"Профилактика и коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста"
Автор: Жукова Ольга Владиславовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка" Населённый пункт: РС(Я) г.Покровск Наименование материала: статья Тема: "Профилактика и коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
РС
(
Я
)
ХАНГАЛАССКОЕ
УЛУСНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Проект
:
«
ПРОФИЛАКТИКА
И
КОРРЕКЦИЯ
РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
У
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
»
Учитель
–
логопед
Жукова
Ольга
Владиславовна
.
МБДОУ
детский
сад
№ 2
«
Сказка
»
МР
Ханагаласский
улус
г
.
Покровск
НАЗНАЧЕНИЕ
ПРОЕКТА
Особую
тревогу
вызывает
рост
количества
детей
с
задержкой
речевого
развития
.
Коррекционно
–
педагогическое
воздействие
должно
быть
направлено
на
преодоление
,
предупреждение
речевых
нарушений
,
а
так
же
формирование
определенного
круга
знаний
,
необходимых
для
успешной
подготовки
детей
к
обучению
в
школе
.
Таким
образом
,
назначение
проекта
–
это
необходимость
наиболее
оптимальных
условий
для
профилактики
и
успешной
коррекции
в
преодолении
нарушений
детской
речи
.
ОСНОВНОЙ
ЗАМЫСЕЛ
Постоянный
рост
числа
детей
с
отклонениями
в
речевом
развитии
является
основной
причиной
для
развития
профилактического
направления
деятельности
ДОУ
.
Доказано
,
что
полноценное
развитие
всех
средств
речи
в
период
дошкольного
детства
служит
залогом
сохранения
нервно
-
психического
здоровья
и
социализации
детей
,
успешного
становления
учебной
деятельности
при
включении
в
систематическое
школьное
обучение
и
т
.
д
.
Дети
,
недостатки
речи
которых
не
были
своевременно
выявлены
и
устранены
,
составляют
значительную
часть
неуспевающих
учеников
в
начальном
звене
школы
.
Необходимость
всесторонней
и
тщательной
проработки
организационно
-
содержательных
аспектов
логопедической
помощи
детям
,
усиления
ее
профилактических
аспектов
в
настоящее
время
является актуальной
потребностью
и
задачей
ДОУ
.
Гипотеза
:
условия
профилактики
и
коррекции
речевого
развития
у
детей
дошкольного
возраста
будет
эффективна
,
если
:
-
проводить
стартовую
логопедическую
диагностику
у
детей
с
младшего
дошкольного
возраста
с
целью
выявления
у
них
нарушения
речи
;
-
коррекцию
и
профилактику
отклонений
в
речевом
развитии
определять
с
учетом
индивидуальных
особенностей
для
полноценного
формирования
личности
ребенка
;
-
работу
осуществлять
совместными
усилиями
логопеда
,
воспитателей
и
родителей
.
Цель
:
Профилактика
и
коррекция
речевого
развития
у
детей
дошкольного
возраста
.
Задачи
:
-
Диагностировать
детей
с
целью
выявления
у
них
нарушения
в
речевом
развитии
;
-
Систематизировать
разные
виды
игр
для
коррекции
речевого
развития
;
-
Разработать
методические
рекомендации
для
воспитателей
и
родителей
.
Методологическая
основа
:
труды
Л
.
С
.
Выготского
,
Л
.
Г
.
Парамоновой
,
М
.
Е
.
Хватцева
,
О
.
А
.
Степановой
.
Методы
исследования
:
-
наблюдение
особенностей
поведения
и
общения
детей
в
процессе
регламентированной
и
нерегламентированной
деятельности
;
-
стартовое
логопедическое
обследование
детей
;
-
беседы
с
педагогами
ДОУ
,
родителями
.
Практическая
значимость
:
практические
рекомендации
могут
быть
использованы
логопедами
,
воспитателями
и
родителями
.
А
также
с
целью
профилактики
нарушения
речи
детей
с
младшего
дошкольного
возраста
.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Для
того
чтобы
своевременно
заметить
отклонения
от
нормы
в
речевом
развитии
ребенка
,
нужно
хотя
бы
в
самых
общих
чертах
представлять
себе
эту
норму
.
