Напоминание

Программа для литературных объединений


Автор: Якушева Надежда Гавриловна
Должность: уч. начальных классов и педагог-психолог
Учебное заведение: Детский дом №1
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа для литературных объединений
Дата публикации: 09.07.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Центр дополнительного профессионального образования

Литературные курсы

Программа защищена 15.06.2019

Надежда Якушева

Куратор Ягодинцева Н. А.

Программа для литературных объединений

2019 г.

1

Программа для литературной группы

«Творческая деятельность делает человека существом, обращённым в

будущее» Л.С. Выготский

Пояснительная записка

Одной из самых главных особенностей личности является

способность созидать, творить новое. Потребность в развитии творческих

способностей у молодёжи наиболее актуальна в век информационных

технологий, когда становятся более востребованными активные, неординарно

мыслящие люди. Развитие литературных способностей – это лишь первая

ступень в более длительном процессе развития культуры человека.

Становление творческой личности не может происходить без нравственного

воспитания, без роста национального самосознания при изучении

произведений литературы. По мере накапливания личного опыта и знаний

богаче становится воображение, фантазия, развивается эмоционально-

волевая сфера. Чувства и мысли движут творчеством, человек становится

более инициативным, способным делиться плодами творчества и вовлекать

других в этот процесс.

Новизна данной программы заключается в обеспечении участников не только

теоретико-литературными, но и психологическими знаниями, воспитанию

толерантности, обучению умению конструктивного разрешения конфликтов и

привитию навыков бесконфликтного общения. В процесс обучения включены

игры и упражнения для развития творческого мышления, фантазии и

воображения. Большинство людей в любом возрасте любят играть. Видимо,

потому что игра – это целостное состояние души. Это единство мыслей,

чувств и движения. Это очень гармоничная жизнь в роли, образе, ситуации и

мире. Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство,

которое обладает большим творческим потенциалом. Можно творить себя,

своё будущее, отношения с другими и будущее мира. В игре можно позволить

себе быть самим собой. Хорошая игра – это эксперимент по самораскрытию

и самопознанию. Каждое занятие начинается с игровой ситуации или

упражнения для снятия эмоционального напряжения и создания

благоприятных условий для учёбы, общения и личностного роста.

В век научно-технического прогресса, компьютерных технологий возникла

необходимость создания программы по развитию литературных творческих

способностей, с целью воспитания людей с высокими нравственными

ценностями, любящими и читающими родную литературу. Одной из главных

задач становится воспитание патриотического самосознания. В связи с

развитием у человека потребности служить общественно-созидательным

2

целям востребованными становятся грамотные люди, мыслящие

неординарно, выдающие новые оригинальные идеи.

Отличительной особенностью данной программы является более

углубленное изучение языковых средств выразительности, развитие

творческих способностей в игровой форме и умение применить их в

реальной жизни, активизация творческой деятельности, развитие высшей

человеческой потребности в самосовершенствовании и самоактуализации.

Данная программа предназначена для учащихся старшего школьного возраста

и студентов. Темы можно варьировать относительно актуальности для

конкретного литературного объединения. Каждый руководитель учитывает

возрастные особенности группы, теоретическую подготовленность и ступени

развития литературного мастерства. (Индивидуальный и

дифференцированный подход.) Адаптировать программу можно на любую

возрастную группу 12+

Программа содержит три приложения с играми и упражнениями для развития

творческого мышления, фантазии, воображения и упражнениями для снятия

эмоционального напряжения. Третье приложение включает психологическое

информирование об ошибках восприятия и барьерах в общении, о

внутриличностном конфликте и способах разрешения конфликтов.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих, литературных способностей.

Создание благоприятного психологического климата в группе, условий для

личностного роста и развития коммуникативных навыков. Формирование

адекватной личностной самооценки.

Развитие культуры речи, мышления, фантазии и воображения.

Задачи программы:

Воспитывать уважение к родному русскому языку, его красоте и богатству,

развивать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине.

Воспитывать высокие нравственные качества.

Познакомить с основами стихосложения, основными направлениями в

литературе, стилями и жанрами. Активизировать мотивацию к чтению.

Научить практической работе с произведением, научить распознавать

средства языковой выразительности, умению анализировать и редактировать.

