Напоминание

Методическая разработка по предмету «Графика» Подготовительное отделение


Автор: Бровкина Виктория Степановна
Должность: преподаватель рисунка
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: г.о. Подольск Московская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Методическая разработка по предмету «Графика» Подготовительное отделение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования «Климовская

детская художественная школа»

Методическая разработка по предмету «Графика»

Подготовительное отделение

Возраст учащихся 9-10 лет

Составил:

Бровкина Виктория Степановна

Преподаватель высшей категории

Г. Климовск

2016

1

Пояснительная записка

Характеристика методической работы, её место и роль в

образовательном процессе

Обучение в художественной школе позволяет развить творческие

способности ребенка, реализовать его желание рисовать и учиться рисовать, а

также помогает определиться с выбором будущей профессии. В процессе

проведения вступительных испытаний в ДХШ для детей, было замечено, что

немалая часть поступающих не обладает достаточными знаниями и

навыками. Это приводит к неудачам на вступительных испытаниях и мешает

впоследствии дальнейшему обучению. Чтобы помочь детям приобрести

определенные навыки и умения мною была разработана серия заданий по

графике, выполняемых за один учебный год.

Настоящая методическая разработка рассчитана на детей возраста 9,5-

10 лет и основывается на моем собственном педагогическом опыте работы с

юными художниками, а так же на опыте моих коллег по работе.

Данная серия задания используется в нашей школе в течении двух

учебных лет. Дети, выполнившие задания в полном объёме, показали

хорошие результаты в усвоении знаний и отработке навыков рисования,

необходимых для прохождения вступительных испытаний.

Цель данной методической разработки для учащихся подготовительного

отделения: дать детям начальные базовые знания в области изобразительной

грамоты, познакомить их с графическими техниками и материалами.

сформировать готовность детей к успешному прохождению вступительных

испытаний. А так же создать и закрепить устойчивый интерес к рисованию

посредством занятий графикой.

2

Задачи данной серии заданий

Обучающие:

научить создавать изображение по представлению, памяти, а также с

натуры, анализировать объект, его свойства, устанавливать

пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

учить самостоятельному применению полученных знаний.

дать понятие композиционной организации изображения:

выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания

изображаемого,

выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа,

дань начальные знания в области формы, пропорции, конструкции:

обучить рисовать линии разного направления и характера,

обучить рисовать предметы симметричной формы,

обучить передать плановость пространства (ближе – ниже, дальше –

выше), загораживаемость дальних предметов ближними,

научить передавать зрительное уменьшение удаленных предметов.

Развивающие:

развивать память, мышление, воображение.

активизировать творческий потенциал.

Воспитывающие:

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, ответственность,

самостоятельность.

Форма проведения учебных занятий

3

Занятия по данной методической разработке рекомендуется осуществлять

в форме аудиторных групповых занятий (численностью от 7 до 9 человек).

Продолжительность занятий – 2 урока по 45 минут.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач данной программы

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного курса

Мастерская должна быть оснащена мольбертами, предметами натурного

фонда, наглядными пособиями. Учащиеся должны иметь на занятиях все

необходимые материалы для занятий: бумагу фА-4,А-3, А-2, карандаши

графитные 2Н, Н, НВ, 2В, 3В, 4В, 5В, фломастеры, мягкие графические

материалы, бумажный скотч, ластик.

Требования к результатам деятельности

В результате выполнения серии заданий данной методической разработки

учащиеся должны:

- усвоить

с терминологию изобразительного искусства;

- приобрести начальные навыки использования художественных материалов;

- научиться выполнять графические изображения по представлению и с

натуры;

- владеть приемами работы графическими материалами;

- с помощью преподавателя и самостоятельно анализировать, планировать

предстоящую практическую работу, объективно воспринимать результат

собственной художественной деятельности, выявлять неточности и недочёты;

4

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с

особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во

время работы;

- максимально реализовывать творческий замысел работы.

