Напоминание

"Здравствуй, русская матрёшка!" конспект интегрированного занятия для детей старшей группы


Автор: Дикаева Анна Хабибулловна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Череповец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здравствуй, русская матрёшка!" конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
Дата публикации: 11.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАОУ «Центр образования № 12»

Конспект интегрированного занятия для детей

старшей группы.

«Здравствуй, русская Матрёшка!»

Дикаева Анна Хабибулловна

Музыкальный руководитель

Первая квалификационная категория

г. Череповец

Конспект интегрированного занятия для детей

старшей группы.

«Здравствуй, русская Матрёшка!»

Автор:

Дикаева Анна Хабибулловна, музыкальный руководитель, МАОУ «Центр

образования», г. Череповец, Вологодская область.

Цель занятия:

Знакомство с народной игрушкой – русской Матрёшкой через

интеграцию образовательных областей: художественное творчество и познание.

Задачи:

1.Познакомить детей с историей Матрёшки;

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера;

3.Продолжать учить детей чисто интонировать ноты, опираясь на до мажорное

трезвучие;

4.Закреплять знания о русских народных музыкальных инструментах.

5.Развивать мелкую моторику пальцев рук;

6.Продолжать закреплять знакомые элементы движений русского народного танца и

познавать новые.

7.Развивать творческие способности детей;

8.Воспитывать любовь к народному искусству;

9.Закреплять нотный стан;

10.Развивать интерес детей к народному творчеству.

Методические приёмы:

Образно – художественные, игровые, музыкальные,

наглядные, практические, словесные.

Материально –

техническое обеспечение:

Музыкальное сопровождение: фонограмма русской народной музыки «Калинка»;

песни «Милашки» Бурениной; «Варенька» (обр.р.н.песни); нотное приложение

«Каждый звук имеет своё имя»(обр.Ж.Металлиди из Муз. Палитры), песня «Ой да,

мы матрёшки» (муз.Ю.Слонова, сл.З.Петровой), р.н.песня «Колпачок»; коробка с

музыкальными инструментами (трещотки, ложки, бубен, коробочка, гармошка).

Оформление:

У окна стоят столы, на которых лежат заготовки матрёшек, в углу

зала стоит домик матрёшки.

Ход занятия:

Под фонограмму русской народной музыки

«Калинка»

дети входят в

музыкальный зал и встают кругом.

Подпевка – приветствие «Здравствуйте!»

Мальчики поют: «Здравствуйте, девочки!»

Девочки поют: «Здравствуйте, мальчики!»

Все вместе поют: «Здравствуйте, здравствуйте все!»

М. р.(музыкальный руководитель): Ребята, послушайте загадку:

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… Дети: Матрёшка!

М. р. И сегодня я предлагаю вам окунуться в мир Матрёшки.

Друг за другом становитесь,

В мир Матрёшки окунитесь!

На куплет р. н. музыки «Калинка» дети идут друг за другом по кругу, а на припев

выполняют музыкально – ритмические движения «Топотушки» (обратить внимание

на осанку детей, чтобы двигались в такт музыки), а потом на специальный

музыкальный сигнал дети садятся на стульчики.

Под песню «Милашки» Бурениной танцуя, с платочком в руках, появляется

девочка – Матрёшка.

Матрёшка: Я Матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая,

А на голове платок, словно яркий цветок!

Я живу в этом домике, но никак не могу в него зайти, т.к. ступеньки, по которым я

поднималась на крыльцо, убегают из-под моих ног. Ступенек у меня семь и каждая

имеет своё имя и задание. Пожалуйста, помогите мне их собрать и выполнить

задания.

М. р.: Дети, поможем Матрёшке? Дети: Да!

Матрёшка: Тогда слушайте! Первая ступенька – До!

Задание: Спеть распевку в До мажоре!

«Каждый звук имеет своё имя» (обр. Ж. Металлиди из Муз. Палитры).

М. р. поёт распевку.

М. р.: Скажите, дети, первый раз в распевке куда двигалась мелодия, вверх или

вниз? (вверх)

Матрёшка: А давайте изобразим это поступенное движение вверх на мольберте да

не просто, а с помощью моих подружек – магнитных матрёшек (выбранный

Матрёшкой ребёнок показывает движение).