Речь
не
является
врожденной
функцией
и
усваивается
каждым
человеком
индивидуально
,
на
основе
подражания
речи
окружающих
.
Весь
ход
нормального
речевого
развития
подчинен
определенным
закономерностям
,
которые
можно
отчетливо
проследить
в
речи
каждого
отдельного
ребенка
,
и
протекает
в
определенных
временных
рамках
.
Профилактика
нарушений
речи
,
так
же
как
и
профилактика
любых
заболеваний
строится
на
устранении
,
по
возможности
,
из
жизни
ребенка
тех
причин
,
которые
могут
приводить
к
возникновению
нарушений
.
К
сожалению
,
иногда
все
же
не
удается
полностью
предупредить
возникновение
речевой
патологии
,
и
в
этих
случаях
задача
профилактики
сводится
к
возможно
большому
смягчению
неблагоприятных
последствий
уже
подействовавших
вредоносных
факторов
и
к
предупреждению
появления
вторичных
и
третичных
нарушений
речи
на
основе
уже
имеющихся
.
Забота
о
правильном
речевом
развитии
ребенка
должна
выражаться
в
следующем
:
-
обеспечение
благоприятного
речевого
окружения
как
необходимого
образца
для
подражания
;
-
медленное
и
четкое
произношение
взрослыми
простых
слов
,
связанных
с
конкретной
жизненной
ситуацией
,
а
также
название
окружающих
предметов
и
производимых
действий
,
что
поможет
ребенку
«
приступить
»
к
постепенному
овладению
речью
;
-
приучение
ребенка
смотреть
во
время
разговора
в
лицо
собеседника
,
поскольку
зрительное
восприятие
артикуляции
способствует
более
точному
и
более
быстрому
ее
усвоению
;
-
полное
исключение
случаев
«
сюсюкания
»
с
ребенком
,
лишающего
его
правильного
образца
для
подражания
;
-
занятия
ритмикой
,
музыкой
и
пением
;
последнее
способствует
развитию
правильного
дыхания
и
достаточно
гибкого
и
сильного
голоса
,
а
также
предупреждает
невнятность
речи
;
-
развитие
тонкой
ручной
моторики
,
играющей
чрезвычайно
важную
роль
в
овладении
полноценной
речью
.
Основной
формой
обучения
детей
с
речевыми
нарушениями
являются
занятия
(
фронтальные
,
подгрупповые
,
индивидуальные
).
Учитывая
положение
о
ведущей
деятельности
в
обучении
детей
дошкольного
возраста
игра
рассматривается
как
форма
обучения
.
Кроме
занятий
и
игр
,
для
решения
общеобразовательных
и
коррекционных
задач
используется
пропаганда
знаний
среди
родителей
по
вопросам
речевого
развития
детей
.
Например
:
наглядная
агитация
,
организация
стендов
,
таблиц
,
заметки
и
статьи
.
Таким
образом
,
вся
работа
способствует
не
только
формированию
навыков
правильной
речи
,
но
и
предупреждению
,
а
в
отдельных
случаях
и
устранению
различных
нарушений
речи
у
детей
.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОЕКТА
Организационный
этап
профилактического
процесса
.
Цель
:
выявить
уровень
речевого
развития
детей
с
младшего
дошкольного
возраста
.
Выявление
уровня
речевого
развития
начинается
с
тщательного
стартового
логопедического
обследования
детей
.
Обычно
у
каждого
логопеда
есть
свой
,
апробированный
метод
для
диагностического
обследования
детей
с
целью
выявления
уровня
речевой
подготовки
.
Я
использую
обследования
звукопроизношения
И
.
А
.
Смирновой
и
О
.
В
.
Иншаковой
,
методическое
пособие
для
обследования
и
формирования
мелкой
моторики
рук
С
.
Е
.
Большаковой
.
В
дошкольном
возрасте
идет
интенсивный
рост
словаря
и
фразовой
речи
.
Поэтому
при
обследовании
речи
детей
в
первую
очередь
смотрим
,
в
каком
состоянии
находится
словарь
и
фраза
ребенка
.
Для
обследования
состояние
мелкой
моторики
предлагается
ряд
тестов
.
Качество
их
выполнения
говорит
об
уровне
сформированности
внимания
,
зрительной
памяти
и
самоконтроля
.
