Напоминание

Профилактическая программа "Топает малыш"


Автор: Дробышевская Любовь Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 39
Населённый пункт: г. Подольск, Московской области
Наименование материала: Учебная программа по дополнительному образованию
Тема: Профилактическая программа "Топает малыш"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Согласовано» «Утверждено» Директор МОУ ДПОС ИМЦ заведующий МДОУ д/с №39 Чумаченко Г. Н._____________ Тенькова С. С.______________ «______» _____________2015 г. Приказ №___________ «_______»__________2015 г. Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39
Программа кружка по дополнительному образованию «Топает малыш»

для детей младшего дошкольного возраста
Г. Подольск 2015 г.

Программа кружка дополнительного образования «Топает малыш»

Пояснительная записка.
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой акту- альной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В на- стоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опуб - ликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболева - ния взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным фи- зическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющива- ются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста яв- ляется деформация свода стопы – ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыж- ках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, бо- лее ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физиче- ского совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего за - кона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно – мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно - мы - шечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организо- ванных детских коллективов. Существует ряд практических работ известных авторов по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Среди них практические пособия: Моргуновой О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»; Анисимовой Т.Г, Ульяновой С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»; Клюевой «Корригирующая гимнастика для де - тей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада», Лосевой В.С. «Плоскостопие у детей дошкольного возраста: профилактика и лечение», Шармано - вой С.Б., Федорова А.И. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания». Программа «Топает малыш» разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функ- циональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических
рекомендациях известных авторов. Данная программа рассчитана на возраст детей от 3-4 лет и составлена с учетом следующих работ: 1. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост. Клюева М.Н..- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. 2. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. - М.: ТЦ Сфера, 2008.Га- ланов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007. 3. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 4. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппа - рата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2– е изд. – М.: Просвещение, 2005. 5. Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. 6. Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е.И. Подольская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. 7. Картушина М.Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовитель - ной группы детского сада . М.: ТЦ Сфера, 2004. 8. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образова- тельном учреждении. 9. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошколь- ников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 10. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система рабо- ты /авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г. 11. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994. 12. Шарманова СБ., Федоров А.И., Профилактика и коррекция плоскостопия у детей до- школьного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие -Челябинск:УралГАФК,1999. 13. Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 14. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методи- ческие рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Прило- жение к журналу «Управление ДОУ»). 15. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. – М. УЦ «Перспектива», 2011.
Цель программы:
Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жиз- ни, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата детей до- школьного возраста.
Основные задачи программы:
Оздоровительные задачи:  сохранять и укреплять здоровье детей;  содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изги- бов позвоночника и свода стопы;  оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;  укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необ- ходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;  обучать правильной постановке стоп при ходьбе; Развивающие задачи программы:
 развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, лов- кость);  двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);  дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; Воспитательные задачи программы:  воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной поход- ки;  корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);  воспитывать потребность в здоровом образе жизни; Отличительные особенности программы.  Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.  Реализация программы направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно- двигательного аппарата у детей.  Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенно- стей детей.  Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппарату- ры.  Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значи- мость.  Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя. Содержание программы базируется на теоретических и практических работах Алямовской В.Г., Тарасовой Т.А., Страковской В.Л., Лосевой В.С, Моргуновой О.Н, Клюевой М.Н, Шармановой С.Б, Анисимовой Т. Г., Ульяновой С.А. и др. Срок реализации программы: 8 месяцев учебного года, с 1 октября по 31 мая.
Методическое обеспечение.
В процессе обучения рекомендуется использовать такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная. Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы. Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма дошкольников, потому что в группе могут быть дошкольники различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Перед тем как приступать к самостоятельным занятиям дети должны уметь правильно выполнять упражнения. Это также является одной из главных задач лечебной физической культуры в детском саду. Для наилучшего усвоения содержания программы и получения
положительного эффекта от физических упражнений важными элементами обучения являются: постоянная посещаемость, дисциплина, соблюдение техники безопасности и требование от дошкольников качественного выполнения упражнений.
