Напоминание

"Животный и растительный мир Хайбуллинского района"


Автор: Юламанова Альфира Насиръяновна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОБУ "Шишмэкэй"
Населённый пункт: село Антинган, Хайбуллинский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Животный и растительный мир Хайбуллинского района"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Шишмэкэй» села Антинган муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Где живет белка?» Воспитатель: Юламанова А.Н. 2015 год

Основная образовательная деятельность:
познавательное развитие
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие.
Предварительная работа
. Беседа о животных, которые живут в лесу. Рассматривание картин-изображений диких животных. Беседа на темы; « Чем питаются дикие животные?», «Как называются жилища диких животных?», «Как заботятся дикие животные о своих детенышах?», «лес и животных охраняй!».
Дидактические игры
«Кто где живет?», «Назови маме детку».
Оборудование.
Панно «Лес», куклы звери, птицы на руку, фланелеграф для каждого ребенка, силуэты диких животных, пряжа для выкладывания недостающих частей тела животных. пение «зо» птиц (аудиозапись)
Алгоритм проведения

Воспитатель
(вместе с детьми) Раз, два, три, четыре, пять! Как животных нам назвать (шагают на месте) С людьми они не знаются, В лесу они скрываются (хлопают в ладоши) По картинам все их знают (ладони складывают в виде книг) Волк, лиса, медведь и заяц (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке) Дом их – заросли густые (изображают крышу руками над головой). Это звери дикие, лесные (изображают деревья).
Воспитатель
: Дети, где живут дикие животные?
Дети
: В лесу.
Воспитатель:
Предлагаю в лес пойти И животных там найти Но прежде чем начать, давайте повторим правила поведения в лесу.
Дети:
В лесу нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники.
Воспитатель:
Верно. И так запомним
« Лесные правила»
Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать Бегай, прыгай и играй Только, чур, не забывай Что в лесу нельзя шуметь Нельзя даже громко петь Испугаются зверушки Убегут с лесной опушки. Звучит аудиозапись пения птиц. Дети вместе с воспитателем подходят к панно «Лес», воспитатель обращает внимание детей на красоту леса и на то как много в нем животных, которых вы здесь видите.
Воспитатель
: Есть ли у диких животных в лесу дома?
Дети:
Есть.
Воспитатель:
Кто делает эти дома?
Дети:
Сами животные.
Воспитатель:
(показывая на панно жилища диких животных). Где живет белка? (В дупле) Где живет лиса? (В норке) Где живет медведь? (В берлоге) Где живет волк? (В логове) Есть ли дом у зайца? (нет) Где живет заяц? (Под кустом) А сейчас будьте внимательнее и поиграем в игру "Пальчиковую" гимнастику «Где чей дом». Воробей живет под крышей, В теплой норке домик мыши. У лягушки дом в пруду. Домик пеночки в лесу. _ Эй, цыпленок, где твой дом? Он у маму под крылом.

Воспитатель:
В лесу много животных , и сейчас, если вы правильно отгадаете загадки, те животные, которые будут верно отгаданы, появятся у нас в группе. ( Воспитатель загадывает загадки) _ Кто в берлогу спать ложится: Волк, медведь или лисица?(Медведь) _ Это чей тоскливый вой Слышится в лесу зимой? (Волк ) _ Это что за шалунишка Рвет с еловой ветки шишки? (Белка) _ Всех зверей она хитрей Шубка рыжая на ней? (Лиса) _ Прыг-скок, прыг- скок Летом серый зимой белый? (Заяц) ( По мере того как дети отгадывают загадки, в группе появляется то или иное животное (Игрушка).
Воспитатель:
А сейчас встаньте передо мной полукругом. Слушайте внимательно мои вопросы и постарайтесь ответить на них как можно точнее. _ Медведь какой ? (Косолапый и т.п.) _ Заяц какой ? (Трусливый и т.п.) - Лиса какая? (Хитрая, рыжая и т.п.) _ Волк какой? (Злой, и, т.п.) _ Белка что делает? (Ловко грызет орешек и т.п.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что все животные (Игрушки) грустные, не веселые.
Воспитатель:
Друзья мои, зверушки, что случилось у вас? (Обращается к детям голосом одного из животных)
_ В дупле и в норе вместе с нами живут наши дети. Только вот беда – разбежались кто куда. Давайте поможем вернуть малышей по домам! Дети используя ниткопись, выкладывают на фланелеграфе изображения детенышей диких животных: дополняют силуэты диких животных недостающими частями тела ушами, лапами, хвостами.
Воспитатель:
Дети расскажите, кто у вас получился. Каждую работу с изображением детеныша дети выставляют рядом с изображением взрослого животного и поясняют: _ Я сделал бельчонка для белки. И т.д. Воспитатель хвалит и благодарит детей за то, что они помогли вернуть детенышей их родителям.
Воспитатель:
(Обращается к детям голосом одного из животных) _ Спасибо, ребята, вы добрые Кто умеет добрым быть, Тот сможет природу любить и беречь! Птиц, зверей оберегайте, И всегда им помогайте!
А теперь нам пора прощаться

