Напоминание

"Об аспектах правового воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"


Автор: Батмановская Татьяна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 39
Населённый пункт: г. Подольск, Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Об аспектах правового воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Об аспектах правового Об аспектах правового воспитания дошкольников в воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО. рамках ФГОС ДО. Из опыта работы МДОУ детского сада Из опыта работы МДОУ детского сада комбинированного вида № 39. комбинированного вида № 39. Старший воспитатель Батмановская Т.В. Старший воспитатель Батмановская Т.В.
Правовое воспитание: Правовое воспитание:  Процесс, направленный на создание условий Процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе общечеловеческим ценностям, на базе которых происходит усвоение правовых норм которых происходит усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. жизненной позиции ребенка.
Дошкольное детство: Дошкольное детство:  Период закладывания основы мировоззрений Период закладывания основы мировоззрений ребёнка; ребёнка;  Формирование отношений ребёнка к себе, как к Формирование отношений ребёнка к себе, как к личности, другим людям, окружающему миру; личности, другим людям, окружающему миру;  Развитие потребности становления активной Развитие потребности становления активной жизненной позиции, умений успешно жизненной позиции, умений успешно адаптироваться в окружающем мире; адаптироваться в окружающем мире;  Формирование умений ценить и уважать Формирование умений ценить и уважать достоинства других народов. достоинства других народов.
Актуальная задача: Актуальная задача:  Приобщение детей дошкольного возраста к Приобщение детей дошкольного возраста к правовой культуре. правовой культуре.  Значимость подготовки детей к осознанному Значимость подготовки детей к осознанному восприятию правовых норм. восприятию правовых норм.  Воспитание уважительного взаимоотношения Воспитание уважительного взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их прав и со сверстниками, не нарушая их прав и уважая личность каждого. уважая личность каждого.
Содержание образовательной Содержание образовательной деятельности по правовому воспитанию: деятельности по правовому воспитанию:  Связано с международными правовыми Связано с международными правовыми документами: документами:  «Всеобщей декларацией прав человека»; «Всеобщей декларацией прав человека»;  «Конвенцией о правах ребенка». «Конвенцией о правах ребенка».
Поставленные задачи по правовому Поставленные задачи по правовому воспитанию воспитанию  Рассматриваются в связи с теми Рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком общепринятых отношений между человеком и обществом. и обществом.
Социально – коммуникативное Социально – коммуникативное развитие. развитие.
Социально – коммуникативное развитие: Социально – коммуникативное развитие:  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; моральные и нравственные ценности;  Развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и Развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; сверстниками;  Становление самостоятельности; Становление самостоятельности;  Развитие социального и эмоционального интеллекта, Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания; эмоциональной отзывчивости и сопереживания;  Формирование готовности к совместной деятельности со Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; сверстниками;  Формирование чувства принадлежности к своей семье и к Формирование чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; сообществу детей и взрослых в учреждении;
Основные цели и задачи: Основные цели и задачи:  Усвоение норм и ценностей, принятых в Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, нравственных качеств ребёнка, формирование умений правильно оценивать формирование умений правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. свои поступки и поступки сверстников.  Становление готовности детей к совместной Становление готовности детей к совместной деятельности, развитие умений деятельности, развитие умений договариваться, самостоятельно разрешать договариваться, самостоятельно разрешать конфликты. конфликты.
Ребёнок Ребёнок в семье и сообществе в семье и сообществе : :  Формирование образа «Я», уважительного Формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДО. в ДО.  Формирование гендерной и семейной Формирование гендерной и семейной принадлежности. принадлежности.
Ребенок в семье и сообществе: Ребенок в семье и сообществе:
Семья

Детский сад

Образ «Я»