Стимулировать активную познавательную и творческую деятельность.

Прививать навыки работы в группе, соблюдения групповых правил. Учить

3

толерантным межличностным отношениям. Обогащать и расширять

позитивный опыт совместного творчества.

Методы проведения занятий:

Словесные, наглядные, практические: беседы, лекции, доклады. Игры,

упражнения для развития творческих способностей, фантазии, воображения,

логического мышления. Литературная мастерская – практические занятия.

Методы стимулирования познавательной и творческой деятельности:

похвала, поощрение для повышения уровня мотивации.

Использование интерактивных методов: творческие задания, деловые,

обучающие игры, работа в микрогруппах, мозговой штурм, дискуссии,

диспуты, конференции, семинары и т.д.

Формы работы: дискуссии, творческие игры, тренинги, творческие

мастерские, упражнения, конкурсы, сочинения, мастер-классы. Праздники.

Литературные гостиные. Творческие вечера с поэтами и писателями. Встречи

с читателями. Презентации.

Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, работа в парах и

микрогруппах.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 2 часа.

Программа рассчитана на три года обучения.

Структура построения занятия:

Вводная часть: знакомство с новичками, представление участников группы

друг другу в игровой форме «Снежный ком», «Аллитерация, ассонанс имени»

Упражнение №1 «Свежие и хорошие новости», упражнение №2 «Я –

оптимист» Руководитель рассказывает о теме сегодняшнего занятия и планировании,

о городских и других культурных мероприятиях. Каждый участник делится

радостными личными новостями или достижениями.

Теоретическая часть 15-20 мин.

Закрепление теории. Практическая часть в игровой форме. Подбор

упражнений и игр, соответствующих тематике.

Чтение и разбор новых произведений. (Работа в парах, микрогруппах)

Обсуждение за круглым столом.

Обязательная рефле́

ксия как приём обратной связи: я – высказывания. Все

участники по кругу делятся впечатлениями: что нового, полезного взяли для себя из

4

этого занятия, комфортно ли было работать в группе, что хочется узнать и изменить

в себе или в групповых правилах. Что понравилось, не понравилось?

5

I.Творчество. Развитие творческого мышления.

1. Задатки и способности. Способности общие и специальные. Талант.

Гениальность. (1 час).

2. Творчество. Критерии творчества: беглость, гибкость, оригинальность. Как

развить способности, фантазию и воображение. (2 часа).

3. Составляющие литературных способностей: поэтическое восприятие мира,

эмоциональная чувствительность, художественная наблюдательность,

творческое воображение, хорошо развитая образная и эмоциональная память,

владение языковыми средствами. (1 час).

4. Способы развития фантазии и воображения. Игры и упражнения для

развития творческого мышления. Приложение №1. (Тест креативности) (2

часа).

II.Литература. Каким должен быть литератор.

1. Литература – часть духовной культуры народа. Каким должен быть

литератор? Профессиональная этика. Снобизм в творческой среде. Комплекс

творческого сноба: (Я +, Труд +, Они –) Интеллектуальный снобизм.

Дискуссия по повести М. Булгакова «Собачье сердце». Причины и признаки

снобизма. (2 часа).

2. Основные направления в литературе. Золотой век. Серебряный век. (2

часа).

3.«Границы моего языка означают границы моего мира» Л. Витгенштейн.

Необходимость грамотности литератора. Грамотность – уважение к родному

языку. (1 час).

4. Роль знаков препинания в тексте. (1 час).

5. Ответственное отношение к слову. Чтение рассказа из книги К.

Паустовского «Золотая роза»: «Драгоценная пыль» Обсуждение в форме

дискуссии. (1 час).

III.Культура речи.

1.Нормативная сторона речи – грамматическая правильность.

Целесообразность речи: логичность, точность, уместность, краткость. (2

часа).

6

2. Соблюдение законов логики и принципов в построении высказывания.

Оправданный алогизм в анекдотах, фантастике и фольклоре. (2 часа).

3. Наиболее частые логические ошибки в речи: излишне дробный текст или

наоборот нагромождение длинных предложений. Нежелательная омонимия.

(2 часа).

