Напоминание

"РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"


Автор: Сюбаева Марина Ильинична
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ СПО "Беловский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Белово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Беловский политехнический техникум» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ для всех специальностей технического профиля Белово 2015
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи», утвержденной методическим советом техникума. Протокол №__ от __________20 ___г. Согласовано на заседании Предметно-цикловой комиссией ООП и ОГСЭД Протокол №__ от _________ Председатель ПЦК ____________ МИСюбаева Утверждено Методическим советом техникума Протокол № _____ от___________ 20 ___г. Зам директора по УМР и СМК __________Т.П. Салтымакова Рекомендована методическим советом техникума в качестве методического обеспечения выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» Составил: Преподаватель дисциплин профессионального цикла ГОУ СПО ««Беловский политехнический техникум» Сюбаева М.И. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 2 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 СОДЕРЖАНИЕ Обращение к студенту Введение 4 5
Раздел

1.
Фонетика
Тема 1.1.
Фонетика как наука. Предмет изучения фонетики. 6
Тема 1.2.
Орфоэпия.
Раздел 2.
Лексикология. Фразеология.
Тема 2.1.
Лексикология
Тема 2.2.
Фразеологические единицы русского языка
Те м а

2 . 3 .
Изобразительно-выразительные возможности лексических и фразеологических единиц
Тема 2.4.
Речевые ошибки при употреблении лексических и фразеологических единиц, их исправление
Раздел 3.
Словообразование
Тема 3.1.
Стилистические возможности словообразования.
Раздел 4.
Морфология.
Тема 4.1.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 4.2.
Нормативное употребление форм слова. Стилистика частей речи.
Раздел 5.
Синтаксис.
Тема

5.1.
Актуальное членение предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса.
Раздел 6.
Нормы русского правописания.
Тема 6.1.
Нормы русской орфографии и пунктуации. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Раздел 7.
Стили речи.
Тема 7.1.
Особенности построения текстов разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи. 7 9 11 13 15 16 18 20 21 24 27 Список литературы 29 Приложение 1 30 Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 3 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Уважаемые студенты!

ВЫ
держите в руках рабочую тетрадь, которая представляет собой учебное пособие для Вашей индивидуальной самостоятельной работы по освоению по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Работа с ней является обязательным видом учебной деятельности студентов техникума.
Рабочая тетрадь
– это учебное пособие, которое включает задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы студентов, проведения контроля их знаний преподавателем и для проверки теоретических знаний, необходимых для проведения практических или лабораторных работ. Начинать работу с тетрадью необходимо с обязательного изучения материалов лекций и соответствующих разделов рекомендуемой литературы. Данное учебное пособие предназначено для студентов технического профиля. Рабочая тетрадь полностью построена на основе рабочей программы и включает в себя основные разделы, или темы: Введение
Раздел

1.
Фонетика
Тема 1.1.
Фонетика как наука. Предмет изучения фонетики
Тема 1.2.
Орфоэпия.
Раздел 2.
Лексикология. Фразеология.
Тема 2.1.
Лексикология
Тема 2.2.
Фразеологические единицы русского языка
Тема 2.3.
Изобразительно-выразительные возможности лексических и фразеологических единиц
Тема

2.4.
Речевые ошибки при употреблении лексических и фразеологических единиц, их исправление
Раздел 3.
Словообразование
Тема 3.1.
Стилистические возможности словообразования.
Раздел 4.
Морфология.
Тема 4.1.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 4.2.
Нормативное употребление форм слова. Стилистика частей речи.
Раздел 5.
Синтаксис.
Тема 5.1
.Актуальное членение предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса.
Раздел 6.
Нормы русского правописания.
Тема 6.1.
Нормы русской орфографии и пунктуации. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Раздел 7.
Стили речи
.

