Напоминание

Строение и жизнедеятельность бактерий


Автор: Цыкина Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий».

(

УМК В.В.Пасечник)

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки.

Тип: урок изучения нового материала.

Вид: урок беседа.

Задачи урока:

- образовательная:

углубить знания о многообразии живых организмов;

изучить особенности строения, питания, размножения бактерий;

продолжить формировать умения работать с текстом параграфа, анализировать и

делать выводы.

- воспитательная:

продолжить развивать коммуникативные способности учащихся;

формирование научного мировоззрения.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Средства обучения: учебник, таблица, фотографии.

Ожидаемые результаты.

Предметные:

иметь представление о бактериях как о микроскопических одноклеточных

организмах;

знать формы бактерий;

знать строение и жизнедеятельность.

Личностные:

проявлять интерес к изучаемому материалу;

оценить собственную работу на уроке.

Метапредметные результаты.

- регулятивные УУД:

сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

- познавательные УУД:

сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты;

составлять схемы и проводить сравнение объектов.

- коммуникативные УУД:

сформировать умение грамотно формулировать вопросы, аргументировать свою

точку зрения;

умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы;

умение воспринимать устную форму информации.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Добрый день! Начинаем нашу работу. У вас на столах у каждого лежит

маршрутный лист. В нём прописаны этапы нашего урока.

В начале фронтальная проверка дом. задания

1 Проверка и оценка знаний, умений, навыков

Фронтальный опрос. Закончить предложение

Вопросы:

Ткань – это …

Растительный организм образован тканями покровной, …

Покровная ткань выполняет функции …

Проводящая ткань состоит из …

Камбий относится к ткани ...

2 Актуализация знаний (разгадывание загадок)

Учитель: Живая природа многообразна. Организмы объединяются в царства растений,

грибов, животных, бактерий.

Внимательно прослушайте загадки и скажите, о каком царстве сегодня на уроке мы с вами

будем говорить?

***

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной (бактерии).

***

Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог (бактерии)

3 Изучение нового материала

Учитель: Мы с вами будем говорить о бактериях.

Тема урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Какова цель урока?

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки.

Учитель: С бактериями мы будем знакомиться на данном уроке. Но о них кто – то из вас

читал, либо получил информацию от родителей. Сейчас предлагаю выполнить задание

«Верные и неверные утверждения», которое поможет выяснить, что вы о них уже знаете.

А правильность ваших суждений мы проверим в конце урока.

Внимательно прочитайте утверждения. Выберите правильное из представленных ниже

утверждений. Поставьте знак «+» в соответствующей колонке.

«Верные и неверные утверждения».

1 Бактерии имеют размер меньше растительной клетки.

2 Бактерии живут в разных средах обитания.

3 Клетка бактерии имеет разную форму.

4 Бактериальная клетка не имеет ядра.

5 Размножаются бактерии путём деления.

6 При неблагоприятных условиях образуют спору.

Учитель: На нашем уроке мы совершим экскурсию в музей бактерий.

Историческая справка.

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский

натуралист Антони ван Левенгук, он назвал их «анималькули» - микроскопические

существа. Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг. Бактерии (от

греческого «bakterion» - маленькое животное). Микробиология – это наука изучающая

строение и жизнедеятельность микроорганизмов. Основоположником науки

микробиологии был французский ученый Луи Пастер.

Зал № 1. Среда обитания. Форма бактерий.

Учебник стр. 52 – 53.

1 Изучите пункт «Форма бактерий», «Распространение бактерий».

2 Заполните схему (кластер) «Формы бактерий».

3 Ответьте на вопрос. В каких средах обитают бактерии?

Кластер.

Форма бактерий

Зал 2 Строение бактерии.

Учебник стр 53. Рассмотрите рисунок 29.

Ответьте устно на вопросы.

Чем покрыта бактериальная клетка? Значение

Что находится под оболочкой?

Какую роль играет ядерное вещество?

Учитель: Бактерия это живой организм.

Вспомните, какими свойствами обладают живые организмы?

Зал 3 Жизнедеятельность бактерий.

Прочитать стр. 53 – 54. Прочитайте пункт «Питание бактерий», «Размножение бактерий».

