Напоминание

"Аутопсихологическая компетентность студентов вуза как условие их профессионально-личностного саморазвития


Автор: Трефилова Оксана Валерьевна
Должность: студентка Направления подготовки высшего образования-магистратуры "Психолого-педагогическое образование"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: статья
Тема: "Аутопсихологическая компетентность студентов вуза как условие их профессионально-личностного саморазвития
Раздел: высшее образование





Назад




О. В. Трефилова

«АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ»

Аннотация: в

данной

статье

на

основе

проведенного

исследования

приводятся

результаты

по

выявлению

уровня

развития

компонентов

аутопсихологической компетентности студентов вуза разных курсов и ступеней

обучения (бакалвариат-магистратура).

Ключевые

слова: психологическая

компетентность,

аутопсихологиеская

компетентность, профессионально-личностное саморазвитие.

На сегодняшний день современное высшее образование считается одним из

главных, ведущих социальных институтов общества. Именно оно обеспечивает

подготовку высококвалифицированных специалистов, способных личностному и

профессиональному

росту.

Однако,

научные

исследования,

посвященные

профессиональной

деятельности

личности,

определяют

неблагоприятные

в

психологическом

отношении

условия,

при

которых

приходится

работать

специалистам.

Происходит

это

в

связи

с

тем,

что

в

процессе

им

постоянно

приходится

сталкиваться

с

трудно

прогнозируемыми,

и

кроме

того,

нередко

конфликтными, ситуациями. В результате довольно часто возникают стрессовые

состояния,

приводящие

к

усталости

работника,

нервным

срывам,

ухудшению

здоровья, что, несомненно, вызывает существенное снижение работоспособности,

увеличивая при этом вероятность принятия неверных, ошибочных решений.

Таким

образом,

всё

чаще

выражается

социальный

запрос

на

высокий

профессиональный уровень выпускников высшего учебного заведения. Помимо

имеющихся у будущего специалиста накопленных знаний и умений, работодатель

ожидает видеть в нем также гибкость, мобильность и уверенность в принятии

решений перед поставленными задачами.

Однако зачастую в традиционной системе вузовского обучения доминирует

знаниевый

подход,

при

котором,

в

первую

очередь,

делается

упор

на

объем

профессиональной информации, полученной выпускником.

Итак,

возникает

главное

противоречие

между

необходимостью

формирования у будущих профессионалов аутопсихологической компетентности,

и недостаточным вниманием к ее развитию в подготовке будущего специалиста.

Данное

противоречие

определяет

проблему

исследования:

какова

роль

аутопсихологической

компетентности

в

совершенствовании

потенциальных

возможностей студентов на уровне профессиональной и личностной значимости.

В процессе работы мы выдвинули следующую гипотезу исследования – в

период обучения в вузе значение аутопсихологической компетентности студентов

усиливается и начинает иметь все большее значение в их профессионально-

личностном саморазвитии.

Исследовательской базой послужил ФГБОУ ВО «УдГУ» студенты 2 и 4

курсов

бакалавриата

направления

подготовки

«Психолого-педагогическое

образование» и 2 курса магистратуры «Психология образования».

Исследуя

аутопсихологическую

компетентность,

мы

понимаем

ее

как

способность

к

целенаправленной

психологической

работе

по

изменению

собственных личностных качеств и способов поведения (Л.А. Степнова).

Содержательным

стержнем

работы

послужила

треххкомпонентная

структура

аутопсихологической

компетентности,

включающая

в

себя

рефлексивный, мотивационно-смысловой и регулятивный компоненты.

Т а к и м

о б р а з о м ,

и с с л е д о в а н и е

п р о в о д и л о с ь

с

п о м о щ ь ю

психодиагностических методик, каждая из которых позволила определить средние

показатели по каждому из компонентов.

Для исследования такого компонента аутопсихологической компетентности,

как рефлексия, был использован опросник А.В. Карпова, результаты которого

показали, что средние показатели рефлексии студентов 2-го курса по выборке

относятся

к

среднему

уровню

рефлексивности.

Такие

же

результаты

дают

студенты 4-го курса и магистратуры (2 курс набирает 115 баллов, что равно 4

стенам. 4 курс – 142 балла (7 стен), студенты магистратуры – 139 (6 стен)). Таким

образом, у большинства испытуемых уровень рефлексии не находится в диапазоне

ниже положенного, что определяет их к возможному стремлению к самоанализу и

саморазвитию, позволяя при этом развивать собственную аутопсихологическую

компетентность.

По

результатам

исследования

мотивационно-смыслового

компонента

с

помощью смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (выявлено, что средний

показатель уровня осмысленности жизни у студентов 2 курса составляет 104

балла, 4 курса – 113. Это свидетельствует о среднем уровне осмысленности жизни

и удовлетворенности ее процессом и результатом у испытуемых. Выявленный

уровень

смысложизненных

ориентаций

испытуемых

2

курса

магистратуры

составляет 124 балла, что соответствует высоким показателям развития данных

качеств.