Тема 7.1.
Особенности построения текстов разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи. Материал в пособии представлен в порядке изучения тем на занятиях. Задания в рабочей тетради приведены в виде теоретических вопросов, практических заданий. После изучения темы на уроке студенты должны сначала ответить на предлагаемые теоретические вопросы, а затем выполнить ряд упражнений. Все задания в рабочей тетради даны в очень доступной форме, сложность вопросов соответствует подготовке студентов данной специальности. Использование рабочей тетради позволит студенту быть уверенным в том, что он качественно подготовился к практической или лабораторной работе, выполнил домашнее задание, подготовился к зачету; сможет выполнить больший объем работы на каждом занятии. Рабочая тетрадь может использоваться как в бумажном, так и в электронном варианте. При использовании электронного варианта рабочей тетради необходимо указать свою ФИО и группу
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 4 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 ВВЕДЕНИЕ В ФГОС нового поколения на самостоятельную работу с тудентов отводится не менее трети бюджета времени обучающегося. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык и культура речи» является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее при выполнении всех видов самостоятельной учебной деятельности. Формируемые компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Цели и задачи организации самостоятельной работы состоят в том,чтобы: - мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; - повысить ответственность студентов за свое обучение; - способствовать развитию общих компетенций обучающихся; - создать условия для формирования способности студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию. Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой темы, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности. Раброчая тетрадь состоит из введения, описания заданий для самостоятельной работы студентов по 9 темам. Задания составлены в соответствии с рабочей программой , контроль за их выполнением осуществляется преподавателем. Задания расположены по степени сложности с учетом норм времени, необходимого для их выполнения . В рабочую тетрадь вошли задания следующих видов СР: - по овладению новыми знаниями; - по овладению умением самостоятельно приобретать знания; - по закреплению и систематизации полученных знаний; - по формированию практических умений (основного компонента компетенций); - по характеру учебной деятельности. Задания могут использоваться в аудиторной работе на уроке и вне урока в виде домашнего задания. Также задания можно комбинировать, использовать для дифференцированных заданий студентам, в подготовке к практическим занятиям, проверочным и контрольным работам. В организации СР используются учебники, учебные пособия, словари русского языка, поэтические тексты, раздаточный материал. Самостоятельная работа, как правило, выполняется в лекционных тетрадях, также могут быть и другие варианты оформления в зависимости от особенностей заданий:
в печатном,

электронном или публичном виде
. Например, тезаурус, выступления, рецензии, составление алгоритмов и др. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 5 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Дисциплина «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Раздел 1
Фонетика
Тема 1
Фонетика как наука. Предмет изучения фонетики.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: 1. Фонетика – это наука: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Перечислите фонетические способы русского языка: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Буквы Е, Ё, Ю, Я в звуковом составе слова указывают на: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 2
Сделать фонетический разбор данных слов. Счастье, дождь, бензин, чувство, сберечь, корова, колесо, кузов, ехать, угольная, водяная, карьер, щебень, корчевать, дорога, тетрадь. __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Задание 3
Заполните таблицу Какие фонетические процессы происходят в данных словах? Случаи редукции Случаи оглушения Случаи озвончения Молотьба, огород, глубь, косьба, кровь, ногти, описание, подход, песок, бумажка, дорожка, космонавт, сделать, сбор, футбол, бензин, водитель.
Задание 4
Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните. А) ежик Б) подъехал В) каменный Г) праздник Ответ: _____________________________________________________________________________
Задание 5
Затранскрибировать данный текст Темнеют лазурные своды, прохладная стел..тся тень. Дремл..т на возвышении село. Когда услыш..шь или увид..шь (кое)что новое, то захоч..шь увид..ть и услыш..ть продолжение. Мороз больно щипл..т нос и щёки. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 6 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 6
В каком слове букв больше, чем звуков? 1) язык 2) маячить 3) объём 4) Меньше Ответ________________________________________________________________________
Тема 1.2.
Орфоэпия
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Орфоэпия – это наука: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Ороэпические нормы:
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Перечислите особенности русского ударения:
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 2
Расставьте ударение в следующих словах: Звонишь, сироты, договор, каталог, красивее, торты, жалюзи, алфавит, сливовый, аргумент, баловать, брошюра, величественный, внучек, бережливо, добела, километр, досуг, поднятый, по трое, она права, углей, тракторов.
Задание 2
Образуйте форму родительного падежа множественного числа и запишите: Слово- _______________________, Ров- ________________________, Килограмм- __________________, Лимон- _____________________, Плоскость-___________________, Отрасль- ____________________, Помидор- ___________________, Туча-________________________, Носок-_______________________, Яблоко-______________________, Дно- ________________________, Чулок-_______________________, Местность-____________________, Уголь- _______________________, Торт-_________________________, Башня- _______________________, Вишня- _______________________, Апельсин-_____________________, Партизан- ____________________. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 7 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Задание 3
Образуйте форму родительного падежа множественного числа Местность- ____________________, Уголь- ________________________, Ров-__________________________, Килограмм- ___________________, Доска- ________________________, Торт- _________________________, Порт- _________________________, Ведомость-____________________, Лимон- _______________________, Плоскость- ____________________, Отрасль- ______________________, Помидор- _____________________, Туча- _________________________, Носок- ________________________,
Задание 4
Запишите имена существительные тремя группами: 1) с формами ед. и мн. числа; 2) с формами только мн. числа; 3) с формами только ед.числа. Ветки, город, кирпич, бумага, ножницы, опилки, каникулы, молодёжь, водород, ширина. с формами ед. и мн. числа с формами только мн. числа с формами только ед.числа
Задание 5
Отметьте слово, в котором согласный перед
е
произносится мягко: а) свитер б) тезис в) пресса г) нонсенс Ответ______________________________________________________________________________
Задание 6
Укажите слово, в котором на месте
чн
надо произносить
шн
: а) пустячный б) игрушечный в) пшеничный г) нечто Ответ______________________________________________________________________________
Задание 7
Впишите правильный вариант Ошибка в произношении слова является нарушением _______________________ нормы а) синтаксической б) морфологической в) интонационной г) орфоэпической
Задание 8
Спишите предложения, ставя заключённые в скобки имена существительные в Р.п мн.числа. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 8 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 1. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских ( яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляются в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 2. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 3. На фестивале молодёжи и студентов можно было видеть национальные одежды (киргиз, якут, узбек; мордвин, башкир, бурят, туркмен). ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Задание 9
Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания: А) Столовая – стая Б) Портной - герой В) Рыбачий – рабочий Г) Лекторий – лисий Ответ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 10
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) нАверх 2) клялАсь 3) отрОчество 4) сОзыв Ответ_________________________________________________________________________
Раздел 2.
Лексикология. Фразеология.
Тема 2.1.
Лексикология
Задание 1
Укажите неверное утверждение: А) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова; Б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы; В) омоформы, омофоны, омографы обладают признаками омонимии; Г) могут быть контекстуальные антонимы; Д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова; Е) историзмы и архаизмы в речи используются по– разному. Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 2
Ответьте на предложенные вопросы Лексика- это наука:
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 9 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 Назовите лексические словари русского языка:
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 3
Подчеркните словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: А)
золотой
медальон Б)
пустая
голова В)
хвост
кометы Г)
цветущий
сад Ответ______________________________________________________________________________
Задание 4
Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении: А) защита диссертации; Б) класс работает; В) чувство локтя; Г) переход через горы; Д) играли Шекспира; Е) простые люди. Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 5
Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами: А) коренной житель- коренной вопрос; Б) человек худой- характер худой; В) больной заснул- больной ребёнок; Г) спутник Марса- спутник в дороге; Д) пачка папирос- пачка балерины; Е) звезда эстрады- звезда на небе. Ответ:______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 6
Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении: Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима. (В Маяковский) А) омоформы; Б) омофоны; В) омографы. Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 7
Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого: а) толстая 1. тонкая работа б) топорная в) заметная а) сложный 2. простой фасон б) бедный в) ювелирный а) неубедительный 3. сильный художник б) заурядный в) поверхностный а) легкий 4. суровый тон б) мягкий в) тихий Ответ______________________________________________________________________________ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 10 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Задание 8
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара туфель 2) несколько полотенец 3) опытные доктора 4) около пятиста километров Ответ_____________________________________________________________________
Задание 9
В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ? 1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. 2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры. 3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения. 4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород. Ответ______________________________________________________________________________
Задание 10