Образ «Я». Образ «Я».  2-3 года: 2-3 года: формировать элементарные формировать элементарные представления о себе, об изменении своего представления о себе, об изменении своего социального статуса, закреплять умение социального статуса, закреплять умение называть своё имя. называть своё имя.  Формировать у каждого ребёнка уверенность Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что его, как всех детей любят, о нем в том, что его, как всех детей любят, о нем заботятся. заботятся.  Проявлять уважительное отношение к Проявлять уважительное отношение к интересам ребёнка. интересам ребёнка.
Образ «Я». Образ «Я».  3-4 года: 3-4 года: Постепенно формировать образ «Я». Постепенно формировать образ «Я». Сообщать детям разнообразные, касающиеся Сообщать детям разнообразные, касающиеся их сведения: (ты мальчик, у тебя карие глаза), их сведения: (ты мальчик, у тебя карие глаза), в том числе, сведения о прошлом детей (не в том числе, сведения о прошлом детей (не умел говорить, ходить, а теперь вырос), а так умел говорить, ходить, а теперь вырос), а так же сведения о происшедших с детьми же сведения о происшедших с детьми изменениями: (умеешь рисовать, танцевать). изменениями: (умеешь рисовать, танцевать).
Образ «Я». Образ «Я».  4-5 лет: 4-5 лет: Совершенствовать представления о росте и Совершенствовать представления о росте и развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и будущем. будущем.  Формировать представления детей об их правах(на Формировать представления детей об их правах(на игру, доброжелательное отношение). игру, доброжелательное отношение).  Напоминать об обязанностях в группе, в детском Напоминать об обязанностях в группе, в детском саду, дома, на улице (самостоятельно кушать, саду, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки). одеваться, убирать игрушки).  Формировать у каждого ребёнка уверенность в Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что он хороший и его любят. том, что он хороший и его любят.  Способствовать развитию первичных гендерных Способствовать развитию первичных гендерных представлений (мальчики – сильные, девочки – представлений (мальчики – сильные, девочки – нежные). нежные).
Образ «Я» Образ «Я»  5-6 лет: 5-6 лет: Расширять представления ребёнка об Расширять представления ребёнка об изменении позиции в связи с взрослением изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и (ответственность за младших, уважение и помощь старшим. помощь старшим.  Воспитывать уважительное отношение к Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного сверстникам своего и противоположного пола. пола.
Образ «Я». Образ «Я».  6-7 лет: 6-7 лет: Развивать представления о Развивать представления о временной перспективе личности, об временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом изменении позиции человека с возрастом (ребёнок посещает детский сад, школьник (ребёнок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает). учится, взрослый работает).  Углублять представления ребёнка о себе в Углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем. прошлом, настоящем и будущем.  Закреплять традиционные гендерные Закреплять традиционные гендерные представления. представления.
Педагогам ДОУ важно помнить: Педагогам ДОУ важно помнить:  Мы не нарушаем прав ребёнка на игру! Мы не нарушаем прав ребёнка на игру!  Осуществляя образовательную деятельность Осуществляя образовательную деятельность (занятия), руководствуемся требованиями (занятия), руководствуемся требованиями СанПин, ФГОС ДО). СанПин, ФГОС ДО).  Используем здоровьесберегающие Используем здоровьесберегающие технологии в воспитательно – технологии в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками. образовательной работе с дошкольниками.
Ребёнок в семье и в обществе: Ребёнок в семье и в обществе:  2-3 года: 2-3 года: воспитывать внимательное воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов Поощрять умение называть имена членов своей семьи. своей семьи.  Развивать представления о положительных Развивать представления о положительных сторонах детского сада. сторонах детского сада.
Ребёнок в семье и в обществе: Ребёнок в семье и в обществе:  3-4 года: 3-4 года: беседовать с ребёнком о членах его семьи. беседовать с ребёнком о членах его семьи.  Формировать положительное отношение к детскому Формировать положительное отношение к детскому саду. саду.  4-5 лет: 4-5 лет: углублять представления ребёнка о семье и углублять представления ребёнка о семье и её членах. Дать первоначальные представления о её членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях. Интересоваться о том, родственных отношениях. Интересоваться о том, какие есть у ребенка обязанности по дому. какие есть у ребенка обязанности по дому. Знакомить детей с традициями детского сада. Знакомить детей с традициями детского сада. Развивать чувство общности с другими детьми. Развивать чувство общности с другими детьми.
Ребенок в семье и в обществе: Ребенок в семье и в обществе:  5-6 лет: 5-6 лет: Углублять представления детей о семье и ее Углублять представления детей о семье и ее истории. Приучать к выполнению постоянных истории. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. Расширять представления обязанностей по дому. Расширять представления ребенка о себе, как о члене коллектива, формировать ребенка о себе, как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, совместной проектной деятельности, взаимодействии с детьми других возрастных групп. взаимодействии с детьми других возрастных групп. Приобщать детей к мероприятиям, которые Приобщать детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе, совместно с проводятся в детском саду, в том числе, совместно с родителями. родителями.