Изучение

регулятивного

компонента

и

стиля

саморегуляции

поведения

студентов с помощью опросника В.И. Моросановой показало, что большинство

испытуемых

всех

курсов

более

склонны

к

планированию

и

оцениванию

результатов.

Таким

образом,

можно

говорить

о

сформированности

у

них

потребности в планировании деятельности, выдвигать самостоятельно цели и

адекватно оценивать свои результаты. Однако, средний показатель общего уровня

саморегуляции у студенческих групп различен. Средний балл студентов 2-го

курса

составляет

29,

4-го

31,

что

свидетельствует

о

невысоком

уровне

сформированности у них индивидуальной системы осознанной саморегуляции

произвольной

активности.

У

студентов

магистратуры

выявлен

высокий

показатель общего уровня, что может означать самостоятельность, гибкость и

уверенность в их поведении.

Полученные

результаты

по

тесту

«Готовность

к

самопознанию

и

саморазвитию» Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта позволяют сделать общий вывод о

готовности испытуемых к профессионально-личностному саморазвитию. Таким

образом, нами было выявлено, что большая часть всех испытуемых «хочет знать о

себе и может совершенствоваться». Однако во всех группах есть и те, кто «хочет

знать о себе, но не может измениться». Таким образом, не все студенты владеют

навыками

самосовершенствования,

что

может

стать

препятствием

в

их

профессионально-личностном саморазвитии.

Для

дальнейшей

работы

изучения

влияния

аутопсихологической

компетентности на профессионально-личностное саморазвитие студентов была

проведена беседа с испытуемыми. Определялись главные факторы, влияющие на

готовность

студентов

к

осуществлению

процессов

саморазвития,

как

профессионального, так и личностного. В каждой студенческой группе выявлено

по три фактора, имеющих, по мнению испытуемых, особую значимость. Таким

образом,

наибольший

факторный

вес

имеют:

мотивация

к

саморазвитию,

коммуникативная компетентность, самооценка, рефлексия, осмысленность жизни

и самоконтроль.

Итак,

анализ

полученных

результатов

показал,

что

готовность

к

профессионально-личностному

саморазвитию

значимо

связана

с

рефлексией,

саморегуляцией и мотивацией испытуемых к самоизменению. Описанные выше

результаты

позволяют

сделать

вывод

о

том,

что

уровень

сформированности

аутопсихологической

компетентности

напрямую

зависит

от

развития

ее

структурных компонентов.

Для того чтобы разобраться, почему студенты 2 и 4 курсов в целом имеют

средние показатели, а магистранты высокие, нами были определены условия для

их саморазвития, предоставленные в вузе. Таким образом, мы пришли к выводу о

том, что образовательная среда выпускников магистратуры более открыта, что

помогает им самореализовываться и развиваться уже не только личностно, но и

профессионально. Студенты 2 курса бакалавриата пока напрямую зависимы от

учебной

программы,

что

может

препятствовать

их

достижению

личностно-

значимых целей. Страх совершить ошибку в выборе будущей профессиональной

деятельности

выпускников

4

курса

бакалавриата

также

свидетельствует

о

недостаточной сформированности у них устойчивой мотивации к работе.

Анализируя

итоги

проведенного

исследования,

можно

сделать

ряд

обоснованных выводов.

Во-первых, современному выпускнику высшего учебного заведения уже

недостаточно иметь лишь необходимую базу профессиональных знаний, умений и

навыков. В профессионально-личностном саморазвитии большое значение имеют

такие характеристики, как способность рассчитывать на свои силы и адекватно

оценивать их, желание достичь успеха в учебной, а затем и в профессиональной

деятельности, ответственность за свои поступки, самоконтроль и саморегуляция

осуществления процесса самоизменения. Все это невозможно без формирования

аутопсихологической кометентности.

Во-вторых,

исследуемая

компетентность

не

формируется

стихийно

и

самостоятельно. Она требует ряд необходимых условий для своего формирования,

которые могут и должны предоставляться в высших учебных заведениях.

В-третьих,

основными

признаками

высокого

уровня

сформированности

аутопсихологической компетентности является осознание себя, самоотношение к

своим

личностным

и

профессиональным

качествам,

самоконтроль,

саморегуляция, осознание потребностей и смысла процесса саморазвития. Таким

образом, студент должен проявлять познавательную и социальную активность,

самостоятельность,

инициативность,

работоспособность,

настойчивость,

смелость, самообладание.

Таким образом, аутопсихологическая компетентность является одним из

значимых

условий

профессионально-личностного

саморазвития

будущих

специалистов.

Список литературы

1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие

человека. – М. : РАГС, 2000. – 329 с.

2. Егорова Т. Е. Формирование аутопсихологической компетентности в

условиях групповой интенсивной подготовки : дис. канд. психол наук : 19.00.13.

– М.,1997. – 233с.

3.

Степнова

Л.

А.

Развитие

аутопсихологической

компетентности.–

М,

2003. – 642 с.

Трефилова Оксана Валерьевна – магистрант, ФГБОУ ВО «Удмуртский

государственный университет, Ижевск

Научный руководитель: Савельева Марина Геннадьевна – кандидат наук,

доцент, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет, Ижевск



В раздел образования