Учебный план
Кол и ч е с т в о з а н я т и й в н е д е л ю и продолжительность времени В месяц В год 2 занятия по 20 минут 8 занятий 64 занятия Материально-техническое обеспечение. Для ходьбы, бега, равновесия: Шнур длинный - 150 см Обруч большой диаметр 95—100 Бревно гимнастическое напольное Доска гладкая с зацепами Доска с ребристой поверхностью Мячи-попрыгунчики Фитболы Для прыжков Обруч малый Шнур короткий Мат гимнастический Для катания, бросания, ловли Кегли Мешочки с грузом Мячи резиновые Дуги Гимнастическая стенка Для обще-развивающих упражнений Кольцо пластмассовое Лента цветная Мячи массажные Палки гимнастические Флажки Погремушки Кубики Обручи Для профилактики и коррекции плоскостопия Дорожка со следочками Мелкие предметы Палочки разных диаметров Платочки Для музыкального сопровождения Магнитофон Бубен Для бесед: Иллюстрации с видами спорта, примерами здорового образа жизни
Ожидаемый результат работы кружка
 сохранение и укрепление здоровья детей;  развитие гибкости и подвижности позвоночника, правильное формирование сводов стопы;
 укрепление связочно-суставного аппарата и мышечного корсета у детей;  овладение навыком правильной походки;  развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, силы, гибкости, ловкости, координационных способностей.  умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоя- тельно использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся усло- виях.
Перспективно-тематический план занятий:
Месяц Тема занятия Количество занятий Программное содержание Октябрь Знания о спортивно- оздоровительной д е я т е л ь н о с т и ( в процессе занятий) 1 Беседа Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 7 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя, подвижная игра «Мы веселые ребята». Ноябрь Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 8 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении сидя, подвижная игра «Ловишки». Декабрь Знания о спортивно- оздоровительной д е я т е л ь н о с т и ( в процессе занятий) 1 Беседа, показ иллюстраций Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 7 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и с и д я , подвижная игра «Хвостики». Январь Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 7 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении лежа на спине и животе, подвижная игра «Два Мороза». Знания о спортивно- оздоровительной д е я т е л ь н о с т и ( в процессе занятий) 1 Беседа, показ иллюстраций Февраль Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 7 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя и стоя на ч е т в е р е н ь к а х , п о д в и ж н а я и г р а «Подковка». Знания о спортивно- оздоровительной д е я т е л ь н о с т и ( в процессе занятий) 1 Беседа, показ иллюстраций
Март Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 7 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ с гимнастическими палками, подвижная игра «Ручейки и озера». Знания о спортивно- оздоровительной д е я т е л ь н о с т и ( в процессе занятий) 1 Беседа, показ иллюстраций Апрель Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 7 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении стоя, ходьба разными видами шага в игровой форме. Знания о спортивно- оздоровительной д е я т е л ь н о с т и ( в процессе занятий) 1 Беседа, показ иллюстраций Май Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью 8 Упражнения дыхательной гимнастики, ОРУ для профилактики плоскостопия, ОРУ в положении лежа и стоя на четвереньках, подвижные игры по желанию детей.
Показатели умений и навыков детей на конец учебного года в соответствии с про-

граммой.
В результате освоения программы дети могут знать и уметь: Будут знать: правила поведения на занятиях, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требо- вания к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домаш- них условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на откры- том воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных игр, изученных на заняти- ях. Будут уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры. Будут иметь
:
прирост показателей развития основных физических качеств; пока- зывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культу- ры. Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в поло- жении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.
Литература:
1. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост. Клюева М.Н..- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. 2. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. - М.: ТЦ Сфера, 2008.Га- ланов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007. 3. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 4. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппа - рата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2– е изд. – М.: Просвещение, 2005.
5. Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 –е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. 6. Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е.И. Подольская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. 7. Картушина М.Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовитель - ной группы детского сада . М.: ТЦ Сфера, 2004. 8. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образова- тельном учреждении. 9. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошколь- ников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 10. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система рабо- ты /авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г. 11. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994. 12. Шарманова СБ., Федоров А.И., Профилактика и коррекция плоскостопия у детей до- школьного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие - Челябинск: УралГАФК,1999. 13. Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 14. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методи- ческие рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Прило- жение к журналу «Управление ДОУ»). 15. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. – М. УЦ «Перспектива», 2011.

