Автор: Цыкина Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий
Раздел: среднее образование
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий».
(
УМК В.В.Пасечник)
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки.
Тип: урок изучения нового материала.
Вид: урок беседа.
Задачи урока:
- образовательная:
углубить знания о многообразии живых организмов;
изучить особенности строения, питания, размножения бактерий;
продолжить формировать умения работать с текстом параграфа, анализировать и
делать выводы.
- воспитательная:
продолжить развивать коммуникативные способности учащихся;
формирование научного мировоззрения.
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Средства обучения: учебник, таблица, фотографии.
Ожидаемые результаты.
Предметные:
иметь представление о бактериях как о микроскопических одноклеточных
организмах;
знать формы бактерий;
знать строение и жизнедеятельность.
Личностные:
проявлять интерес к изучаемому материалу;
оценить собственную работу на уроке.
Метапредметные результаты.
- регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.
- познавательные УУД:
сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты;
составлять схемы и проводить сравнение объектов.
- коммуникативные УУД:
сформировать умение грамотно формулировать вопросы, аргументировать свою
точку зрения;
умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы;
умение воспринимать устную форму информации.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день! Начинаем нашу работу. У вас на столах у каждого лежит
маршрутный лист. В нём прописаны этапы нашего урока.
В начале фронтальная проверка дом. задания
1 Проверка и оценка знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос. Закончить предложение
Вопросы:
Ткань – это …
Растительный организм образован тканями покровной, …
Покровная ткань выполняет функции …
Проводящая ткань состоит из …
Камбий относится к ткани ...
2 Актуализация знаний (разгадывание загадок)
Учитель: Живая природа многообразна. Организмы объединяются в царства растений,
грибов, животных, бактерий.
Внимательно прослушайте загадки и скажите, о каком царстве сегодня на уроке мы с вами
будем говорить?
***
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной (бактерии).
***
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог (бактерии)
3 Изучение нового материала
Учитель: Мы с вами будем говорить о бактериях.
Тема урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Какова цель урока?
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки.
Учитель: С бактериями мы будем знакомиться на данном уроке. Но о них кто – то из вас
читал, либо получил информацию от родителей. Сейчас предлагаю выполнить задание
«Верные и неверные утверждения», которое поможет выяснить, что вы о них уже знаете.
А правильность ваших суждений мы проверим в конце урока.
Внимательно прочитайте утверждения. Выберите правильное из представленных ниже
утверждений. Поставьте знак «+» в соответствующей колонке.
«Верные и неверные утверждения».
1 Бактерии имеют размер меньше растительной клетки.
2 Бактерии живут в разных средах обитания.
3 Клетка бактерии имеет разную форму.
4 Бактериальная клетка не имеет ядра.
5 Размножаются бактерии путём деления.
6 При неблагоприятных условиях образуют спору.
Учитель: На нашем уроке мы совершим экскурсию в музей бактерий.
Историческая справка.
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский
натуралист Антони ван Левенгук, он назвал их «анималькули» - микроскопические
существа. Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг. Бактерии (от
греческого «bakterion» - маленькое животное). Микробиология – это наука изучающая
строение и жизнедеятельность микроорганизмов. Основоположником науки
микробиологии был французский ученый Луи Пастер.
Зал № 1. Среда обитания. Форма бактерий.
Учебник стр. 52 – 53.
1 Изучите пункт «Форма бактерий», «Распространение бактерий».
2 Заполните схему (кластер) «Формы бактерий».
3 Ответьте на вопрос. В каких средах обитают бактерии?
Кластер.
Форма бактерий
Зал 2 Строение бактерии.
Учебник стр 53. Рассмотрите рисунок 29.
Ответьте устно на вопросы.
Чем покрыта бактериальная клетка? Значение
Что находится под оболочкой?
Какую роль играет ядерное вещество?
Учитель: Бактерия это живой организм.
Вспомните, какими свойствами обладают живые организмы?
Зал 3 Жизнедеятельность бактерий.
Прочитать стр. 53 – 54. Прочитайте пункт «Питание бактерий», «Размножение бактерий».
