"Об аспектах правового воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО"
Автор: Батмановская Татьяна Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Населённый пункт: г. Подольск, Московской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Об аспектах правового воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Об аспектах правового
Об аспектах правового
воспитания дошкольников в
воспитания дошкольников в
рамках ФГОС ДО.
рамках ФГОС ДО.
Из опыта работы МДОУ детского сада
Из опыта работы МДОУ детского сада
комбинированного вида № 39.
комбинированного вида № 39.
Старший воспитатель Батмановская Т.В.
Старший воспитатель Батмановская Т.В.
Правовое воспитание:
Правовое воспитание:
Процесс, направленный на создание условий
Процесс, направленный на создание условий
для приобщения детей к национальным и
для приобщения детей к национальным и
общечеловеческим ценностям, на базе
общечеловеческим ценностям, на базе
которых происходит усвоение правовых норм
которых происходит усвоение правовых норм
и формирование предпосылок активной
и формирование предпосылок активной
жизненной позиции ребенка.
жизненной позиции ребенка.
Дошкольное детство:
Дошкольное детство:
Период закладывания основы мировоззрений
Период закладывания основы мировоззрений
ребёнка;
ребёнка;
Формирование отношений ребёнка к себе, как к
Формирование отношений ребёнка к себе, как к
личности, другим людям, окружающему миру;
личности, другим людям, окружающему миру;
Развитие потребности становления активной
Развитие потребности становления активной
жизненной позиции, умений успешно
жизненной позиции, умений успешно
адаптироваться в окружающем мире;
адаптироваться в окружающем мире;
Формирование умений ценить и уважать
Формирование умений ценить и уважать
достоинства других народов.
достоинства других народов.
Актуальная задача:
Актуальная задача:
Приобщение детей дошкольного возраста к
Приобщение детей дошкольного возраста к
правовой культуре.
правовой культуре.
Значимость подготовки детей к осознанному
Значимость подготовки детей к осознанному
восприятию правовых норм.
восприятию правовых норм.
Воспитание уважительного взаимоотношения
Воспитание уважительного взаимоотношения
со сверстниками, не нарушая их прав и
со сверстниками, не нарушая их прав и
уважая личность каждого.
уважая личность каждого.
Содержание образовательной
Содержание образовательной
деятельности по правовому воспитанию:
деятельности по правовому воспитанию:
Связано с международными правовыми
Связано с международными правовыми
документами:
документами:
«Всеобщей декларацией прав человека»;
«Всеобщей декларацией прав человека»;
«Конвенцией о правах ребенка».
«Конвенцией о правах ребенка».
Поставленные задачи по правовому
Поставленные задачи по правовому
воспитанию
воспитанию
Рассматриваются в связи с теми
Рассматриваются в связи с теми
программами, по которым работает ДОУ,
программами, по которым работает ДОУ,
потому что правовое воспитание включает в
потому что правовое воспитание включает в
себя обучение и воспитание в их
себя обучение и воспитание в их
неразрывном единстве и представляет
неразрывном единстве и представляет
процесс овладения правилами и нормами
процесс овладения правилами и нормами
общепринятых отношений между человеком
общепринятых отношений между человеком
и обществом.
и обществом.
Социально – коммуникативное
Социально – коммуникативное
развитие.
развитие.
Социально – коммуникативное развитие:
Социально – коммуникативное развитие:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
моральные и нравственные ценности;
Развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
Развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
сверстниками;
Становление самостоятельности;
Становление самостоятельности;
Развитие социального и эмоционального интеллекта,
Развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со
Формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
сверстниками;
Формирование чувства принадлежности к своей семье и к
Формирование чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в учреждении;
сообществу детей и взрослых в учреждении;
Основные цели и задачи:
Основные цели и задачи:
Усвоение норм и ценностей, принятых в
Усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, воспитание моральных и
обществе, воспитание моральных и
нравственных качеств ребёнка,
нравственных качеств ребёнка,
формирование умений правильно оценивать
формирование умений правильно оценивать
свои поступки и поступки сверстников.
свои поступки и поступки сверстников.
