Автор: Достовалова Наталья Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: конспект урока
Тема: В.А.Жуковский баллада "Кубок"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по литературе 5 класс
Учитель русского языка и литературы Достовалова Наталья Валерьевна
ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цель урока: дать понятие «баллада», познакомить с текстом и
нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады
«Кубок ,проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за
языком баллады, отработать выразительное чтение , пересказ текста,
развитие речи - устное рисование.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А.
Жуковского;уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание
произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом,
созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает,
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в
материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование:учебник литературы5 класс, автор В.Я. Коровина,В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. , выставка рисунков обучающихся«Иллюстрируем
балладу В.А. Жуковского «Кубок» ,портретВ.АЖуковского работы
О.Кипренского.
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков задумчивую даль…
А.С.Пушкин
Ход урока
Слово учителя :На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством
В.А.Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы. Более полувека
своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в
истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую
поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества,
дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Урок начинаем с тестового задания.
Вопросы находятся на экране.
Учитель проговаривает каждый вопрос.
1.
Напишите имя и отчество автора сказки «Спящая царевна». (Василий
Андреевич)
2.
Как называется сказка, которую придумал автор или писатель, или
поэт? (литературная)
3.
Определите жанр произведения: «Не лает, не кусает, а в дом не
пускает» (загадка)
4.
Назовите структурный элемент сказки: «Жил-был добрый царь Матвей,
жил с царицею своей он в согласье много лет…» (зачин)
5.
С каким поэтом поспорил В.А.Жуковский о том, что напишет сказку,
приближенную к народной? (А.С.Пушкин)
6.
Какие три вида русских народных сказок есть в литературе.
(волшебные, бытовые и о животных)
7.
Какого знаменитого поэта открыл миру В.А.Жуковский (А.С.Пушкина)
Слово учителя: Поэт Жуковский прожил тяжелую и одновременно
блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния он был вынужден в
дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и
только тогда пришли слава и успех. Свой внутренний мир, душевные
переживания Василий Андреевич с необычайной искренностью открывает в
своих произведениях.
Одним из любимых жанров поэта была баллада. Их сюжеты В.А.Жуковский
заимствовал преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера.
Однако на основе чужого произведения он сумел создать свое, новое,
самобытное творение
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два
десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он
много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что
уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его
творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма,
литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность
и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана»,
«Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
Понятие о балладе.
-Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит
необычный случай.
Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое
событие, предание с острым сюжетом; фантастическое и реальное
переплетаются, конец обычно трагический.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с
фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с
фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
Выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок».
Словарная работа. Слова написаны на доске. Работа в тетрадях.
Какие слова ,в ходе чтения, были непонятны современным людям и
почему? Архаизмы .Определение термина .
Архаизмы- устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь
должен был соответствовать определенному набору требований: смелость,
благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто
называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин
(лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или
коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Анализ произведения:
--Понравилась ли вам баллада?
--Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?
--Кто главный герой? Каким вы его себе представили?
--Каким предстает перед нами царь? Зачем он бросает кубок в море? (Это
бессердечный человек, который пользуется своим положением и играет
жизнями своих подданных.)
--Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут
себя герои в такой ситуации?
-Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом
«рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).
--Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)
--В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это
сделал?(Он смел, ему хочется отличиться.)
-Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных
юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб», «уродливый скат»,
«мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).
-Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж
спасается, ему помогла молитва).
--Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря?
(Страшным)--А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?
-Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он
наделён? Капризность, непримиримость.
-Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает?
Паж
-Что такое благородство?
-Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и
приближенные царя, свита.
-Какие поступки вы приветствуете, а какие осуждаете?
-Кого из героев можно оправдать и за какой поступок?
-Как автор относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?
Составление учащимися плана баллады В.А. Жуковского
«Кубок».Чтение и анализ.
Вывод: Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой
мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради
любви.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Слово учителя: К сегодняшнему уроку некоторые учащиеся подготовили
иллюстрации к балладе В.А.Жуковского «Кубок», давайте дадим им слово
для презентации выполненных работ.
Вопросы (примерные):
– Как вы назвали свою работу, почему?
– Играют ли значение выбранные вами краски для передачи основной мысли,
заложенной в иллюстрации?
– Каких умений и навыков не хватило, чтобы достичь желаемого?
– Какие слова и выражения из баллады .созвучны вашей работе?
– Кого из художников-иллюстраторов можете назвать, чей почерк вам близок
и понятен?
Домашнее задание:
1.
Составить викторину по балладе «Кубок».
2.Придумать обложку к балладе В.А.Жуковского «Кубок».
Рефлексия. Продолжить фразу.
Сегодня на уроке я…