Составить 5 «тонких» вопросов (вопросы с кратким ответом).

Учитель: Живые организмы испытывают воздействие внешней среды.

Что образует бактериальная клетка для перенесения неблагоприятных условий?

Как образуется спора? (учащиеся находят ответы на данные вопросы на стр 54)

Учитель: Мы закончили нашу экскурсию по залам музея бактерий.

В конце экскурсии вам необходимо выполнить задание,

4. Закрепление

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны

ошибки, исправьте их. (устно)

(1) Бактерии — это микроскопические одноклеточные организмы, наследственное

вещество их клеток не отделено от цитоплазмы. (2) В зависимости от формы клетки

бактерии различают кокки и вибрионы. (3) Снаружи бактериальная клетка окружена

плотной оболочкой. (4) Все бактерии по способу питания являются сапротрофами. (5)

При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.(6) Бактерии

встречаются во всех средах обитания.

5. Обобщение

Учитель: На уроке познакомились со строением и жизнедеятельностью бактерий.

Что вы узнали нового о бактериях?

(Учащиеся делают вывод, записывают в тетрадь)

Вывод: бактерии – мельчайшие организмы, не имеющие оформленного ядра. Они имеют

разную форму, размножаются путём деления. Неблагоприятные условия переносят в

состоянии споры.

Учитель: Ребята, сейчас вернемся к заданию «Верные и неверные утверждения». Зная

строение, жизнедеятельность бактерий, вы можете пересмотреть оценку своих

утверждений. Кто - то из вас исправил высказывание по утверждениям?

6. Домашнее задание

1. п 12, вопросы

2. стр. 55 рубрика «Подумайте»

3.Сравнить клетку бактериальную и растительную. (смотри маршрутный лист)

кокки

спириллы

вибрионы

бациллы

Маршрутный лист ученика.

Урок «Строение и жизнедеятельность бактерий».

1 Закончить предложение (устно)

Вопросы:

Ткань – это …

Растительный организм образован тканями покровной, …

Покровная ткань выполняет функции …

Проводящая ткань состоит из …

Камбий относится к ткани ...

2 Внимательно прочитайте утверждения. Выберите правильное из представленных

ниже утверждений. Поставьте знак «+» в соответствующей колонке.

Утверждения

Да

Нет

1 Бактерии имеют размер меньше растительной клетки.

2 Бактерии живут в разных средах обитания.

3 Клетка бактерии имеет разную форму.

4 Бактериальная клетка не имеет ядра.

5 Размножаются бактерии путём деления.

6 При неблагоприятных условиях образуют спору.

3 Зал № 1. Среда обитания. Форма бактерий.

Учебник стр. 52 – 53.

1 Изучите пункт «Форма бактерий», «Распространение бактерий».

2 Заполните схему (кластер) «Формы бактерий».

3 Ответьте на вопрос. В каких средах обитают бактерии?

Кластер.

Форма бактерий

4 Зал 2 Строение бактерии.

Учебник стр 53. Рассмотрите рисунок 29.

Ответьте устно на вопросы.

Чем покрыта бактериальная клетка? Значение

Что находится под оболочкой?

Какую роль играет ядерное вещество?

5 Зал 3 Жизнедеятельность бактерий.

Прочитать стр. 53 – 54. Прочитайте пункт «Питание бактерий», «Размножение бактерий».

Составить 5 «тонких» вопросов (вопросы с кратким ответом).

6. Закрепление

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых

сделаны ошибки, исправьте их. (устно)

(1) Бактерии — это микроскопические одноклеточные организмы, наследственное

вещество их клеток не отделено от цитоплазмы.

(2) В зависимости от формы клетки бактерии различают кокки и вибрионы.

(3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой.

(4) Все бактерии по способу питания являются сапротрофами.

(5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.

(6) Бактерии встречаются во всех средах обитания.

Домашнее задание.

Сравнение строения клетки бактерии и растительной клетки.

Признак для сравнения

Клетка растительная

Клетка бактериальная

клеточная оболочка

цитоплазма

ядро

пластиды

Вакуоль

Жгутики, реснички



В раздел образования