Кобра
, -ы; ж. Ядовитая змея жарких стран сем. аспидов, с пятнами ниже головы. Данная словарная статья содержится в __________________________ словаре а) орфоэпическом б) толковом в) орфографическом г) диалектном
Задание 11
Укажите местоимение, которое может иметь синоним: а) каждый б) твой в) себя г) что Ответ______________________________________________________________________________
Тема 2.2.
Фразеологические единицы русского языка
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Фразеология- это наука
:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Фразеологизмы – это _______________________________ выражения слов. Фразеологизмы имеют ______________________________ значение. Синтаксическая роль фразеологизма- ______________________________член предложения.
Задание 2
Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию
очень быстро.
Ответ подчеркните. А) как с гуся вода Б) спустя рукава В) хоть пруд пруди Г) сломя голову ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 2
Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Голод не _______________________, Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 11 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 на сон _________________________, дела давно минувших дней_______________________________________________, рождённый ползать _____________________________________________________, рог______________, свежо предание ________________________________________________________, еле-еле душа __________________, плакать в______________________, сулить золотые__________________.
Задание 3
Подобрать синонимы к данным фразеологизмам, графически объяснить орфограммы. Остаться на бобах-__________________________________________________; наступить на больную мозоль- _______________________________________; прийтись по сердцу-________________________________________________; без царя в голове-___________________________________________________; лечь костьми-______________________________________________________; скрепя сердце-_____________________________________________________; читать по глазам- __________________________________________________; открыть душу- _____________________________________________________; водить за нос- _____________________________________________________; зарубить на носу- __________________________________________________; попасть не в бровь , а в глаз- _________________________________________; быть начеку- ______________________________________________________.
Задание 4
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение? Ответ______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 5
Найдите синонимические фразеологизмы и соедините их стрелками: А) во что бы то ни стало; Д) себе дороже; Б) игра не стоит свеч; Е) хоть волком вой; В) ни слуху ни духу; Ж) кровь из носу; Г) хоть караул кричи; З) как в воду канул.
Задание 6
Укажите, к какому слову неверно подобран фразеологизм – синоним: а) замолчать – закусить удила б) весь день – от зари до зари в) очень мало – с гулькин нос г) надоедать – мозолить глаза
Задание 7
Отметьте сочетание, не являющееся фразеологизмом: а) зуб на зуб не попадает б) иметь зубы в) заговаривать зубы г) иметь зуб
Задание 8
Выделите фразеологизм, соответствующий глаголу погибнуть: а) сломать голову б) слететь с катушек в) потерять голову г) сложить голову
Задание 9
Укажите правильное значение фразеологизма «дразнить гусей»: Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 12 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 а) бездельничать б) разоблачать кого – либо в) вызывать злобу, раздражение г) заявлять решительно
Задание 10
Крылатое выражение «Человек в футляре» принадлежит… а) А.М.Горькому б) А.С.Пушкину в) Н.В.Гоголю г) А.П.Чехову
Тема 2.3.
Изобразительно-выразительные возможности лексических и фразеологических единиц
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Изобразительно-выразительные средства языка- это ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Перечислите стилистические фигуры русского языка
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Тропы- это слова и выражения, употребляемые не в прямом значении, а в ___________________. К тропам относятся: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 2
Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке: Ворон ворону в ответ: «Знаю, будет нам обед…» А.С.Пушкин А) эпитет; Б) метафора; В) олицетворение. Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 3
Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.

