"Развитие детской игровой активности в условиях введения ФГОС ДО"
Автор: Копылова Надежда Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 4 Населённый пункт: город Полярные Зори, Мурманская область Наименование материала: материал из опыта работы Тема: "Развитие детской игровой активности в условиях введения ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
1
Развитие детской игровой активности в условиях введения ФГОС ДО
Копылова Надежда Дмитриевна, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 4
г. Полярные Зори, Мурманской области
На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитие
ребёнка имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в
первую
очередь
на
самостоятельные
поиск
и
приобретения
знаний,
позволяющих
ориентироваться
в
окружающей
действительности.
Ребенку
можно давать
сколько угодно
знаний, но если они не имеют сферы
применения,
значит,
нельзя
говорить
об
их
эффективности.
Моя
задача
состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку найти прикладное применение
своим
знаниям
в
игре,
исследовательской
и
творческой
деятельности
и
2
сохранить при этом детскую картину мира со всеми её индивидуальными
особенностями
и
проявлениями,
поддержать
детское
«Я».
Развивать
в
ребёнке такие личностные качества, как активность и самостоятельность,
умение ставить и решать проблемные задачи, осуществлять выбор, проявлять
творчество и гибкость в ситуациях перемен. Именно активность является
базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию по отношению
к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих
сил развития ребенка. Активность – движение в направлении реализации
собственной внутренней потребности.
Мною выделины следующие виды детской игровой активности:
поисковая (выражается в поведении, направленном на самостоятельный
поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации,
самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе
которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний)
познавательная (развивается из потребности в новых впечатлениях,
присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности
формируется стремление узнать и открыть для себя как можно
больше нового)
3
творческая (выражается в актуализации творческого потенциала. Одна
из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого
отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая
личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его
общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной
активности)
двигательная (естественная потребность в движениях, удовлетворение
которой служит важнейшим условием для формирования основных
структур и функций организма, одним из способов познания мира и
ориентировки в нем)
социальная ( направлена на овладение ребенком нормами и правилами
социальной жизни, отображение и моделирование социальных
отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая
определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую
социальную адаптивность)
Таким
образом,
в
основе
всех
видов
активности
лежит
собственная
внутренняя активность ребенка.
4
Поэтому одна из моих задач – уделять приоритетное внимание развитию
представленных видов детской активности путем стимуляции собственной
внутренней активной позиции ребенка.
Однако у каждого ребёнка активность проявляется в разных областях: у
одного преобладает двигательная, у другого - познавательно - поисковая, у
третьего - высокий уровень развития творческой активности. Поэтому я
индивидуально - дифференцированно подхожу к данной работе с опорой на
преобладающий вид активности каждого ребёнка. Для реализации
поставленной мною задачи определяю важность создания организационно -
педагогических условий , к которым относятся:
-разработка системы методических приёмов, направленных на развитие всех
видов активности ребёнка;
-внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм
организации детской деятельности;
-создание
предметно-пространственной
среды,
способствующей
развитию
активности;
-обучение
педагогов
и
формирование
у
них
новой
позиции
во
взаимодействии с детьми.
Для
выполнения
этих
условий
применяю
следующие
методы
для
активизации детей.
1.Метод творческих заданий.
2.Метод развивающего дискомфорта.
3. Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.
Важную роль в развитии детской активности занимает - игра. Доказано, что
игра - единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребёнок может
проявлять
собственную
внутреннюю
активную
позицию.
Поэтому
в
практику, наряду с методами активизации использую различные
формы
организации игровой деятельности:
-
сюжетно
–
ролевую
игру,
направленную
на
развитие
социальной,
личностной
и
творческой
активности. Сюжетно-ролевая
игра
дает
возможность
ребенку
попробовать
себя
во
взрослых
ролях,
проявить
творческий
подход
в
нестандартных
жизненных
ситуациях,
заставляет
решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры.
5
Сюжетно-ролевые игры представляют собой соревнование в решении задач
взаимодействия людей. Детям приходится, примеряя на себя разные роли,
учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально,
логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.
6
-
пространственную
игру,
реализующую
потребность
в
движениях.
Пространственная
игра
относится
к
свободной
деятельности.
Её
главная
цель-самодвижение
ребёнка
в
пространстве
и
реализация
собственной
двигательной
потребности.
Создаётся
свободное
неорганизованное
пространство (комната) и даётся возможность детям действовать с ним по
своему
усмотрению.
Обязательно
наличие
в
нём
большого
количества
неоформленных
предметов
крупного
размера,
которые
ребёнок
может
свободно перемещать и трансформировать;
7
-
режиссёрскую
игру,
развивающую
личностную
активность
с
учётом
индивидуально-типологических
особенностей;
Например
игра
«Построй
свой
мир»
игра
создана
для
осуществления
собственных
замыслов
в
режиссёрских постройках. Ребёнку предлагается мелкий игровой материал:
небольшие
куклы,
домашние
и
дикие
животные,
мебель
(кукольного
размера),
элементы
улицы
и
т.д.
Кроме
того,
разнообразные
предметы
заместители,
природный
материал.
Детям
предлагается
рассмотреть
предлагаемые предметы и дать задание - создай свой мир, такой как ты
хочешь
или
вы
будите
создавать
детский
городок,
такой
какой
хотите.
8
Тематика
миров
может
быть
разной:
природный
–
«В
мире
животных»,
«Водный мир» и т.д. Социальный – «Детский Сад» - «Моя группа» и т.д. И
необычный «Подземный мир», «Мир на другой планете» и т.д. Результатом
данных работ считаю обобщение знаний о мире через создание и осмысление
его собственной картины. Данная игра дает богатую почву для проявления
личностных и индивидуальных особенностей детей.
9
- игру - соревнования, направленную на формирование умения подчиняться
игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности
поведения.
Это
особенный
вид
игры,
который
направлен
на
решение
педагогом
различного
рода
развивающих
и
личностных
задач
с
использованием
элементов
соревнования.
Обязательное
условие
игры
-
наличие соревновательных задач и мотивов.
10
- игры по созданию образов с элементами ряженья и грима, способствующие
развитию
творческой
активности.
В
процессе
организации
данных
игр
заметила,
как
дети
любят
перевоплощаться
в
различных
воображаемых
персонажей,
героев
сказок,
мультфильмов.
Сначала
с
помощью
игровых
атрибутов они меняют внешний облик, поэтому большой популярностью
пользуются
маски,
парики,
наряды.
Затем
разворачивается
игра,
где
они
изображают
персонажей,
разыгрывают
ситуации
,
взаимодействуя
друг
с
другом. Ещё одно средство перевоплощения - грим. Он позволяет изменить
не только внешность, но и почувствовать себя другим что открывает новые
возможности для раскрепощения и самовыражения личности. ( игра «Кто
ты?»)
11
Таким
образом,
все
перечисленные
мной
игры
и
методы,
и
формы
ориентированы на развитие различной активности ребёнка и формируют
умения
взаимодействовать,
представлять
и
прогнозировать
собственную
позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами
12
поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям
современной жизни.