высокий
средний
низкий
1
2
3
4
Уровень
мелкой
моторики
.
Уровень
развития
речи
Высокий
уровень
– 10 %
Средний
уровень
– 55 %
Низкий
уровень
– 35 %
Высокий
уровень
– 10 %
Выше
–
среднего
– 35 %
Средний
уровень
– 40 %
Низкий
уровень
– 15 %
Основной
этап
профилактического
процесса
.
Цель
:
Формирование
речевого
развития
детей
с
младшего
дошкольного
возраста
Обобщение
данных
,
полученных
в
ходе
изучения
поведения
и
общения
детей
,
позволили
сделать
заключение
и
наметить
следующее
:
1
Подобрать
:
-
Артикуляционные
упражнения
;
-
Игры
и
упражнения
для
развития
мелкой
моторики
;
-
Словесные
игры
и
упражнения
.
-
Пальчиковые
игры
и
упражнения
.
2.
Составить
систему
работы
по
формированию
правильного
звукопроизношения
.
Система
работы
по
формированию
правильного
звукопроизношения
.
2
младшая
группа
месяц
Артикуляцио
нные
упражнения
Пальчиковые
игры
и
упражнения
Словесные
игры
и
упражнения
Октябрь
Упражнения
для
губ
(
улыбка
,
хоботок
,
заборчик
-
бублик
)
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
Потешки
,
песенки
-
«
Солнышко
–
ведрышко
» ,
«
Дождик
» ,
«
Уточки
» ,
«
Петя
–
петушок
»
Ноябрь
Сказка
про
веселого
язычка
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
Фонарики
,
засолка
капусты
,
печем
блины
Потешки
,
песенки
«
Ой
ду
-
ду
»
«
Чики
,
чики
,
кичик
»,
«
Как
по
лугу
» ,
«
Петушок
» ,
«
Ладушки
»
Декабрь
Статические
упражнения
:
Лопаточка
,
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
Потешки
,
песенки
,
чистоговорки
«
сорока
-
белобока
» ,
«
Наша
чашечка
.
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
Я
хочу
построить
дом
,
деревья
и
корни
,
птичка
и
Птенчики
,
замок
,
фонарики
,
Маша
» ,
«
Идет
коза
рогатая
» ,
повторение
пройденного
.
Январь
Статические
упражнения
:
Лопаточка
,
чашеч
птенчики
Здравствуй
,
пальцы
дружная
семья
,
выполнение
фигурок
из
пальцев
собака
,
кошка
,
цветок
(
без
словесного
сопровождения
)
Чистоговорки
,
отраженное
повторение
слов
за
воспитателем
,
потешки
,
песенки
.
Февраль
Статические
упражнения
:
Лопаточка
,
чашеч
Птенчики
,
горка
Выполнение
фигурок
из
пальцев
:
кошка
,
собака
,
ворота
,
дом
,
жук
,
очки
,
корзина
.
(
включая
словесное
сопровождение
)
«
Поднимись
по
лесенке
»
-
отраженное
повторение
двухсложных
и
трехсложных
слов
,
игра
«
Послушай
–
повтори
».
Март
Динамические
упражнения
:
часики
,
змейка
.
Выкладывание
фигурок
из
палочек
,
инсценировка
потешек
Чистоговорки
,
потешки
,
рифмовки
, «
Послушай
–
повтори
»,
игра
«
Эхо
»
Апрель
Динамические
упражнения
:
часики
,
змейка
,
качели
,
футбол
.
Рассказывание
потешек
ст
руками
Чистоговорки
,
рифмовки
,
потешки
,
игра
«
Эхо
»
Май
Динамические
упражнения
:
часики
,
змейка
,
качели
,
почистить
зубы
.
Повторение
пройденного
Повторение
пройденного
Средняя
группа
месяц
Артикуляцио
нные
упражнения
Пальчиковые
игры
и
упражнения
Словесные
игры
и
упражнения
Октябрь
Упражнения
для
губ
(
улыбка
,
хоботок
,
заборчик
-
бублик
)
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
,
вспомнить
предыдущие
игры
Чистоговорки
,
рифмовки
(
см
.