А) И царствует в душе какой- то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов) Б) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов) В) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский) Г) Мы сёла- в пепел; грады- в прах; в мечи- серпы и плуги. (В. Жуковский) Д) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. (Г. Поженян) Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 4
Укажите неверное утверждение: А) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова; Б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы; Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 13 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 В) омоформы, омофоны, омографы обладают признаками омонимии; Г) могут быть контекстуальные антонимы; Д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова; Е) историзмы и архаизмы в речи используются по– разному. Ответ:______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 5
Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими: А) свеча, солнце, утюг, тулуп; Б) браслет, ласточка, сестра, овраг; В) кружево, корзина, невод, зодчий; Г) ребенок, сказка, шуба, зонтик.
Задание 6
Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А) По прошествии немногих лет он был избран губернатором.(Ю, Нагибин) Б) В тот же час Петр отдал приказ воеводам.(А.Платонов) В) Всем до казначейства есть дело, а он- душа казначейства (м.Салтыков-Щедрин) Г) Это , Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!(А.Чехов) Д) Барин с гувернанткой рыбу ловят- с!(А. Чехов)
Задание 7
К данным именам существительным придумайте имена прилагательные в нужном роде. Какаду ________________________________, шимпанзе_______________________________, леди_____________________________________, мадам ________________________________, кофе_____________________________________, путь____________________________________, пальто____________________________________, Миссури________________________________, Тбилиси__________________________________, Сочи___________________________________, маэстро___________________________________, подмастерье_____________________________, время_____________________________________, ателье__________________________________, колибри___________________________________, работяга________________________________.
Задание 8
Определите основной троп, используемый в выделенном предложении. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна.
Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от

ласки его кружится голова.
а) олицетворение б) метафора в) эпитет
Задание 9
Какие средства художественной изобразительности использованы в стихотворении? И опять звезда ныряет В легкой зыби невских волн, И опять любовь вверяет Ей таинственный свой челн. И меж зыбью и звездою Он скользит как бы во сне, И два признака с собою Вдаль уносит по волне… Ты, разлитая как море, Дивно-пышная волна, Приюти в твоем просторе Тайну скромного челна! (Ф. Тютчев ) Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 14 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 а) эпитеты б) сравнения в) антитеза г) оксюморон д) риторическое обращение Ответ: _____________________________________________________________________________
Тема

2.4.
Речевые ошибки при употреблении лексических и фразеологических единиц, их исправление
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Слово- это важнейшая единица языка. Слово не только называет предмет и явление, но и выполняет__________________________________________________________________функцию. Выбирая слова, мы обращаем внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение одного из этих критериев приводит к _________________________ ошибке.
Задание 2
Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ЭКОНОМНЫЙ на слово ЭКОНОМИЧНЫЙ. А) Мастер предложил экономный способ литья. Б) Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи. В) Экономный образ жизни. Г) Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства. Ответ:______________________________________________________________________________
Задание 3
Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами. А) человеческий - человечный; Б) орудие – оружие. Ответ:________________________________________________________
Задание 4
Укажите предложение, в котором синоним к слову чувствовать является стилистическим. А) Сегодня ей нездоровится. Б) Он ощутил прилив небывалой силы. В) Почуяв опасность, зверь притаился. Г) Мы пережили то же, что и они.
Задание 5
Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: А) умница; Б) города; В) отличница; Г) папаша; Д) листва; Е) осина. Ответ: ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Задание 6
Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении: А) защита диссертации; Б) класс работает; В) чувство локтя; Г) переход через горы; Д) играли Шекспира; Е) простые люди.
Задание 7
Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 15 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03

