Автор: Мелащенко Сергей Викторович
Должность: Магистрант
Учебное заведение: ФГБУ ВО
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Статья
Тема: Основные принципы, формы и приёмы преподавания шахмат
Раздел: дополнительное образование
УДК 794.1
Основные принципы, формы и приёмы преподавания
шахмат
С. В. Мелащенко, магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО «БГПУ»
Творческое воображение начинающего шахматиста
опирается только на конкретную действительность и не
может от неё оторваться. Основываясь на этом, известный
шахматный мастер и педагог Б. М. Блюменфельд в статье
«О
методике
преподавания
шахмат»
высказал
мысль
о
практической направленности процесса обучения. Им же
указаны
основные
этапы
творческого
р а з ви т и я
шахматиста.
Следуя
методическому
принципу
доступности
обучения, учитель обязан знать и учитывать характерные
особенности
мышления
младших
школьников.
В
этом
возрасте у детей ярко выражена контрастность мышления,
образность,
преобладает
стремление
наглядно
видеть
картину боя, а не слушать рассуждения о премудростях
шахматной
стратегии.
Школьники
с
интересом
решают
несложные занимательные задачи и простейшие этюды, с
удовольствием разбирают партии-миниатюры с прямыми
атаками на короля и дебютными ловушками.
Характерна
также
для
начинающих
инертность
мышления:
шаблонный
ход
при
решении
новых
задач.
Кроме
того,
мышление
начинающего
шахматиста
характеризуется рядом особенностей:
а) безыдейной игрой;
б) выбором ходов по случайным мотивам;
в) стремлением материальным завоеванием.
1
Центральная
тема
начального
периода
обучения
–
мат
королю. Кроме общих вопросов по данной тематике важно
разъяснить
и
далее
постоянно
подчёркивать
две
особенности конструкций мата:
а) необязательная защищённость матующей фигуры,
находящейся вдали от короля;
б)
обязательная
защита
матующей
фигуры,
«соприкасающейся» с королём противника (находящейся
рядом с королём противника).
Такой подход предупредит последующие ошибки и
неудачи ребят в игре.
Разбирая
на
демонстрационной
доске
различные
матовые
позиции,
учитель
должен
обращать
внимание
учеников на типы, конструкции мата, его особенности при
большом количестве фигур. Важно также, чтобы учащиеся
самостоятельно указывали всевозможные защиты от мата,
что сначала вызывает определенные трудности.
На первом этапе дидактические карточки состоят из
форсированных
позиций
с
матом
в
один
ход,
с
шахом
королю.
Рекомендуется
решить
несколько
позиций
на
демонстрационной доске и объяснить правильную запись
решений. Затем каждому индивидуально даются карточки
и идёт свой учёт решённых позиций. После урока карточки
даются домой в качестве домашних заданий. Такая работа
д о в о л ь н о
б ы с т р о
п о м о ж е т
у ч а щ и м с я
л у ч ш е
ориентироваться
в
диаграммах
с
большим
количеством
фигур, держать на «прицеле» короля противника.
Для успешно решающих карточки можно выдвигать
требование: решать без передвижения фигур, для более
слабых
–
повторять
вслух
уже
найденные
решения
и
мысленно следить за передвижением фигур на доске. Это
будет ещё одним шагом к элементарной конкретизации
своих ходов.
2
В процессе решения позиций живой интерес у ребят
вызывает балльная система учета их работы. Специфика
шахмат
допускает
использование
самых
разнообразных
форм
контроля
и
самоконтроля.
Важно,
чтобы
в
этой
работе участвовали сами ребята, корректируя и дополняя
ответы своих товарищей.
У начинающих шахматистов бытует мнение, что для
получения равной игры в дебюте достаточно копировать
ходы
соперника.
Чтобы
развеять
это
ошибочное
представление,
демонстрировались
такие
партии,
где
в
результате
копирования
игрок,
играющий
черными
фигурами,
проигрывает достаточно быстро. При изучении
дебютов
обращается
особое
внимание
на
умение
учениками самостоятельно записывать и читать партии.
С
этой целью при просмотре учебных партий проводится
промежуточный контроль позиций, которые получаются на
рабочих шахматных досках учащихся.
Критические
позиции
фиксируются
в
виде
диаграмм,
на которых предлагается самостоятельно найти
завершающую
комбинацию,
например:
«Сыграй,
как
Морфи! Сыграй, как Алёхин!» и записать ответ в тетрадь.
Наблюдения за практической игрой учащихся после
изучения основных правил игры в дебюте показывают, что
дети стараются применять эти правила в игре.