приложение
№2,4)
Ноябрь
Динамические
упражнения
:
часики
,
змейка
,
качели
,
почистить
зубы
,
катушка
.
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
Выполнение
фигур
из
пальцев
Чистоговорки
,
рифмовки
(
см
.
приложение
№2,4)
Декабрь
Динамические
упражнения
:
часики
,
змейка
,
качели
,
почистить
зубы
,
катушка
,
лошадка
,
маляр
.
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
Я
хочу
построить
дом
,
деревья
и
корни
,
птичка
и
Птенчики
,
замок
,
фонарики
,
Чистоговорки
,
рифмовки
,
скороговорки
содержащие
простые
звуки
(
см
.
приложение
№3)
Январь
Динамические
упражнения
:
змейка
,
качели
,
почистить
зубы
,
Лошадка
,
вкусное
варенье
.
Здравствуй
,
пальцы
дружная
семья
,
выполнение
фигурок
из
пальцев
собака
,
кошка
,
цветок
,
деревья
,
ворота
,
коша
,
жили
-
были
зайчики
.
Чистоговорки
,
отраженное
повторение
слов
за
воспитателем
,
скороговорки
Февраль
Первый
Выполнение
фигурок
«
Поднимись
по
лесенке
»
комплекс
(
для
свистящих
звуков
)-
загнать
мяч
в
ворота
,
наказать
язычок
,
лопатка
,
почистить
зубы
.
из
пальцев
:
кошка
,
собака
,
ворота
,
дом
,
жук
,
очки
,
корзина
,
снегирек
,
ворона
.
-
отраженное
повторение
двухсложных
и
трехсложных
слов
со
стечением
согласных
,
игра
«
Послушай
–
повтори
».
Март
Упражнения
для
губ
,
первый
комплекс
упражнений
Выкладывание
фигурок
из
палочек
,
выполнение
фигурок
из
пальцев
инсценировка
потешек
Чистоговорки
,
потешки
,
рифмовки
, «
Послушай
–
повтори
»,
игра
«
Эхо
»
Апрель
Упражнения
для
губ
,
второй
комплекс
(
для
шипящих
звуков
) –
Приклей
конфетку
,
вкусное
варенье
,
чашечка
,
ступеньки
Инсценирование
потешек
,
рифмовок
:
дом
и
ворота
,
зайцы
,
Как
живешь
?
Снигирек
,
жили
-
были
зайчики
.
Чистоговорки
,
рифмовки
,
Скороговорки
содержащие
звуки
Си
Сь
,
З
и
Зь
Май
Повторение
1
и
2
Комплекса
упражнений
Повторение
пройденного
Чистоговорки
,
рифмовки
,
Скороговорки
содержащие
звуки
(
дифференциация
С
-
З
,
Сь
-
Зь
)
Старшая
группа
месяц
Артикуляцио
нные
упражнения
Пальчиковые
игры
и
упражнения
Словесные
игры
и
упражнения
Октябрь
Упражнения
для
губ
,
повторение
1
и
2
го
комплекса
.
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
,
вспомнить
предыдущие
игры
Чистоговорки
,
рифмовки
(
см
.
приложение
№2,4)
Ноябрь
Комплекс
упражнений
для
дифференциа
ции
свистящих
и
шипящих
звуков
Инсценирование
потешек
,
рифмовок
:
дом
и
ворота
,
зайцы
,
Как
живешь
?
Снигирек
,
жили
-
были
зайчики
.
Чистоговорки
,
рифмовки
(
см
.
приложение
№2,4),
скороговорки
со
звуком
С
и
Сь
(
см
.
приложение
№3)
Декабрь
Упражнения
для
губ
,
третий
комплекс
упражнений
(
для
звука
Л
)
вкусное
варенье
,
пароход
гудит
,
индюк
,
качели
,
пощелкать
языком
.
Сжимание
и
разжимание
пальцев
в
кулак
.
Вращения
кистями
рук
,
выгибание
и
прогибание
кистей
рук
Я
хочу
построить
дом
,
деревья
и
корни
,
выкладывание
фигурок
из
палочек
Чистоговорки
,
рифмовки
,
скороговорки
со
зсуком
З
и
Зь
(
см
.
