Автор: Иванова Клавдия Александровна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГАПОУ СО Полевской МТ им В.И. Назарова Населённый пункт: Свердловская область, город Полевской Наименование материала: учебная программа Тема: "Автоматизация производства" Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ПОЛЕВСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. В.И. НАЗАРОВА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
г. Полевской.
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов (далее –
ФГОС)
по
профессиям
среднего
профессионального
образования
(далее НПО):
-150412 "Обработка металлов давлением",
-150415 "Сварочное производство",
-140448 "Техническая эксплуатация электрического
электромеханического оборудования".
Разработчик:
Иванова Клавдия Александровна, преподаватель высшей
квалификационной категории ГАПОУ СПО СО"Полевской МТ им. В. И.
Назарова"
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Автоматизация производственных процессов
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
профессиональной основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессиям НПО: Энергетика, энергетическое машиностроение и
электротехника:
-150412 "Обработка металлов давлением",
-150415 " Сварочное производство",
-140448 "Техническая эксплуатация электрического и электромеханического
оборудования".
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав
профессиональном дополнительном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по
профессиям рабочих
1.2. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной основной
образовательной программы: учебнаядисциплин "Автоматизация
производственных процессов» входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь :
Контролировать выполнение заземления, зануления;
Производить контроль параметров работы оборудования;
Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на
эксплуатируемом оборудовании;
Снимать показания работы и пользоваться оборудованием с соблюдением
норм техники безопасности и правил эксплуатации;
Читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
Проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе,
последовательное и параллельное соединение проводников и
источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности
электрического тока, сопротивления проводников, электрических и
магнитных полей;
Конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
Типы и правила графического изображения и составления электрических и
монтажных схем;
Условные обозначения технических приборов и электрических машин;
4
Основные элементы электрических сетей;
Принципы действия, устройство, основные характеристики
электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры
управления и защиты, схемы электроснабжения;
Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип
действия, правила пуска, остановки;
Способы экономии электроэнергии;
Правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
Виды и свойства электротехнических материалов;
Правила техники безопасности при работе с приборами;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающийся 23 часа;
самостоятельной работы обучающегося 5 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
30
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
23
лабораторные работы
-
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
5
1.конспект
2.реферат
4
1
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме итоговой контрольной работы
1
Содержание дисциплины
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Автоматизация производственных
процессов»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объе
м
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
1. Общие сведения о производстве.
1
1
Модуль 1. Структурные
схемы .
1. Структурные схемы в автоматике.
2. Структурные схемы в телемеханике.
3. Повторение.
3
1
Модуль 2. Элементы
автоматики.
ПМД1.Датчики.
4.Параметрические датчики. Датчики активного сопротивления.
5.Датчики индуктивного сопротивления.
6.Датчики емкостного сопротивления.
7.Генераторные датчики. Термоэлектрические датчики.
8.Тахометрические датчики.
9.Сельсивные датчики.
10.Повторение.
11.Самостоятельная работа.
ПМД2.Усилители.
12.Магнитные усилители (МУ).
13.Нереверсивный (однотактный) магнитный усилитель без обратной связи (НРМУ без
о.с.).
14.Дроссельный магнитный усилитель с начальным смещением (ДМУ с начальным
смещ.).
15. Повторение.
26
2
7
Модуль 3. Итоговая
контрольная работа.
ИТОГО:
16. Дроссельный реверсивный магнитный усилитель без обратной связи (ДРМУ без
о.с.).
17.Принципы обратной связи.
18.Повторение.
19.Электромашинные усилители (ЭМУ).
20.Пневматические усилители (ПУ).
21.Гидравлические усилители (ГУ).
22.Самостоятельная работа.
ПМД3.Переключающие устройства.
23. Реле. Электромагнитное реле постоянного и переменного тока.
24.Элетротепловое и магнитоэлектрическое реле.
25.Контакторы.
26. Магнитные пускатели.
27. Исполнительные механизмы.
28. Повторение. Творческие задания ( кроссворды, рефераты, презентации и т. п.).
29.Самостоятельная работа.
30. Итоговая контрольная работа.
1
30
2
8
9
10
11
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных з
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета " Автоматизация производственных процессов"» .
Оборудование учебного кабинета № 203:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
дидактический материал:
линейка;
угольник;
транспортир;
карандаши и ластик;
таблицы;
карточки;
контрольные материалы;
Технические средства обучения:
компьютер и интерактивная доска.
Оборудование мастерской № 204:
по количеству обучающихся:
изолированные инструменты:
контрольно-измерительные приборы;
тренажёрные стенды;
электроинструменты;
пускорегулирующая и защитная аппаратура.
