Напоминание

Важнейшие классы неорганических соединений


Автор: Петрова Мария Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н. Каштанкина
Населённый пункт: Ульяновский район, Ульяновская область
Наименование материала: разработка урока химии в 8 классе
Тема: Важнейшие классы неорганических соединений
Раздел: полное образование





Назад





Тема урока: Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты,

основания, соли.

Дата проведения:14.03.2016.

Класс 8 а

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Учитель Петрова М.П.
Девиз урока. «Повторение – мать учения». (Русская народная пословица.)
Цели урока. Обучающая.
Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация, способы получения, химические свойства, генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Развивающая.
Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитывающая
. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Форма урока
. Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов. Оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч е н и к о в: листы самооценки, опорные схемы (оксиды, кислоты, основания, дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: фенолфталеин, лакмус пронумерованные пробирки (1, 2, 3 – вода, кислота, основание).гидроксид натрия, сульфат меди(II), кислота, индикаторы, карбонат и оксид кальция, оксид меди, натрий металлический, вода. ХОД УРОКА
1. Организационный момент,
вступительное слово учителя, сформулирование цели урока учащимися. Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. На слайде записана тема: «Важнейшие классы неорганических соединений» Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме. Ребята, если вы обратили внимание на слайд, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок. • «Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед». Какие это вещества? (О т в е т. Оксиды.) • «Они имеют кислый вкус. В них изменяет цвет лакмус. А если активный металл попадет, Получим мы соль и еще водород». (О т в е т. Кислоты.) • «В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?»
(О т в е т. Щелочи.) • «Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...» (О т в е т. Соли.) Итак, мы повторяем изученный материал.
Далее выполните задание.
Из перечисленных формул: H 2 S, K 2 SO 3 , КОН, SO 3 , Fe(OH) 3 , FeO, N 2 O 3 , Cu 3 (PO 4 ) 2 , Cu 2 O, P 2 O 5 , H 3 PO 4 выпишите последовательно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) солей;г) оснований. Дайте названия веществам
2. Повторение свойств оксидов
Учитель. Какие вещества называются оксидами? Приведите классификацию оксидов.
3. Повторение свойств кислот
Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? Свойства кислот
4. Повторение свойств солей
Учитель
. Если в кислоте атом водорода я заменю на атом металла, то что я получу?
Назовите мне соль, с которой мы ежедневно сталкиваемся дома. (Ученики отвечают, что это поваренная соль.) Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет). Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем. За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год: 450 г•12 = 5,4 кг, за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.
Конкурс «Магические круги».
А теперь проведем конкурс «Магические круги». Вы должны составить и записать формулы солей в окошках 1 группа - солей натрия 2 группа – солей кальция 3 группа –солей алюминия 4 группа – солей калия (Учащиеся пишут формулы солей, затем все вместе их проверяют.) Мы получили с вами соли.
5. Повторение свойств оснований
Учитель. А теперь, ребята, понаблюдаем за моими действиями. (Проводит опыт взаимодействия натрия с водой и одновременно читает стих.) «Я очень маленького роста И получаюсь очень просто: Берут стакан, а в нем вода;
Теперь кладут металл сюда. Хлопок! И взрыв! И сноп огня! И вы получите меня. Хоть польза от меня огромная, Натура я довольно скромная. Вот индикатор влей сюда, И я краснею от стыда…» О чем идет речь? (О т в е т. NaOH.) Что при этом получается? О чем говорит изменение цвета фенолфталеина? Ребята, вы посмотрели опыт. Какой же вывод напрашивается по нему? Ученик. Основания получаются при взаимодействии активного металла с водой и оксидов активных металлов с водой. Учитель. Какие вещества называются основаниями? Вспомните классификацию оснований Основания и их свойства
6. Проверочный тест ( самоконтроль)
1. Ряд состоящий только из кислотных оксидов а) SO 3 , P 2 O 5 , Mn 2 O 7 , б) K 2 O, Na 2 O, Rb 2 O, в) ZnO, SiO 2 , Cr 2 O 3 ? 2. Ряд, состоящий из только из одноосновных кислот а) HF, H 2 CO 3 , H 3 PO 4 , б) H 2 SiO 3 , HBr, H 2 S, в) HCl, HNO 3 , HI? 3. Изменит цвет индикатора фенолфталеина в малиновый а) КOH, б) Zn(OH) 2 в) Cu(OH) 2 4. Ряд, состоящий из растворимых оснований а) LiOH, Ba(OH) 2 , б) Fe(OH) 3 , Mg(OH) 2 , в) Al(OH) 3 , RbOH? 5. Одноосновная сильная из предложенных кислот а) H 2 SiO 3 , б) HNO 3 , в) H 2 S?
Физминутка.

7 . Лабораторные опыты.

Лабораторные опыты «Свойства кислот, солей, оснований(щелочей)» (работа в

группах)
Инструктаж по ТБ. (Игра «Шляпа» передаем шляпу, задаем вопросы по Т.Б.) 1) Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ? 2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу? 3) Как правильно нужно разбавлять кислоты? 4) Как правильно держать пробирку при нагревании жидкости?
Задания:

1 группа
– определить, что за вещество в пробирке (кислота, щелочь, вода)
2 группа
– изучение химических свойств кислот
3 группа
- изучение химических свойств щелочей
4 группа
- изучение химических свойств солей. Учитель. Ну а теперь, будущие химики, расскажите о своих экспериментах. Выводы, уравнения реакций.
8. Д.З.
Повторить § 40-47 и выполнить задание (каждому ученику раздать задание) Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С». Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски: SО 3 + H 2 O —> А; СаО + H 2 O —> В;
А + В —> С. О ходе ваших поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
9. Подведение итогов и рефлексия.
Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.
Что узнали на уроке?

1)Комфортно ли вам было на уроке?

2) Какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему?

3)Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

4)Смогли ли вы выполнить самостоятельно:

А) лабораторные опыты:

Б) сделать выводы по работе
(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.) •
1) Если вы заработали 26 – 30 баллов– поставьте «5»;

2) если вы заработали 19 – 25 баллов– поставьте «4»;

3) если вы заработали 10 – 18 баллов – поставьте «3»;

4) если вы заработали 0- 9 баллов – поставьте «2»


В раздел образования