Автор: Лабанцева Полина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №186
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Проект
Тема: «Разноцветная неделька» Для детей первой младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №186
«Детский сад комбинированного вида»
Проект: «Разноцветная неделька»
Для детей первой младшей группы «Бусинки»
Воспитатели: Лабанцева Полина Андреевна
Кемерово 2019г.
1
Пояснительная записка
Жизнь человека наполнена разнообразными цветами. Главным признаком
для ребенка в познании предмета, окружающей действительности является
цвет. Ребенок учится устанавливать связи: небо- голубое, солнце -желтое,
трава зеленая и т д. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше
воспринимать
предметы
и
явления
окружающего
мира,
развивает
наблюдение,
мышление,
обогащает
речь.
Цвет
воздействует
на
эмоциональную
сферу
ребенка,
участвует
в
процессе
художественной
деятельности, формирует художественный вкус.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и
необходимо воспитывать.
Наиболее полное восприятие цвета ребенок получает через дидактические
игры, экспериментирование. В процессе разнообразных дидактических игр
дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать
предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия
развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют
формированию
чувства
цвета.
Дидактические
игры,
предшествующие
изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному
отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Таким образом,
возникшее
противоречие,
с
одной
стороны
важность
и
необходимость
ознакомления
детей
с
цветом,
формирование
у
них
сенсорных
эталонов
цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к
выбору темы проекта.
Дидактические
игры,
направленные
на
сенсорное
развитие
детей,
(в
частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями:
позволяют знакомить детей
с качествами и свойствами предметов, в данном
случае с цветом.
Цель проекта:
Усвоение
детьми
сенсорных
эталонов
цвета,
формирование
способов
обследования
цветовых
свойств
предметов,
развитие
аналитического
восприятия цвета.
Тип, вид проекта: практико-ориентировочный;
Продолжительность: краткосрочный
Состав участников: дети, родители.
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
2
Продукт проекта: коллективная работа- Рисование ладошками «Зелёные
листочки», дидактическая игра «Напольный цветной сортировщик»
Проблемная
ситуация: У детей недостаточно развиты знания о цвете,
умение классифицировать предметы по цвету
Задачи проекта:
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность
Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету.
Развивать мелкую моторику рук.
Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету
Развивать речь и словарный запас детей.
Обучающие:
Учить детей различать основные цвета (жёлтый, зелёный, красный,
синий).
Учить находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
Обучать действиям с цветом по словесной инструкции.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Воспитывать чувство коллективизма.
Предполагаемые результат:
Дети правильно различают и называют основные цвета (жёлтый,
красный, синий, зелёный) и их оттенки.
Умеют группировать и сопоставлять предметы по цвету.
Средства и оборудования:
Технические: ноутбук, музыкальный центр.
Методические: дидактические
пособия:
«Ёжики»,
«Геометрические
фигуры», «Разноцветный цветок», «Разноцветные пирамидки», «Пуговицы».
Детская
литература: «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова,
стихотворение «Солнечный зайчик», Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»,
«Синие загадки», С. Я. Маршака «Красная страница», Чтение сказки Шарля
Перро «Красная шапочка», М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»,
«Зелёные стихи» С. Чёрного, «зеленых» загадок;
Наглядные пособия: «Что какого цвета».
3
Настольно – печатные игры «Цвета», «Цветные паровозики», «Цвет»
Организационные: Спортивные принадлежности: мячи, гимнастические
палки,
обручи,
кегли.
Столы,
бумага,
картон,
клей,
краски,
кисточки,
стаканчики с водой, пластилин, счётные палочки.
В работе с детьми были использованы такие методы, как:
1. Игровые методы.
(Сюжетно – ролевые игры, подвижные игры, игры малой подвижности)
Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а
также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс
воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и сказочно-игровая
форма.
2. Наглядный метод.
(Книги, дидактические пособия, иллюстрации)
Для развития у детей художественного и эстетического вкуса.
3. Словесные методы.
(Стихи, загадки о цветах, эстетические беседы, вопросы, рассказы и т. д.)
4. Практические методы.
(Лепка, аппликация, рисунок, инсценировка сказок)
Которые позволяют в процессе многократного системного выполнения
сформировать навык:
a) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии
с образцом).
b)
Творческие
упражнения.
Этот
метод
предполагает
закрепление
и
совершенствование усвоенных навыков.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор материалов по теме проекта.
4
• Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия
эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеть в цвет дня,
и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета. Деятельность
детей в группе также подчинена определенному цвету.
• Понедельник — день желтого цвета.
• Вторник –день синего цвета.
• Среда – день красного цвета.
• Четверг –день зеленого цвета.
• Пятница – разноцветный день.
Понедельник: «Жёлтый Цвет»
Виды организации деятельности:
5
•
Дидактические игры: "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на
одежде
друга»,
«Собери
желтый
цветочек»,
Построй
из
желтого
конструктора», «Найди жёлтые Кружочки», «Ёжики»
•
Подвижные игры:
«Попади в цель»,
«Вышла курочка
гулять», Чтение
«Сказочка про ясное
Солнышко» Тамара
Маршалова
•
Рассматривание
иллюстраций «Что
какого цвета».
