Автор: Левинцова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 372 Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Оптимизация двигательной активности детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 372 Тракторозаводского района Волгограда»
Тема: Оптимизация двигательной активности
детей с ОВЗ.
Подготовила
воспитатель первой
квалификационной категории
МОУ «Детского сада № 372»
Левинцова Е. Е.
В
последнее
время
в
силу
ряда
объективных
причин
увеличилось
количество
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Уже
в
дошкольном
возрасте
многие
дети
имеют
нарушения
речи:
общее
недоразвитие речи, заикание и задержку в психическом развитии - это дети с
ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении
заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается
поверхностное
и
неритмичное
дыхание;
проявляются
нарушения
общей
моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания,
прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая
сфера,
что
проявляется
в
повышенной
возбудимости,
эмоциональной
неустойчивости,
негативизме,
раздражительности
или,
наоборот,
апатичности.
Нарушение
речевого
дефекта
ОНР,
«Заикание»,
ЗПР
параллельно
приводит
и
к
ярко
выраженным
изменениям
основных
показателей
психического
развития
ребенка.
Патология
в
психической
сфере,
прежде
всего,
проявляется
в
отставании
познавательных
процессов:
восприятия,
внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать,
низкий
уровень
во сприятия,
слабая
концентрация
в н и ма н и я ,
переключаемость с одного вида деятельности на другой.
Главное
направление
работы
–
создание
максимально
комфортных
условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных,
физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка,
развитие
способности
к
адаптации
в
социуме.
Среди
многих
факторов,
оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по
интенсивности
воздействия
занимает
правильно
организованная
двигательная активность, при этом используются физические упражнения не
просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и
ставятся
цели
восстановления
умственной
работоспособности,
снятие
нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое
развитие ребенка.
Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической
подготовленности
каждого
ребенка.
Основой
для
выявления
уровня
физического
развития
дошкольников,
является
диагностика
состояния
здоровья и уровня развития физических качеств детей.
Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не
ущемляют
индивидуальность
ребенка,
направлены
на
реализацию
склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.
Цель:
Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей.
Стимулирование
позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных
умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на
жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Задачи:
развитие речи посредством движения;
формирование
у
ребенка
осознанного
отношения
к
своим
силам
в
сравнении с силами здоровых сверстников;
развитие способностей к преодолению не только физических, но и
психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
формирование компенсаторных навыков, умение использовать функции
разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
развитие
способностей
к
преодолению
физических
нагрузок,
необходимых для полноценного функционирования в обществе;
формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и
вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и
физической работоспособности;
формирование
осознания
необходимости
личного
вклада
в
жизнь
общества;
формирование желания улучшать свои личностные качества.
Для
успешной
реализации
поставленных
задач
было
приобретено
игровое
оборудование,
мягкие
модули,
ортопедические
дорожки,
мячи,
детские тренажёры.
Педагогом-психологом – подобран материал, для релаксации.
Учителем-логопедом
–
подобрана
дыхательная,
звуковая,
логоритмическая гимнастика.
Музыкальным руководителем - подобран музыкальный материал для
насыщенной
совместной
деятельности
на
музыкальном
занятии
и
логоритмике.
Инструктором
по
физической
культуре
-
подобраны
комплексы
упражнений для совместной деятельности.
В начале учебного года проводится диагностика с целью определения
направления работы и основных потребностей занимающихся.
Учитывая результаты начальной диагностики, формулируются задачи
по выполнению программных требований, развитию физических качеств и
улучшению
координации
движений
воспитанников.
Разнообразие
спортивного
оборудования
(мягкие
модули,
дорожки
для
равновесия,
ортопедические дорожки, малый спортивный комплекс) позволили обогатить
содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес.
Разработаны
рекомендации
для
родителей:
консультации
по
использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях
и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних
условиях
и
рекомендации
на
летний
оздоровительный
период
по
использованию естественных сил природы для закаливания детей.
На
занятиях
и
в
режим
двигательной
активности
детей
включаем
подвижные игры.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ -
они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат,
стимулируют
кровообращение,
укрепляя
сердечнососудистую
систему,
способствуют
насыщению
клеток
организма
кислородом,
повышая
активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.
Занятия стараемся планировать так, чтобы была возможность решать
не только коррекционные и образовательно-воспитательные задачи, а также
задачи по расширению двигательной активности детей.
Режим двигательной активности детей включает:
-
гимнастику
для
стимуляции
развития
речевых
центров,
которая
представляет
собой
систему
физических
упражнений,
разработанных
совместно с логопедом; основу их составляют элементы логоритмики —
движения,
сочетающиеся
с
речевым
сопровождением
(звуком,
фразой,
стихами)
и
способствующие
развитию
речедвигательного
и
слухового
анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;
-
динамические
паузы
на
занятиях
и
в
перерыве
между
ними,
необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и
предупреждению
психического
утомления;
содержанием
их
являются
несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой
моторики.
- динамический час - проводится во время прогулки или (при плохих
погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия
детей
на
тренажерах,
подвижные
игры
с
разной
интенсивностью,
игры-
эстафеты
и
аттракционы,
сюжетные
двигательные
задания
и
т.
д.
важнейшими
условиями
эффективности
физкультурного
часа
являются
отсутствие
строгой
регламентации
и
учет
интересов
и
желаний
детей
в
выборе упражнений, пособий и игр;
-
гимнастика
после
дневного
сна
в
сочетании
с
воздушными
процедурами
-
сюда
входят
корригирующие
упражнения
и
самомассаж,
гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для
формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с
ходьбой
по
массажным
и
ребристым
дорожкам,
укрепления
основных
дыхательных
мышц,
развития
мелкой
моторики
и
з ри т е л ь н о-
пространственной координации.
Наряду
с
перечисленными
видами
двигательной
деятельности
немаловажное
значение
приобретают
активный
отдых,
физкультурно-
массовые мероприятия. Все перечисленные виды, дополняя, и обогащая друг
друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность
каждого ребенка во время пребывания в детском саду.