Напоминание

"Профилактика и коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста"


Автор: Жукова Ольга Владиславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: РС(Я) г.Покровск
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика и коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РС ( Я ) ХАНГАЛАССКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Проект :
«

ПРОФИЛАКТИКА



И

КОРРЕКЦИЯ

РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ



У

ДЕТЕЙ



ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

»
Учитель – логопед Жукова Ольга Владиславовна . МБДОУ детский сад № 2 « Сказка » МР Ханагаласский улус г . Покровск

НАЗНАЧЕНИЕ

ПРОЕКТА
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития . Коррекционно – педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление , предупреждение речевых нарушений , а так же формирование определенного круга знаний , необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе . Таким образом , назначение проекта – это необходимость наиболее оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции в преодолении нарушений детской речи .
ОСНОВНОЙ

ЗАМЫСЕЛ
Постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии является основной причиной для развития профилактического направления деятельности ДОУ . Доказано , что полноценное развитие всех средств речи в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей , успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т . д . Дети , недостатки речи которых не были своевременно выявлены и устранены , составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы . Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно - содержательных аспектов логопедической помощи детям , усиления ее профилактических аспектов в настоящее время является
актуальной
потребностью и задачей ДОУ .
Гипотеза
: условия профилактики и коррекции речевого развития у детей дошкольного возраста будет эффективна , если : - проводить стартовую логопедическую диагностику у детей с младшего дошкольного возраста с целью выявления у них нарушения речи ; - коррекцию и профилактику отклонений в речевом развитии определять с учетом индивидуальных
особенностей для полноценного формирования личности ребенка ; - работу осуществлять совместными усилиями логопеда , воспитателей и родителей .
Цель

:
Профилактика и коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста .
Задачи

:
- Диагностировать детей с целью выявления у них нарушения в речевом развитии ; - Систематизировать разные виды игр для коррекции речевого развития ; - Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей . Методологическая основа : труды Л . С . Выготского , Л . Г . Парамоновой , М . Е . Хватцева , О . А . Степановой . Методы исследования : - наблюдение особенностей поведения и общения детей в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности ; - стартовое логопедическое обследование детей ; - беседы с педагогами ДОУ , родителями .
Практическая

значимость
: практические рекомендации могут быть использованы логопедами , воспитателями и родителями . А также с целью профилактики нарушения речи детей с младшего дошкольного возраста .
ОСНОВНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ
Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии ребенка , нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму . Речь не является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально , на основе подражания речи окружающих . Весь ход нормального речевого развития подчинен определенным закономерностям , которые можно отчетливо проследить в речи каждого отдельного ребенка , и протекает в определенных временных рамках .
Профилактика нарушений речи , так же как и профилактика любых заболеваний строится на устранении , по возможности , из жизни ребенка тех причин , которые могут приводить к возникновению нарушений . К сожалению , иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии , и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большому смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся . Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем : - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания ; - медленное и четкое произношение взрослыми простых слов , связанных с конкретной жизненной ситуацией , а также название окружающих предметов и производимых действий , что поможет ребенку « приступить » к постепенному овладению речью ; - приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника , поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению ; - полное исключение случаев « сюсюкания » с ребенком , лишающего его правильного образца для подражания ; - занятия ритмикой , музыкой и пением ; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса , а также предупреждает невнятность речи ; - развитие тонкой ручной моторики , играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью . Основной формой обучения детей с речевыми нарушениями являются занятия ( фронтальные , подгрупповые , индивидуальные ). Учитывая положение о ведущей деятельности в обучении детей дошкольного возраста игра рассматривается как форма обучения . Кроме занятий и игр , для решения общеобразовательных и коррекционных задач используется пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей . Например : наглядная агитация , организация стендов , таблиц , заметки и статьи .
Таким образом , вся работа способствует не только формированию навыков правильной речи , но и предупреждению , а в отдельных случаях и устранению различных нарушений речи у детей .
РЕАЛИЗАЦИЯ

ПРОЕКТА

Организационный

этап



профилактического

процесса

.
Цель : выявить уровень речевого развития детей с младшего дошкольного возраста . Выявление уровня речевого развития начинается с тщательного стартового логопедического обследования детей . Обычно у каждого логопеда есть свой , апробированный метод для диагностического обследования детей с целью выявления уровня речевой подготовки . Я использую обследования звукопроизношения И . А . Смирновой и О . В . Иншаковой , методическое пособие для обследования и формирования мелкой моторики рук С . Е . Большаковой . В дошкольном возрасте идет интенсивный рост словаря и фразовой речи . Поэтому при обследовании речи детей в первую очередь смотрим , в каком состоянии находится словарь и фраза ребенка . Для обследования состояние мелкой моторики предлагается ряд тестов . Качество их выполнения говорит об уровне сформированности внимания , зрительной памяти и самоконтроля .
высокий средний низкий 1 2 3 4
Уровень

мелкой

моторики

.