В детский сад пора возвращаться.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Шишмэкэй» села Антинган муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группе Тема: Башкирские блюда Воспитатель: Юламанова А.Н. 2015 год

Задачи:

Образовательное:
Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами, развитие интереса к башкирским национальным блюдам. Создавать условия для реализации детьми деятельность исследовательского типа.
Развивающее:
Развивать у ребенка память, внимание, воображение, мышление, речь. Р а с ш и р я т ь п р е д с т а в л е н и я д е т е й о д о м а ш н и х ж и в о т н ы х . Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Учить составлять простые п р е д л о ж е н и я . П р о д о л ж а т ь д и а л о г и ч е с к у ю р е ч ь . Формировать умение петь протяжно, согласованно передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением (Гармошка) Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе, (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить).
Основная образовательная деятельность:
Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей
: Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Слова для активного усвоения. Нары, сметана, катык, корот, кислый. бульон. Слова для пассивного усвоения. Молоко, Творог, масло, отжимать. Типовые фразы. Корот делают из кислого молока. Наглядность. Молоко, сметана, катык ( кислое молоко), корот, творог. Предварительная работа. Ознакомление детей с домашними животными (корова, теленок)
Алгоритм проведения.
(Дети заходят в группу. Их встречает бабушка). _ Здравствуйте, дети! Сегодня я сама пришла к вам в гости. Недавно вы были у меня в гостях, помните, я познакомила вас с моей коровой Буренкой. (Бабушка задает детям вопросы) - Какая была моя корова? (большая) _ Что еще была у нее? (рога) _ Какие рога? (острые, большие) - Можно ли подходить к незнакомому животному? (нельзя) - Почему? (Они могут забодать) - Правильно ребята, нельзя подходить к незнакомым животным, нельзя их гладить и дразнить. Подходите ко мне мои девочки. Мальчики ( у бабушке в руке кумган на плече полотенце) будем мыть наши руки.
( Дети по очереди моют руки и садятся вокруг нары на стульчике). Воспитатель: Издавна наш народ славился гостеприимством. Во время приема гостей готовили различные кушания, которые и по сей день мы любим. Бабушка приготовила для нас разные башкирские блюда. Бабушка, показывая на одно из блюд, спрашивает: - Это что? - Это молоко (дети отвечают хором не сколько раз произнося русский звук –к, в последующих словах так же отрабатывается произношение этого звука). – Кто дает нам молоко? - Корова. – А это что? (бабушка показывает на корот). Таким же путем дети знакомятся с новыми словами (сметана, катык, корот…) Воспитатель: Пробуйте дети. Вот молоко (дети пробуют) - Молоко какое на вкус? (вкусное, приятное…) - А вы знаете, какие продукты делают из молока? - Сметану, корот, творог, кефир, катык, мороженое…. Бабушка: Сегодня расскажу вам как делают из молока катык, корот. Молоко пропускаю через сепаратор, с одной стороны течет сметана а с другой стороны течет не жирное молоко. Из сметаны делают масло, а пропущенного молока ставят в теплое место, там она закисает и получается катык (кислое молоко). Катык кипятять, остужают, отжимают через марлю, потом добавляют соль. Делают небольшие шарики и оставляют сушить. Корот можно кушать отдельно или добавлять к мясному бульону. Бабушка подает бульон, заправленный коротом, каждому в деревянных чашках отдельно. Воспитатель: Пусть бабушка отдыхает, покажем ей какие игры мы знаем. Игра Юрта. Дети делятся на две группы и образуют кружочки по углам зала. В центре каждого кружочка стоит стул, на котором большой платок. Вначале все дети образуют круг, идут по кругу простым шагом и поют: Мы, веселые ребята, Собираемся все в кружок. Поиграем и попляшем, Разбежимся на лужок. Припев: ля -ля - ля – ля – ля –ля… Закончив петь , дети быстро бегут к своим стульям, берут платок за концы и натягивают над головой в виде шатра. Получается юрта. Выигрывает та группа детей, которая быстрее всех сделала юрту. Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем как делают катык и корот! Дети рассказывают: Катык делают из молока. Его кипятят, остужают, заквашивают. Молоко закисает, становится густым. Катык - вкусный напиток. Бабушка: А теперь со мной играйте. Игра называется «Определи на вкус» Бабушка выносит на подносе: молоко, корот, катык, сметану, творог. Дети определяют продукты и напитки на вкус с закрытыми глазами, называют его и описывают вкус.
- Это катык – он кислый, холодный, густой. - Это молоко – оно вкусное, приятное, Жидкое… Воспитатель: - Дети , давайте отблагодарим бабушку за вкусные башкирские блюда. - Какими блюдами угощала нас бабушка(Дети повторяют названия башкирских блюд). Воспитатель: - Давайте дети в знак благодарности расскажем бабушки стихи: Мы любим нашу бабушку, Мы очень дружим с ней. С хорошей , доброй бабушкой Ребятам веселей. Милая бабушка Добрая бабушка, Ласковая бабушка, Любит нас. Хором: Спасибо тебе бабушка. Бабушка: - Дома вы расскажите мамам о своем любимом блюде, о том, что вы узнали сегодня. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Шишмэкэй» села Антинган муниципального района
Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе

