Напоминание

"К духовности через музыку!"


Автор: Дроздова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г.Иркутска "Дом детского творчества №3"
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "К духовности через музыку!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




К духовности через музыку! «Без духовного созерцания человек может наделать на земле много крика и шума, совершить множество зла и пролить моря крови, совершить много ничтожного, позорного и пошлого – но великого он не совершит ничего… Напротив, духовное созерцание открывает человеку смысл вселенной, включает его в Божию ткань мира, делает его жизнь предметной и приобщает его самого к творчеству. Это духовное созерцание доступно каждому из нас; к нему способен и самый простой, необразованный или неумный человек. Если к этому созерцанию присоединяется талантливость, то начинается истинное творчество». (Ильин И.А) Никакое другое искусство не способно выражать и передавать эмоции так, как это делает музыка. Именно музыкальное звучание имеет тесную, прямую, непосредственную связь с эмоциональной стороной духовной жизни человека. Ведь главное свойство звука – это способность воплощать то, что длится и изменяется, а не пребывает, сохраняется в неизменности, способность выражать внутренние, психологические, духовные процессы. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: совершенствуется мышление, формируется эмоционально-духовная сфера, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В педагогике существует тезис о том, что музыкальное воспитание – это важное и незаменимое средство нравственного развития школьников, связанное с жизнью, с другими явлениями культуры и искусства. «Только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против пошлости, против дурного вкуса» (Д.Б. Кабалевский). Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием, педагогов едва ли не всех стран мира волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений.
Конечно, интерес детей и подростков к развлекательной музыке – явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму юность. Представьте себе ребенка, юношу или девушку, не способных веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих прелести озорной шутки… уж очень скучные это люди! А ведь быть серьёзным – не значит быть скучным! Так может ли стать проблемой то, что дети и молодёжь не хотят быть скучными?!.. Проблема, и проблема очень серьёзная возникает тогда, когда обстоятельства или чьи-то сознательные действия оборачивают естественное стремление молодежи не быть скучными против молодёжи – эксплуатируя это стремление, превращают его в основную и даже единственную эстетическую потребность. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется зыбким законам скоропереходящей моды. Жизнь даже самых удачных эстрадно-развлекательных песенок измеряется годом, чаще месяцами, а нередко и неделями. Развлекательные опусы быстро приедаются, перестают развлекать и вызывают потребность в чём-то более развлекательном, а потом ещё более развлекательном и т.д. – до бесконечности. Подлинное же, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков постарения, как живут великие творения Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова. Час, в лучшем случае два часа в неделю учитель музыки старается вызвать в детях интерес и любовь к искусству великих мастеров прошлого и настоящего. А сколько часов дети находятся под воздействием кино, радио и телевидения, заполняющих сегодня киноэкраны и мировой эфир преимущественно лёгкой, развлекательной и часто пошлой, безвкусной и безнравственной музыкой! Попробуйте-ка устоять против этих веяний, не имея основательно выработанного вкуса, «иммунитета против пошлости»! «Только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надёжным иммунитетом против пошлости, против дурного вкуса» (Д.Б. Кабалевский). Искусство должно быть в первую очередь методом воспитания. Главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе,
столько воздействие через музыку на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность. Настоящее искусство, как и вся настоящая культура, начинается там, где пустота и безответственность кончаются; где начинается духовный опыт, духовное созерцание и вырастающие из них вера, ответственность и духовная необходимость; где человек не торгует талантом, а осуществляет служение. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Лучше, если им окажется музыкант-профессионал. Музыкант-профессионал – это творец музыкальной культуры, будь то композиция или исполнительство; бескорыстный борец за её процветание в нашу эпоху – эпоху острейших противоречий, эпоху массированного наступления развлекательной музыки, вносящей смятение в умы детей, подростков и молодёжи.
Литература:
1. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост. предисл. и примеч. В.И. Белова. – М., 1993. 2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя. – 2-е издание. – М., 1984. 3. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э.Б. Абдулин, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдулина. – М.: «Академия», 2002. 4. Целковников Б.М. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Учебное пособие. – М., 1999.


В раздел образования