Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
Автор: Алиева Сабина Абдуселимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ №75 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Использование современных форм сотрудничества с семьями
воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
к
структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.13 года) предусматривают
тесное
взаимодействие
с
семьями
детей
по
реализации
основой
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Семья
и
дошкольное
учреждение
–
два
важных
института
социализации
ребенка. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья.
За
воспитание
детей
и
их
развитие
несут
ответственность
родители,
а
дошкольное
учреждение
призвано
этому
содействовать.
Новизна
этих
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»,
«взаимодействие»,
«социальное партнёрство». В организации работы по повышению компетенции
родителей,
важная
роль
принадлежит
использованию
современных
форм
взаимодействия. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных
тем,
поскольку
родителям
необходимы
знания
об
особенностях
развития
ребенка, задача воспитания, методы организации игровой среды, подготовки его
к обучению в школе.
Чтобы
быть
конкурентоспособными
и
востребованными
на
рынке
образовательных услуг, коллективы ДОУ ищут свои пути сотрудничества и
взаимодействия
с
семьями
воспитанников.
Родители
являются
основными
социальными
заказчиками
ДОУ,
поэтому
взаимодействие
педагогов
с
ними
просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой
причине
многие
дошкольные
учреждения
сегодня
ориентируются
на
поиск
таких
форм
и
методов
работы,
которые
позволяют
учесть
актуальные
потребности родителей, способствуют формированию активной родительской
позиции.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога,
включающая
повышение
уровня
педагогических
знаний,
умений,
навыков
родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания
необходимых
условий
правильного
воспитания
детей;
взаимодействие
воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Основная цель – формирование нового типа взаимодействия детского сада и
семьи,
который
характеризует
доверительные
отношения
педагогов,
специалистов и родителей, активное включение родителей в воспитательно-
образовательный процесс как полноправных партнеров.
Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского
сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2.
Обеспечение
информационно-просветительской
поддержки
выбора
родителями
направлений
в
развитии
и
воспитании
посредством
выработки
компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3.
Содействие
созданию
условий
для
развития
способностей
ребенка
в
различных видах образовательной деятельности.
4. Повышение уровня компетентности родителей.
Помимо
традиционных
форм
работы
ДОУ
и
семьи
активно
использую
инновационные формы и методы:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий:
- презентация образовательной деятельности ДОУ (родительские собрания);
- презентация тематическая (утренники, праздники);
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации
совместной деятельности родителей и детей позволяет значительно расширить
возможности воспитательного процесса.
Таким образом, педагог получает возможность представить не только основные
теоретические
сведения,
аналитический
материал
(графики,
диаграммы
по
результатам
успеваемости,
результаты
анкетирования
и
т.
д.),
но
и
продемонстрировать
слайд-шоу
о
проведенных
мероприятиях
в
группе
и
детском саду.
- сайт ДОУ;
Совершенно
новый
потенциал
для
взаимодействия
родителей
и
педагога-
воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте
любой
родитель
получает
возможность
познакомиться
с
особенностями
образовательно-воспитательного
процесса
в
ДОУ,
общедошкольными
традициями, может узнать последние новости, и таким образом быть всегда в
курсе всех происходящих в детском саду событий.
- электронная почта ДОУ;
- закрытая группа ВКонтакте;
используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания
динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она
не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным,
понятным и насыщенным.
2. Организация консультативной и просветительской работы:
- информационные буклеты, памятки;
- диски с занятиями;
- групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ;
-
размещение
печатных
консультаций
для
родителей
воспитанников
на
информационных стендах;
3. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
-
праздники,
привлечение
родителей
к
образовательной
деятельности
–
открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.
- вовлечение родителей в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц,
снежных построек, новогодних игрушек) ;
- оформление папки успехов и достижений своего ребёнка;
- семейные фотоколлажи;
- тематические выставки.
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
сегодня
во
многом
зависит
от
того,
насколько
педагог-воспитатель
умело
использует в своей работе как традиционные формы взаимодействия с семьями
воспитанников, так и новые информационно-коммуникационные технологии,
имеющие
огромный
потенциал,
призванный
заинтересовать
родителей
и
создать
условия
для
их
активного
участия
в
образовательном
процессе
современного образовательного учреждения.
Таким образом, успешной работе дошкольного учреждения по повышению
педагогической компетенции родителей способствует использование модели
взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на идее партнерства, реализации
системы активного включения родителей в педагогический процесс.