Автор: Груздева Наталья Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Школа п. Харп
Населённый пункт: п.Харп, Приуральский район, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: План подготовки к ЕГЭ по математике
Раздел: полное образование
Подготовка к ЕГЭ по математике 2018-2019 уч.год
1.
Перед тем, как планировать работу по подготовке к ЕГЭ, нужно изучить:
Демонстрационный вариант
Кодификаторы, спецификации для проведения ЕГЭ базового и профильного уровня
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2018 под ред. Ященко
Анализ результатов ЕГЭ по ЯНАО в 2018 г.
Аналитическая справка о результатах регионального тестирования учителей математики
2.
Желательно провести анкетирование учащихся. Каждый ученик должен для себя
сформулировать планируемый результат обучения и ответить на вопрос «Что для Вас важно при
сдаче ЕГЭ?»
а) получить хотя бы»3»
б) получить «4» или «5»
в) использовать результаты для поступления
г) набрать проходной балл
Провести диагностическую работу по математике, соотнести результаты ОГЭ с реальными
возможностями и желаниями, чтобы правильно спланировать работу ученику и учителю. Для
некоторых «3» на ЕГЭ не менее важное достижение, чем для других «5». Также нужно
информировать об этом родителей, т.к. иногда мнения детей и родителей по этому вопросу могут
не совпадать, может быть заниженная или наоборот завышенная самооценка.
Первый пробный экзамен выявляет, обычно, следующие проблемы:
Не выработаны навыки самоконтроля
Сильные учащиеся делают ошибки в устных заданиях базового уровня
Неправильно распределяют время выполнения заданий
Не хватает теоретических знаний
Также пробный экзамен позволяет выявить «группу риска», выявить типологию пробелов в
знаниях учащихся и скорректировать методику работы по подготовке к ЕГЭ с учетом выявленных
проблем.
Если ученик выполняет только до 6 заданий базового уровня, то рекомендовть не сдавать профиль;
если до 10 заданий, то можно готовиться к профилю.
Чтобы учащиеся достигли возможные для них результаты на ЕГЭ, должны быть решены
следующие задачи:
Психологическая подготовка
Успешное обучение технике выполнения теста
Обеспечение повторения и обобщения курса всей математики
Психологическая подготовка
1) Повышать уровень мотивации как основу хороших результатов
2) Развивать усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке,
самостоятельность
3) Не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности и
исполнительности
4) Каждый обучающийся должен иметь адекватное представление об уровне собственной
подготовки, знать свои пробелы и стремиться их устранить. Для этого каждый ученик заводит
карту самоконтроля, где фиксируется выполнение варианта, количество полученных баллов,
оценка, правильность выполнения каждого задания. Лучше, если карту заполняет сам ученик,
контролирует свои успехи, динамику, делает выводы, вырабатывается адекватная самооценка.
Среднее арифметическое всех оценок-это оценка на ЕГЭ. По моим наблюдениям другая оценка
может быть только случайностью. Если в каком-то задании у слабого ученика систематически
получается неверный ответ, значит пробелы не удалось ликвидировать, в апреле-мае не следует
терять время на решении этих заданий, также можно пропускать задания, которые всегда
выполняются без затруднений, а заострить внимание на тех заданиях, в которых встречаются
ошибки.
5) Обучающиеся должны выстроить свои индивидуальные особенности по подходам к решению,
свои ассоциации
Обучение технике выполнения теста
1) Ознакомить учащихся с принципами организации и содержания тестов, с критериями
оценивания и принципами проверки экзаменационных работ, с требованиями к оформлению
работы, правильным заполнением бланковой документации
2) Тесты выполнять с жестким ограничением времени. Стараться держать высокий темп занятий,
используя каждую секунду, тогда учащиеся привыкают быть собраннее, и на экзамене
чувствуют себя спокойнее. Должна быть максимальная нагрузка (по содержанию и времени),
т.к. тест ставит всех в равные условия.
3) Обучать прикидке границ результатов, приему проверки, подстановки, причем проверку
осуществлять сразу, а не если останется время.
4) Вырабатывать внимание и давать точный ответ на поставленный вопрос. Для этого на уроках
почаще добавлять дополнительные вопросы к заданию (найти сумму корней, найти обратное
число, добавить частицу «не»)
5) Учить ориентироваться в справочном материале на базовом экзамене и выуживать
информацию, которая явно не видна. Можно провести занятие на решение задач, в которых
используются только данные справочных материалов. Для этого можно придумать следующие
задания:
как с помощью таблицы квадратов вычислить
6
4
,
2
10
,
√
3,
√
156
и т.д.
