Напоминание

В.А.Жуковский баллада "Кубок"


Автор: Достовалова Наталья Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: конспект урока
Тема: В.А.Жуковский баллада "Кубок"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по литературе 5 класс

Учитель русского языка и литературы Достовалова Наталья Валерьевна

ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»

Цель урока: дать понятие «баллада», познакомить с текстом и

нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады

«Кубок ,проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за

языком баллады, отработать выразительное чтение , пересказ текста,

развитие речи - устное рисование.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А.

Жуковского;уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание

произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,

созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и

одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в

сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)

необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,

извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в

материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,

осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом

конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование:учебник литературы5 класс, автор В.Я. Коровина,В.П.

Журавлев, В.И. Коровин. , выставка рисунков обучающихся«Иллюстрируем

балладу В.А. Жуковского «Кубок» ,портретВ.АЖуковского работы

О.Кипренского.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков задумчивую даль…

А.С.Пушкин

Ход урока

Слово учителя :На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством

В.А.Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы. Более полувека

своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в

истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую

поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества,

дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Урок начинаем с тестового задания.

Вопросы находятся на экране.

Учитель проговаривает каждый вопрос.

1.

Напишите имя и отчество автора сказки «Спящая царевна». (Василий

Андреевич)

2.

Как называется сказка, которую придумал автор или писатель, или

поэт? (литературная)

3.

Определите жанр произведения: «Не лает, не кусает, а в дом не

пускает» (загадка)

4.

Назовите структурный элемент сказки: «Жил-был добрый царь Матвей,

жил с царицею своей он в согласье много лет…» (зачин)

5.

С каким поэтом поспорил В.А.Жуковский о том, что напишет сказку,

приближенную к народной? (А.С.Пушкин)

6.

Какие три вида русских народных сказок есть в литературе.

(волшебные, бытовые и о животных)

7.

Какого знаменитого поэта открыл миру В.А.Жуковский (А.С.Пушкина)

Слово учителя: Поэт Жуковский прожил тяжелую и одновременно

блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в

дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и

только тогда пришли слава и успех. Свой внутренний мир, душевные

переживания Василий Андреевич с необычайной искренностью открывает в

своих произведениях.

Одним из любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский

заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера.

Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое,

самобытное творение

С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два

десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он

много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что

уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его

творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма,

литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность

и чувства.

Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана»,

«Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.

Понятие о балладе.

-Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит

необычный случай.

Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое

событие, предание с острым сюжетом; фантастическое и реальное

переплетаются, конец обычно трагический.

Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с

фантастическими или таинственными происшествиями.

Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с

фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.

Выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок».

Словарная работа. Слова написаны на доске. Работа в тетрадях.

Какие слова ,в ходе чтения, были непонятны современным людям и

почему? Архаизмы .Определение термина .

Архаизмы- устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь

должен был соответствовать определенному набору требований: смелость,

благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто

называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин

(лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или

коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

Анализ произведения:

--Понравилась ли вам баллада?

--Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?

--Кто главный герой? Каким вы его себе представили?

--Каким предстает перед нами царь? Зачем он бросает кубок в море? (Это

бессердечный человек, который пользуется своим положением и играет

жизнями своих подданных.)

--Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут

себя герои в такой ситуации?

-Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом

«рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).

--Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)

--В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это

сделал?(Он смел, ему хочется отличиться.)

-Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных

юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб», «уродливый скат»,

«мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).

-Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж

спасается, ему помогла молитва).

--Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря?

(Страшным)--А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?

-Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он

наделён? Капризность, непримиримость.

-Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает?

Паж

-Что такое благородство?

-Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и

приближенные царя, свита.

-Какие поступки вы приветствуете, а какие осуждаете?

-Кого из героев можно оправдать и за какой поступок?

-Как автор относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?

Составление учащимися плана баллады В.А. Жуковского

«Кубок».Чтение и анализ.

Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой

мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради

любви.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Слово учителя: К сегодняшнему уроку некоторые учащиеся подготовили

иллюстрации к балладе В.А.Жуковского «Кубок», давайте дадим им слово

для презентации выполненных работ.

Вопросы (примерные):

– Как вы назвали свою работу, почему?

– Играют ли значение выбранные вами краски для передачи основной мысли,

заложенной в иллюстрации?

– Каких умений и навыков не хватило, чтобы достичь желаемого?

– Какие слова и выражения из баллады .созвучны вашей работе?

– Кого из художников-иллюстраторов можете назвать, чей почерк вам близок

и понятен?

Домашнее задание:

1.

Составить викторину по балладе «Кубок».

2.Придумать обложку к балладе В.А.Жуковского «Кубок».

Рефлексия. Продолжить фразу.

Сегодня на уроке я…



В раздел образования