Становление готовности детей к совместной
Становление готовности детей к совместной
деятельности, развитие умений
деятельности, развитие умений
договариваться, самостоятельно разрешать
договариваться, самостоятельно разрешать
конфликты.
конфликты.
Ребёнок
Ребёнок
в семье и сообществе
в семье и сообществе
:
:
Формирование образа «Я», уважительного
Формирование образа «Я», уважительного
отношения и чувства принадлежности к
отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых
своей семье и к сообществу детей и взрослых
в ДО.
в ДО.
Формирование гендерной и семейной
Формирование гендерной и семейной
принадлежности.
принадлежности.
Ребенок в семье и сообществе:
Ребенок в семье и сообществе:
Семья
Детский сад
Образ «Я»
Образ «Я».
Образ «Я».
2-3 года:
2-3 года:
формировать элементарные
формировать элементарные
представления о себе, об изменении своего
представления о себе, об изменении своего
социального статуса, закреплять умение
социального статуса, закреплять умение
называть своё имя.
называть своё имя.
Формировать у каждого ребёнка уверенность
Формировать у каждого ребёнка уверенность
в том, что его, как всех детей любят, о нем
в том, что его, как всех детей любят, о нем
заботятся.
заботятся.
Проявлять уважительное отношение к
Проявлять уважительное отношение к
интересам ребёнка.
интересам ребёнка.
Образ «Я».
Образ «Я».
3-4 года:
3-4 года:
Постепенно формировать образ «Я».
Постепенно формировать образ «Я».
Сообщать детям разнообразные, касающиеся
Сообщать детям разнообразные, касающиеся
их сведения: (ты мальчик, у тебя карие глаза),
их сведения: (ты мальчик, у тебя карие глаза),
в том числе, сведения о прошлом детей (не
в том числе, сведения о прошлом детей (не
умел говорить, ходить, а теперь вырос), а так
умел говорить, ходить, а теперь вырос), а так
же сведения о происшедших с детьми
же сведения о происшедших с детьми
изменениями: (умеешь рисовать, танцевать).
изменениями: (умеешь рисовать, танцевать).
Образ «Я».
Образ «Я».
4-5 лет:
4-5 лет:
Совершенствовать представления о росте и
Совершенствовать представления о росте и
развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и
развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и
будущем.
будущем.
Формировать представления детей об их правах(на
Формировать представления детей об их правах(на
игру, доброжелательное отношение).
игру, доброжелательное отношение).
Напоминать об обязанностях в группе, в детском
Напоминать об обязанностях в группе, в детском
саду, дома, на улице (самостоятельно кушать,
саду, дома, на улице (самостоятельно кушать,
одеваться, убирать игрушки).
одеваться, убирать игрушки).
Формировать у каждого ребёнка уверенность в
Формировать у каждого ребёнка уверенность в
том, что он хороший и его любят.
том, что он хороший и его любят.
Способствовать развитию первичных гендерных
Способствовать развитию первичных гендерных
представлений (мальчики – сильные, девочки –
представлений (мальчики – сильные, девочки –
нежные).
нежные).
Образ «Я»
Образ «Я»
5-6 лет:
5-6 лет:
Расширять представления ребёнка об
Расширять представления ребёнка об
изменении позиции в связи с взрослением
изменении позиции в связи с взрослением
(ответственность за младших, уважение и
(ответственность за младших, уважение и
помощь старшим.
помощь старшим.
Воспитывать уважительное отношение к
Воспитывать уважительное отношение к
сверстникам своего и противоположного
сверстникам своего и противоположного
пола.
пола.
Образ «Я».
Образ «Я».
6-7 лет:
6-7 лет:
Развивать представления о
Развивать представления о
временной перспективе личности, об
временной перспективе личности, об
изменении позиции человека с возрастом
изменении позиции человека с возрастом
(ребёнок посещает детский сад, школьник
(ребёнок посещает детский сад, школьник
учится, взрослый работает).
учится, взрослый работает).
Углублять представления ребёнка о себе в
Углублять представления ребёнка о себе в
прошлом, настоящем и будущем.
прошлом, настоящем и будущем.
