Напоминание

Приёмы Блума на уроках литературы


Автор: Сухинина Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы Блума на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Приёмы Блума на уроках литературы.

Умение задавать вопросы – очень важное умение

в процессе обучения. Об этом

свидетельствуют и высказывания известных людей:

«Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы». Ханс Георг Гадамер.

«Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам».

Вольтер.

Во всём мире популярна система вопросов, основанная на так называемой таксономии

учебных целей, которую создал американский психолог и педагог Бенджамин Блум ещё в

середине прошлого века. Условно таксономию Блума представляют в виде пирамиды,

которая показывает, что любой процесс обучения начинается на уровне знаний, далее

происходит понимание, применение. Наиболее высокие уровни – анализ, синтез, оценка.

Каждому уровню усвоения учебного материала соответствуют свои вопросы.

Эту систему вопросов у нас в стране называют «ромашкой Блума», или «цветком

Блума», хотя вопросы эти разрабатывались многими педагогами – практиками.

Знакомить учащихся с типами вопросов нужно уже с 5 класса. С чего начать?

Можно

разбить

класс

на

группы,

каждой

группе

выдать

текст

небольшого

произведения. В нашем случае это стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

Также учащиеся получают таблицу с типами вопросов и вопросы, составленные учителем

по конкретному тексту.

Типы вопросов

Вопросы по тексту Тургенева

1. Простые

2. Уточняющие

3. Интерпретационные

4. Творческие

5. Практические

6. Оценочные

Задача учащихся - прочитать текст, вопросы к тексту и заполнить второй столбик

таблицы. В результате работы таблица будет выглядеть так:

Типы вопросов

Вопросы по тексту Тургенева

1. Простые

От какого лица ведётся повествование?

2. Уточняющие

Верно ли, что птенец ещё не умел летать?

3. Интерпретационные

Почему старый воробей бросился защищать

молодого?

4. Творческие

Если бы собака осталась, как развивались

бы события дальше?

5. Практические

Можно ли в обычной жизни встретить

подобные примеры?

6. Оценочные

Как ты относишься к поведению старого

воробья?

Представители каждой группы должны пояснить, по каким признакам определили тип

вопроса.

Все вместе делают вывод,

какие вопросы являются простыми, какие –

уточняющими, интерпретационными и т. д. В тетрадях учеников появляется итоговая

таблица:

Типы вопросов

Вопросы

1. Простые

Что? Где? Когда? Как?

2. Уточняющие

Правильно ли я понял…? По-моему, вы

хотели сказать…? Ты уверен, что…?

3. Интерпретационные

Почему? Зачем? Для чего?

4. Творческие

Как будет развиваться сюжет дальше? Что

будет, если…?

5. Практические

Где в обычной жизни можно наблюдать…?

Как бы вы поступили на месте героя? Как

можно применить…?

6. Оценочные

Как вы относитесь к …? Вы согласны с …?

Каково ваше мнение по данному вопросу?

Приём «Ромашка Блума» хорош для проверки знаний текста, при работе в парах,

в

группах. Его можно применять, используя метод чтения с остановками. Обратимся

к

более сложному для понимания стихотворению в прозе И. Тургенева «Дурак». Текст

разделён на смысловые части (части текста разрезаны, соединены скрепкой, так что

участники видят только нужную часть). Учащиеся большинство вопросов формулируют

сами (так можно работать, когда ученики уже знают типы вопросов).

Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чём в нем пойдёт речь?

И.С. Тургенев. Дурак.

Прочитайте 1 часть и задайте простой вопрос.

Жил-был на свете дурак.

Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он

всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в

исполнение.

Какой вопрос явно напрашивается к последним двум предложениям? (творческий: как вы

думаете, что же это была за мысль?)

Читаем 2 часть.

Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца...

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не

знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы — отсталый человек.

Задайте уточняющий вопрос. Что же произойдёт дальше? (А это какой вопрос?)

Читаем 3 часть.

Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится;

все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот

истинно благородное существо!

— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил.

Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

— А вы всё еще верите в авторитеты?

Задайте оценочный вопрос. Подумаем о дальнейшем развитии событий.

Читаем 4 часть.

— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него

критическим отделом.

И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих

восклицаний.

Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед

ним благоговеют и боятся его.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... но

тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

Неожиданный конец, не правда ли? Задайте интерпретационный вопрос.

Последняя часть – всего одно предложение. Придумайте к последней части, пока не видя

её, творческий вопрос.

Теперь открываем последнее предложение текста.

Житье дуракам между трусами.

Апрель, 1878

Текст прочитан. Сформулируйте практический вопрос по всему тексту. Итак, учащиеся

сами формулировали вопросы и в то же время вникали в смысл произведения.

При работе с текстом можно использовать ещё один приём

– «кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов-заданий: «Почему», «Объясни», «Назови»,

«Предложи»,

«Придумай»,

«Поделись».

Кто-нибудь

в

группе

бросает

кубик

и

формулирует вопрос или задание для второй группы.

Приёмы Блума универсальны, поэтому использовать их можно на любых предметах и в

любых классах. С их помощью формируются коммуникативные и познавательные УУД.

« Человек весь состоит из вопросов, а жизнь и окружающий мир - из ответов на эти вопросы.

Определи

последовательность

занимающих

тебя

вопросов,

начиная

с

самых

важных.

Потом

настройся

на

то,

чтобы

воспринять

ответы.

Они

повсюду

-

во

всяком

событии,

во

всякой

вещи». Борис Акунин



В раздел образования