Автор: Шабанова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Государственные праздники России", ПНШ, 2 класс
Раздел: начальное образование
Разработка урока по окружающему миру
Тема:
«Государственные праздники России»,
ПНШ, 2 класс
Цель:
воспитание ценностного отношения к государственным праздникам .
Задачи:
обучающие:
формировать у учащихся о государственных
праздниках Российской
Федерации;
обеспечить
системные
представления
о
государственных
символах
России
развивающие:
способствовать
развитию
коммуникативных,
организационных
общеучебных умений;
аналитического и критического мышления, внимания, памяти, речи;
расширению словарного запаса учащихся
воспитательные:
содействовать воспитанию чувства патриотизма;
воспитывать
вдумчивое
отношение
и
уважение
к
правам
каждого
человека.
Введение в тему урока.
1.
Вступительное слово
Учитель: Чаще всего мы улыбаемся, радуемся на праздниках. Мы любим
отмечать праздники: семейные, профессиональные, народные.
Но есть праздники, которые отмечает вся наша огромная страна, все её
жители, которая называется … (РОССИЯ)
О них и пойдет речь на нашем уроке.
Подберите синоним к слову Россия (Отечество, Родина, страна, государство)
-Как же называются праздники, которые отмечает все граждане нашей
страны? (государственные).
Назовите тему урока, поставьте цель.
-Назовите те государственные праздники, которые вам известны.
Какой праздник мы отмечали совсем недавно? (9мая)
1.Беседа.
- От кого вы впервые услышали о Великой Отечественной войне?
- Что еще вы знаете об этом событии?
- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года. (На
доску вывешивается карточка: 22 июня 1941 года)
- Почему войну назвали Отечественной? (На защиту Родины поднялся весь
народ. Народ защищал Отечество).
- Что такое Отечество? (Родина, родная земля)
Великая Отечественная война 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все еще
спали, Германия напала на нашу страну. Захватчики дошли до Москвы. Но
враг был разбит и изгнан с нашей земли. Великая Отечественная война
длилась почти 4 года, 1418 дней и ночей. Завершилась она нашей победой.
- Победу в Великой Отечественной войне каждый год отмечает вся страна.
Народ благодарит поколение наших дедов и прадедов. Они отстояли свободу
и независимость нашей Родины.
Россияне помнят тех, кто храбро воевал, не жалея себя.
Сначала наша армия все время отступала, немцы захватывали все новые
деревни и города. В этой войне было много великих сражений, о которых нам
нужно знать и помнить.
- Из каких источников мы можем узнать информацию о Великой
Отечественной войне? (Книги, встречи с ветеранами, Интернет, фильмы).
- Какое историческое событие связано с датой 9 мая 1945 года? (Победа в
Великой Отечественной войне)
- Предлагаю выполнить задание на странице 111 учебника. Что обозначает
второй условный знак? (Работа в парах)
- Выполнить задание вам поможет текст «Никто не забыт, но помнят все» из
хрестоматии.
По содержанию определите нужную страницу. (Страница
132)
(Читают в парах текст, выполняют задание, озвучивают свои ответы).
- В честь кого зажжён Вечный огонь у Кремлёвской стены? (Вечный огонь у
Кремлёвской
стены
зажжён
в
честь
воинов,
погибших
в
годы
Великой
Отечественной войны.)
- Почему около Вечного огня всегда лежат цветы? (Люди помнят о тех, кто
защищал нашу Родину и не вернулся с войны.)
-
О
чём
думают
люди,
стоя
у
могилы
Неизвестного
солдата? (Они
задумываются, как надо жить, учиться и работать, чтобы сделать жизнь
лучше; как сделать нашу страну сильнее и крепче, чтобы на Земле всегда
был мир.)
1. Игра с мячом.
Учитель:
- А сейчас поиграем. Встаньте, пожалуйста. Каждый ряд составляет команду.
Стоящие впереди – капитаны. (Капитанам даю мячи)
- Игра началась! (Дети в замешательстве). Через некоторое время учитель
удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны
передавать мяч в конец ряда)
- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать
через левое плечо)
- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению,
учитель называет победителя)
- Вам понравилась игра?
- Что не понравилось в ходе игры?
- Почему вам показалась игра нечестной?
- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны
быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими,
ясными, они не должны меняться по ходу игры).
- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила, по которым должны
жить все граждане, по которым и мы с вами живём, – это ЗАКОНЫ.
Кто знает или догадался, как называется главный закон каждого государства?
(Конституция)
- Конституция в переводе с латинского означает «устройство, постановление»
-Конституция
называется
Основным
законом.
Конституция
Российской
Федерации
была
принята
в
1993
году
12
декабря. В Конституции также
перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть,
сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
Прочитайте в учебнике текст на стр. 114, 115 и сделайте пометки на
полях:
- Что оказалось для вас новой информацией?
( 22 августа - День Государственного флага России)
Почему в тексте идёт речь о государственных символах (Они узаконены
Конституцией) герб гимн флаг.
Гимн слушать
. Определите, о каком праве граждан идёт речь в стихотворении.
Ученики
Листья жёлтые летят,
День стоит весёлый
Провожает детский сад ребятишек в школу,
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы,
Вы идёте в первый раз,
В первый раз учиться. (Право на образование)
IX. Рефлексия.
Я вспомнил…
Узнал….
Научился…
X. Домашнее задание
У. с 112-115
Творческое задание (по желанию) подготовить небольшой рассказ о любом
государственном празднике России