Напоминание

"Работа над произведениями П.И.Чайковского "Детский альбом", "Времена года" в младших и старших классах"


Автор: Миргалиева Фаниля Расимовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МА УДО Детская школа искусств муниципального района
Населённый пункт: с.Бижбуляк, Бижбулякский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над произведениями П.И.Чайковского "Детский альбом", "Времена года" в младших и старших классах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан Методическая разработка открытого урока ПО.01.УП.01.«Специальность и чтение с листа» на тему «Работа над произведениями П.И.Чайковского «Детский альбом», «Времена года» в младших и старших классах» Выполнил: Преподаватель поклассу фортепиано Миргалиева Фаниля Расимовна с.Бижбуляк апрель 2015г.

Открытый урок:
« Работа над произведениями П.И. Чайковского «Детский альбом», «Времена года» в младших и средних классах».
Цель:
Осуществить анализ пьес П.Чайковского и добиться хорошего, качественного исполнения .
Задачи:
Обучающая. Выявить технические и музыкальные задачи, предложить способы их разрешения на примере произведения из «Детского альбома» и «Времена года». Воспитывающая. Воспитание любви к музыке великого русского композитора П.И.Чайковского. Воспитание чувства прекрасного. Развивающая. Анализ и разбор формы произведений. Решение музыкально- исполнительских задач.
Форма урока:
Урок-концерт. Закрепление пройденного материала: разбор и заучивание текста, штрихи, форма, характер.
План урока.
1. Знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского (слайды, фотографии, прослушивание фрагментов произведений в исполнении оркестра). 2. Работа над пьесой П.И.Чайковского Полька «Детский альбом» 3. Работа над пьесой П.И.Чайковского Подснежник «Времена года» 4. Итог урока.
Содержание урока.
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор 19 века, автор многочисленных опер, балетов, симфоний, концертов. Трудно найти жанр, в котором бы не работал музыкант. Бесспорно - вклад композитора в фортепианное искусство огромен, в том числе и в репертуар для детей и юношества. В ДМШ широко популярны два альбома: «Времена года» - Подснежник, Песня жаворонка, Белые ночи, Осенняя песнь, Святки и другие, и «Детский альбом», об истории создания которого известно не много. 2
Весной 1878года Чайковский возвращается из-за границы на родину. Он посещает семью своей сестры Анны Ивановны Давыдовой на Украине, где в свободное время водится со своими маленькими племянниками. Именно для них Чайковский придумывает и устраивает многочисленные праздники с танцами, фейерверками, кострами, и сам играет на рояле. И тогда приходит Чайковскому мысль о создании сборника пьес для юных музыкантов легких и с интересными названиями. Детский альбом включает 24 программные миниатюры не связанные с единой тематикой. В нем отражены впечатления связанные с миром детских игр, сказочных приключений, широко представлены танцевальные формы (Вальс, Полька, Мазурка),также европейская народная музыка (французская, итальянская, немецкая песенки), он объездил всю Европу, был в Америке и эти путешествия он запечатлел в своих произведениях, колоритно- жанровые сцены (Мужик на гармонике играет, Шарманщик поет). Также представлены образы близких в пьесах (Мама, Нянина сказка, Сладкая греза), духовная музыка (Утренняя молитва, В церкви). Детский альбом вошел в золотой фонд мировой фортепианной литературы и обогатил репертуар юных музыкантов.
«Польку» П.И.Чайковского исполняет Давлетшина Регина 2 класс.
3
Пьеса написана в простой двухчастной форме с репризой. ( a ) ( b ) a+a b+a Во втором предложении второй части появляются интонации предложений первой части такты(19-22). 4
Задача верхнего голоса -добиться цельной мелодии, собрать в единое целое, форшлаг играем впервые (отдельно отрабатываем). Задача нижнего голоса точное попадание на аккорды с чередованием баса, скачки объемные. Это технические трудности, а пианистические с которыми я столкнулась это паузы, остановки между тактами. Сложность собрать в единое целое. Но мы добились хорошего результата: ритмически прохлопывали и пропевали мелодию. Такой вид работы очень хорошо помогает при исполнении и легко укладывается в подсознании. 5