Приложение
Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия. 1. И.П.- стоя, руки на пояс. 1-правая на носок, 2-на пятку,3-на носок, 4-и.п. 5-6-то же с другой ноги. 2. И.П.- стоя, руки на пояс. 1-подняться на носки перекатом, 2-перекатом на пятки. 3. И.П.- стоя руки на пояс. 1- правое колено вперед, круговые движения стопой вправо и влево, то же с другой ноги. 4. И.П.- стоя на краю коврика. Зафиксировав пятки на месте, пальцами ног собирать коврик одновременно или поочередно. 5. Ходьба перекатом с пятки на носок. 6. Ходьба на носках, на пятках. 7. Ходьба на наружных сводах стопы. 8. Подскоки толчком двумя без максимальных усилий. 9. Подскоки поочередно без максимальных усилий. 10. Прыжки приставными шагами правым и левым боком без максимальных усилий. 11. Ходьба по гимнастической палке. 12. И.П.- сед в упоре сзади. 1-согнуть стопу, 2-разогнуть, одновременно. 13. И.П.- сед в упоре сзади. 1- согнуть стопы одновременно, 2- разогнуть одновременно. 14. И.П.- сед в упоре сзади. 1- одновременно развести пальцы ног «веером», 2- сжать в «кулачек». 15. И.П.- сед в упоре сзади. 1- правая нога пальцы «веером», 2- левая в «кулачек», 3-4- наоборот. 16. И.П.- сидя (стоя). Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка, правая и левая поочередно. 17. И.П.- стоя на наружных сводах стоп. 1- подняться на носки, 2- вернуться в исходное положение. 18. И.П.стоя на наружных сводах стоп. 1- полуприсед, 2- вернуться в исходное положение. 19. И.П.- основная стойка, руки на пояс. 1- пальцы ног вверх, 2- вернуться в исходное положение. 20. И.П.- стоя носками вовнутрь, пятками наружу. 1- подняться на носки, 2- вернуться в исходное положение. 21. И.П.- ноги врозь, руки в стороны. 1- присесть на всей ступне, 2- вернуться в исходное положение. 22. И.П.- правая(левая) перед носком другой (след в след). 1- подняться на носки, 2- вернуться в исходное положение. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. 1. И.П.- основная стойка. 1-руки вверх потянуться, подняться на носки – вдох, 2- вернуться в исходное положение – выдох (вдох через нос, выдох через рот). 2. И.П.- ноги врозь, руки в стороны максимально отведены назад, ладони вперед, пальцы разведены. 1- руки резко скрестить на груди, кисти на лопатки, выдох (резкий); 2- медленно вернуться в исходное положение, вдох. 3. И.П.- стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх.
