Автор: Шкарин Денис Юрьевич Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ Нововоронежская СОШ №1 Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка интегрированного урока по истории и ИЗО Тема: "Путешествие в Древнегреческий театр" Раздел: среднее образование
Интегрированный урок по истории древнего мира и изобразительному
искусству в 5-м классе на тему:
«Путешествие в Древнегреческий театр»
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА:
а) образовательная часть :
ИСТОРИЯ.
Изучение
нового
материала
о
структуре
древнегреческого
театра
и
его
роли
в
истории
и
культуре
Древней
Греции,
знакомство
с
понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия.
ИЗО. Изучение материала о роли театральной маски в греческом театре,
знакомство
с
понятием «маска»,
эмоциональное
состояние
человека
и
его
передача.
б) развивающая часть:
ИСТОРИЯ. Театрализованное чтение отрывков из древнегреческих пьес,
о п р е д е л е н и е
с о о т в е т с т в и я
с ы г р а н н ы х
ф р а гм е н т о в
п о н я т и я м
трагедия и комедия , сравнительный анализ древнегреческого и современного
театра.
ИЗО. Применение художественных понятий контраст, симметрия, объем,
форма, парные элементы.
развитие творческих навыков работы с белой и цветной бумагой; работа
над созданием театральной маски
в) воспитательная часть:
Продолжить
формирование
интереса
к
изучению
истории
античности.
Установление связи традиций древнегреческого театра с современным, развитие
эмоциональной
и
творческой
активности
учеников,
воспитание
интереса
и
уважительного
отношения
к
истории
и
культуре
одной
из
древнейших
цивилизаций.
Оборудование :
мел;
доска;
учебные
и
наглядные
пособия
(схема
-
«устройство античного театра», заготовки театральных масок, учебник, рабочие
листы, краски, листы для рисования, презентация, маски-смайлики настроения.
1
Литература :
1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира»,
учебник для 5 класса. Москва «Просвещение», 2013 год.
2. Е. Н. Сорокина Поурочные разработки по истории древнего мира для 5
классов. Москва «ВАКО», 2015 год.
Тип урока – комбинированный.
План урока :
1. История возникновения театра.
2. Здание театра, актеры.
3. Виды представлений: трагедия, комедия.
Новые
ПЗ - Почему театра играл важную роль в жизни античного человека?
ППЗ – Сравните современный театр с театром Древней Греции.
Макет доски
2
.02.15. Тема: « Путешествие в Древнегреческий театр »
ПЗ – Почему театр играл важную роль в жизни античного
человека?
ППЗ – Сравните современный театр с театром Древней Греции.
План:
1. История возникновения театра.
2. Здание театра, актеры.
3. Виды представлений: трагедия, комедия.
Новые слова:
театр,
театрон,
орхестра,
скена,
лучевые
проходы,
комедия,
трагедия
.
Схема №1
«Устройство
античного
театра»
Схема №2
«Театральные
маски»
Схема №3
«Цветовая
гамма»
ХОД УРОКА:
1.
Организационный
момент
(1
минуту). Учитель
входит
в
класс,
приветствует класс: здравствуйте ребята, пожалуйста, присаживайтесь. Дети
приветствуют учителя, рассаживаются и настраиваются на рабочую атмосферу
и готовятся к опросу домашнего задания.
2.
Вопрос подготовительного повторения (6 минут).
Учитель истории. Ребята, скажите пожалуйста, какой раздел мы с вами
изучаем уже на протяжение нескольких недель? (ответ – история Древней
Греции). Совершенно верно, а скажите, почему историю Древней Греции очень
важно
изучать?
(ответ
–
потому
что
именно
в
Греции
зародилась
наша
повседневность: искусство, живопись, архитектура, имена именно отдута
пришли). Хорошо, а как вы думаете, какую роль занимала культура в жизни
древних греков? (главную, потому что именно Греция нам подарила творения,
которые сейчас считаются мировыми шедевром). Мы уже с вами изучили одно
важное культурное явление в жизни греков? Что же это заявление, в каком году
оно
было
основано
и
кому
оно
посвящалось?
(Это
олимпийские
игры,
основанные в 776 году, посвященное Зевсу).
Учитель ИЗО. Вопросы про керамику.
Учитель
истории.
Пожалуйста,
внимательно
посмотрите
на
слайд,
и
подумайте, как вы считаете, с каким одним словом связны все эти предметы?
(Театр)
Учитель
ИЗО.
Верно,
именно
сегодня
мы
с
вами
поговорим
о
Древнегреческом
театре
и
совершим
некое
путешествие
в
театральное
искусство.
Запишите,
пожалуйста,
тему:
«Путешествие
в
Древнегреческий
театр».
3. Объяснение нового материала (15 минут).
Учитель
истории.
Прежде
чем
начать
объяснение
нового
материала,
учитель зачитывает заранее написанные на доске проблемные вопросы, на
которые ребята после изучения нового материала должны будут ответить.
3
Ребята цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, что бы рассмотреть
подробно о театральной жизни древних греков и для этого вы должны нам
будите ответить на следующие вопросы в конце изучения данной темы:
ПЗ - Почему театра играл важную роль в жизни античного человека? ППЗ
– Сравните современный театр с театром Древней Греции.