4. Синтаксическая несогласованность фраз. Смысловые искажения из-за

неверно избранной организованности текста. Двусмысленность в результате

синтаксически не правильного построения текста. (2 часа).

5. Норма и ошибка. Речевая ошибка: контаминация – смешение; тавтология –

повтор, тождествление; плеоназм – излишество, многословие. Речевой

недочёт: двусмысленность. Избыточность и недостаточность речи. Задание:

найти и устранить ошибки в приведённых отрывках. (Работа в микрогруппах)

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок. (2 часа).

6. Слова-паразиты или мусорные слова. Как избавиться от слов-паразитов:

постоянная практика в устной речи; задержка дыхания; контроль со стороны;

избавление от волнения; короткие паузы. (1 час).

7. Риторика – искусство красноречия. Функции языка: номинативная

(назывная), экспрессивная, коммуникативная: общение, сообщение и

экспрессия. Магическая функция. Слово – мощный рычаг и инструмент

воздействия на умы и чувства людей. (2 часа).

IV.Поэзия – высокий жанр.

1.Поэзия. Значение поэзии в русской литературе и культуре. Поэтическое

мышление. (1 час).

2. Поэзия — высокий жанр. Место ли в поэзии обсценной лексике?

Жаргонная лексика: молодёжный, профессиональный и лагерный (арго)

сленг. Сквернословие как социальная проблема. Дискуссия. (2 часа).

3. Стихотворения. Разновидности стихотворений. Стих. Строфа.

Разновидности строф: двустишие, терцен, катрен и т.д. Лимерик. Сонет.

Онегинская строфа. (3 часа).

4. Выразительность чтения. Основной принцип выразительности чтения –

проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. Ударные

слова. Логическая и психологическая пауза. Речевая интонация. Темп.

Приложение №1 Упражнение №7. (2 часа).

5. Поэтические жанры: ода, баллада, послание, басня, эпиграмма, эпитафия,

стансы, сонет, рубаи. (3 часа).

7

V.Основы стихосложения

1. Рифма. Разновидности рифм. Мужская, женская, дактилическая,

гипердактилическая. Рифма парная, смежная и кольцевая. Точная,

ассонансная. Моностих – внутренняя рифма в одной строке, дистих, терцет,

катрен, квинтет, пентет и т.д. Приложение №1 Упражнения №6, 28. (5 часов)

2. Ритмическая единица. Стихотворные размеры. Двухстопные размеры.

Двухстопный ямб и хорей. Поэтические примеры. (2 часа).

3. Поэтические размеры: трёхстопные: дактиль, анапест и амфибрахий.

Поэтические примеры. (2 часа).

4. Что такое плагиат? Право на авторство. Понятие о графомании. Ступени

развития писательского мастерства: Ученик. Ремесленник. Мастер.

Мотивация, стиль, отношение к критике, самооценка. Приложение№1

Упражнение №10 и Приложение№3. (3 часа).

5. Учимся расставлять ударения и определять размер в стихотворении. (2

часа).

6. Четырёхстопные размеры. Поэтические примеры. (1 час).

7. Основные ошибки при стихосложении. (2 часа).

8. Речевые штампы – «стёртые пятаки» являются уничтожением в речи

конкретности. (Приложение № – упражнение №4) (1час).

9. Поэзия родного края. Знакомство с местными поэтами. Творческие вечера.

VI.Языковые средства речевой выразительности в поэзии и прозе

1.

Фонетические средства: аллитерация и ассонанс, звукопись и

звукоподражание. (2часа)

2.

Лексические (тропы) Троп – употребление слова в переносном

значении; наряду с основным у слова формируется ряд вторичных

смысловых оттенков.

Метафора, развёрнутая метафора, олицетворение. Сравнение. (5 часов)

Метонимия и сине́

кдоха. (2 часа)

8

Аллегория. Ирония. Перифраз. (2 часа)

Гипербола, гротеск, градация, литота. (2 часа)

Эпитет. Оксю́

морон. (2 часа)

Лексические средства выразительности: синонимы, антонимы,

омонимы, паронимы. (1 час)

Фразеологизмы, диалектизмы, архаизмы, старославянизмы,

окказионализмы. (1 час)

Афоризмы. Эмоционально-оценочные слова (стилистически

окрашенные суффиксы). Междометия. (1 час)

Лексические повторы: анафора, эпифора, композиционный стык. (1

час)

3.