1-опуститься на стопы, наклон вперед, округлить спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий выдох). 2-3- плавно руки развести в сторны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжать выдох. 4- вернуться в исходное положение, диафрагмальным выдохом выпячивая круглый живот. 4. И.П.- стоя на носках прогнувшись, ноги на широине плеч, руки вверх-назад, пальцы в замок (держа топор). 1- опуститься на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлыст руками вперед- вниз-назад (выдох); 2- плавно вернуться, диафрагмальным вдохом выпячивая живот. 5. И.П.- стоя на носках, наклонившись вперед, руки вперед-вверх, кисти в кулак. На каждый счет гребок баттерфляем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бедрам, увеличить наклон (выдох); руки вперед через стороны вверх-вперед в исходное положение (диафрагмальный вдох). 6. И.П.- упор лежа. 1- упор присев, выдох; 2- вернуться в исходное положение, диафрагмальный вдох (все сделать за 1 сек.). 7. Ходьба на руках (в парах) с диафрагмальным дыханием. Комплекс упражнений в положении сидя. 1. И.П.- сед в упоре сзади. 1-нога вверх, тянуть носок, 2- вернуться в исходное положение, 3-4- то же с другой ноги (ноги не сгибать, можно регулировать высоту положения ноги вверх). 2. И.П.- сед в упоре сзади. 1- прямые ноги вверх, 2- вернуться в исходное положение. 3. И.П.- сед в упоре сзади. 1- согнуть ноги, 2- выпрямить вперед-вверх, 3- согнуть ноги, 4- вернуться в исходное положение. 4. И.П.- сед в упоре сзади. 1-3- наклоны туловища максимально вперед, 4- вернуться в исходное положение. 5. И.П.- сед в упоре сзади. 1- ноги вверх, 2- ноги в стороны, 3- ноги соединить, 4- вернуться в исходное положение. 6. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс. 1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево. 7. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс. 1-2- повороты туловища вправо, 3-4- влево. 8. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс. 1-3- пружинящие наклоны туловища вперед, руки вперед, 4- исходное положение. 9. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки за голову. 1- локти вперед, округлить спину, выдох; 2- вернуться в исходное положение (локти максимально в стороны, прогнуться), вдох. Комплекс упражнений в положении стоя. 1. И.П.- стойка ноги врозь, руки вверх в замок, ладонями наружу. Рывки руками над головой. 2. И.П.- стойка ноги врозь, руки за голову. 1-округлить спину, локти максимально вперед, 2- вернуть в исходное положение, локти максимально в стороны, прогнуться. 3. И.п.- стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4- круговые движения руками вперед, 5-8- назад. 4. И.П.- основная стойка.
1- правая рука вверх назад, левая вниз назад, захват кистями рук за спиной, прогнуться, зафиксировать положение, 2- исходное положение, 3-4- поменять положение рук. 5. И.П.- стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- локти вперед, округлить спину, голова вперед-вниз, выдох; 2- локти назад, прогнуться, голова вверх, вдох. 6. И.П.- стойка ноги врозь, руки за голову. Наклоны и повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку. 7. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклонить туловище вперед, прогибая спину - выдох, и.п. - вдох. При наклоне голову поднимать, локти отводить назад ноги прямые, темп медленный. 3-8 раз. 8. И.п - стойка ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево -выдох, и.п. - вдох. То же в другую сторону. 9. И.п. - широкая стойка ноги врозь, ступни параллельно. Повернуть туловище влево с наклоном к левой ноге, отводя руки в стороны. То же в другую сторону. Ноги прямые, темп медленный, повторить 2-5 раз. 10. И.п. - широкая стойка ноги врозь, руки вверх «в замок». Круговые движения туловищем в одну и в другую сторону, темп медленный, повторить 2-3 раза в каждую сторону. Комплекс упражнений в положении лежа. Упражнения для укрепления мышц спины: 1. И.п. - лежа на животе, подбородок на кистях рук. Поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать, Лопатки соединить), держать 3-4 секунды. 2. То же, но руки к плечам, за голову. 3. То же, но руки назад, в стороны. 4. То же, но руки вверх. 5. Поднять голову и плечи. Движение руками к плечам, в стороны, к плечам, И.П. 6. Поднять голову и плечи. Руки в стороны - сжимание и разжимание пальцев. 7. Поднять плечи и голову. Руки вверх - два хлопка, и.п. 8. То же, но руки в стороны - небольшие круговые движения в плечевых суставах. 9. Движения руками как при плавании способом брасс на гpуди. 10. Движение руками в стороны, к плечам, вверх. и.п. 11. Движения руками, имитация «бокса». 12. И.П. – то же. Движение руками вверх, за голову, вверх, и.п. Держать 4 счета в каждом положении. 13. И.П. - лежа на животе, руки вверх. Передача теннисного мяча, эстафетной палочки из рук в руки до конца шеренги. Все занимающиеся держат руки вверху до окончания передачи. 14. То же, но передача предмета слева направо. 15. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание ноги вверх. 16. То же, но движения ногами как при плавании кролем на груди. 17. И.П. - то же. Поднимание обеих ног вверх. 18. И.П. - тоже. Поднять правую, присоединить левую, опустить правую, затем левую. 19. Поднять ноги, развести в стороны, соединить и опустить. 20. На гимнастической скамейке, лежа продольно на животе, движения ногами, как при плавании способом брасс на груди. 21. И.П. - то же, но движения руками и ногами. 22. И.п. - лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. Поднять левую руку вперед, а правую назад вдоль туловища, опустить голову и потянуться, проделать то же, меняя положение рук. Темп медленный.
