"Работа над произведениями П.И.Чайковского "Детский альбом", "Времена года" в младших и старших классах"
Автор: Миргалиева Фаниля Расимовна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МА УДО Детская школа искусств муниципального района Населённый пункт: с.Бижбуляк, Бижбулякский район, Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Работа над произведениями П.И.Чайковского "Детский альбом", "Времена года" в младших и старших классах" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования
Детская школа искусств муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
Методическая разработка открытого урока
ПО.01.УП.01.«Специальность и чтение с листа»
на тему «Работа над произведениями П.И.Чайковского
«Детский альбом», «Времена года»
в младших и старших классах»
Выполнил:
Преподаватель
поклассу фортепиано
Миргалиева Фаниля
Расимовна
с.Бижбуляк
апрель 2015г.
Открытый урок: « Работа над произведениями П.И. Чайковского «Детский
альбом», «Времена года» в младших и средних классах».
Цель:
Осуществить анализ пьес П.Чайковского и добиться хорошего,
качественного исполнения
. Задачи:
Обучающая. Выявить технические и музыкальные задачи, предложить
способы их разрешения на примере произведения из «Детского альбома» и
«Времена года».
Воспитывающая. Воспитание любви к музыке великого русского
композитора П.И.Чайковского. Воспитание чувства прекрасного.
Развивающая. Анализ и разбор формы произведений. Решение музыкально-
исполнительских задач.
Форма урока:
Урок-концерт. Закрепление пройденного материала: разбор и заучивание
текста, штрихи, форма, характер.
План урока.
1.
Знакомство с творчеством великого русского композитора
П.И.Чайковского (слайды, фотографии, прослушивание фрагментов
произведений в исполнении оркестра).
2.
Работа над пьесой П.И.Чайковского Полька «Детский альбом»
3.
Работа над пьесой П.И.Чайковского Подснежник «Времена года»
4.
Итог урока.
Содержание урока.
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор 19 века, автор
многочисленных опер, балетов, симфоний, концертов. Трудно найти жанр, в
котором бы не работал музыкант. Бесспорно - вклад композитора в
фортепианное искусство огромен, в том числе и в репертуар для детей и
юношества. В ДМШ широко популярны два альбома: «Времена года» -
Подснежник, Песня жаворонка, Белые ночи, Осенняя песнь, Святки и другие,
и «Детский альбом», об истории создания которого известно не много.
2
Весной 1878года Чайковский возвращается из-за границы на родину. Он
посещает семью своей сестры Анны Ивановны Давыдовой на Украине, где в
свободное время водится со своими маленькими племянниками. Именно для
них Чайковский придумывает и устраивает многочисленные праздники с
танцами, фейерверками, кострами, и сам играет на рояле.
И тогда приходит Чайковскому мысль о создании сборника пьес для юных
музыкантов легких и с интересными названиями.
Детский альбом включает 24 программные миниатюры не связанные с
единой тематикой. В нем отражены впечатления связанные с миром детских
игр, сказочных приключений, широко представлены танцевальные формы
(Вальс, Полька, Мазурка),также европейская народная музыка (французская,
итальянская, немецкая песенки), он объездил всю Европу, был в Америке и
эти путешествия он запечатлел в своих произведениях, колоритно-
жанровые сцены (Мужик на гармонике играет, Шарманщик поет).
Также представлены образы близких в пьесах (Мама, Нянина сказка,
Сладкая греза), духовная музыка (Утренняя молитва, В церкви).
Детский альбом вошел в золотой фонд мировой фортепианной литературы
и обогатил репертуар юных музыкантов.
«Польку» П.И.Чайковского исполняет Давлетшина Регина 2 класс.
3
Пьеса написана в простой двухчастной форме с репризой.
( a ) ( b )
a+a b+a
Во втором предложении второй части появляются интонации предложений
первой части такты(19-22).
4
Задача верхнего голоса -добиться цельной мелодии, собрать в единое
целое, форшлаг играем впервые (отдельно отрабатываем).
Задача нижнего голоса точное попадание на аккорды с чередованием баса,
скачки объемные.
Это технические трудности, а пианистические с которыми я столкнулась это
паузы, остановки между тактами. Сложность собрать в единое целое. Но мы
добились хорошего результата: ритмически прохлопывали и пропевали
мелодию. Такой вид работы очень хорошо помогает при исполнении и легко
укладывается в подсознании.