Синтаксические средства выразительности: анафора, эпифора.

Композиционный стык, лексический повтор. (1 час)

Антитеза. Градация. Парцелляция. Инверсия. Эллипсис. (2 часа)

Бессоюзие. Многосоюзие. Синтаксический параллелизм. Парадокс. (2

часа)

Разновидности предложений. Авторский пунктуационный знак (чаще:

тире) (1час)

Упражнения из Приложения№1 к теме: метафора, олицетворение,

метонимия и синекдоха. Упражнения №5, 8, 11и др.

Образец анализа стихотворного произведения. (1 час)

VII.Проза. Жанры. Функциональные стили.

1.Основные направления в современной российской литературе:

постмодернизм, модернизм, реализм (во всех его направлениях и

неосентиментализм. (2 часа)

2. Проза. Жанры. Малые прозаические формы: биография, очерк, новелла,

рассказ, эссе. (3 часа)

Былины. Мифы. Сказки. Бродячие сюжеты в сказках. (2часа)

9

3. Документальная, военная, художественная проза. Крупные формы:

повесть, роман, эпопея, триллер, детектив, мемуары. (2 часа)

4. Стилистика. Функциональные стили: научный, официально-деловой,

публицистический стиль, художественный и разговорный стили. (3 часа)

5. Стилистические ошибки и их типы:

немотивированное повторение в узком контексте одинаковых или

однокоренных слов; плеоназмы – сочетания, содержащие излишний

смысловой компонент; паразитные рифмы в художественном тексте;

тавтология – тождесловие; многословие, вызванное расщеплением

сказуемого на два; многословие, вызванное использованием универсальных,

общих слов. Речевые штампы в прозе. Слова-паразиты. Немотивированное

употребление нелитературной лексики; фальшивые слова; реникса –

откровенная чепуха. Словесное однообразие. Неуместное смешение стилей;

неблагозвучие; отсутствие образности там, где она уместна.

Немотивированная инверсия. (5 часов)

6. Работа с текстом. Нахождение стилистических ошибок. (5 часов)

7. Речевые стандарты в публицистике. (1 час)

8. Схема анализа прозаического произведения. (1 час)

9. Писатели родного края. Знакомство с местными писателями. Творческие

вечера.

Литература

Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов – Москва 2000

Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками

– Москва 2002

Бетти Э. Риэрдон Толерантность – дорога к миру – Москва 2001

Бука Т. Л. Психологический тренинг в группе – Москва, 2005.

Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах – Можайск,

1999

Введенская Л.А. Павлова Л. Г. Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи

Ростов-на-Дону – 2008

10

Гетманский И. О. Азбука литературного творчества или от пробы пера до

мастера слова.

Десяева Н.Д. Арефьева С.А. Стилистика современного языка – Москва

Издательский центр Академия2008

Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодёжи

– Новосибирск 2002.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения – Екатеринбург

1998.

Крылов А.А. Психология Учебник – Москва 2004

Кэдьюсон Хайди Шефер Чарлз. Практикум по игровой психотерапии –

Санкт-Петербург 2002

Лазарева А. Г. Праздники школьные, внешкольные, старые, новые –

Ставрополь 2000

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками – Москва 2001.

Логинов С. В. О графах и графоманах.

МакмахонГлэйд. Тренинг уверенности в себе – Эксмо 2003.

Мурашов А.А. Русецкий В.Ф. Культура речи – Москва-Воронеж 2004

Немов Р.С. Практическая психология – Москва Владос 2002

Ниши Кацудзо. Очищение души: уроки медитации – Санкт-Петербург 2002.

Пономаренко Л.П. Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников 10 класс

– Москва Владос 2001

Пономаренко Л.П. Белоусова Р. В. Психология общения 11 класс – Москва

Владос 2001

Приходько В.К. Выразительные средства языка – Москва Издательский центр

Академия 2008

Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета – Санкт-Петербург

1998.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе – Тверь

«Эксмо-пресс» 2001

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – Ярославль 2002

Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления детей – Екатеринбург 2004.

11

12



В раздел образования