Ребёнок в семье и в Ребёнок в семье и в обществе обществе : :  6-7 лет: 6-7 лет: Расширять представления детей об Расширять представления детей об истории своей семьи в контексте истории истории своей семьи в контексте истории своей страны. Привлекать детей к созданию своей страны. Привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Формировать образовательного учреждения. Формировать у детей представления о себе, как о члене у детей представления о себе, как о члене коллектива, через участие в проектной коллектива, через участие в проектной деятельности, охватывающей детей младших деятельности, охватывающей детей младших групп, родителей. групп, родителей.
Основной принцип в работе с детьми по Основной принцип в работе с детьми по воспитанию правовой грамотности: воспитанию правовой грамотности:  Дать возможность детям познавать Дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в окружающий мир на их собственном опыте в конкретной ситуации, поступках детей. конкретной ситуации, поступках детей.
Процесс познания правовой культуры находит Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах выражение в разнообразных формах деятельности детей: деятельности детей:  Игровой, театральной, продуктивной, Игровой, театральной, продуктивной, трудовой: трудовой:
Игра – ведущий вид деятельности: Игра – ведущий вид деятельности:  Моделирование разнообразных ситуаций, с Моделирование разнообразных ситуаций, с помощью которых ребёнок познаёт мир, овладевает помощью которых ребёнок познаёт мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. опыт.
Игровые методы и приемы: Игровые методы и приемы:  Игры – путешествия, игры – инсценировки Игры – путешествия, игры – инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, игры с по сюжетам хорошо известных сказок, игры с решением проблемных задач. решением проблемных задач.
Освоение нравственных норм Освоение нравственных норм  Через продуктивную и экспериментальную Через продуктивную и экспериментальную деятельность. деятельность.  Ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в Ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника, посредством решения активного участника, посредством решения творческих задач. творческих задач.
Комплексно – тематическое планирование Комплексно – тематическое планирование  Работа по ознакомлению детей со Работа по ознакомлению детей со следующими темами: следующими темами:  Младший и средний возраст октябрь 1-3 Младший и средний возраст октябрь 1-3 неделя «Я человек». Цель: расширять неделя «Я человек». Цель: расширять представления о родственных отношениях в представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа). Формировать семье (сын, дочь, мама, папа). Формировать положительную самооценку (помогать положительную самооценку (помогать каждому ребенку убеждаться в том, что он каждому ребенку убеждаться в том, что он хороший и его любят). хороший и его любят).
Старший возраст: Старший возраст:  Тема: Тема: «Я вырасту здоровым» (октябрь 1-2 неделя). «Я вырасту здоровым» (октябрь 1-2 неделя). Цель: расширять знания детей о самих себе, о своей Цель: расширять знания детей о самих себе, о своей семье, формировать положительную самооценку. семье, формировать положительную самооценку.  Тема: Тема: «Я живу в России» (октябрь 4-ноябрь 1 «Я живу в России» (октябрь 4-ноябрь 1 неделя). Цель: Расширять представления детей о неделя). Цель: Расширять представления детей о том, что Россия многонациональная страна. том, что Россия многонациональная страна.  Февраль, март Февраль, март – работа по расширению гендерных – работа по расширению гендерных представлений; формирование в мальчиках представлений; формирование в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, воспитывать стремления быть сильными, смелыми, воспитывать в девочках уважение к мальчикам. в девочках уважение к мальчикам.  Апрель Апрель – знакомство с традициями народной – знакомство с традициями народной культуры. культуры.
Процесс формирования у дошкольников Процесс формирования у дошкольников правовой грамотности: правовой грамотности:  Составная часть процесса социально – Составная часть процесса социально – коммуникативного развития детей в соответствии с коммуникативного развития детей в соответствии с ФГОС ДО. ФГОС ДО.  Один из основных принципов дошкольного Один из основных принципов дошкольного образования: «Содействие и сотрудничество детей и образования: «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных участником (субъектом) образовательных отношений», а так же приобщение детей к отношений», а так же приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства». общества, государства».
1 июня – День защиты детей. 1 июня – День защиты детей.  Проведение развлечения во всех возрастных Проведение развлечения во всех возрастных группах. группах.  Предварительная работа: беседы с детьми Предварительная работа: беседы с детьми старшего возраста на тему «Я имею право». старшего возраста на тему «Я имею право».


В раздел образования