5

1 задание

Учащихся необходимо познакомить с техникой безопасности на

занятиях,

рассказать

о

возможностях

графического

карандашах,

их

мягкости. Перед началом выполнения задания необходимо показать детям

как держать карандаш, какие части руки принимают участие в процессе

штриховки и тушевки.

Выполнять задание рекомендуется использовать формат бумаги А 2 и

графический карандаш 3 В (рис.1). Выполняется рисование вертикальных,

горизонтальных и диагональных линий послойно. После, по готовому фону,

рисуются круговыми движениям различные спирали. Задание рассчитано

на 45 минут.

Рис. 1 Галганова Дарья 10 лет

6

Задание 2

Выполнение этого задания помогает учащимся понять разницу мягкости

графических карандашей, отработать навыки штриховки. При выполнении

этого задания перед учащимися должен располагаться образец,

нарисованный преподавателем или учениками старших классов. Это

поможет детям увидеть максимальную возможность карандашного штриха,

его привлекательность в работе (рис. 2). Здесь же уместно будет рассказать

детям об использовании карандашей различной мягкости для

закрашивания различных по тону и фактуре предметов, а так же показать

примеры. Учащиеся должны разделить лист бумаги формата А 3 на восемь

или более равных частей. Внутри каждой части рисуется прямоугольник и

каждый из них заполняется штриховкой карандашами разной мягкости.

Данное задание рассчитано на 3 урока по 45 минут.

7

Рис. 2 Бровкина Софья 12 лет

Задание 3

В этом задании учащиеся отрабатывают навыки выполнения

изображения с помощью коротких и длинных штрихов. Предлагается

нарисовать лохматую собаку под дождем (рис. 3) или любое другое

аналогичное изображение. Первым этапом данного задания является

линейное рисование объекта поисковыми линиями. Далее короткими

штрихами заполнение силуэта собаки средним тоном. И в завершении

мягким карандашом передача фактуры шерсти. Для выполнения

используется бумага формата А 3, графические карандаши 2В, 3В, 5В.

Данное задание рассчитано на 2 урока по 45 минут.

Рис. 3 Коваленко Анна 10 лет

8

Задание 4

Продолжением отработки навыков штриховки является следующее

задание. Учащимся можно предложить выполнить рисунок зимнего

пейзажа (рис. 4), жука или бабочки крупным планом, птицы и т. п. Для

выполнения используется бумага формата А3 (возможны изменения

формата в связи с композиционными особенностями конкретной работы),

графические карандаши 5В, 3В, ластик. Первым этапом работы является

тонирование листа штриховкой в два-три слоя. Светлые элементы рисунка

протираются ластиком. Более темные дополнительно штрихуются. Задание

выполняется в течение 2 уроков по 45 минут.

Рис. 4 Соболева Кира 10 лет

9

Задание 5

Продолжая знакомиться с графическими материалами, учащиеся

выполняют задание с использованием черных фломастеров различной

толщины и ширины рисующей поверхности. В этом задании дети

знакомятся с понятием фактуры и способами их изображения. Лист

формата А3 делится учащимися на 12 или 16 равных частей и каждый

элемент заполняется различными рисунками, изображающими поверхность

предметов (рис. 5). Задание рассчитано на 2 урока по 45 минут.

Рис. 5 Турзина Ксения 10 лет

10

Задание 6

Продолжением предыдущего задания является изображение

фантастического или сказочного города (рис. 6). Используя простые

геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция).

Каждый элемент получившихся зданий заполняется различными

фактурами. Для выполнения используется бумага формата А 3 (возможны

изменения формата в связи с композиционными особенностями конкретной

работы), черные фломастеры различной толщины и ширины рисующей

поверхности. Задание рассчитано на 2 урока по 45 минут.