А) И царствует в душе какой- то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов) Б) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов) В) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский) Г) Мы сёла- в пепел; грады- в прах; в мечи- серпы и плуги. (В. Жуковский) Д) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. (Г. Поженян) Ответ:______________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Задание 8
Выберите из слов в скобках слово, соответствующее словосочетанию: А) сделать (1-фасонистую; 2- фасонную) стрижку; Б) сохранить (1- статус; 2- статут) великой страны; В) у него (1- скрытые; 2- скрытные) друзья; Г) ни на чём не (1- обоснованные; 2- основанные) претензии; Д) учащийся (1- окончил; 2- закончил) школу.
Задание 9
Нормы русского литературного языка. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. А) Мать любила и гордилась своим сыном. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ В) Мемориальный памятник установлен на площади. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Г) С ним произошел неприятный инцидент ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Раздел 3.
Словообразование
Тема 3.1.
Стилистические возможности словообразования.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Образование слов при помощи приставок и суффиксов называется ___________________________________________________________________________________ Появление слов при помощи формообразующих суффиксов называется ___________________________________________________________________________________ Неизменяемые части речи- это ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Основой слова называется часть слова без ... ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Способы словообразования: ___________________________________________________________________________________ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 16 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 2
Выберите правильный ответ 1. Морфема – это…: А) наименьшая значимая часть слова; Б) звук; В) буква; Г) слово; Д) словосочетание Ответ: _____________________________________________________________________________ 2. Корень – это…: А) состав слова Б) центральный элемент структуры слова В) основа слова Г) логическое ударение Д) система морфем Ответ: _____________________________________________________________________________ 3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется: А) фонетикой Б) синтаксисом В) морфологией Г) морфемикой Д) фразеологией Ответ: _____________________________________________________________________________
Задание 3
А) Разобрать слова по составу:
пробегавшая, разговориться
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Б) Разобрать слова по составу:
приходящий, закопались
___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 4
Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните. 1) задумать, продублировать, сдерживать 2) одуматься, раздумывать, дрожание 3) доверчивый, продлить, удлинить 4) предовольный, задержать, проехать
Задание 5
Выберите правильный ответ 1. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый: А) суффиксальный Б) приставочный В) приставочно-суффиксальный Г) переход одной части речи в другую Д) сложение основ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 17 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 2. Аббревиатурами называются: А) сложносокращённые слова Б) иноязычные слова В) устаревшие слова Г) новые слова Д) заимствованные слова
Задание 6
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. В чём особенность их словообразования (рассмотрите все примеры, кроме первого)?

Прибавь три к
одному.

Один
в поле не воин.
Одного
недоставало молодым супругам. Рад, что вы
одного
со мной мнения. Мы обедали сегодня у
одного
Голушкина. Роскошь утешает
одну
бедность.
Задание 7
В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания? 1) подписать, отыграть, отписать, сжал 2) надвое, отгородить, перегородка, огородил 3) выжечь, сжёг, обнести, завистливый 4) приближаю, приморский, предлинный, убегаю
Раздел 4.
Морфология.
Тема 4.1.
Самостоятельные и служебные части речи.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: 1.Что называется самостоятельной частью речи? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Задание

2
. Выберите правильные ответы из предложенных 1.Выберите служебные части речи: - глагол -союз - частица - имя существительное _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 2. Какие части речи изменяются по родам и числам: - имя прилагательное - глагол - имя существительное - причастие _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Задание

3
. Определить часть речи: - вагон - плывущий - копает - ответственность Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 18 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Задание

4
. Просклоняйте количественное числительное :
486
(машин) И.п______________________________________________________________________________ Р.п______________________________________________________________________________ Д.п______________________________________________________________________________ В.п______________________________________________________________________________ Т.п______________________________________________________________________________ П.п______________________________________________________________________________
Задание