наборы слесарных инструментов;
приспособления;
расходный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Автоматизация технологических процессов. Шишмарев В. Ю. -М.Издательский
центр "Академия", 2013 г.-346 с.
Автоматизация и механизация производства. Черпаков Б. И.-М.
"Академия",2004 г.-372 с.
Типовые элементы систем автоматического управления. Шишмарев В. Ю.
-М.Издательский центр " Академия", 2011 г.-300 с.
Занимательная электроника. Ревич Ю.В. Санкт-Петербург. «БХВ-Петербург»,
2009г.-720с.
Лабораторно-практические работы по электротехнике. Прошин В.М. Учебное
пособие для профессионального образования. -М. Издательский центр
«Академия», 2008г.- 192с.
Дополнительные источники:
Общая электротехника И. А. Данилов. П. М. Иванов. Программное учебное
пособие для неэлектротехнических специальностей техникумов. -М. «Высшая
школа»,-1977г.- 416с.
Общая электротехника с основами электроники. Попов В. С., Николаев С. Н. –
М, «Энергия». -1972г.-504с.
Электротехника В. С. Попов. Н. Н. Мансуров. С. Н. Николаев. Москва. -1958г.
-422с.
Учебник сельского электрика Л. Г. Прищеп. Учебник для средних сельских
профессионально-технических училищ. –Москва. «Колос», -1982г. -512с.
технические средства обучения:
проводниковые и электроизоляционные материалы;
припои
учебные и методические пособия для учителя:
учебные пособия для учащихся:
тетрадь по электротехнике Г. В. Ярочкина;
задачник по электротехнике П. Н. Новиков, В. Я. Кауфман, Г. В. Ярочкина, Е. В.
Шапкин.
Учебник по автоматике под ред. Шишмарева В. Ю. Автоматизация
технологических процессов.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Уметь:
Контролировать выполнение
заземления, зануления ;
Фронтальная контролирующая беседа
Производить контроль параметров
работы электрооборудования;
устный зачёт
Пускать и останавливать
электродвигатели, установленные на
эксплуатируемом оборудовании;
решения разного рода задач, в том
числе профессиональных(анализ
производственных ситуаций, решение
ситуационных задач, выполнение
профессиональных функций в деловых
играх и т.п.)
Рассчитывать параметры, составлять и
собирать электрические схемы
включения приборов при измерении
различных электрических величин,
электрических машин и механизмов;
работа с измерительными приборами,
инструментами, оборудованием,
аппаратурой
Снимать показания работы и
пользоваться электрооборудованием с
соблюдением норм техники
безопасности и правил эксплуатации;
выполнение вычислений, расчётов
Читать монтажные схемы;
кросс-опрос
Проводить сращивание, спайку и
изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ;
работа с материалами
Находить нужную информацию в
справочных, технических и других
профессионально-ориентированных
источниках информации.
Работа с нормативными документами,
инструктивными материалами,
справочниками
Составлять электромонтажную схему по
принципиальной электрической схеме в
соответствии с требованиями ЕСКД и
ЕСТД..
взаимоконтроль
Оформлять записи в оперативный
журнал, связанные с изменением
составление проектной, плановой и
другой технической специальной
состояния оборудования.
документации
Составлять несложные электрические
схемы на компьютере.
взаимоконтроль
Знать:
Основные понятия о постоянном и
переменном электрическом токе,
последовательное и параллельное
соединение проводников и источников
тока, единицы измерения силы тока,
напряжения , мощности электрического
тока, сопротивления проводников,
электрических и магнитных полей;
контрольная работа
Сущность и методы измерений
электрических , конструктивные и
технические характеристики
измерительных приборов;
входное тестирование
Типы и правила графического
изображения и составления
электрических схем;
устный опрос
Условные обозначения
электротехнических приборов и
электрических машин;
мозговой штурм
Основные элементы электрических
сетей;
доклад, сообщение
Принципы действия, устройство,
основные характеристики
электроизмерительных приборов,
электрических машин, аппаратуры
управления и защиты, схемы
электроснабжения;
самостоятельная
вн е ауди то р н ая
работа, зачёт
Двигатели постоянного и переменного
тока, их устройство, принцип действия,
правила пуска, остановки;
Самостоятельная работа
Способы экономии электроэнергии;
самостоятельная внеаудиторная
работа
Правила сращивания, спайки и изоляции
проводов;
устный опрос
Виды и свойства материалов;
письменная контрольная работа
Правила техники безопасности при
работе с приборами;
взаимоконтроль