Рис. 6 Чиркова Ксения 10 лет

11

Задание 7

Выполняя данное задание учащиеся рисуют ель в снегу с помощью

графических и цветных карандашей. В нём также используется рисование

фактур для передачи большей узнаваемости предмета. Требуется объяснить

учащимся особенности данного дерева и способов его изображения

графическими материалами на бумаге А 3. Детьми могут быть выполнены

два рисунка на формате А 4. Учащимися отрабатываются навыки

штриховки и её использования для передачи фактуры поверхности

предмета. Первый этап задания выполняется графическим карандашом

(рис. 7). Здесь следует упомянуть о том, что ветви ели находятся на разном

удалении от зрителя и поэтому будут штриховаться разным тоном. Это

поможет детям нарисовать объемное дерево. На втором этапе предлагается

нарисовать цветными карандашами заснеженную ель (рис. 8). Задание

рассчитано на 2 урока по 45 минут.

12

Рис. 7 Наглядное пособие

13

Рис. 8 Яковлева Мелания 9 лет

Задание 8

14

Используя навыки, приобретенные в предыдущем задании, учащиеся

выполняют изображение зимнего пейзажа с ёлками (рис. 9). Перед началом

работы детям следует рассказать о ритме и его использовании в

изобразительном искусстве. В данном задании отрабатывается такое

понятие как «тождество», возможности его использования в картине и

связь с правилами ритма. Выбор формата листа зависит от композиции

работы и количества изображаемых объектов. В данной работе возможен

дифференцированный подход к выполнению задания учащимися. Формат

листа не должен превышать формат А3. На выполнение задания отводится

2 урока по 45 минут.

Рис. 9 Галганова Дарья 10 лет

Задание 9

15

В этом задании вводится понятия симметрии, теплых и холодных

цветов. Аналогичное задание выполняется учащимися гуашью на уроках

цветоведения. Используя навыки в рисовании прямых линий дети

изображают трапецию, симметрично делят её по вертикали и горизонтали,

разбивая на симметричные элементы. Учащимся предлагается нарисовать

бабочку, одно крыло которой выполняется в холодных тонах (рис. 10). А

второе – в тёплых. Используя акварельные карандаши дети смогут добиться

яркости изображения. Задание выполняется на листе формата А3 и

рассчитано на 2 урока по 45 минут.

Рис. 10 Астапова Дарья 9 лет

Задание 10

16

В этом задании учащихся знакомятся с понятием силуэта. Им

предлагается нарисовать линейно несколько декоративных рыб (рис.11,

рис.12, рис.13 ) или птиц. Необходимо обратить внимание детей на

обязательность композиционного решения, ритма, разность размеров и

форм объектов. Готовый линейный рисунок закрашивается чёрным

фломастером внутри контуров. Размер работы не должен превышать

формат А3. Для рисования лучше использовать графические карандаши НВ

и широкий маркер. Задание рассчитано на 2 урока по 45 минут

Рис. 11 Яковлева Миланья 9 лет

17

Рис. 12 Клименко Алексей 10 лет

Рис. 13 Шатова Екатерина 10 лет

18

Задание 11

Продолжая тему силуэта, учащимся предлагается выполнить задание с

натуры. Составляется фронтально-фризовый натюрморт, состоящий из

бытовых предметов простой и ясной формы, овощей или фруктов

(рис. 14, рис.15, рис. 16). Учащимся рассказывается этапность выполнения

работы: поиск композиции в листе, линейный рисунок поисковыми

линиями, обведение контура, и закрашивание силуэта. На группу из 7-9

учащихся необходимо не менее трёх постановок. Задание выполняется на

листе форматом А3 (возможны изменения формата в связи с

композиционными особенностями конкретной работы) в гуаши и

рассчитано на 4 урока по 45 минут.

рис. 14 Федченкова Екатерина 9 лет

19

Рис. 15 Сердюкова Мария 10 лет

Рис. 16 Милехин Михаил 10 лет

20

Задание 12

Используя навыки, полученные учащимися при выполнении

предыдущего задания и закрепляя их, детям предлагается выполнить

композиционное задание на основе натурных зарисовок в технике

оверлеппинга в два тона: белый и черный (рис. 17). Данное задание

позволяет учащимся совершенствоваться в рисовании с натуры. Для

выполнения композиции детям предлагаются три- четыре предмета ясного

силуэта и простой формы. Задание выполняется на листе формата А3

(возможны изменения формата в связи с особенностями конкретной

композиции) черными фломастерами различной толщины и рассчитано на

2 урока по 45 минут.