5
. Просклонять:
лекция, дочь
И.п______________________________________________________________________________ Р.п______________________________________________________________________________ Д.п______________________________________________________________________________ В.п______________________________________________________________________________ Т.п______________________________________________________________________________ П.п______________________________________________________________________________
Задание 6
В каком ряду все слова имеют нулевое окончание? а) посвежел, хрипло, прокричав б) воздух, охватил, неслышно в) отошел, восток, зелень ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________
Задание 7
В словах какого ряда пишется -нн-? Выпишите слова. а) отечестве..ый, воспроизведе..ы, записало б) прославле..ый, датирова..ый, опубликованы в) напечата..ый, просвете..ый, изобрете..ый
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 8
Определите род имен существительных: Фальшь (..........), разрез (.................), тюль (..........), кеды (..........), Дели (..........), шампунь (..........), кенгуру(..........), коленвал (.................), мадам (..........), бра (..........), лакомка (..........), кофе (..........), шимпанзе(..........), тапки(..........), кресло-кровать (..........), Миссури(..........), театр-студия (..........), сирота(..........), толь(..........), плащ-палатка (..........), мозоль(..........), тряпка(..........) , подлиза(..........), герань(..........).
Задание 9
Определите и запишите, какие существительные относятся к одушевлённым, а какие – к неодушевлённым. Одушевлённые Неодушевлённые Читатель, механик, труп, актёр, глина, Луна, валет, трактор, рабочий, звезда, покойник, мертвец, толпа, кукла, класс, любитель, образ, мертвец, шляпа, труп. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 19 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Задание 10
Выберите столбик правильных ответов: А) дружеская к..мпания а о а о а Б) нефтяная к..мпания а о о а о В) приятный компл..мент и е е и и Г) компл..мент в сыворотке и и е е и
Задание 11
Дописать, где необходимо,
Ъ
и
Ь
знаки. Всер...ез, неудач..., сбереч..., увлеч...ся, грош..., с...узить, улыбат...ся, бур.. .ян, об.. .ект, компан.. .он, мед...институт, уж.., под..езд, жгуч.., об..явление, встав..те, невтерпёж.., хорош..., нареж...те, вскач..., воз..ми, много тысяч..., молчиш..., удивит...ся, с...ёжиться, пахуч.., замуж.., ин...екция, проч..., силач..., смаж..те, отреж..те.
Задание 12
Заполните таблицу «Буквы Ё, О после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов» данными словами, обозначая в них орфограммы. Какие слова не выписали? Почему? Выпишите их отдельно. Морфема Ё О корень окончание Ш..рстка, ц..линдр, стереж..т, ц..ган, ц..плёнок, ш..пот, ш..в, ж..сткий, врач..м, свеч..й, отц..м, крыж..вник, ш..рох, ж..лтый, ч..рный. Ответ: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Тема 4.2.
Нормативное употребление форм слова. Стилистика частей речи.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Стилистика- это наука:
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Части речи – это
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Грамматическая форма слова заключена ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 20 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Задание 2
В каком слове допущена ошибка? Докажите. а) проросло г) росли б) вырасти д) растение в) расток
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 3
Найдите лишнее слово. а) безмерный, бесконечный, беспокойный б) божественный, художественный, совершеннейший в) нравственный, насыщенность, неизменный г) созданный, истраченный, необыкновенный ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 4
Прочитайте текст, подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте текст. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Пала роса, и воздух посвежел . Деревья определились. Нет, света еще не было, но с каждой минутой все виднее становились отдельные кусты, ветки, елки, даже шишки. Ночь кончилась, наступил самый ранний полурассвет, то время утра, когда петухи в деревне, хрипло прокричав свое «кукареку», еще крепче засыпают. Мне пора было идти... Едва я отошел от костра, как сырой холодный воздух охватил меня со всех сторон и сапоги заблестели6 от росы. Сорока неслышно сорвалась с вершины белесой ели, быстро и молча полетела , ныряя на лету, на восток, навстречу рассвету. (Ю. Казаков ) Выпишите глаголы с приставкой по-. Произведите морфологический разбор одного из глаголов. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 5
Найдите лишнее а) по-новому ощущая, по новому пути, понимать по-другому б) уйдешь навеки, запомнить навечно, сохранить на века
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 6
Объясните различия между паронимами, составьте предложения с каждым из них. Искусный_________________________–искусственный_____________________________; Осудить___________________________– обсудить-__________________________________; Скрытый__________________________ – скрытный_________________________________: Эффектный________________________ – эффективный______________________________.
Раздел 5.
Синтаксис.
Тема 5.1
.Актуальное членение предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Синтаксис- это наука:_______________________________________________________________ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 21 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Подлежащее и сказуемое – это ____________________________________________предложения. Назовите второстепенные члены предложения:
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 2
Произведите разбор словосочетаний. Укажите виды связи словосочетаний по главному и по зависимому словам: письмо о природе (________________________________________________ ), животворный поток (_____________________________________________ ), оставаясь наедине (_______________________________________________ )
Задание 3
Укажите главные и зависимые слова в словосочетаниях, определите вид подчинительной связи. Читаю стихи (______________________________________________ ), долгий путь ( ________________________________________________), о потерянном дне (__________________________________________ ), о несбывшихся снах ( _________________________________________), этот путь (________________________________________________ ), молитвы в стихах (_________________________________________ ), не напрасно дана (___________________________________________ ), не скорби о прожитом (______________________________________ ).
Задание 4
Какое сочетание слов не является словосочетанием? а) не могу выразить б) мысли о будущем в) благодаря внимательности г) в ненапечатанных поэмах ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 5
Определите границы предложений.Расставьте знаки препинания. 1. В четырехпроводную трехфазную сеть с симметричным линейным напряжением
U