23. «Лягушонок». И.П. - то же. Поднять голову вверх, руки к плечам ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуться спину с небольшим подниманием груди от пола. Прогибая спину, отводить голову назад, избегать сильного прогиба в пояснице, темп медленный. 24. И.п. - лежа на животе, упор ладонями у плеч, голова опущена. Попеременное поднимание ног назад-вверх с прогибом спины и отклонением головы назад. Прогибаясь, не отрывать грудь от пола, темп средний. Упражнения для укрепления мышц живота: 1.И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание ног на 45º. 2.Согнуть обе ноги в коленях, разогнуть под углом 90º и опустить. 3.«Велосипед». 4.Движение ногами, как при плавании кроль на спине. 5.Одновременное поднимание и опускание прямых ног. 6. Согнуть обе ноги в коленях, выпрямить их под углом 45º, развести их в стороны и, опуская, соединить. 7.Движения ногами, как при плавании способом брасс на спине. 8.Поднимание и опускание прямых ног с разной скоростью. 9. Круговые движения ногами. 10. Поднимание и опускание ног в коленях с зажатым между коленями волейбольным или набивным мячом. 11.Руки вперед, ноги согнуть в коленях, головой коснуться колен. 12. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. Спина прямая, прижата к полу, темп медленный. 13. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Делать попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз - «ножницы». Затылок и плечи плотно прижаты к полу, темп средний, 4-10 раз каждой ногой. 14. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых ног вверх. Носки вытянуты, темп медленный. 15,. И.П. - лежа на спине, руки согнуты, ладони над головой. Поднимание прямых ног вверх, разведение их в стороны и опускание вниз в И.п. Локти плотно прижаты к полу, а ноги прямые, темп медленный, повторить. 16. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони повернуты к полу. 17. Сесть, опираясь руками в пол, выпрямить спину, отвести прямые руки назад и вернуться в И.П. Ноги в се время прямые, сидя, отводить голову назад, темп средний. Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки. 1.Стоя, принять правильную осанку, касаясь стены (без плинтуса) или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены. 2.Принять правильную осанку (1упр.). Отойти от стены на один шаг, сохраняя правильную осанку. 3.Принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку. 4.Принять правильную осанку у стены. Сделать один шаг вперед -два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку. 5.Стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку, приподняться на носки, удержаться в таком положении 3-4 сек. Вернуться в И.П. 6. То же упражнение, но без гимнастической стенки. 7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять И.П.
8. Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку (затылок, лопатки и ягодицы прижать к стене). 9.И.П.- как упр.8.расслабить мышцы шеи, наклонить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и.п. 10.И.П. – лежа на спине. Голова, туловище и ноги должны составлять прямую линию, руки прижаты к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области тоже положение, которое было принято в положение лежа. 11.И.П.- лежа на полу. Прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку. 12. Принять правильную осанку в положение стоя. Ходьба по залу с остановками, с сохранением правильной осанки. 13.Стоя, правильная осанка, мешочек с песком на голове. Присесть, стараясь не уронить мешочек. Встать в И.П. 14.Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. 1 5 . Х о д ь б а с м е ш о ч к о м н а г о л о в е с п е р е ш а г и в а н и е м ч е р е з препятствие(гимнастическую скамейку, скакалка), сохраняя и.п. 16. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных упражнений (ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колен, и т.д.). Упражнения с гимнастической палкой. 1. И.П.- основная стойка, палка хватом сверху внизу. 1-палка вверх, подняться на носки, потянуться, 2- И.П. 2. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху внизу. 1- палка верх, 2- на плечи назад, 3- вверх, 4- И.П. 3. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху на плечи. 