вывести формулу площади равностороннего треугольника; площади треугольника, трапеции
через среднюю линию (треугольника, трапеции); высоты ромба через диагонали и т. д.
соотнести свойства степеней и свойства логарифмов;
и другие
6) Для решения незнакомого задания использовать все методы: рассуждения, вспомнить опорные
конспекты, справочник, похожие задания, попробовать решить с конца , от противного, методом
исключения и т.д.
Повторение и обобщение курса всей математики
1) Разработать планирование обобщения курса алгебры, начал анализа и геометрии с учетом
структуры и содержания КИМов
2) На уроках исключить использование калькуляторов и телефонов
3) Устно решать на каждом уроке
4) На уроках систематически проводить диктанты на знание формул и теоретического материала
5) Намного разумнее учить общим приемам и подходам к решению, поиску решений, не
игнорировать все предложенные учащимися способы решения, выбирать рациональные, а не
решать как можно больше заданий. Иногда полезно разобрать задание по готовому решению,
найти недочеты, ошибки, предложить более удачный чертеж и т.д.
6) Программный материал 11 класса стараться пройти за 1 полугодие, чтобы 2 полугодие
полностью посвятить подготовке к ЕГЭ. Для экономии времени весь теоретический материал
давать в виде лекции на 1 уроке
7) На этапе подготовки разумнее и экономнее по времени проводить пробные экзамены в виде
тематических тестов, а комплексные тесты давать только в конце подготовки (4 четверть), когда
накоплен запас нужных знаний и опыт нахождения общих подходов и применения их к
решению основных типов заданий.
8) Решенные задания на уроке или дополнительном занятии часто комментирую с точки зрения
эксперта (сколько баллов получил бы ученик за то или иное решение и по какой причине
потерял баллы)
9) Самостоятельные работы на уроке даю разноуровневые. Учащиеся должны научиться выбирать
посильные задания и надеяться только на себя.
10) Для повышения интереса и личной ответственности можно посоветовать выпускнику
использовать различные ресурсы подготовки (элективы, очные и заочные курсы, работа по
сборникам, на различных сайтах в интернете, мастер-классы, общение в социальных сетях); на
уроках использовать различные формы работы (групповые, ученик-консультант и т.д.)
11) Советую вести справочник по математике, делать памятки, опорные конспекты, составить
личный план подготовки к ЕГЭ
План подготовки к ЕГЭ по математике на 2018-2019 уч. год
(базовый уровень параллельно с заданиями профиля базового уровня сложности)
№
Тема
№
задания
(база)
№ задания
(профиль)
К-во часов
Используемая литература
Диагностическая работа
(за курс основной школы) №1
2
1
Вычисления
1, 2, 5
9
2
С. А.Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Значения выражений
Задача 9 (профильный уровень)
Задачи 2 и 5 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №2
1
2
Простейшие текстовые задачи
3, 6
1
2
Д. Э.Шноль
ЕГЭ 2018. Математика
Арифметические задачи
Задача 1 (профильный уровень)
Задачи 3 и 6 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №3
1
3
Преобразование выражений
4
2
С. А.Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Простейшие уравнения
Задача 5 (профильный уровень)
Задачи 4 и 7 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №4
1
4
Простейшие уравнения
7
5
2
С. А.Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Простейшие уравнения
Задача 5 (профильный уровень)
Задачи 4 и 7 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №5
1
5
Чтение графиков и диаграмм
11
2
2
А. C. Трепалин
ЕГЭ 2018. Математика
Графики и диаграммы
Задача 2 (профильный уровень)
Задача 11 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №6
1
6
Анализ графиков и диаграмм
14
7
2
И. В. Ященко, П.И. Захаров
ЕГЭ 2018. Математика
Геометрический смысл производной
Задача 7 (профильный уровень)
Задача 14 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №7
1
7
Размеры и единицы измерения
9
2
Диагностическая работа №8
1
8
Выбор оптимального варианта
12
2
И. Р. Высоцкий
ЕГЭ 2018. Математика
Задачи на наилучший выбор
Задача 12 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №9
1
9
Неравенства
17
2
Диагностическая работа №10
1
10
Начала теории вероятностей
10
4
2
И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко
ЕГЭ 2018. Математика
Теория вероятностей
Задача 4 (профильный уровень)
Задача 10 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №11
