Особенно

важна

объективная оценка степени готовности исполнителя к нему. Здесь особенно

опасны как недооценка так и переоценка собственных возможностей.

Первое

становится

причиной

неуверенности

исполнителя,

которое

порождает излишнее волнение, а затем ведет к потере самообладания. Другая

крайность

переоценка

исполнителем

и

педагогом

своих

возможностей

приводит к техническим недочетам, бесформенности исполнения при выборе

«завышенного» репертуара, обречённого на неудачу.

Независимо

от

одарённости

ученика,

подготовки

программы,

исполнитель

всегда

волнуется.

Волнение,

когда

исполнитель

взволнован

чувствами и мыслями того, кого играет, что исполняет – желательно, полезно,

благотворно, способствует возникновению артистического подъёма.

Волнение

за

себя,

за

то

впечатление,

какое

он

воспроизведёт

на

слушателя, как выйдет то, или иное место, какой либо пассаж - вот это

состояние

ведёт

насмарку

всю

проделанную

работу.

Волнение

можно

перебороть, если думать и сосредоточить внимание на исполняемом.

Излишнее волнение может быть вызвано редкими выступлениями. Если

учащийся редко выступает, он теряет те ощущения собственного состояния,

которые он испытывал прежде

время выступления. Нужно восстановить,

укрепить и развить эти ощущения.

Традиция

моей педагогической деятельности – проведение творческих

отчетов класса, сольных концертов одарённых и трудоспособных детей.

Творческий отчет класса – это показ всех учащихся в какой либо форме –

соло, ансамбли различного состава, показ по предмету ознакомления, общему

фортепиано, в роли ведущего концерта и т.д.

А сольный концерт это очень ответственно и не все могут выдержать эту

форму выступления. Многие учащиеся моего класса, выступавшие с сольным

концертом, по окончании Детской школы искусств, продолжили музыкальное

образование в Сузах, затем в Вузах. Да, это перспективные, целенаправленные

учащиеся. Учащаяся по классу домры трижды подготовила сольный концерт,

показав

разносторонность

своего

творчества,

на

отлично

закончила

и

поступила в колледж искусств, где также успешно реализует себя в концертно-

конкурсной деятельности.

В этом году двое учащихся выступили с сольным концертом. Учащийся

по классу балалайки и учащаяся по классу домры. Это учащиеся четвёртого

класса, но при этом в программе каждого из них прозвучали произведения

крупной

формы,

обработки

народных

мелодий,

произведения

татарских

композиторов, пьесы современных авторов, также пьесы в джазовом стиле.

Позвучали выступления в ансамбле с аккордеоном, гитарой и в дуэте с

преподавателем.

Ученики

эмоционально,

творчески

раскрывали

художественный образ исполняемого

произведения. Слайдовая презентация

сопровождала

и

украшала

выступление

учащихся,

а

ведущая

концерта

информационными

комментариями

дополняла

звучание

произведения.

Бойцовский

характер

учащихся

дал

возможность

выдержать

столь

ответственное выступление перед широкой публикой.

Преподаватель выполнила поставленные цели и задачи:

Цель: Развитие

творческих

способностей

и

совершенствование

исполнительского мастерства.

Задачи:

Образовательные:

Применение

полученных

знаний

и

умений

учащимися

в

практической деятельности.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями.

Приобщение

детей

к

обучению

навыкам

выразительного

исполнения произведений различного характера.

Развивающие:

Развитие

творческого

воображения,

художественно-образного

исполнительского мышления, музыкальной памяти.

Воспитательные:

Формирование сценической культуры

Воспитание эстетического вкуса.

Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития

его исполнительских навыков, каждое публичное выступление, а в данном

случае - сольный концерт, должно помочь подытожить достигнутое, наметить

и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста.

Сольный концерт – стимул создания мотивации к успеху в учебе.



В раздел образования