Составить 5 «тонких» вопросов (вопросы с кратким ответом).
Учитель: Живые организмы испытывают воздействие внешней среды.
Что образует бактериальная клетка для перенесения неблагоприятных условий?
Как образуется спора? (учащиеся находят ответы на данные вопросы на стр 54)
Учитель: Мы закончили нашу экскурсию по залам музея бактерий.
В конце экскурсии вам необходимо выполнить задание,
4. Закрепление
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их. (устно)
(1) Бактерии — это микроскопические одноклеточные организмы, наследственное
вещество их клеток не отделено от цитоплазмы. (2) В зависимости от формы клетки
бактерии различают кокки и вибрионы. (3) Снаружи бактериальная клетка окружена
плотной оболочкой. (4) Все бактерии по способу питания являются сапротрофами. (5)
При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.(6) Бактерии
встречаются во всех средах обитания.
5. Обобщение
Учитель: На уроке познакомились со строением и жизнедеятельностью бактерий.
Что вы узнали нового о бактериях?
(Учащиеся делают вывод, записывают в тетрадь)
Вывод: бактерии – мельчайшие организмы, не имеющие оформленного ядра. Они имеют
разную форму, размножаются путём деления. Неблагоприятные условия переносят в
состоянии споры.
Учитель: Ребята, сейчас вернемся к заданию «Верные и неверные утверждения». Зная
строение, жизнедеятельность бактерий, вы можете пересмотреть оценку своих
утверждений. Кто - то из вас исправил высказывание по утверждениям?
6. Домашнее задание
1. п 12, вопросы
2. стр. 55 рубрика «Подумайте»
3.Сравнить клетку бактериальную и растительную. (смотри маршрутный лист)
кокки
спириллы
вибрионы
бациллы
Маршрутный лист ученика.
Урок «Строение и жизнедеятельность бактерий».
1 Закончить предложение (устно)
Вопросы:
Ткань – это …
Растительный организм образован тканями покровной, …
Покровная ткань выполняет функции …
Проводящая ткань состоит из …
Камбий относится к ткани ...
2 Внимательно прочитайте утверждения. Выберите правильное из представленных
ниже утверждений. Поставьте знак «+» в соответствующей колонке.
Утверждения
Да
Нет
1 Бактерии имеют размер меньше растительной клетки.
2 Бактерии живут в разных средах обитания.
3 Клетка бактерии имеет разную форму.
4 Бактериальная клетка не имеет ядра.
5 Размножаются бактерии путём деления.
6 При неблагоприятных условиях образуют спору.
3 Зал № 1. Среда обитания. Форма бактерий.
Учебник стр. 52 – 53.
1 Изучите пункт «Форма бактерий», «Распространение бактерий».
2 Заполните схему (кластер) «Формы бактерий».
3 Ответьте на вопрос. В каких средах обитают бактерии?
Кластер.
Форма бактерий
4 Зал 2 Строение бактерии.
Учебник стр 53. Рассмотрите рисунок 29.
Ответьте устно на вопросы.
Чем покрыта бактериальная клетка? Значение
Что находится под оболочкой?
Какую роль играет ядерное вещество?
5 Зал 3 Жизнедеятельность бактерий.
Прочитать стр. 53 – 54. Прочитайте пункт «Питание бактерий», «Размножение бактерий».
Составить 5 «тонких» вопросов (вопросы с кратким ответом).
6. Закрепление
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их. (устно)
(1) Бактерии — это микроскопические одноклеточные организмы, наследственное
вещество их клеток не отделено от цитоплазмы.
(2) В зависимости от формы клетки бактерии различают кокки и вибрионы.
(3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой.
(4) Все бактерии по способу питания являются сапротрофами.
(5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.
(6) Бактерии встречаются во всех средах обитания.
Домашнее задание.
Сравнение строения клетки бактерии и растительной клетки.
Признак для сравнения
Клетка растительная
Клетка бактериальная
клеточная оболочка
цитоплазма
ядро
пластиды
Вакуоль
Жгутики, реснички