При этом
они
в
процессе
игры
контролируют
друг
друга:
«Он
нарушил правила: вывел сразу ферзя!», «Ходил ферзем
несколько
раз! » . В
таких
ситуациях
объяснялось,
что
соблюдение
этих
правил
в
игре
не
обязательно,
но
нарушение
приводит
к
ухудшению
позиции
и
к
проигрышу.
Обучение шахматам состоит из последовательности
уроков,
сгруппированных в четыре этапа по предметному
содержанию:
основы
шахматной
игры,
простейшие
эндшпили, игра в дебюте, тактические приемы и имеет три
3
уровня
сложности,
в
зависимости
от
подготовленности
учащихся:
1-й
уровень (1-й год обучения) : изучаются основы
шахматной
игры,
простейшие
эндшпили,
основные
правила игры в дебюте;
2-й
у р о в е н ь (2-й
год
обучения)
: простейшие
окончания,
игра
в
дебюте (на примере как разыгрывают
дебют), тактические идеи (мат в 2-3 хода);
3-й
у р о в е н ь (3-й
год
обучения)
: простейшие
эндшпили,
игра в дебюте,
тактические приемы (в 2-3 хода
и 4-5 ходов по алгоритму).
Н а
ка ж дом
уроке
уч е бн а я
д е я т е л ь н о с т ь
занимающихся
происходит
в
форме
совместной
работы
учащихся с учителем, самостоятельной работы по заданию
учителя,
совместной работы учащихся в парах, в группах.
Каждая
новая
тема
изучается
на
реальных
шахматах,
основные
положения
фиксируются
в
виде
диаграмм
с
графическим
обозначением
существенных
отношений
между
фигурами
в
позиции
и
схем
решения
в
виде
алгоритмов.
Учащимся
предлагается
перейти
от
выполнения заданий на реальных шахматах к выполнению
заданий на диаграммах (пример карточки с позициями).
На первом этапе
школьники изучают шахматную
доску
и
фигуры,
осуществляют
взаимопереходы
между
реальными шахматами и их графическими изображениями.
Н а
вто р ом
э т ап е
ш кол ь н и к и
о бу ч а ю т с я
схематизировать
ходы
фигур:
обозначать
стрелкой
на
диаграмме направление движения фигуры,
конкретный
ход;
использовать
для
фиксации
хода
шахматную
нотацию.
Н а
т р е т ь е м
э т а п е
у ч а щ и е с я
о б у ч а ю т с я
схематизировать
шахматные
позиции
со
стрелкой
на
диаграмме, затем используя шахматную нотацию.
4
На
четвертом
этапе
учащиеся
самостоятельно
решают задачи за шахматной доской, фиксируют решение
диаграмм на бланках, используя шахматную нотацию.
На
пятом
этапе
учащиеся
выполняют
задания
и
решают задачи на диаграммах,
в том числе многоходовые
задачи. Самостоятельно придумывают шахматные позиции
в виде простейших задач (мат в 2 – 3 хода, постановка мата
в комбинациях).
Проводим такие виды занятий, как онлайн-уроки,
уроки
-
диспуты
(консультационные
партии),
уроки
разбора
и
анализа
партий-первоисточников,
уроки
по
теории
дебюта
(миттельшпиля,
эндшпиля),
блиц
–
турниры, конкурсы решения позиций, уроки – экзамены.
Новизна
в
нашей
работе
–
это
использование
электронного учебника «Мышление схемами», в который
включены
примеры
эталонной
стратегической
игры
и
более
трёхсот
стратегических
позиций
для
решения
из
творчества шахматистов – чемпионов мира.
Важнейшее
достоинство
мышления
схемами
состоит
в
том,
что
во
многих
позициях
оно
даёт
шахматистам,
владеющим
этим
методом,
преимущество
перед
теми,
кто
делает
ставку
на
расчёт.
Постоянная
тренировка этого элемента вырабатывает у шахматистов
интуицию
и
позиционное
чутьё.
Традиционное
представление
о
мышлении
схемами
относится
к
эндшпилю. А вот миттельшпиль – это самая сложная часть
шахматной партии. Использование электронного учебника
по мышлению схемами в тренировке юных шахматистов
наиболее
эффективно.
Мы
каждые
полгода
стараемся
отслеживать результаты детей, которые используют эти
схемы,
и
детей,
которые
занимаются
по
традиционным
методикам.
Эффект
применения
данного
учебника
позволяет
решить
важнейшие
задачи
этапа
завершения
обучения
учащихся
в
младших
классах:
обеспечить
5
владение техникой шахматной игры и развивать мышление
юных шахматистов. Поэтому и результаты воспитанников
говорят сами за себя.
6