Напоминание

Некоторые аспекты теории комического


Автор: Абрамова Лилия Юрьевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Детская музыкальная школа №2 им.В.К.Мержанова
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Некоторые аспекты теории комического
Раздел: дополнительное образование





Назад




Некоторые аспекты теории комического

Интерес к феномену комического наука обнаруживает с древности.

Известное наблюдение Аристотеля: «Из всех живых существ смех присущ

только

человеку»,

представляет

смех

в

качестве

фундаментальной

проблемы теории культуры и философии. Имеющиеся концепции, созданные

Аристотелем,

И. Кантом,

А. Шопенгауэром,

А. Бергсоном,

М. Бахтиным,

В. Проппом, доказывают, что анализ данного феномена — плодотворный

путь, способный предложить более точное и объемное видение культуры в ее

теоретическом и историческом ракурсах.

Комическое

представляет

собой

одну

из

сложных

эстетических

категорий.

Сущность

комического

рассматривается

в

эстетике,

в

этнографических

и

историко-культурных

исследованиях,

в

социологии,

в

психологии, в стилистике, в лингвистике. Результаты этих работ позволяют

сформировать

представление

о

феномене

комического,

о

структуре

и

средствах создания комического эффекта. Проблемы, затрагиваемые в этих

трудах, являются важными в формировании научной базы данной работы.

Теории смеха и комического многочисленны и разнообразны.

Смеховое начало является неотъемлемой частью культуры, в различные

эпохи

оно

либо

актуализировалось,

либо

уходило

в

тень.

Д. Присяжнюк

указывает на универсальность смеховой культуры, которая проявляется «в

гигантской “амплитуде колебаний” самого феномена комического – от доброй

улыбки до саркастического гротеска». Сущность комического заключается в

содержащемся в нем противоречии.

Традиционно считается, что комическое выступает в виде нескольких

форм: юмор, сатира и ирония. Разграничивать их следует в зависимости от

объекта комического, отношения к нему со стороны субъекта комического и,

следовательно, от разных причин его критики субъектом.

Юмор

характеризуется

значительной

сложностью

и

большим

разнообразием в оценке жизни, чем в других видах комического. Юмор

обычно

сочетает

внешнюю

комическую

трактовку

и

внутреннюю

причастность

к

смешному.

Юмор

не

обличителен

в

противоположность

сатире

и

иронии.

Объект

юмора,

заслуживая

критики,

сохраняет

свою

привлекательность.

Сатира обычно является безоговорочным осуждением путем осмеяния

пороков

отдельных

сторон

жизни.

В.Я. Пропп

указывает,

что

при

«насмешливом

смехе»

(под

ним

понимается

сатира)

«человек

невольно

сравнивает того, над кем смеется, с самим собой и у себя этих недостатков не

предполагает».

Подобные

взгляды

восходят

к

различным

теориям

превосходства

и,

в

первую

очередь,

к

концепции

Т.Гоббса,

искавшего

причину удовольствия от комического в чувстве нашего превосходства над

слабостями того, кто осмеивается. Сатира, согласно Ф. Шиллеру, раскрывает

противоречия между действительностью и идеалом.

Ирония

традиционно

рассматривалась

как

промежуточная

форма

между сатирой и юмором. Ирония (от греч. eironeia) – тонкая семантически

амбивалентная

насмешка,

прикрытая

серьезной

формой

выражения

или

внешне

положительной

оценкой.

Высшей

степенью

проявления

иронии

является

сарказм

(от

греч. sarcasmos),

содержащий

негативную

оценку

явления.

Юмор — смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый. Он

совершенствует явление, очищает его от недостатков, помогает раскрыться

всему общественно ценному в нем. Юмор видит в своем объекте какие-то

стороны, соответствующие идеалу. Гротеск (от ит. grotta – подземелье) –

прием

изображения

жизни

посредством

причудливого

и

контрастного

сочетания

реального

и

фантастического,

комического

и

трагического,

прекрасного

и

безобразного.

Насмешка

выражение

иронического

отношения.

Глумление

издевательская

насмешка.

Сарказм

(от

греч.

sarcasmos) – высшая степень проявления иронии, содержащая негативную

оценку

явления.

Пародия

подражание,

повторяющее

особенности

оригинала

и

выражающее

критически-насмешливое

отношение

к

нему.

Карикатура

особый

жанр

в

искусстве,

в

котором

комический

эффект

создается

путем

преувеличения

и

заострения

черт,

характерных

для

изображаемого. Шутка – то, что говорят или делают не всерьез, а с целью

вызвать смех, забавная выходка, шалость.

«Мир инструментальной игры предельно фантастичен», в нём царят

«невесомость предметов и сил во времени, их естественные превращения,

исчезновения,

дематериализация».

Указанные

характеристики

являются

идеальными предпосылками для реализации в музыке смеховой культуры,

воплощаемой

по

большей

части

через

комический

эффект.

Для

его

реализации

более

всего

подходит

та

часть

жанрового

спектра,

которая

определяется как моторные жанры во главе со скерцо.

В

музыкальной

культуре

одним

из

основных

жанров,

связанных

с

воплощением смехового начала, является скерцо.



В раздел образования