Учитель ИЗО. Зарождение театра связанно с празднествами в честь бога
Диониса – покровителя (вопрос – покровитель чего был Дионис?)
– ответ
виноделия . На этих празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски,
подражали
лесным
богам
– сатирам,
постоянным
спутникам
Диониса.
Ряженные
разыгрывали
сценки
из
мифов
о
Дионисе.
Это
и
было
первые
театральные представления. Позже поэты стали сочинять для представлений
пьесы,
содержание
которых
уже
не
было
связано
с
мифами
о
Дионисе.
Строители создавали театральные здания. Такие здания появились почти во
всех городах Греции начиная с конца 6 века до н.э . Почти в каждом городе был
свой театр, а иногда и несколько.
А давайте с вами пофантазируем, как вы видите себя Древнегреческий
театр. Кто в нем играл? Кто был зрителем? Как он мог выглядеть? Ответы
учащихся.
Учитель истории . Греческие театры располагались под открытым небом
(как вы думаете, почему?) на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей.
Здание театра состояло из трех частей.
1. Место для зрителей ( театрон ), который разделялся на клинья. В первом
ряду седели почетные гости: жрецы, стратеги, победители Олимпийских игр.
Остальные места были платными, на билете из свинца или обожженной глины
буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место.
2. Охрехстра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали
актеры и хор. Без песен и танцев не проходило не одно представление.
3. Скена – постройка, примыкающая к орхестре. К ее стене прикреплялись
разрисованные
доски
(декорации).
Участниками
спектакля
были
только
4
мужчины (почему?) Актеры играли несколько ролей в каждом спектакле меня
маски и костюмы.
ФИЗ.МИНУТКА «ФИКСИКИ» (2 минуты)
Учитель ИЗО. В греческом театре было два главных вида представлений –
трагедия
и комедия.
В трагедиях
обычно
действовали
горе
мифов,
изображались их подвиги, страдания и гибель. Действующими лицами комедий
–
веселых
и
насмешливых
представителей
наряду
с
героями
мифов
были
современники
зрителей. Подумайте, что было главным атрибутом на лице
актера во время представления? Ответ – маска . Совершенно верно, маска -
специальные
накладки
с
вырезом
для
глаз,
надеваемые
на
лица
актёров,
служившие наиболее удобным атрибутом для передачи характера ролей.
Давайте с вами попытаемся создать такую маску ( 10 минут ).
4. Закрепление нового материала (6 минут).
Учитель истории. Сейчас мы предлагаем вам сыграть в игру «хлопа»,
«топай». Я вам буду зачитывать утверждения, а ваша задача заключается в том,
что бы согласиться (хлопнут) или не согласиться (топнуть) с утверждением.
1. Родоначальником театра в Древней Греции был – бог Дионис (хлоп).
2. Греческие театры располагались под крышей (топ).
3. Здание театра состояло из четырех частей (топ).
4. Места для зрителей делилась на секции (хлоп).
5.
Орхестра
–
это
круглая
или
полукруглая
площадка,
на
которой
выступали актеры и хор (хлоп).
6. Внутри схены хранились костюмы (хлоп).
7. Участниками представлений были женщины (топ).
8. Показывали только трагедии (топ).
9. Театральные представления устраивались раз в году (хлоп).
10. Маска служила очень важным атрибутом выступления (хлоп).
Учитель ИЗО. Отлично. Давайте с вами вернемся к двум нашим проблемы
вопросам. ПЗ - Почему театра играл важную роль в жизни античного человека?
ППЗ – Сравните современный театр с театром Древней Греции (на экране
5
выведена табличка, в которой записаны элементы тетра Древней Греции, ребята
должны сравнить сами его с современным).
ГРЕЧЕСКИЙ
СОВРЕМЕННЫЙ
Играют только мужчины.
Играют в масках.
Представления 3 раза в год.
Представления только днем.
Комедии и трагедии.
Играют мужчины и женщины.
Играют без масок.
Представления в течение всего года.
Представление в любое время суток.
Много разных жанров.
Давайте
с
вами
обратимся
к
рабочим
листам
и
прочтем
небольшой
отрывок из песни хора старцев в трагедии Софокла «Антигона» и ответим на
вопросы.
5. Рефлексия (5 минут).
Учитель истории.
Сегодня я узнал (а)…
Я понял (а) …
Было интересно …
Теперь я могу …
Я научился (ась) …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Мне кажется …
Учитель ИЗО. Перед вами лежит на столе маски с грустным и веселым
видом,
если
вам
понравился
урок
и
ваше
настроение
отличное,
то,
пожалуйста,
приклейте
маску
на
рабочий
лист
веселую,
а
если
вам
не
понравился урок и вам грустно, приклейте маску с грустной мимикой.
Учитель
истории.
Вы
нас
сегодня
очень
порадовали
с
Еленой
Витальевной, все активно работали, надеюсь, вам искренне понравился урок,
спасибо вам большое за работу. Урок окончен, все свободны.
6