5
«Подснежник» из цикла Времена года, исполняет Нуриева Фарида 5
класс.
Тема родной природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарит
музыке неповторимые звуки и тембры. Среди ярких музыкальных картин,
связанных с изображением природы, – цикл П.И. Чайковского “Времена
года”.Этот цикл композитор сочинял в иечении 1876 года по заказу
музыкального журнала «Нувеллист» ежемесячно сочинял по одной пьесе
6
соответствующего характера. Для каждого подобран эпиграф из
стихотворных строк русских поэтов Пушкина, Майкова, Фета и других.
Тема «Времена года» привлекала и других композиторов
Вивальди -цикл из 4 концертов «Времена года»
Гайдн -оратория «Времена года»
Глазунов -балет «Времена года»
Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причем
этот образ чаще всего передан через пейзаж русской природы. Сегодня мы
познакомимся с произведением, посвященным апрелю. Чайковский назвал
его “Подснежник” и предпослал эпиграф из стихотворения русского поэта
Аполлона Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…
Подснежник написан в простой трехчастной форме. Темп оживленно, с
движением (con moto), в свободном rubato темпе. Рубато –вольно обращаться
с темпом для выразительности.
Одной из главных трудностей в этом произведении является оркестровая
природа изложения музыкального материала. Можно провести параллели
между оркестровым письмом композитора и фортепианной фактурой, где все
элементы и мотивы имеют художественный смысл и самостоятельность.
7
Ознакомление учащегося с оркестром Чайковского и сравнительный анализ
его симфонический партитур с фактурой фортепианных сочинений дает
возможность понять фортепианный стиль композитора.
В фортепианных пьесах Чайковского довольно часто одна рука
одновременно исполняет два самостоятельных голоса, поэтому вынуждена
совмещать игру двумя различными туше (например legato и non legato).
Рука как бы при этом раздваивается, выполняя два различных задания:
«пропевание» мелодического голоса и исполнение более легкого
гармонического сопровождения или вторящих подголосков. В данном случае
во втором предложении мелодия переходит то в правую, то в левую руку и
приходиться одновременно вместе с основной мелодией выделять
аккомпанемент.
Пианистические трудности:
очень сложная партия левой руки; следует услышать гармонии аккордов и
мысленно точно группировать и укладывать (исполнять выразительно как
вальс, как отдельную мелодию);
Задача в партии правой руки выстроить мелодию и очень выразительно и
красиво ее вести с помощью рубато (используя замедления, ускорения).
Образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением
сил человека к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий
прямо из-под снега, становится символом извечного стремления к жизни,
8
пробуждением природы, из этого следует, что мелодию нужно вести
постоянно вверх, с движением вперед, не останавливаясь.
Для русской музыки очень характерна интонация «вздоха» и эта интонация
состоит из двух-трех нот, которые поступенно движутся вниз, либо в
интервальном выражении:
Мелодия пьесы состоит из цепочки «вздохов». На той же по характеру
интонации построена вторая тема пьесы в ее среднем разделе. В
развивающем эпизоде эта интонация подвергается полифоническому
варьированию с использованием переклички голосов.
9
Очень сложна технически средняя часть. В верхнем голосе правой руки не
совсем удобный пассаж, мы его прорабатывали отдельно со смещением на
разные доли(слабые, сильные). Хорошо поможет в этом запястье руки если ее
вести в одном направлении по клавиатуре.
Работа над произведениями П.И.Чайковского помогает понять мир
глубоких, содержательных музыкально-художественных образов
композитора. Изучение пьес из цикла «Детский альбом» и «Времена года»
много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков
исполнения лирических, танцевальных, инструментальных произведений и
для музыкально-пианистичекой подготовки в целом.Звуковая
многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно
значительна роль работы над произведениями П.Чайковского в слуховом
воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания.
Отлично спаравилась с поставленной задачей учащаяся 5 класса Нуриева
Фарида, исполнив произведение легко и в темпе. Не совсем художественно
и выразительно исполнила Польку Давлетшина Регина, но в исполнении
присутствовали ровный темп, верные штрихи,украшения и аппликатура.В
целом учащиеся открытого урока выступили и работали стабильно, показав
положительный результат.
10