Автор: Семененко Екатерина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №4
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Некоторые психолого-педагогические и методические проблемы работы со старшей группой детского хора.
Раздел: дополнительное образование
Некоторые психолого-педагогические и методические проблемы
работы со старшей группой детского хора.
Методика и система занятий в хоре ориентирована на то, чтобы в
конечном итоге юный певец получил необходимые навыки для активной
творческой работы в составе концертной группы хора. Из этого следует,
что в младшей, средней группах проходит учебно-подготовительный этап.
Эти две группы хора имеют собственный репертуар. Методика работы с
ними учитывает возрастные особенности детей.
Выразительное,
художественное
исполнение
требует
прочного
владения
вокально-техническими
навыками,
которые
являются
базой,
основой
хоровой
культуры.
Следовательно,
правильное
воспитание
певческого
голоса
учащихся
на
основе
всестороннего
развития
музыкального
слуха
(мелодического,
гармонического,
вокального,
ритмического, динамического) – первоочередная задача для руководителя
хорового класса.
Когда маленькие дети приходят в хор, почти все педагоги чётко знают,
что нужно с ними делать, как научить их петь, чем заинтересовать.
Но
вот
пройдены
начальные
этапы:
дети
усвоили
необходимые
вокально-хоровые навыки, из младшего хора перешли в среднюю, а затем в
старшую, концертную группу. И тут возникают новые, ещё более сложные
проблемы музыкального воспитания.
Концертный хор состоит обычно из школьников 5-9 классов. Это
довольно большой возрастной диапазон создаёт определённые сложности в
работе
с
хором.
Пока
новое
пополнение
«входит»
в
репертуар,
а
это
делается на общих занятиях хора (после предварительного выучивания
партий), старшие, более опытные ребята начинают скучать на репетициях.
Их обижает повышенное внимание руководителей к новичкам, раздражает
необходимость снова и снова повторять то, что они уже хорошо знают и
неоднократно пели на концертах.
Часто
руководители
задают
тревожный
вопрос:
как
удержать
в
коллективе взрослых ребят при работе с новым составом хора? Здесь очень
важно
провести
разъяснительную
работу
и
воспитательную
работу
со
старшими ребятами, напомнить им о том, что сами они недавно были
новичками в хоре и тянулись за «ветеранами», что правило: «научился сам
– научи товарища» является главной заповедью хорового певца. Но какими
бы убедительными, ни были беседы руководителя, как бы, ни возрастала
сознательность самих ребят, главным остаётся общий накал коллективного
творчества, ослабление которого даже на короткий срок ведёт к снижению
активности всей старшей группы, к ухудшению посещаемости, а иногда и
к уходу некоторых участников из коллектива.
В этот трудный для хора период очень важно правильно организовать
репетиционную и концертную работу, уделив особое внимание старшим
ребятам, чтобы они не только «вытягивали» пришедших в хор новичков, но
и сами получали удовлетворение от дальнейшего роста своего мастерства,
от непрерывающейся концертной деятельности коллектива.
Решая эти вопросы, руководитель оказывается перед необходимостью
выделить старших ребят в отдельную, но обязательно входящую в состав
концертного хора группу. В зависимости от количества детей это может
быть ансамбль или камерный хор.
Частая
ошибка,
которую
допускают
руководители
в
занятиях
со
старшими хористами, - излишнее доверие к их опытности, умению быстро
всё усвоить. Поспешное выучивание трудных произведений приводит к
разбалтыванию строя, небрежности в интонировании, привычке делать всё
«на
раз»,
«крупным
помолом».
Возникает
стремление
пополнить
репертуар
эстрадными
шлягерами.
Это
пагубно
сказывается
и
на
вокальной работе и на формирование вкуса подростков.
Нельзя не учитывать и возрастные особенности старшей группы хора.
Девочки в этом возрасте бурно развиваются физически и эмоционально.
Расширяется диапазон их голосов (сопрано - c¹- a, b²; альты – g, f ᵐ-d, es² ),
активнее
включаются
в
работу
грудные
резонаторы,
ярче
выявляются
тембры.
В
период
мутации
изменения
в
голосовом
аппарате
бывают
настолько значительными, что приходится переводить певцов из одной
партии
в
другую.
В
этот
период
очень
важно
организовать
чаще
индивидуальные прослушивания, предостерегать от форсирования звука,
от
перенапряжения
голосового
аппарата.
Возросшую
активность
и
эмоциональность
старших
девочек
нужно
использовать
для
более
тщательной
и
тонкой
работы
над
разучиваемым
произведением.
Они
сознательно и даже с удовольствием работают над строем, нюансировкой,
контролируют
слухом
силу,
красоту
звука,
с
интересом
относятся
к
упражнениям, укрепляющим дыхание.
В
детских
хорах
всегда
имеется
так
называемая
«проблема
мальчиков». В 12-15 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а
затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз: e, fᵐ-f, g¹.
Поэтому лучше перевести мутирующих мальчиков в альтовую партию, где
им
удобнее
петь.
Особенно
хорошо
звучат
у
них
g,
a
малой
октавы,
которые, как правило, трудны для ребят младшего возраста.
В
период
мутации
нужно
очень
бережно
относиться
к
голосам
хористов,
особенно
тех,
кто
был
солистом,
следить,
чтобы
они
не
форсировали звук, не старались брать высокие ноты, требующие большого
напряжения.
Чем
дольше
мальчики
будут
находиться
в
детском
творческом
коллективе, тем эффективнее проходит их певческое развитие, тем более
эмоционально развитыми и душевно богатыми вырастают они. Думается,
что следует в какой-то момент даже пожертвовать качеством звучания
старшей группы (да и хора в целом), но не удалять из неё мутирующих
мальчиков.
Да
и
отношения
между
девочками
и
мальчиками,
которые
много лет вместе занимаются любимым искусством, складываются самые
дружеские, самые тёплые и такими остаются на долгие годы.