Настольно – печатная
игра «Цвета», «Цветные паровозики», «Цвет»
Дидактическая игра «Собери жёлтую пирамидку»
Деревянный вкладыш «Цветные Карандаши»
Лепка «Колобок».
Конструирование « Построй желтый Стульчик»
Инсценировка настольного театра «Колобок»
Рисование «Смотрит солнышко в окошко»
6
Вторник: «Синий цвет»
Виды организации деятельности:
•
Дидактические игры: "Найди и назови все
синее», «Подбери по форме», «Пуговицы»,
«Ёжики».
•
Подвижные игры: «Иди по голубой
дорожке, найдешь голубые сапожки».
•
Упражнение на развитие мелкой моторики
рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи
весны».
•
Опыты с водой «Цветная вода»
Беседы: «Где можно встретить воду», «Что бывает синего и голубого
цвета».
7
•
Заучивание стихотворения Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»
•
Отгадывание «синих» загадок;
•
Рисование «Раскрась синим цветом шарики»
•
Дидактические игры: «Собери синий
цветочек», Построй из синего
конструктора», «Найди синие
квадратики».
•
Рассматривание иллюстраций «Что
какого цвета».
•
Настольно – печатная игра «Цвета»,
«Цветные паровозики», «Цвет»
•
Дидактическая игра «Собери синию
пирамидку»
•
Деревянный вкладыш «Цветные
Карандаши»
•
Конструирование « Построй синий заборчик»
•
Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Петю»
8
Среда: «Красный цвет»
Виды организации деятельности:
•
Дидактические игры: “Найди и назови всё красное”. “Найди все
красные мячи”. ”Построй из красных кубиков», «Подбери по форме»,
«Пуговицы», «Ёжики», «Собери красный цветочек», Построй из
красного конструктора», «Найди красный треугольники», «Собери
красные палочки»
•
Подвижные игры:
“Передай красный мяч
по кругу”
•
Заучивание
стихотворения С. Я.
Маршака «Красная
страница».
•
Чтение сказки Шарля
Перро «Красная
шапочка».
•
Рисование пальцами
«Веточка рябины»
•
Настольно – печатная
игра «Цвета», «Цветные паровозики», «Цвет»
9
•
Дидактическая игра «Собери красную пирамидку»
•
Деревянный вкладыш «Цветные Карандаши»
•
Конструирование « Построй красный домик»
•
Сюжетно – ролевая игра « Искупаем куколку Катю»
Четверг: «Зелёный цвет»
Виды организации деятельности:
Дидактические игры: "Найди и назови все зеленое", «ежики», «Собери
зелёный цветочек».
• Подвижные игры: «Лягушата».
10
• Упражнения на
дыхание: «Зеленый шарик»,
• Упражнение на
развитие мелкой моторики
рук: пальчиковая
гимнастика «Дерево»
• Заучивание
стихотворения:
М. Янушкевич «Зеленая
травка, зеленый листок».
• Чтение стихотворений:
«Зелёные стихи» С.
Чёрного.
• Отгадывание
«зеленых» загадок;
• Рисование ладошками «Зелёные листочки»
Музыка. Прослушивание
фонограммы «Звуки природы».
Настольно – печатная игра
«Цвета», «Цветные паровозики»,
«Цвет»
Дидактическая игра «Собери
Зеленую пирамидку»
Деревянный вкладыш «Цветные
Карандаши»
Конструирование «Построй
зелёный стол», Построй из
зелёного конструктора», «Найди
зелёный прямоугольник».
Танцевальное упражнение с
флажками.
Пятница: «Разноцветная неделька»
11
Виды организации деятельности:
Дидактические игры: «Соберем букеты для куклы Кати», «Сложи
узор», «Подбери по цвету геометрические фигуры», «Ёжики»
Подвижные игры: «Разноцветная карусель»
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Радуга- дуга»
• Труд: «Разноцветная уборка»
• Заучивание стихотворения «Цветной дождик»
• Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак;
12
• Отгадывание «разноцветных» загадок;
• Аппликация «Разноцветные бусы».
• Музыка. Танец с платочками.
Настольно – печатная игра «Цвета», «Цветные паровозики», «Цвет»
Продукт проекта: коллективная работа - Рисование ладошками «Зелёные
листочки», дидактическая игра «Напольный цветной сортировщик»
Заключительный этап:
Результат проектной деятельности:
• В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять
цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.
• Проект дал большой толчок для развития детского творчества и
воображения, повысился уровень связной речи.
• Возросла детская симпатия, сплотился коллектив группы.
13
• Дети получили психологическую разгрузку, снятие эмоционального
напряжения.
• Родители были вовлечены в педагогический процесс, повысилась
заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно
решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Используемая литература
• Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками:
Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 160 с.
• Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с
детьми
• дошкольного и младшего школьного возраста. — М. : Генезис, 20с,
• Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров /
авт. -сост М. В. Кудейко. – Мозырь: Содействие, 2010. – 52 с.
• Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера,
2009. – 128 с.
• Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в
детском саду"
(Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 2010 г.
14