Автор: Черниюк Арина Геннадиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа 1411 СП 1327 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Технология проблемного обучения в детском саду" Раздел: дошкольное образование
«Технология проблемного обучения в детском саду»
Воспитатель гр. 12 ГБОУ 1411 СП 1327
Черниюк А.Г
Москва 201
Технология проблемного обучения. - Это специально созданная совокупность специфических
приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал
знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. - Не
предполагает получение знаний в готовом виде, а способствует поддержанию познавательного
интереса у дошкольников в течение всего занятия и как бы непроизвольно проводит их к
«истине».
Эффективно формировать такие умения, на наш взгляд, позволяет технология проблемного
обучения, направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания
и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в
готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы
гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь
смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе
методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание
занятия.
Изучив теоретическую часть, мы поставили задачу разработать технологию проблемного
обучения в работе с дошкольниками. Причем эта технология должна быть понятна воспитателям
и детям.
С этой целью был разработан и предложен алгоритм составления конспектов занятий с
использованием методов проблемного обучения:
– определить по программе “Детство” новые знания, которые получат дети на этом занятии;
– четко сформулировать цель для себя.
– четко спланировать и выделить этапы деятельности:
постановка проблемы и присвоение ее детьми,
актуализация знаний,
выдвижение гипотез,
проверка правильности решения проблемы,
введение в систему новых знаний,
– продумать:
размещение открытия (открытий) в уголке Открытий,
поощрение открывателей для стимулирования к дальнейшим открытиям,
информацию, которая будет доведена до родителей.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит
творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Концептуальные положения данной технологии (по Д. Дьюи) звучат так:
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как
результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным
субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
– проблематизация учебного материала (знания – «дети» удивления и любопытства);
– активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);
– связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Важно отметить!
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между
учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками
при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу
ученика.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда
учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд,
и зажечь факел», от его умения организовать познавательную систематическую деятельность
зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному
самообразованию. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение
знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит
все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения
знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения
(проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.
Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и
воспроизведения знаний.
Структура проблемного урока
Цель
урока
Этапы урока
Деятельность учащихся
З
Н
А
I. Создание проблемной
ситуации
Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной
задачи
Формулирование темы урока и его задачи
Н
И
Я
III. Поиск решения
Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения
и анализа гипотез
IV. Выражение решения
Выражение нового знания вдоступной форме.
Моделирование.
V. Реализация продукта
Представление продукта учителю и классу.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная
ситуация.
Основная цель
создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих
ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной
самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в
овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения
проблемных задач.
Но, здесь учителю важно помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не
возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у
детей, дается без учета их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими
уровня знаний). Поэтому учитель должен знать возможности своих учащихся в анализе
условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности
задания должна быть такова, чтобы с помощью наличных знаний и способов действия учащиеся
не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа
(понимания) содержания и условий выполнения задания. Только такое задание способствует
созданию проблемной ситуации.
Зная внутренние условия мышления, и способствуя их созданию с помощью проблемной
ситуации, педагог может активизировать мыслительную деятельность школьника, управлять ею.
Во-первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя
предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе
обучения.
Во-вторых, для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие,
это как правило, пробуждает у учащихся интерес, приводит в движение прежние знания,
направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует мыслительную деятельность
учащихся, давая учителю возможность управлять ею.
В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно
заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации,
учащиеся смогут принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно
сформулировать её.
Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим
процессом;
Опыт показывает, что имеется свыше 20 классификаций проблемных ситуаций.
Я выделила наиболее характерные для моей педагогической практики типы проблемных
ситуаций, общие для всех предметов.
Характерные признаки проблемного обучения:
возникает состояние интеллектуального затруднения;
возникает противоречивая ситуация;
появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать
для решения задачи;
проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом
начале решения.
Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно
говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства
воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы,
или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной
проблемы.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и
обсуждении детьми.
2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-
поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается
способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему:
ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать
возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему,
воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает
предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям
возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных
истин, называют проблемно-эвристическим методов.
Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми
нашей группы.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и
средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие
методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику
рассуждения), эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы
с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам
надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам
для нахождения неизвестного?». А.М.Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью
ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного
способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее
неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение гипотез, поиск «ключа»,
идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных
источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного
решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической
деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств,
обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию.
Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы,
приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М.Матюшкин, боязнь допустить ошибку
сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь
ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить
помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к
получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Предлагаемый авторский конспект речевого занятия составлен по разработанной технологии
проблемного обучения.
У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что
предложенная мной картотека поможет вам в этом.
Тема: «Грибы»
Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не
знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита
о помощи, но Айболит не знает на
чём к ним добраться.
Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом,
чтобы спрятаться от волка и не знают, из
какого материала это сделать.
Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить.
Но с собой оказались только фрукты.
Можно ли напиться?
Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский
сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в
детский сад, не промочив ноги.
Тема: «Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не
знаем иностранных языков.
Тема: «Погодные условия»
Отправились в путешествие по Африке, но
какую одежду взять с собой, чтобы было
комфортно.
Тема: «Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у
папы Карло, но ключ на дне колодца.
Как Буратино достать ключ, если он
деревянный, а дерево не тонет.
Тема: «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу и не знает,
как сообщить о себе и выйти из леса.
Тема: «Объём»
Знайке необходимо определить
уровень жидкости в кувшинах, но они не
прозрачные и с узким горлышком.
Тема: «Погодные условия»
Одна подруга живет далеко на Юге,
и никогда не видела снега. А другая -
живет на Крайнем Севере, там снег
никогда не тает. Что можно сделать, чтобы
одна смогла увидеть и снег, а другая — траву
и деревья (только переезжать они никуда не
хотят)?
Тема: «Измерение длины»
Красной Шапочке надо
как можно быстрее попасть к бабушке, но
она не знает, какая дорожка длинная,
а какая короткая…
Тема: «Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который
зарыт под самой высокой елью. Но он никак
не может решить, какая ель самая высокая.
Тема: «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет.
Что можно сделать.
Тема: «Почва»
Машенька хочет посадить цветы, но не знает,
на какой почве цветы будут расти лучше.
Тема: «Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу,
а перед ним широкая река, и мостика не
видно. В школу нужно торопиться. Думал –
думал Буратино как же ему через
речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться
через речку, так как может опоздать в школу,
и боится войти в воду, так как не умеет
плавать и думает, что утонет. Что делать?
Тема: «Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала,
а дворцовые часы вдруг остановились.
Тема: «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но
Незнайка не умеет плавать. Знайка
предложил ему спасательный круг. Но он
все равно боится, и думает, что утонет.
Тема: «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но
беспокоится, что мама не сможет его прочесть
из-за очень маленького шрифта.
Тема: «Средства связи»
У слонёнка заболела бабушка. Надо
вызвать доктора, но он не знает как.
« Игрушки»
Медведь ,Лис и Заяц собрались в гости
к кукле Насте. Они решили идти не с
пустыми руками , а подарить новые
ленты . Ленты должны быть одинаковой
длины. Но как это сделать наши друзья
не знают.
« Овощи»
К нам в гости пришел
Ежик. Он принес в
корзинке овощи. Ежик
просит приготовить
ему салат. Посмотрите
на наборы
геометрических фигур
и отберите те , которые
нужны для составления
салата.
« Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о
помощи , но Айболит не знает на чем к
ним добраться. Помогите Айболиту
добраться к больным друзьям ( набор
геометрических фигур)
«Ателье , ткани , одежда»
Трое друзей – Медведь, Еж и
Заяц отправились в магазин «
Ткани» покупать отрез для
штор. Им понравилась одна
и та же ткань Но ее осталось
немного. Как узнать на чье
окно хватит ткани , шторы
« Продукты питания «
Незнайка попал на улицу Сладкоежек.
Пончик на стол поставил три блюдца.
Надо разделить печенье . Помогите
Незнайке.