Уровень

развития

речи
Высокий уровень – 10 % Средний уровень – 55 % Низкий уровень – 35 % Высокий уровень – 10 % Выше – среднего – 35 % Средний уровень – 40 % Низкий уровень – 15 %

Основной

этап

профилактического

процесса

.
Цель : Формирование речевого развития детей с младшего дошкольного возраста Обобщение данных , полученных в ходе изучения поведения и общения детей , позволили сделать заключение и наметить следующее : 1 Подобрать : - Артикуляционные упражнения ; - Игры и упражнения для развития мелкой моторики ; - Словесные игры и упражнения . - Пальчиковые игры и упражнения . 2. Составить систему работы по формированию правильного звукопроизношения .
Система

работы

по

формированию

правильного

звукопроизношения

.
2 младшая группа
месяц

Артикуляцио

нные

упражнения

Пальчиковые

игры

и

упражнения

Словесные

игры

и

упражнения
Октябрь Упражнения для губ ( улыбка , хоботок , заборчик - бублик ) Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук Потешки , песенки - « Солнышко – ведрышко » , « Дождик » , « Уточки » , « Петя – петушок » Ноябрь Сказка про веселого язычка Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук Фонарики , засолка капусты , печем блины Потешки , песенки « Ой ду - ду » « Чики , чики , кичик », « Как по лугу » , « Петушок » , « Ладушки » Декабрь Статические упражнения : Лопаточка , Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения Потешки , песенки , чистоговорки « сорока - белобока » , « Наша
чашечка . кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук Я хочу построить дом , деревья и корни , птичка и Птенчики , замок , фонарики , Маша » , « Идет коза рогатая » , повторение пройденного . Январь Статические упражнения : Лопаточка , чашеч птенчики Здравствуй , пальцы дружная семья , выполнение фигурок из пальцев собака , кошка , цветок ( без словесного сопровождения ) Чистоговорки , отраженное повторение слов за воспитателем , потешки , песенки . Февраль Статические упражнения : Лопаточка , чашеч Птенчики , горка Выполнение фигурок из пальцев : кошка , собака , ворота , дом , жук , очки , корзина . ( включая словесное сопровождение ) « Поднимись по лесенке » - отраженное повторение двухсложных и трехсложных слов , игра « Послушай – повтори ». Март Динамические упражнения : часики , змейка . Выкладывание фигурок из палочек , инсценировка потешек Чистоговорки , потешки , рифмовки , « Послушай – повтори », игра « Эхо » Апрель Динамические упражнения : часики , змейка , качели , футбол . Рассказывание потешек ст руками Чистоговорки , рифмовки , потешки , игра « Эхо » Май Динамические упражнения : часики , змейка , качели , почистить зубы . Повторение пройденного Повторение пройденного Средняя группа

месяц

Артикуляцио

нные

упражнения

Пальчиковые

игры

и

упражнения

Словесные

игры

и

упражнения
Октябрь Упражнения для губ ( улыбка , хоботок , заборчик - бублик ) Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук , вспомнить предыдущие игры Чистоговорки , рифмовки ( см . приложение №2,4) Ноябрь Динамические упражнения : часики , змейка , качели , почистить зубы , катушка . Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук Выполнение фигур из пальцев Чистоговорки , рифмовки ( см . приложение №2,4) Декабрь Динамические упражнения : часики , змейка , качели , почистить зубы , катушка , лошадка , маляр . Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук Я хочу построить дом , деревья и корни , птичка и Птенчики , замок , фонарики , Чистоговорки , рифмовки , скороговорки содержащие простые звуки ( см . приложение №3) Январь Динамические упражнения : змейка , качели , почистить зубы , Лошадка , вкусное варенье . Здравствуй , пальцы дружная семья , выполнение фигурок из пальцев собака , кошка , цветок , деревья , ворота , коша , жили - были зайчики . Чистоговорки , отраженное повторение слов за воспитателем , скороговорки Февраль Первый Выполнение фигурок « Поднимись по лесенке »
комплекс ( для свистящих звуков )- загнать мяч в ворота , наказать язычок , лопатка , почистить зубы . из пальцев : кошка , собака , ворота , дом , жук , очки , корзина , снегирек , ворона . - отраженное повторение двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных , игра « Послушай – повтори ». Март Упражнения для губ , первый комплекс упражнений Выкладывание фигурок из палочек , выполнение фигурок из пальцев инсценировка потешек Чистоговорки , потешки , рифмовки , « Послушай – повтори », игра « Эхо » Апрель Упражнения для губ , второй комплекс ( для шипящих звуков ) – Приклей конфетку , вкусное варенье , чашечка , ступеньки Инсценирование потешек , рифмовок : дом и ворота , зайцы , Как живешь ? Снигирек , жили - были зайчики . Чистоговорки , рифмовки , Скороговорки содержащие звуки Си Сь , З и Зь Май Повторение 1 и 2 Комплекса упражнений Повторение пройденного Чистоговорки , рифмовки , Скороговорки содержащие звуки ( дифференциация С - З , Сь - Зь ) Старшая группа