Л
включается «звездой» или «треугольником» трехфазный потребитель в фазах которого соединяются последовательно активное индуктивное и емкостное сопротивления величины сопротивлений заданы в таблице 5 начертить схему включения потребителя для своего варианта и определить фазные напряжения фазные и линейные токи нулевой ток углы сдвига фаз в каждой фазе активную реактивную и полную мощность каждой фазы и всей цепи. 2. Построение геологического разреза следует начать с построения топографического профиля, горизонтальный и вертикальный масштабы которого должны соответствовать масштабу карты при складчатом залегании пород увеличение или уменьшение вертикального масштаба по сравнению с горизонтальным производить не следует так как при этом на разрезе не только формы рельефа местности но и показанные затем складки будут искаженными если профиль строится по карте рельеф на которой выражен горизонталями то топографическая кривая строится по точкам пересечения линии разреза с горизонталями.
Задание 6
Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 22 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 Списать словосочетания, распределяя их в три колонки. Согласование Управление Примыкание Новое ш..ссе, ш..рох деревьев, стало свеж.., ноч..вка в лесу, очень хорошо, отвлеч..ный взгляд, ягоды кр..жовника, говорил увлеч..но, громкий ш..рох, сходить за багаж..м, горяч.. спорить, холщ..вый мешок, поймать скворч..нка, говориш.. ш..потом, ч..рный пиджач..к, рисовать карандаш..м, упасть навзнич…
Задание 7
Прочитайте предложения и выполните задания 1-3. A. По-моему эта сказка могла бы быть написанной о Фридрихе Шиллере. Б. В одной из сказок Андерсена засохший разовый куст покрывается среди жестокой зимы душистыми цветами. B. Куст расцвёл, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука. Г. "Он обладал даром, - сказал о Шиллере Гёте, - облагораживать всё, к чему прикасался". 1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) А 2) Б 3) В 4) Г Ответ:_________________________________________________ 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) Г, Б, В, А 2) А, Б, В,А 3) Б, В, А, Г 4)Б, А ,В, Г Ответ:_________________________________________________ 3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста. 1) Предложение А простое двусоставное; грамматическая основа – СКАЗКА МОГЛА БЫ БЫТЬ НАПИССАНОЙ. 2) Предложение Б простое, с однородными членами. 3)Предложение В сложноподчинённое, состоит из двух простых: главного и придаточного. 4) Предложение Г содержит прямую речь и слова автора; прямая речь представляет собой сложное предложение, состоящее из двух простых (придаточное предложение неполное). Ответ:_________________________________________________
Задание 8
Исправьте ошибки. Укажите, с чем они связаны: с правилами порядка слов в словосочетании или с актуальным членением предложения. Кропилов взял трубку и протянул ее Елене. Ее муж звонил. Маленькие волны бились тихо о борта лодки. Индийская свадьба продолжается три дня. Музыка сопровождает весь обряд. Ответ:____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _
Задание 9
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Самолет прибыл согласно расписания. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 23 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 2) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 3) Во сне я побеждал как рыцарей, так и чудовищ. 4) Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках Ответ:____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _
Задание 10
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать». 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3, 4
Раздел 6.
Нормы русского правописания.
Тема 6.1.
Нормы русской орфографии и пунктуации. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы: Орфография – это наука ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Офограмма – это
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________
Пунктуация ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 2
Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те, которые пишутся раздельно. А) (В)след летели телеграммы, потому (что) времени совсем (не) было. Б) Ребята побежали (на)встречу ему так (же)быстро, как и он сам. В) (Не)смотря на занятость, я помогал другу.
Задание 3
В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания. Я посмотрел на клен и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь.
Задание 4
Словарный диктант. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 24 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 З..ря, горный м..стер, выраб..тка, торм..з, механ..ик, заг..реться, засветиться, пр..дорожный бур(?)ян, холодное жнив..е, без..мянная речка, руки мат..ри, память о детстве, предчу(?)ствие разлуки, трава в с..р..бре, первые м..розы, ч..рные осинки, зелене..щие озимые, листва на б..резах, хр..нить в памят... (по)матерински нежно. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5
В каких сочетаниях слов пишется ь?Докажите. а) хочет(?)ся петь б) начинает смеркат(?)ся в) поступить учит(?)ся г) не решает(?)ся спорить д) легко дышит(?)ся
___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 6
Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных (поставьте ударения): профессор____________________________, маляр________________________________, почерк_______________________________, инженер______________________________, шелк_________________________________, госпиталь_____________________________, директор______________________________, лектор________________________________, договор_______________________________, шофер________________________________.
Задание 7
Прочитайте текст, подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте текст. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Пала роса, и воздух посвежел . Деревья определились. Нет, света еще не было, но с каждой минутой все виднее становились отдельные кусты, ветки, елки, даже шишки. Ночь кончилась, наступил самый ранний полурассвет, то время утра, когда петухи в деревне, хрипло прокричав свое «кукареку», еще крепче засыпают. Мне пора было идти... Едва я отошел от костра, как сырой холодный воздух охватил меня со всех сторон и сапоги заблестели6 от росы. Сорока неслышно сорвалась с вершины белесой ели, быстро и молча полетела , ныряя на лету, на восток, навстречу рассвету. (Ю. Казаков ) Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 25 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 Выпишите несколько словосочетаний с наречиями. Произведите морфологический разбор одного наречия. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 8
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Прочитайте текст. Озаглавьте. Подчеркните грамматические основы предложений. Когда мы говорим: «язык», мы думаем: «слова». Это естественно: язык состоит из слов, тут спорить (не)о чем. Но мало кто представляет себе (по)настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким (не)описуемо тонким и сложным творением человека Оно является, какой своеобразной (и во многом еще загадочной) жизнью живет, какую (не)измеримо огромную роль играет в судьбах своего творца— человека. Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно , первая и самая чудесная из них. (Л. Успенский) Ответ:____________________________________________________________________________ _
Задание 9
Разделите слова на две колонки: где нужно вставить удвоенную согласную где не нужно вставить удвоенную согласную Кол..ичество, агрес..ор, ал..егория, аук..цион, бюл..етень, гал..юцинация, грам..атика, артил..ерия, ил..юстрация, ил..юминация, жуж..ать, ис..ледование, интел..игент, кол..едж, прогрес.., драм..а, кал..играфия, кол..ега, кол..ектив, кристал.., оп..озиция, кил..ометр, перил..а, тер..аса, пас..ажир, пас..ивный, пер..он, тер..ариум, цел..юлоза, прес..а, програм..ист, с..адина, тер..итория, шас..и, эф..ект.
Задание 10
Составьте предложения согласно схемам , используя профессиональную терминологию. 1. «П», -а. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. «П, -а, -п». Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 26 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03 _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. А: «П», -а. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 11
Спишите, определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки препинания. 1. Нельзя жить только сегодняшним ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее. 2. Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов чтобы фраза воспринималась без напряжения вся сразу. 3. С некоторых пор Чайковскому стало казаться что дом с утра ждёт когда композитор напившись кофе сядет за рояль. 4. Они понимали насколько все эти дела будничные. 5. А бывают случаи когда книга мирно лежащая у нас на полке постепенно теряет своё обаяние.
Раздел 7.
Стили речи
.