« Кухонная посуда. Труд
повара»
Повар детского сада
обращается к детям с
просьбой: « Я знаю, что
вы любите гречневую
кашу. К сожалению , на
кухне сломались весы. И я
не могу узнать ,сколько
надо взять крупы для
каши. Помогите мне.
« Деревья»
4 елки разной высоты и разной ширины.
Столько же ленточек разной ширины и
длины. Давайте подарим деревьям
ленточки, чтобы они стали еще
красивее. Для каждой елочки подойдет
только своя ленточка. Сколько ленточек
можно завязать каждой елочки .Почему?
« Мебель»
Сегодня будем делать
стулья. Чтобы получился
стул понадобиться две
заготовки : для сиденья и
для спинки. Задача из
листа « фанеры» вырезать
заготовки так, чтобы их
хватило на 6 стульев.
« Дом. Квартира»
«Помоги найти квартиру».
Вот улица, на которой живет Незнайка с
Почемучкой. Почемучка живет в самом
высоком доме, на пятом этаже, в
квартире слева. Помогите найти окно
его квартиры. Нарисуйте в нем
Почемучку. (Дети выполняют задание.)
Незнайка живет в самом низком доме,
на четвертом этаже, в квартире справа.
Найдите окно квартиры Незнайки и
нарисуйте его в нем. (Дети
последовательно находят дом, этаж,
окно квартиры.)
« Строительство.
Профессии»
Поехал раз царь
посмотреть как новый
терем строится. А
работники как раз
выбирают плиты, из
которых терем строить
будут. Давайте подскажем
им, как надо плиты
расположить, по порядку,
начиная с самой большой,
заканчивая самой
маленькой. Плиты
нарисованы , как узнать
какая плита самая
большая, а какие
поменьше?
« Цветы»
В стране злой волшебницы Бастиды
завяли цветы, потому что она засыпала
все колодцы и ручьи, уничтожила
фонтаны. Из волшебной книги Элли и
ее друзья узнали, что цветы вновь
зацветут если посадить их вокруг
фонтанов в определенной
последовательности . Но сначала нужно
построить фонтан. Цветы нужно
разложить по два вдоль каждой стороны
большого фонтана.
«Человек.»
Надо узнать имена ребят
живущих в этом городе.
Известно, что: Сева-
самый высокий , Миша
выше Коли, но ниже
Севы. Коля самый низкий.
А Толя стоит между
Колей и Мишей. Теперь
назови мальчиков по
порядку. Сколько всего
мальчиков.
« Дом . Квартира»
Всей группе детей дают рулон обоев и
рассказывают, что малыши решили
сделать кукольный домик, но не знают,
хватит ли им обоев, чтобы оклеить ими
стены в домике. На каждую стенку
кукольной комнаты нужно «вот столько
обоев» (показывают мерку
План-конспект по познавательному
развитию «Что мы знаем о стекле?»
План-конспект
по познавательному развитию в средней группе
«Что мы знаем о стекле»
Цели: познакомить детей с основными свойствами стекла;
познакомить детей с историей и процессом изготовления стекла:
учить классифицировать предметы по материалам, из которых они сделаны;
развивать любознательность.
Методы и приемы:
словесные: беседа о стекле, разгадывание загадок;
практические: исследование свойств стекла.
Оборудование:
стеклянный стакан, тетрадь, альбом для рисования, мячик, кукла, стеклянные
маленькие шарики.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Ребята! Я хочу сегодня опять провести с вами время в лаборатории Знайки. Там всегда так
интересно, но сначала вы разгадайте-ка загадку и узнаете, о чем нам хочет рассказать Знайка :
-На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит. не льется,
А ударишь- разобьется.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно! Стекло!
Идемте в лабораторию «Почемучек». нас ждут. (Дети проходят к столам)
Выходит Знайка :
-Рад встрече с вами, мои любознательные друзья! Я вот здесь приготовил интересные игрушки и
хочу, что бы вы посмотрели на них и сказали мне, из чего они сделаны Знайка показывает
тетрадь, альбом, куклу, мячик и стеклянные шарики.