Закреплять традиционные гендерные
Закреплять традиционные гендерные
представления.
представления.
Педагогам ДОУ важно помнить:
Педагогам ДОУ важно помнить:
Мы не нарушаем прав ребёнка на игру!
Мы не нарушаем прав ребёнка на игру!
Осуществляя образовательную деятельность
Осуществляя образовательную деятельность
(занятия), руководствуемся требованиями
(занятия), руководствуемся требованиями
СанПин, ФГОС ДО).
СанПин, ФГОС ДО).
Используем здоровьесберегающие
Используем здоровьесберегающие
технологии в воспитательно –
технологии в воспитательно –
образовательной работе с дошкольниками.
образовательной работе с дошкольниками.
Ребёнок в семье и в обществе:
Ребёнок в семье и в обществе:
2-3 года:
2-3 года:
воспитывать внимательное
воспитывать внимательное
отношение к родителям, близким людям.
отношение к родителям, близким людям.
Поощрять умение называть имена членов
Поощрять умение называть имена членов
своей семьи.
своей семьи.
Развивать представления о положительных
Развивать представления о положительных
сторонах детского сада.
сторонах детского сада.
Ребёнок в семье и в обществе:
Ребёнок в семье и в обществе:
3-4 года:
3-4 года:
беседовать с ребёнком о членах его семьи.
беседовать с ребёнком о членах его семьи.
Формировать положительное отношение к детскому
Формировать положительное отношение к детскому
саду.
саду.
4-5 лет:
4-5 лет:
углублять представления ребёнка о семье и
углублять представления ребёнка о семье и
её членах. Дать первоначальные представления о
её членах. Дать первоначальные представления о
родственных отношениях. Интересоваться о том,
родственных отношениях. Интересоваться о том,
какие есть у ребенка обязанности по дому.
какие есть у ребенка обязанности по дому.
Знакомить детей с традициями детского сада.
Знакомить детей с традициями детского сада.
Развивать чувство общности с другими детьми.
Развивать чувство общности с другими детьми.
Ребенок в семье и в обществе:
Ребенок в семье и в обществе:
5-6 лет:
5-6 лет:
Углублять представления детей о семье и ее
Углублять представления детей о семье и ее
истории. Приучать к выполнению постоянных
истории. Приучать к выполнению постоянных
обязанностей по дому. Расширять представления
обязанностей по дому. Расширять представления
ребенка о себе, как о члене коллектива, формировать
ребенка о себе, как о члене коллектива, формировать
активную жизненную позицию через участие в
активную жизненную позицию через участие в
совместной проектной деятельности,
совместной проектной деятельности,
взаимодействии с детьми других возрастных групп.
взаимодействии с детьми других возрастных групп.
Приобщать детей к мероприятиям, которые
Приобщать детей к мероприятиям, которые
проводятся в детском саду, в том числе, совместно с
проводятся в детском саду, в том числе, совместно с
родителями.
родителями.
Ребёнок в семье и в
Ребёнок в семье и в
обществе
обществе
:
:
6-7 лет:
6-7 лет:
Расширять представления детей об
Расширять представления детей об
истории своей семьи в контексте истории
истории своей семьи в контексте истории
своей страны. Привлекать детей к созданию
своей страны. Привлекать детей к созданию
развивающей среды дошкольного
развивающей среды дошкольного
образовательного учреждения. Формировать
образовательного учреждения. Формировать
у детей представления о себе, как о члене
у детей представления о себе, как о члене
коллектива, через участие в проектной
коллектива, через участие в проектной
деятельности, охватывающей детей младших
деятельности, охватывающей детей младших
групп, родителей.
групп, родителей.
Основной принцип в работе с детьми по
Основной принцип в работе с детьми по
воспитанию правовой грамотности:
воспитанию правовой грамотности:
Дать возможность детям познавать
Дать возможность детям познавать
окружающий мир на их собственном опыте в
окружающий мир на их собственном опыте в
конкретной ситуации, поступках детей.
конкретной ситуации, поступках детей.
