Напоминание

"Оптимизация двигательной активности детей с ОВЗ"


Автор: Левинцова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 372 Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Оптимизация двигательной активности детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 372 Тракторозаводского района Волгограда»

Тема: Оптимизация двигательной активности

детей с ОВЗ.

Подготовила

воспитатель первой

квалификационной категории

МОУ «Детского сада № 372»

Левинцова Е. Е.

В

последнее

время

в

силу

ряда

объективных

причин

увеличилось

количество

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Уже

в

дошкольном

возрасте

многие

дети

имеют

нарушения

речи:

общее

недоразвитие речи, заикание и задержку в психическом развитии - это дети с

ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении

заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается

поверхностное

и

неритмичное

дыхание;

проявляются

нарушения

общей

моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания,

прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая

сфера,

что

проявляется

в

повышенной

возбудимости,

эмоциональной

неустойчивости,

негативизме,

раздражительности

или,

наоборот,

апатичности.

Нарушение

речевого

дефекта

ОНР,

«Заикание»,

ЗПР

параллельно

приводит

и

к

ярко

выраженным

изменениям

основных

показателей

психического

развития

ребенка.

Патология

в

психической

сфере,

прежде

всего,

проявляется

в

отставании

познавательных

процессов:

восприятия,

внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать,

низкий

уровень

во сприятия,

слабая

концентрация

в н и ма н и я ,

переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Главное

направление

работы

создание

максимально

комфортных

условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных,

физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка,

развитие

способности

к

адаптации

в

социуме.

Среди

многих

факторов,

оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по

интенсивности

воздействия

занимает

правильно

организованная

двигательная активность, при этом используются физические упражнения не

просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и

ставятся

цели

восстановления

умственной

работоспособности,

снятие

нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое

развитие ребенка.

Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической

подготовленности

каждого

ребенка.

Основой

для

выявления

уровня

физического

развития

дошкольников,

является

диагностика

состояния

здоровья и уровня развития физических качеств детей.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не

ущемляют

индивидуальность

ребенка,

направлены

на

реализацию

склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

Цель:

Сохранение

и

укрепление

здоровья

детей.

Стимулирование

позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных

умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на

жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Задачи:

развитие речи посредством движения;

формирование

у

ребенка

осознанного

отношения

к

своим

силам

в

сравнении с силами здоровых сверстников;

развитие способностей к преодолению не только физических, но и

психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

формирование компенсаторных навыков, умение использовать функции

разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

развитие

способностей

к

преодолению

физических

нагрузок,

необходимых для полноценного функционирования в обществе;

формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и

вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и

физической работоспособности;

формирование

осознания

необходимости

личного

вклада

в

жизнь

общества;

формирование желания улучшать свои личностные качества.

Для

успешной

реализации

поставленных

задач

было

приобретено

игровое

оборудование,

мягкие

модули,

ортопедические

дорожки,

мячи,

детские тренажёры.

Педагогом-психологом – подобран материал, для релаксации.

Учителем-логопедом

подобрана

дыхательная,

звуковая,

логоритмическая гимнастика.

Музыкальным руководителем - подобран музыкальный материал для

насыщенной

совместной

деятельности

на

музыкальном

занятии

и

логоритмике.

Инструктором

по

физической

культуре

-

подобраны

комплексы

упражнений для совместной деятельности.

В начале учебного года проводится диагностика с целью определения

направления работы и основных потребностей занимающихся.

Учитывая результаты начальной диагностики, формулируются задачи

по выполнению программных требований, развитию физических качеств и

улучшению

координации

движений

воспитанников.

Разнообразие

спортивного

оборудования

(мягкие

модули,

дорожки

для

равновесия,

ортопедические дорожки, малый спортивный комплекс) позволили обогатить

содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес.

Разработаны

рекомендации

для

родителей:

консультации

по

использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях

и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних

условиях

и

рекомендации

на

летний

оздоровительный

период

по

использованию естественных сил природы для закаливания детей.

На

занятиях

и

в

режим

двигательной

активности

детей

включаем

подвижные игры.

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ -

они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат,

стимулируют

кровообращение,

укрепляя

сердечнососудистую

систему,

способствуют

насыщению

клеток

организма

кислородом,

повышая

активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

Занятия стараемся планировать так, чтобы была возможность решать

не только коррекционные и образовательно-воспитательные задачи, а также

задачи по расширению двигательной активности детей.

Режим двигательной активности детей включает:

-

гимнастику

для

стимуляции

развития

речевых

центров,

которая

представляет

собой

систему

физических

упражнений,

разработанных

совместно с логопедом; основу их составляют элементы логоритмики —

движения,

сочетающиеся

с

речевым

сопровождением

(звуком,

фразой,

стихами)

и

способствующие

развитию

речедвигательного

и

слухового

анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

-

динамические

паузы

на

занятиях

и

в

перерыве

между

ними,

необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и

предупреждению

психического

утомления;

содержанием

их

являются

несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой

моторики.

- динамический час - проводится во время прогулки или (при плохих

погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия

детей

на

тренажерах,

подвижные

игры

с

разной

интенсивностью,

игры-

эстафеты

и

аттракционы,

сюжетные

двигательные

задания

и

т.

д.

важнейшими

условиями

эффективности

физкультурного

часа

являются

отсутствие

строгой

регламентации

и

учет

интересов

и

желаний

детей

в

выборе упражнений, пособий и игр;

-

гимнастика

после

дневного

сна

в

сочетании

с

воздушными

процедурами

-

сюда

входят

корригирующие

упражнения

и

самомассаж,

гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для

формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с

ходьбой

по

массажным

и

ребристым

дорожкам,

укрепления

основных

дыхательных

мышц,

развития

мелкой

моторики

и

з ри т е л ь н о-

пространственной координации.

Наряду

с

перечисленными

видами

двигательной

деятельности

немаловажное

значение

приобретают

активный

отдых,

физкультурно-

массовые мероприятия. Все перечисленные виды, дополняя, и обогащая друг

друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность

каждого ребенка во время пребывания в детском саду.



В раздел образования