Рис. 17 Милехин Михаил 10 лет

21

Задание 13

Задание является логическим продолжением предыдущего. Учащимся

предлагается выполнить композицию в технике оверлеппинга, используя

три-четыре тона (рис. 18). Белый тон бумаги – самый светлый. Предметы и

их пересечения штрихуются графическими карандашами разной мягкости,

либо возможно использование гуаши, из которой намешиваются колеры

ахроматической гаммы. Дети начинают выполнять задание с поиска

композиции и линейного рисунка поисковыми линиями. Задание

выполняется на листе формата А3 и рассчитано на 2 урока по 45 минут.

Рис. 18 Милехин Михаил 10 лет

22

Задание 14

Продолжая тему натурного рисования, учащиеся выполняют рисунок

зелёного яблока на белом фоне (рис19, рис.20, рис.21, рис. 22). У каждого

из детей должна быть своя натура. Это поможет преподавателю обратить их

внимание на разницу в нюансах тождественных предметов. Учащимся

предлагается выполнить задание по этапам, которые зафиксированы в

таблицах визуального ряда. Задание выполняется на листе формата А4 в

карандаше и рассчитано на 2 урока по 45 минут.

Рис. 19 Котов Никита 10 лет

23

Рис. 20 Барышникова Елизавета 9 лет

Рис. 21 Никулина Алена 10 лет

24

Рис. 22 Ерошенко София 10 лет

25

Задание 15

В этом задании учащиеся знакомятся с понятием объёма и способами его

передачи. Для первого натурного задания выбирается рисование простой

цилиндрической кружки на белом фоне (рис. 23). Данное задания поможет

детям совершенствоваться в работе с силуэтом и позволит понять

особенности тональности предметов. Учащимся предлагается выполнить

задание по этапам, которые зафиксированы в таблицах визуального ряда.

Задание выполняется на листе формата А4 в карандаше и рассчитано на 2

урока по 45 минут.

Рис. 23 Портнов Владимир 10 лет

26

Задание 16

Выполнение данного задания является продолжением двух предыдущих.

Детям предлагается нарисовать крынку, кувшин или другие бытовые

предметы простой формы и ясного силуэта (рис. 24 ) на фоне одной

драпировки. Здесь следует обратить внимание учащихся на разницу в

освещении ткани в горизонтальном и вертикальном положении. Задание

выполняется на формате не более А3 в карандаше и рассчитано на 4 урока

по 45 минут.

Рис. 24 Соболева Кира 10 лет

27

Задание 17

Это задание является контрольной работой, в которой учащиеся должны

будут использовать знания и навыки, полученные при выполнении

предыдущих заданий. Для рисования предлагается натюрморт из одного

бытового предмета и муляжа фрукта или овоща на фоне драпировки (рис.

25 ). Задание выполняется на листе формата А3 в карандаше и рассчитано

на 4 урока по 45 минут.

Рис. 25 Смирнова Екатерина 10 лет

28

Использованная литература

1.

Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974

2.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для

вузов. М.; Гуманитарный издательский центр Владос, 2006

3.

Найс Клаудиа; перевод с англ. Л.И. Степановой. Лучшие уроки.

Рисуем природу и животных. М.: Издательство АСТ, 20016

4.

Сапожников А.П. Полный курс рисования. Пособие для

начинающих. М., Эксмо, 2013

5.

Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись:

Учебник для средн. спец. учеб. заведений. М.: Лёгкая и пищевая

промышленность, 1983

6.

Сокольникова Н.М. Основы композиции 5-8 классы. Обнинск,

издательство Титул, 2000

7.

Френкс Джин. Рисунок карандашом. Pencil Drawing. М.:

Библиотека художника, 2009

Источники иллюстраций

1.

Фотографии работ учащихся МУДО «Климовская детская

художественная школа» из личного архива 2016-2018гг.

29



В раздел образования