Тема: «Царство растений»

Воспитатель: Юламанова А.Н.


2015 год
Задачи:


Образовательное:
Расширять и обогащать знания детей с растениями, дикорастущие и культурные , через познавательную активность в процессе исследования. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.
Развивающее
: Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том , что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь чтобы не навредить растительному миру. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь
Воспитывающее:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающим. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Познакомить с понятиями «лес» «луг» «сад»
Основная образовательная область
: Познавательное развитие
Интеграция

образовательных

областей:
Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Алгоритм проведения.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое».
Воспитатель:

-
Ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»? -А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света). -Где живут растения? (ответы детей. Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо). -Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему? (ответы детей).Так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
Воспитатель:-
А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Дети:
вода, воздух, солнечный свет.

Воспитатель:-
Но не только это, а что же ещё? -Ещё нужна плодородная земля-почва. Но почва везде разная. Там где она плодородная, то есть богата питательными веществами там растут здоровые растения, а на бедной, скудной- чахлые, слабые! Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются
Культурными
растениями. Показ слайд: спрашиваю «Где растёт это растение?»(ответы детей: в огороде; в саду; в поле; комнатное растение; на клумбе). «Физкультминутка» -А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей) -Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их
Дикорастущими
. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой. Показ слайд дикорастущих цветов(эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу). Показ дикорастущих ягод. -Кто знает, как эти ягоды называются?(клюква, черника, малина, земляника). -А кто же их посадил? (выросли сами) -Да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие). -А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод. Дикорастущие растения живут по своим законам, им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами. -А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы: • Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло? (свет, влага, плодородная почва). • Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве? (нет). Можем ли мы помочь таким растениям? Как? (пересадить в плодородную почву). • Игра «Дикорастущие и культурные растения»
-Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.
Рефлексия

Воспитатель:
Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда). -Какие растения живут в нашем «Царстве растений»? -Какие растения мы называем культурными? -Какие называем дикорастущими? Похвалить ребят за хорошую работу. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Шишмэкэй» села Антинган муниципального района
Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе

Тема: «Неживая природа

и её объекты: вода, воздух, почва»

Воспитатель: Юламанова А.Н.
2015 год
Основная образовательная область
: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие
Задачи:

Обучающие:
Показать и расширить взаимодействие неживой природы, рассказать о значении воды, воздуха и почвы в жизни человека и растений; - обучать решению проблемных задач опытным путем; - учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос; -ознакомить с условиями роста растений; учить отгадывать загадки.
Развивающие:
развивать любознательность, память, умение делать выводы о важности объектов неживой природы; - развивать творческое воображение, умение фантазировать; - развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь; - способствовать развитию познавательных интересов; - приобщать к действенному отношению к природе;
Воспитывающие:
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; - воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость -воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; -подвести детей к осознанному пониманию ценности природы; -воспитание правильного поведения в природе; - формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним; - учить способам самостоятельного познания.
Алгоритм проведения

1. Организационный момент
.
Воспитатель:
Сегодня у на в гостях доктор Айболит, чтобы рассказать о здоровом питании. Вы скоро пойдете в школу, чтобы хорошо учиться вы должны хорошо и правильно питаться. Мы сделаем две очень важные книги которые будут называться: «Книга полезных продуктов» , «Книга вредных продуктов» Шапокляк: - Слышала, что у вас тут праздник. “Секреты здорового питания” называется. Вот и решила угостить вас вкусной и полезной пищей. (Достает из сумки чипсы, жвачки, газированную воду). Угощайтесь, детки, не стесняйтесь!
Воспитатель:
Подожди, подожди, Шапокляк. Ты присаживайся с нами, а мы спросим у ребят, так ли полезна твоя еда. Подскажите нам, можно ли употреблять в пищу газированные напитки, жвачки?

Дети:
Нет Полезные продукты. - В чём один из секретов правильного питания, вы узнаете, прослушав стихотворение. Ежедневно непременно С аппетитом нужно есть: Рыбу, сыр и простоквашу, Фрукты, овощи и кашу. Масло сливочное тоже, И сметану, и творожник, А для худых полезны сливки. Ежедневно непременно Надо есть всё, что полезно! - Итак, в чём же главный секрет правильного питания? Выберите правильный ответ (рисунки на доске): • в сытном питании; • в полезном питании; • в обильном питании. - Совершенно верно, это полезное питание. Первый совет у нас готов. Вставим лист со словами «полезное питание» в книгу. - На слайде висят нарисованные и вырезанные из бумаги различные полезные продукты (фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, рыба, курица, крупы). Выберите себе одну из картинок. - Разбейтесь на группы в зависимости от картинок, которая у вас в руках: 1группа – фрукты, 2 группа – овощи, 3 группа – молочные продукты, 4 группа – рыба, курица, мясо, 5 группа – крупы. - Каждая группа, назовите причины, по которым вами выбранные продукты полезны. ( После объяснений команды складывают свои картинки в пустые файлы и вставляют в книгу.) Б) Полезные напитки.
-Помимо правильной, здоровой пищи человеку необходимо достаточное питьё. Школьник в среднем теряет за день 2 литра воды, поэтому в течение дня важно восполнить эту потерю, выпивая от 4 до 8 стаканов жидкости. - Какими напитками вы утоляете жажду? (На столе выставляются пустые коробки бутылки из-под различных напитков.) -Разделите напитки на полезные и вредные для здоровья. К столу выходят по одному представителю от каждой команды. -Правильность такого деления напитков на вредные и полезные вы проверите, прослушав стихотворение.
Софья:
С детства пью я молоко, В нём и сила, и тепло! Ведь оно волшебное, Доброе, полезное!
Арслан
: С ним расту я по часам И совет хороший дам- Вместо пепси, лимонада Молоко пить чаще надо!
Айнур:
Молоко всем помогает: Зубы, дёсны укрепляет! Чувствуешь себя легко, Если пьёшь ты молоко!
Язгуль:
Он бывает всех цветов, В нём витаминов куча. Я пить его всегда готов, Ведь нет напитка лучше.
Камил:

Он морковный и томатный И на вкус всегда приятный. Чтоб здоровым стать ты смог, Пей скорей фруктовый … (сок).
Юлай:
Чай горячий, ароматный И на вкус весьма приятный. Он недуги исцеляет И усталость прогоняет.
Камилла:
Силы новые даёт И друзей за стол зовёт. Минеральная вода Для здоровья нам нужна.
Элиза:
Омывает, укрепляет И желудок очищает, Минералами питает, Быть активным помогает. - Какие еще полезные напитки вы знаете? В) Гигиена питания - Так как пить надо достаточно в течение дня, то пришло время утолить жажду. У меня есть бутылка минеральной воды. Но как мы будем все вместе из неё пить? - Важно помнить, что нельзя нескольким людям пить из одной посуды, потому что можно заразиться инфекционными болезнями. А как же следует поступить, если хочется пить? Кока-кола, чипсов пачка Наш желудок разрушают. Быть здоровым нам мешают Фанта, пепси и жвачка.
- Прочитайте стихотворение. - Представитель от каждой команды выйдите к доске и выбросите бутылки с вредными напитками в мусорное ведро. Г) Кто переедает, тот жизнь себе сокращает. - Кто из вас когда не будь объедался? - Вы правы. Переедание очень вредно вашему организму. Посмотрите, что происходит с нашим желудком, когда мы буквально набиваем его пищей. (Воспитатель демонстрирует воздушный резиновый шарик, заполненный водой, проходит мимо каждой группы и даёт возможность ощутить его тяжесть.) - Как и воздушный шарик, наш желудок, переполненный едой, начинает «страдать», потому что он не может справиться с таким большим количеством пищи. Предложите способ, при котором человек съест то же самое количество полезной пищи, но при этом не заставит «страдать» свой желудок. Д) Режим дня - Как называются приёмы пищи в течение дня? - Что на завтрак должен съедать каждый человек? - Что обычно вам предлагает мама и бабушка на обед? Это правильная еда на обед. Не то что в этом стихотворении. Ну а если на обед Ты начнёшь с кулька конфет, Жвачкой импортной закусишь, Шоколадом подсластишь, То тогда наверняка Твои спутники всегда – Полнота и бледный вид, И неважный аппетит. - А в какое время вы обычно ужинаете? Ужин должен быть лёгким. - Представитель от каждой команды подойдите, возьмите по листочку. Каждой команде достался один из приёмов пищи. Напишите на листочке, что вы будете во время этого приёма кушать.
(Дети выполняют задание.) - Какой совет можно записать в книгу? Чтобы быть всегда здоровым, Бодрым, стройным и весёлым, Дать совет я вам готов, Как прожить без докторов: Кашу – утром, суп – в обед, А на ужин – винегрет. Е) Изготовление книг. Дети вклеивают картинки в книги. 3. Подведение итогов - Давайте перелистаем составленную нами книгу. Я буду листать, а вы называть советы. Чтобы расти и развиваться И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь! Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Шишмэкэй» села Антинган муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе

Тема: «Животные зимой»

Воспитатель: Юламанова А.Н.
2015 год
Задачи:

1. Образовательное:
Расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме,
какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Закрепить название детёнышей диких животных в единственном и множественном числе.
2
.
Развивающие:
Развивать речь детей, внимание, память; обогащение и активизация словаря: дупло, кора деревьев, логово, берлога.
3. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изучению природы и понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных, - беседы о зиме.
Материал:
картина “Зимняя подкормка диких животных”, Музыка “Зима”. Раскраски, цв. карандаши, бумага.
Алгоритм проведения

Воспитатель:
- Дети, скажите, пожалуйста, - какое сейчас время года?
Воспитатель:
- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки.
Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?

Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
(Играет спокойная музыка) Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец. Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки: Ну-ка, детки, покружитесь И в снежинки превратитесь. Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.
Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Белка) (Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, это белочка.
Как белочка приготовилась к зиме?
(Ответы детей)
Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?
(Ответы детей) Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреб и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации) (Дети подходят к картине) Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. К зиме она подготовила не только теплое дупло.
А вы знаете, что ещё?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока
.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою

причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
(Дети высказывают своё мнение)

Воспитатель:
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.
Ребята, а вы знаете кто враги зайца?
(Волки и лисы)
Воспитатель:

А как заяц себе домик устраивает?

Воспитатель:
Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. А вот главные враги зайчишки. Угадайте кто это? Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает? (Лиса)
Как лиса готовится к зиме?

Воспитатель:
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Ещё одна загадка: На овчарку он похож: Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов, на пасть. (Волк)
Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой

шубку?

(Ответы детей)
Воспитатель:

А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Воспитатель:
Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: Ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Пробуждается от сна. (Медведь)
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы поиграем в игру
“Животные и их детёныши”.


В раздел образования