Ответы детей.
-Правильно. тетрадь и альбом сделаны из бумаги. вам знаком этот материал, кукла из
пластмассы. мячик из резины, а эти красивые цветные шарики – стеклянные.
Опыт №1. Исследование стекла на прозрачность.
Знайка берет стеклянный стакан и опускает в него небольшой шарик.
-Вы видите шарик (Ответы детей)
Вывод: Правильно! Стекло прозрачное.
Знайка:
-Этот стакан непростой: смотрите я ударю осторожно по нем палочкой и он зазвучит и расскажет
вам свою историю.
-Здравствуйте, ребята! Я- стакан. я- хрупкий. прозрачный. как вода. Люблю менять свои наряды :
если меня наполнить молоком, стану белым, если чаем – стану коричневым.Скажу вам по
секрету. что давным-давно в Египте я был песком. но люди додумались добавить в песок соду и
золу, все расплавили и получили жидкое стекло. Люди придумали и формочки. в которые они
выливали жидкое стекло. В разных формочках застывали разные предметы : красивые вазы.
стаканы, бусины, камешки. »
Воспитатель:
-Ребята, очень интересно, мы немного отдохнем и опять продолжим дальше слушать.
Физкультминутка.
Проводится игра «Солнечные зайчики»
Знайка:
-Продолжим изучать стекло.Ребята. у стекла есть одно опасное свойство и вы должны о нем
знать обязательно.
Опыт №2. Изучение стекла на прочность.
-Если уронить стакан на пол, что с ним случится (Ответы детей)
Правильно- разобьется.
Вывод: стекло непрочное, оно разбивается.
Знайка:
Давайте, посмотрим, вот я наливаю воду в стеклянный стакан и в бумажный.
Опыт №3. Изучение стекла на водонепроницаемость.
В стеклянном стакане вода удерживается, а бумажный стаканчик размок .
Вывод : стекло водонепроницаемо.
Воспитатель:
-Спасибо, тебе, Знайка, до свидания.
-Ребята! посмотрите вокруг себя и назовите мне предметы, которые сделаны из стекла.
(Ответы детей)
-Скажите. а вы хотели бы что бы все-все вокруг было стеклянным, вам бы понравилось?
Почему?
Подведение итогов: стекло в нашей жизни занимает много места, но невозможно, что бы все
было стеклянным, потому что оно – хрупкое и бьется. тонкое и прозрачное, и еще оно
водонепроницаемое.
Игровая проблемная ситуация по ФЭМП в
подготовительной группе
Игровая проблемная ситуация по ФЭМП
Цель: формировать представление об объеме; сравнение сосудов по объему с помощью
переливания.
Оборудование: письмо, подкрашенная вода, 2 стакана, равные по объему, но отличающихся
высотой и диаметром.
Ход
Сегодня в наш детский сад пришло письмо из деревни Простоквашино. Пишут кот Матроскин и
Шарик. «Здравствуйте, дорогие дети. Помогите нам, пожалуйста, решить одну проблему. Мы
постоянно ссоримся, не можем поделить молоко, у кого больше т. к. у нас разные стаканы. Мы
будем ждать ответ».
- Давайте им поможем. Вот такие 2 стакана и у наших друзей. Посмотрите на них внимательно.
Как вы думаете, в каком стакане вместится больше молока? (Ответы детей. Разгорается спор.)
- Дети, у нас на столе вода, которая нам поможет. Посмотрите, я наполняю один стакан водой до
краев. А потом переливаю в другой стакан. (Воспитатель на глазах у детей делает переливание. И
все убеждаются, что оба стакана вмещают одинаковое количество жидкости) .
-Оба стакана вмещают одинаковое количество жидкости. В этом случае говорят, что стаканы
одинаковые по объему.
Вывод: С помощью переливания можно убедиться, одинаковые ли стаканы по объему или нет.
-Мы обязательно напишем письмо в Простаквашино и объясним нашим друзьям как правильно
сравнить стаканы. (Зарисовка опыта) .