1
11
Планиметрия
8, 15
6
2
А. В. Хачатурян
ЕГЭ 2018. Математика
Наглядная геометрия
Задача 3 (профильный уровень)
Задача 8 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №12
1
12
Квадратная решетка,
координатная плоскость
8
3
2
А. В. Хачатурян
ЕГЭ 2018. Математика
Наглядная геометрия
Задача 3 (профильный уровень)
Задача 8 (базовый уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №13
1
13
Стереометрия
13, 16
8
2
Ященко И.В. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике
Диагностическая работа №14
1
14
Анализ утверждений
18
2
Ященко И.В. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике
Диагностическая работа №15
1
15
Числа и их свойства
19
2
Ященко И.В. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике
Диагностическая работа №16
1
16
Задачи на смекалку
20
2
Ященко И.В. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике
Диагностическая работа №17
1
Итого:
50
План подготовки к ЕГЭ по математике на 2018-2019 уч.год
(профильный уровень, задания повышенной сложности )
№
ТЕМА
№ задания
(профиль)
К-во
часов
Используемая литература
1
Задачи с прикладным содержанием
10
3
Д.Д. Гущин, А.В. Малышев
ЕГЭ 2018. Математика
Задачи прикладного содержания
Задача 10 (профильный уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №1
1
2
Текстовые задачи
11
3
С. А. Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Задачи на составление уравнений
Задача 11 (профильный уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №2
1
3
Наибольшее и наименьшее значения функций
12
4
С. А. Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Задачи на составление уравнений
Задача 11 (профильный уровень)
Рабочая тетрадь
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №3
1
4
Уравнения
13
4
С. А.Шестаков, П.И. Захаров
ЕГЭ 2018. Математика
Уравнения и системы уравнений
Задача 13 (профильный уровень)
Под редакцией И. В. Ященко
Диагностическая работа №4
1
5
Стереометрическая задача
14
6
1)Р. К. Гордин
ЕГЭ 2018. Математика
Геометрия. Стереометрия
Задача 14 (профильный уровень)
Под редакцией И. В. Ященко
2)Потоскуев Е. В. ЕГЭ. Математика. Задания 14, 2)16. Опорные задачи по
геометрии. Планиметрия. Стереометрия / Е. В. Потоскуев. – М. :
Издательство «Экзамен», 2017. – 223, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Высший балл»
Диагностическая работа №5
1
6
Неравенства
15
6
С. А. Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Неравенства
и системы неравенств
Задача 15 (профильный уровень)
Диагностическая работа №6
1
7
Планиметрическая задача
16
6
1)Р. К. Гордин ЕГЭ 2018. Математика Геометрия. Планиметрия
Задача 16 (профильный уровень) под редакцией И. В. Ященко
2) Потоскуев Е. В. ЕГЭ. Математика. Задания 14, 16. Опорные
задачи по геометрии. Планиметрия. Стереометрия / Е. В.
Потоскуев. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 223, [1] с.
(Серия «ЕГЭ. Высший балл»)
Диагностическая работа №7
1
8
Финансовая математика
17
6
1) С. А.Шестаков ЕГЭ 2018. Математика .Задачи с экономическим
содержанием. Задача 17 (профильный уровень) под редакцией И.
В. Ященко
2) Журнал «Математика в школе» №2 2018
3) Математика. ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием:
учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко и С. Ю.
Кулабухова. – Изд. 2-е., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Легион,
2016. – 96 с. – (ЕГЭ).
Диагностическая работа №8
1
9
Задача с параметром
18
6
1)С. А.Шестаков
ЕГЭ 2018. Математика
Задачи с параметром
Задача 18 (профильный уровень)
Под редакцией И. В. Ященко
2)Садовничий Ю. В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень.
Задание 18. Задачи с параметром / Ю. В. Садовничий. – М.:
Издательство «Экзамен», 2017. – 126, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Высший
балл»)
Диагностическая работа №9
1
10
Числа и их свойства
19
6
1)Г.И. Вольфсон, М. Я.Пратусевич, С. Е. Рукшин,
К.М. Столбов, И. В. Ященко
ЕГЭ 2018. Математика
Арифметика и алгебра
Задача 19 (профильный уровень)
Под редакцией И. В. Ященко
2)Прокофьев А. А., Корянов А. Г. По 80 Математика. ЕГЭ. Задачи
на целые числа (типовые задания 19) / Прокофьев А. А., Корянов
А. Г. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016. – 272 с. – (ЕГЭ).
Диагностическая работа №10
1
Итого:
60
В 1 полугодии подготовка проводится на дополнительных занятиях после уроков,
во 2 полугодии- во время уроков и на дополнительных занятиях