приложение
№3)
Январь
Четвертый
комплекс
(
для
звука
Р
)
маляр
,
кто
дальше
загонит
мяч
,
лошадка
,
вкусное
варенье
,
индюк
,
фокус
,
Выполнение
штриховки
,
Обведение
по
точкам
,
выкладывание
фигурок
из
палочек
,
инсценировк
а
рифмованной
истории
.
Чистоговорки
,
отраженное
повторение
слов
за
воспитателем
,
скороговорки
болтушка
.
Февраль
Упражнение
для
губ
,
четвертый
комплекс
упражнений
Выполнение
фигурок
из
пальцев
:
кошка
,
собака
,
ворота
,
дом
,
жук
,
очки
,
корзина
,
снегирек
,
ворона
.
Игра
«
Запомни
–
повтори
»,
чистоговорки
,
скороговорки
,
рифмовки
Март
Комплекс
упражнений
для
дифференциа
ции
звуков
Л
-
Р
Выкладывание
фигурок
из
палочек
,
выполнение
фигурок
из
пальцев
инсценировка
потешек
Чистоговорки
,
рифмовки
, «
Послушай
–
повтори
»,
игра
«
Эхо
»
Апрель
Инсценирование
потешек
,
рифмовок
:
дом
и
ворота
,
зайцы
,
Как
живешь
?
Снигирек
,
жили
-
были
зайчики
.
Чистоговорки
,
рифмовки
,
Скороговорки
содержащие
Звуки
Ш
и
Ж
Май
Повторение
пройденного
Чистоговорки
,
рифмовки
,
Скороговорки
содержащие
звуки
Л
и
Р
Заключительный
этап
профилактического
процесса
.
Цель
:
выявление
и
оценка
уровня
речевого
развития
детей
с
младшего
дошкольного
возраста
.
Заключительный
(
итоговый
)
этап
профилактической
работы
предполагает
качественную
оценку
результатов
проведенного
логопедического
воздействия
и
определения
общего
речевого
развития
.
Уровень
мелкой
моторики
Уровень
развития
речи
1
2
3
4
высокий
средний
низкий
Таким
образом
,
проведение
систематического
упражнения
и
игр
для
развития
речи
эффективно
.
Предлагаемая
система
формирования
речевого
развития
проводилась
в
свободное
от
занятий
время
.
С
учетом
взаимосвязи
артикуляционных
,
пальчиковых
упражнений
и
словесных
игр
.
Заключение
.
Язык
занимает
чрезвычайно
важное
место
в
развитии
ребенка
.
Только
через
родной
язык
ребенок
входит
в
жизнь
окружающих
его
людей
.
Цель
работы
заключается
в
помощи
нормальному
формированию
речи
дошкольника
,
а
следовательно
,
и
полноценному
развитию
его
мышления
.
Экспериментально
доказано
,
что
профилактика
речевого
развития
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
способствует
предупреждению
,
а
в
отдельных
случаях
и
устранению
нарушений
звукопроизношения
.
В
следствии
систематического
и
многократного
выполнения
артикуляционного
и
пальчикового
упражнения
,
а
также
словесных
игр
и
упражнений
улучшается
гибкость
мышц
языка
и
мелкой
моторики
.
Выявляется
уровень
речевого
развития
,
раскрывается
система
по
формированию
речевого
развития
,
выявляется
результат
эксперимента
,
с
целью
оценки
уровня
речевого
развития
,
после
проведенной
работы
.
Высокий
уровень
– 65 %
Средний
уровень
– 35 %
Низкий
уровень
– 0 %
Высокий
уровень
– 40 %
Выше
–
среднего
– 25 %
Средний
уровень
– 15 %
Низкий
уровень
– 0 %
Профилактика
речевого
развития
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
эффективна
при
соблюдении
следующих
условий
:
-
проведение
стартовой
логопедической
диагностики
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
с
целью
выявления
у
них
нарушения
речи
;
-
коррекцию
и
профилактику
отклонений
в
речевом
развитии
определять
с
учетом
индивидуальных
особенностей
для
полноценного
формирования
личности
ребенка
;
-
осуществление
работы
совместными
усилиями
логопеда
,
воспитателей
и
родителей
.
Таким
образом
,
вся
работа
способствует
не
только
предупреждению
,
но
и
устранению
нарушений
звукопроизношения
.