Тема 7.1.
Особенности построения текстов разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.
Задание 1
Ответьте на предложенные вопросы А) Функциональным стилем называется: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Б) Какие функциональные стили относятся к книжным? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ В) Самый строгий и нормированный стиль______________________________________________ Г) Признаки разговорного стиля ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Задание 2
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? А. Всякий язык развивается (хотя очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы. Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности. В. Нет, незыблемых норм не бывает. Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема? 1) Г, Б, А, В 2) А, Б, В, Г 3) Б, В, А, Г 4) Б, Г, В, А ОТВЕТ:_____________________________________________
Задание 3
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето. Б. Раньше они вызывали только один скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов. В. У каждого человека случается счастливое время открытий. Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далёкими и ещё не пережитыми. 1) В, А, Г, Б 2) А, Б, В, Г 3) Б, В, А, Г 4) Б, А, В, Г ОТВЕТ:_____________________________________________ Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 27 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
Задание 4
Укажите, какие из слов (в скобках) принадлежат к разговорной лексике и неуместны в письменной речи? Он плохо (разбирается, смыслит) в этом деле. Отец серьезно (заболел, занемог). Ему (не нравится, не по сердцу) наше предложение. Эта брошюра стоит (пятак, пять копеек). Мы оставили одежду в (гардеробе, раздевалке).
Задание 5
Укажите в предложениях просторечные слова и выражения. Подберите к ним нейтральные слова, выражающие то же значение. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по самолетам. Хозяйка, по счастью, куда-то уже смоталась. Мальчишки из других классов глазели в окна. Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 28 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная 1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст] / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. - 6-е изд., стер. - М.: «Академия», 2009. 2. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. - 6-е изд., стер. - М.: «Академия», 2015. 3. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]/ Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ : ИНФРА- М, 2012. Дополнительная № Наименование источника Автор (ы) Год изда- Издательство п/ п ния 1 Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Л.А.Введенская Л.Г.Павлова Е.Ю.Кашаева 2003 «Феникс» 2 Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов Штрекер Н.Ю. 2003 ЮНИТИ-ДАНА 3 Русский язык. Энциклопедия. Ф.П.Филин 1979 «Советская энциклопедия» 4 Словари русского языка. 5 Современное делопроизводство Кирсанов М.В. 2002 М.: Новосибирск 6 Язык делового общения. Колтунова М.В. 2002. М. 7 Деловой человек: культура речевого общения. Смелкова З.С. 1997 М. 8 Сборники стихов Русские поэты Любой год издания М. 9 Культура речи Л.А.Введенская 2000 М.

Интернет-ресурсы: № п/п Адрес ресурса Полное название ресурса 1 ГРАМОТА. РУ - справочно-информационный интернет- портал «Русский язык» Приложение 1 Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 29 из 30 29.05.15
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум» 04/34 РТ 08-3.4 ОГСЭ 03
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по
УД «Русский язык и культура речи» организации самостоятельной
для самостоятельных и лабораторно - практических работ

учащегося (студента) ________ группы __________курса

специальность _____________________________________

Фамилия_______________________________

Имя __________________________________

Отчество ______________________________
Разработчик М.И.Сюбаева Стр. 30 из 30 29.05.15


В раздел образования