1-2- повороты туловища вправо, 3-4- то же влево. 4. И.П.- то же. 1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево. 5. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху на лопатки. 1-3- прогнувшись наклоны туловища вперед, 4- И.П. 6. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху вперед. Повороты гимнастической палки вправо и влево. 7. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху внизу. 1- палка вперед, 2- палка вверх, 3- палка вперед, 4- И.П. 8. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом руками сзади (локтевыми изгибами). Повороты туловища вправо и влево поочередно. 9. И.П.- стойка ноги врозь, палка сзади-внизу хватом снизу. Рывки руками вверх за спиной, сохраняя правильную осанку, не наклоняясь вперед. 10. И.П.- стойка ноги врозь, палка хватом сверху. 1-3- пружинящие наклоны вперед, палка вперед, 4- И.П. 11. И.П.- стойка ноги врозь, палка вверх, хватом сверху. 1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево. 12. И.П.- то же. Круговые движения туловищем вправо, влево. 13. И.П.- сед, палка хватом сверху на ногах. 1- мах руками с палкой вверх, 2- И.П. 14. И.П.- сед с палкой в руках. Пружинящие наклоны туловища вперед, ноги прямые. 15. То же ноги врозь. 16. И.П.- сед, палка на плечи. Повороты туловища вправо и влево. 17. То же, наклоны туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку. 18. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, палка на плечи.
Повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку. 19. То же, наклоны туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку. 20. То же, пружинящие наклоны туловища вперед. 21. И. П. - лежа на животе, гимнастическая палка в согнутых руках. Поднять голову и туловище, палку на грудь, вверх, И.П. 22. И.п. - то же. Поднять голову и туловище, палку вверх, за голову, вверх, И.П. 23. То же, палку вверх, на лопатки, вверх, И.П. 24. И.П. - лежа друг против друга палка на груди. Броски и ловля палки хватом рук сверху и снизу. 25. И.П.- лежа на спине, палка хватом сверху вверх. 1- ноги вперед, палка вперед, 2- И.П. 26. И.П.- лежа на спине, палка хватом сверху на бедрах. 1- ноги и палка вперед одновременно, 2- И.П. 27. И.П.- лежа на спине, палка хватом сверху вверх. 1- палка вперед, правая нога вперед, 2- И.П., 3-4- с другой ноги. 28. И.И.- то же. 1- максимально потянуться, вдох, 2- расслабиться, выдох. 29. И.П.- стойка ноги врозь, палка на лопатки, хватом сверху. Приседания на месте, не отрывая пяток от пола и сохраняя правильную осанку. Упражнения стоя на четвереньках и упражнения в равновесии. 1. И.П.- опора на кисти рук и колени. 1-опустить голову, округлить спину, 2- поднять голову, прогнуться. 2. И.П.- то же. 1- правая рука вперед, левая нога назад, 2- И.П., 3-4- то же другой рукой и ногой. 3. И.П.- сед на пятках с опорой на кисти рук. 1- касаясь грудью пола выйти в положение «упор лежа прогнувшись», 2- обратно. 4. Перекаты в группировке из упора присев. 5. Перекат в стойку на лопатках из упора присев. 6. Мост из положения лежа на спине (или полумост с опорой на плечи). 7. Передвижение вперед и назад стоя на четвереньках с опорой на стопы и кисти рук. 8.И.п. - о.с., руки в стороны - движение прямой ногой вперед, в сторону, на-зад. То же, но руки за голову, к плечам. 9. И.п. - о.с. Поднять колено вверх, руки в стороны. То же, но руки вперед, вверх. 10.И.п. - о.с., руки на пояс. Поднимание на носки. 11. И.п. – о.с., руки в стороны. Подняться на носки, повернуть голову налево, направо, 12. Из упора присев встать (выпрямиться), согнуть правую ногу, руки в сто-роны. То же левой . 13.И. п. - упор присев. Встать, подняться на носки, руки в стороны. 14. То же, но подняться на носок одной ноги, другую ногу согнуть в колене с различными положениями рук 15. Ходьба с остановками на одной ноге (по сигналу). То же, но с мешочком на голове. 16. И.п. - стойка ноги врозь правой. Подняться на носки с различными движе- ниями рук. 17. Ходьба по начерченной линии. 18. И.п. – о.с., руки в стороны. Стоя на одной ноге, захватить ступню обеими руками. 19. Бег, по сигналу присед . 20. Из о.с. прыжки с поворотом налево (направо) на 90º, 180º, 360º. Удержаться после приземления в и.п.