«Подснежник» из цикла Времена года, исполняет Нуриева Фарида 5

класс.
Тема родной природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарит музыке неповторимые звуки и тембры. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, – цикл П.И. Чайковского “Времена года”.Этот цикл композитор сочинял в иечении 1876 года по заказу музыкального журнала «Нувеллист» ежемесячно сочинял по одной пьесе 6
соответствующего характера. Для каждого подобран эпиграф из стихотворных строк русских поэтов Пушкина, Майкова, Фета и других. Тема «Времена года» привлекала и других композиторов Вивальди -цикл из 4 концертов «Времена года» Гайдн -оратория «Времена года» Глазунов -балет «Времена года» Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причем этот образ чаще всего передан через пейзаж русской природы. Сегодня мы познакомимся с произведением, посвященным апрелю. Чайковский назвал его “Подснежник” и предпослал эпиграф из стихотворения русского поэта Аполлона Майкова: Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином… Подснежник написан в простой трехчастной форме. Темп оживленно, с движением (con moto), в свободном rubato темпе. Рубато –вольно обращаться с темпом для выразительности. Одной из главных трудностей в этом произведении является оркестровая природа изложения музыкального материала. Можно провести параллели между оркестровым письмом композитора и фортепианной фактурой, где все элементы и мотивы имеют художественный смысл и самостоятельность. 7
Ознакомление учащегося с оркестром Чайковского и сравнительный анализ его симфонический партитур с фактурой фортепианных сочинений дает возможность понять фортепианный стиль композитора. В фортепианных пьесах Чайковского довольно часто одна рука одновременно исполняет два самостоятельных голоса, поэтому вынуждена совмещать игру двумя различными туше (например legato и non legato). Рука как бы при этом раздваивается, выполняя два различных задания: «пропевание» мелодического голоса и исполнение более легкого гармонического сопровождения или вторящих подголосков. В данном случае во втором предложении мелодия переходит то в правую, то в левую руку и приходиться одновременно вместе с основной мелодией выделять аккомпанемент. Пианистические трудности: очень сложная партия левой руки; следует услышать гармонии аккордов и мысленно точно группировать и укладывать (исполнять выразительно как вальс, как отдельную мелодию); Задача в партии правой руки выстроить мелодию и очень выразительно и красиво ее вести с помощью рубато (используя замедления, ускорения). Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом извечного стремления к жизни, 8
пробуждением природы, из этого следует, что мелодию нужно вести постоянно вверх, с движением вперед, не останавливаясь. Для русской музыки очень характерна интонация «вздоха» и эта интонация состоит из двух-трех нот, которые поступенно движутся вниз, либо в интервальном выражении: Мелодия пьесы состоит из цепочки «вздохов». На той же по характеру интонации построена вторая тема пьесы в ее среднем разделе. В развивающем эпизоде эта интонация подвергается полифоническому варьированию с использованием переклички голосов. 9
Очень сложна технически средняя часть. В верхнем голосе правой руки не совсем удобный пассаж, мы его прорабатывали отдельно со смещением на разные доли(слабые, сильные). Хорошо поможет в этом запястье руки если ее вести в одном направлении по клавиатуре. Работа над произведениями П.И.Чайковского помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение пьес из цикла «Детский альбом» и «Времена года» много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения лирических, танцевальных, инструментальных произведений и для музыкально-пианистичекой подготовки в целом.Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над произведениями П.Чайковского в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания. Отлично спаравилась с поставленной задачей учащаяся 5 класса Нуриева Фарида, исполнив произведение легко и в темпе. Не совсем художественно и выразительно исполнила Польку Давлетшина Регина, но в исполнении присутствовали ровный темп, верные штрихи,украшения и аппликатура.В целом учащиеся открытого урока выступили и работали стабильно, показав положительный результат. 10


В раздел образования