месяц

Артикуляцио

нные

упражнения

Пальчиковые

игры

и

упражнения

Словесные

игры

и

упражнения
Октябрь Упражнения для губ , повторение 1 и 2 го комплекса . Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук , вспомнить предыдущие игры Чистоговорки , рифмовки ( см . приложение №2,4) Ноябрь Комплекс упражнений для дифференциа ции свистящих и шипящих звуков Инсценирование потешек , рифмовок : дом и ворота , зайцы , Как живешь ? Снигирек , жили - были зайчики . Чистоговорки , рифмовки ( см . приложение №2,4), скороговорки со звуком С и Сь ( см . приложение №3) Декабрь Упражнения для губ , третий комплекс упражнений ( для звука Л ) вкусное варенье , пароход гудит , индюк , качели , пощелкать языком . Сжимание и разжимание пальцев в кулак . Вращения кистями рук , выгибание и прогибание кистей рук Я хочу построить дом , деревья и корни , выкладывание фигурок из палочек Чистоговорки , рифмовки , скороговорки со зсуком З и Зь ( см . приложение №3) Январь Четвертый комплекс ( для звука Р ) маляр , кто дальше загонит мяч , лошадка , вкусное варенье , индюк , фокус , Выполнение штриховки , Обведение по точкам , выкладывание фигурок из палочек , инсценировк а рифмованной истории . Чистоговорки , отраженное повторение слов за воспитателем , скороговорки
болтушка . Февраль Упражнение для губ , четвертый комплекс упражнений Выполнение фигурок из пальцев : кошка , собака , ворота , дом , жук , очки , корзина , снегирек , ворона . Игра « Запомни – повтори », чистоговорки , скороговорки , рифмовки Март Комплекс упражнений для дифференциа ции звуков Л - Р Выкладывание фигурок из палочек , выполнение фигурок из пальцев инсценировка потешек Чистоговорки , рифмовки , « Послушай – повтори », игра « Эхо » Апрель Инсценирование потешек , рифмовок : дом и ворота , зайцы , Как живешь ? Снигирек , жили - были зайчики . Чистоговорки , рифмовки , Скороговорки содержащие Звуки Ш и Ж Май Повторение пройденного Чистоговорки , рифмовки , Скороговорки содержащие звуки Л и Р

Заключительный

этап

профилактического

процесса

.
Цель : выявление и оценка уровня речевого развития детей с младшего дошкольного возраста . Заключительный ( итоговый ) этап профилактической работы предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия и определения общего речевого развития .
Уровень

мелкой

моторики



Уровень

развития

речи

1 2 3 4 высокий средний низкий
Таким образом , проведение систематического упражнения и игр для развития речи эффективно . Предлагаемая система формирования речевого развития проводилась в свободное от занятий время . С учетом взаимосвязи артикуляционных , пальчиковых упражнений и словесных игр .
Заключение

.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка . Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей . Цель работы заключается в помощи нормальному формированию речи дошкольника , а следовательно , и полноценному развитию его мышления . Экспериментально доказано , что профилактика речевого развития у детей младшего дошкольного возраста способствует предупреждению , а в отдельных случаях и устранению нарушений звукопроизношения . В следствии систематического и многократного выполнения артикуляционного и пальчикового упражнения , а также словесных игр и упражнений улучшается гибкость мышц языка и мелкой моторики . Выявляется уровень речевого развития , раскрывается система по формированию речевого развития , выявляется результат эксперимента , с целью оценки уровня речевого развития , после проведенной работы . Высокий уровень – 65 % Средний уровень – 35 % Низкий уровень – 0 % Высокий уровень – 40 % Выше – среднего – 25 % Средний уровень – 15 % Низкий уровень – 0 %
Профилактика речевого развития у детей младшего дошкольного возраста эффективна при соблюдении следующих условий : - проведение стартовой логопедической диагностики у детей младшего дошкольного возраста с целью выявления у них нарушения речи ; - коррекцию и профилактику отклонений в речевом развитии определять с учетом индивидуальных особенностей для полноценного формирования личности ребенка ; - осуществление работы совместными усилиями логопеда , воспитателей и родителей . Таким образом , вся работа способствует не только предупреждению , но и устранению нарушений звукопроизношения .


В раздел образования