21. И.п. - о.с., руки в стороны. Равновесие на правой (левой) ноге - («ласточ-ка» ). 22. Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки - равновесие на правой (левой) ноге. 23.И.п. - то же. Приседания на одной ноге. 24.Равновесие на правой (левой) ноге и повороты на носке. 25.Равновесие на левой ноге, прыжком равновесие на правой ноге. 26. Стоя на одной ноге, наклон в сторону с подниманием свободной ноги в противоположную сторону («горизонтальное равновесие»). Подвижные игры и игры малой подвижности. «Веселые ребята». Дошкольники располагаются в одном конце зала, стоя в шеренге (или 2, в зависимости от количества игроков). В центре зала находится водящий. По сигналу педагога дошкольники шеренги перебегают в другую половину зала в обозначенное место (домик). В это время водящий пытается замаять игроков, до кого водящий дотронулся, тот садится на скамейку (выходит из игры). То же самое игроки выполняют в обратную сторону. С одним водящим игра продолжается до 4 перебежек. «Ловишки» (один из вариантов). В игре участвует не более 15 человек. Считалочкой выбирается водящий. Все участники игры располагаются по залу спонтанно. По сигналу педагога пойманным, выходит из игры и садится на скамейку. Игра заканчивается, когда никого из игроков, кроме водящего, не остается на игровой площадке. «Ручейки и озера». Группа детей делится на команды (3-4), численностью от 5 человек. Каждая команда строится в колонну по одному и по сигналу педагога начинает двигаться по залу, сохраняя строй («ручейки»). По следующему сигналу педагога команды должны образовать круг, взявшись за руки («озера»). Команда первой выполнившая задание получает призовое очко. Игра продолжает несколько раз. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. «Два Мороза». В игре участвует не более 20 человек. Выбираются двое (или один) водящих, один - Мороз Красный нос, второй-Мороз Синий нос. Игроки спонтанно располагаются по залу. По сигналу педагога водящие ловят игроков, пойманные дошкольники замирают на месте, показывая ледяную фигуру. Игра заканчивается, когда все игроки будут пойманы. «Хвостики». В игре участвует не более 15 человек. Выбирается водящий. Педагог раздает каждому участнику «хвостики» (ленточки длиной примерно 50 см.). Игроки закрепляют ленточки за пояс сзади так, чтоб оставался конец около 30 см. По сигналу педагог игроки перемещаются по залу, а водящий пытается собрать все «хвостики». Игрок, у которого водящий забрал ленточку, выходит из игры и садится на скамейку. Игра заканчивается, когда на игровой площадке не останется игроков или по команде педагога (если водящий устал). «Найди предмет». Игра проводится в заключительной части занятия. Все участники стоят спиной к педагогу, закрыв глаза. В это время руководитель бросает на пол несколько скрепок (3-4 шт.). По сигналу педагога дошкольники пытаются найти предметы на полу и передать их руководителю. Игра заканчивается, когда все предметы будут найдены. «Совушка». Выбирается водящий. Под веселую мелодию дошкольники танцуют на месте в течение 10-15 секунд. По сигналу педагога участники игры замирают на месте, а водящий внимательно за ними наблюдает и выводит из игры тех, кто пошевелился. Игра продолжается 2-5 минут в заключительной части занятия. «Будь внимательней!».
Дошкольники стоят в шеренге и выполняют простейшие упражнения для рук по команде педагога. Движения можно выполнять только в том случае, если руководитель проговаривает слово «руки». Если участник выполнил движение без слова «руки», то он зарабатывает штрафное очко и делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и выполнил правильно все команды. Игра проводится в течение 2-3 минут в заключительной части занятия.


В раздел образования