Процесс познания правовой культуры находит
Процесс познания правовой культуры находит
выражение в разнообразных формах
выражение в разнообразных формах
деятельности детей:
деятельности детей:
Игровой, театральной, продуктивной,
Игровой, театральной, продуктивной,
трудовой:
трудовой:
Игра – ведущий вид деятельности:
Игра – ведущий вид деятельности:
Моделирование разнообразных ситуаций, с
Моделирование разнообразных ситуаций, с
помощью которых ребёнок познаёт мир, овладевает
помощью которых ребёнок познаёт мир, овладевает
необходимыми навыками, приобретает собственный
необходимыми навыками, приобретает собственный
опыт.
опыт.
Игровые методы и приемы:
Игровые методы и приемы:
Игры – путешествия, игры – инсценировки
Игры – путешествия, игры – инсценировки
по сюжетам хорошо известных сказок, игры с
по сюжетам хорошо известных сказок, игры с
решением проблемных задач.
решением проблемных задач.
Освоение нравственных норм
Освоение нравственных норм
Через продуктивную и экспериментальную
Через продуктивную и экспериментальную
деятельность.
деятельность.
Ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в
Ребёнок из пассивного наблюдателя превращается в
активного участника, посредством решения
активного участника, посредством решения
творческих задач.
творческих задач.
Комплексно – тематическое планирование
Комплексно – тематическое планирование
Работа по ознакомлению детей со
Работа по ознакомлению детей со
следующими темами:
следующими темами:
Младший и средний возраст октябрь 1-3
Младший и средний возраст октябрь 1-3
неделя «Я человек». Цель: расширять
неделя «Я человек». Цель: расширять
представления о родственных отношениях в
представления о родственных отношениях в
семье (сын, дочь, мама, папа). Формировать
семье (сын, дочь, мама, папа). Формировать
положительную самооценку (помогать
положительную самооценку (помогать
каждому ребенку убеждаться в том, что он
каждому ребенку убеждаться в том, что он
хороший и его любят).
хороший и его любят).
Старший возраст:
Старший возраст:
Тема:
Тема:
«Я вырасту здоровым» (октябрь 1-2 неделя).
«Я вырасту здоровым» (октябрь 1-2 неделя).
Цель: расширять знания детей о самих себе, о своей
Цель: расширять знания детей о самих себе, о своей
семье, формировать положительную самооценку.
семье, формировать положительную самооценку.
Тема:
Тема:
«Я живу в России» (октябрь 4-ноябрь 1
«Я живу в России» (октябрь 4-ноябрь 1
неделя). Цель: Расширять представления детей о
неделя). Цель: Расширять представления детей о
том, что Россия многонациональная страна.
том, что Россия многонациональная страна.
Февраль, март
Февраль, март
– работа по расширению гендерных
– работа по расширению гендерных
представлений; формирование в мальчиках
представлений; формирование в мальчиках
стремления быть сильными, смелыми, воспитывать
стремления быть сильными, смелыми, воспитывать
в девочках уважение к мальчикам.
в девочках уважение к мальчикам.
Апрель
Апрель
– знакомство с традициями народной
– знакомство с традициями народной
культуры.
культуры.
Процесс формирования у дошкольников
Процесс формирования у дошкольников
правовой грамотности:
правовой грамотности:
Составная часть процесса социально –
Составная часть процесса социально –
коммуникативного развития детей в соответствии с
коммуникативного развития детей в соответствии с
ФГОС ДО.
ФГОС ДО.
Один из основных принципов дошкольного
Один из основных принципов дошкольного
образования: «Содействие и сотрудничество детей и
образования: «Содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребёнка полноценным
взрослых, признание ребёнка полноценным
участником (субъектом) образовательных
участником (субъектом) образовательных
отношений», а так же приобщение детей к
отношений», а так же приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи,
социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства».
общества, государства».
1 июня – День защиты детей.
1 июня – День защиты детей.
Проведение развлечения во всех возрастных
Проведение развлечения во всех возрастных
группах.
группах.
Предварительная работа: беседы с детьми
Предварительная работа: беседы с детьми
старшего возраста на тему «Я имею право».
старшего возраста на тему «Я имею право».