М. р.: Хорошо, а сейчас давайте, все вместе исполним эту мелодию вверх на слог

«До» (дети поют вместе с м.р). А второй раз, куда двигалась мелодия? (вниз).

Матрёшка: Изобразите на мольберте (выбранный ребёнок показывает).

М. р.: Молодцы! Давайте исполним на слог «До» движение мелодии вниз (дети

поют). А теперь соединим обе фразы (дети поют).

Матрёшка: Вторая ступенька – Ре!

Задание: Прочитать стихи о мне - Матрёшке!

Стихи:

1реб.: Матрёшка на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в Матрёшке

Как в доме деревянном.

2реб.: Очень любят все Матрёшки

Разноцветные одёжки:

Все расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3реб.: Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

Матрёшка: Третья ступенька – Ми! Интересно, какое задание она в себе несёт?

Ребята, посмотрите, здесь какая – то коробка (открывает). А в ней: трещотки, ложки,

коробочка, гармошка, бубен. Это не просто музыкальные инструменты, а русские

народные.

Задание: Вкруг друзей позовём,

Инструменты мы возьмём.

Будем ими мы стучать,

Песню дружно подпевать!

Игра на д.м.инстр. «Варенька» (обр.р.н.песни)

Матрёшка: Четвёртая ступенька – фа! Матрёшка появилась в России более 100лет

назад. Привезли её из Японии – большеголового деревянного японца. Раскроешь его,

а там игрушка такая же, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился японец

мастерам русским. Они переодели игрушку: одели русский сарафан с передником, на

голову повязали платок, нарисовали глазки, подрумянили щёчки и назвали русским

именем Матрёша.

Задание: Назвать три вида матрёшек и рассказать, чем они друг от друга

отличаются!

1реб.) Семёнковская Матрёшка из города Семёнов. Её фартук раскрашен цветами

малиновыми, жёлтыми и зелёными.

2реб.) Загорская Матрёшка из села Загорск. Всегда в сарафане и платке, украшенном

росписью.

3реб.) Полхов – Майданская Матрёшка из села Полхов – Майдан. У них нет

сарафана и платка. На голове полушалок с цветами.

(После каждого названия М.р. показывает слайды презентации «Матрёшки» с их

изображениями).

Матрёшка: Пятая ступенька – Соль!

Становитесь поскорей,

Запевайте веселей.

Про Матрёшку – хохотушку,

Деревянную игрушку.

Песня «Ой да, мы матрёшки»( муз. Ю. Слонова, сл. З. Петровой).

(Девочки поют и подтанцовывают, выполняя движения по тексту).

Матрёшка: Шестая ступенька – Ля!

Зовёт поиграть, детвора.

Дети выбирают Матрёшку – девочку и завязывают ей на голове платок.

Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив р.н. песни «Колпачок»

Эх, Матрёшечка, Матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

(Матрёшка танцует, используя русские народные движения, а потом выбирает

следующую девочку – ведущую).

Матрёшка: И последняя ступенька – Си!

«Пусть начнутся чудеса,

Сделайте меня, друзья».

Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной

матрёшки.)

М. р.: Наши матрёшки будут плоскостными, а сделать им наряд вы сможете или с

помощью разных круп и семян (горох, бобы, манка, рис, греча, семечки), или

нарисовать красками. Фантазируйте!

(Звучат русские народные мотивы в записи, а дети с м. р. и Матрёшкой

изготавливают игрушки.)

Матрёшка: Вот мы с вами, ребята, и выполнили последнее задание. У нас

сложилась лесенка, да не простая, а музыкальная. (Матрёшка показывает

музыкальную лесенку) Давайте её споём (дети поют). А называется эта лесенка –

гамма, состоящая из семи ступенек – нот.

Спасибо, вам, дети, что выручили меня, а за ваши старанья я дарю вам Матрёшечки,

которые вы сами изготавливали.

(Матрёшка, под музыку «Неваляшки» Бурениной, уходит за домик по большой

музыкальной лесенке.)

М. р.: А нам, ребята, пора возвращаться в группу. (Дети берут матрёшек и под

русскую народную музыку выходят из зала.)



В раздел образования