Напоминание

основы постановки дыхания и амбушюра на гобое


Автор: Кожина Олеся Дмитриевна
Должность: педагог по гобою
Учебное заведение: МБУ ДМШ №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: учебная программа
Тема: основы постановки дыхания и амбушюра на гобое
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основы постановки дыхания и амбушюра на гобое.

1.отбор и начальный период обучения игре на гобое

2.Амбушюр

3.Дыхание

4.Общие рекомендации

Гобой в наше время остается достаточно редким инструментом. Среди

деревянных

духовых

большой

популярностью

продолжает

пользоваться

флейта,меньше кларнет. Конечно,это связано с технологической сложностью

инструмента. И тем не менее, детей,обучающихся игре на гобое становится

больше. Стали доступны ученические модели гобоя, что позволяет начать

обучение с 7 и даже 6 летнего возраста. Для сравнения: лет 15 назад начинали

обучение не раньше 10-11 летнего возраста. При отборе педагог должен

провести беседу с родителями, узнать о состоянии здоровья ребенка, наличия у

поступающего хронических заболеваний. Определяющим фактором при отборе

на духовой инструмент является сохранение здоровья ребенка. Если ребенок по

здоровью не может заниматься на гобое в раннем возрасте,но имеет большое

желание,ему может быть рекомендовано 3-4 летнее обучение на блок флейте.

Вместе с хорошим состоянием здоровья,ученик должен иметь правильное

строение челюстей и зубов. Губы не должны быть излишне полными. Короткая

верхняя губа может служить серьезным препятствием для обучения: чтобы

изолировать трость от соприкосновения с верхними зубами требуется излишнее

усилие круговой мышцы рта,в результате чего звук будет зажатым. Язык должен

быть подвижным. Наличие широкого,толстого языка сильно затруднит работу

над стаккато. Так же следует обратить внимание на строение рук и пальцев.

Руки должны быть ровные, пальцы не очень короткие и подвижные.

Прежде чем приступить к извлечению звука, следует познакомить ученика

с гобоем в собранном и разобранном виде, научить самостоятельно собирать и

разбирать инструмент. Необходимо следить, чтобы при этом не погнулся тот

или иной клапан.

Правильная постановка губ , так называемый амбушюр — одна из основ

развития технических возможностей ученика. До того как он впервые возьмет

гобой в руки, необходимо одно или два занятия посвятить извлечению звука на

трости, без инструмента. Дело в том,что одновременно осваивать положение

губ на трости, прием дыхания, постановку пальцев, рук

и корпуса

начинающему очень трудно. Работа же с тростью концентрирует внимание на

важнейших

узловых

моментах

звукоизвлечения:

положении

амбушюра,

принципе дыхания и ударе языка. Занимаясь на одной трости( желательно перед

зеркалом,чтобы

освоить

и

внешнюю

форму

постановки),ученик

обязан

удерживать звук на определенной высоте не повышая и не понижая его.

Положение корпуса при игре. « Термин «постановка», - пишет Б.А. Диков,

носит

собирательный

характер

и

означает

совокупность

правил,

относящихся к взаимоположению корпуса , головы, рук, ног играющего и

инструмента. Задача правильной постановки предельно ясна: она должна

способствовать достижению высоких исполнительских результатов при

наименьшей затрате сил со стороны играющего.» Стоять необходимо

прямо, без всякого напряжения, слегка расставив ноги, голова не

откидывается назад и не наклоняется вперёд, а составляет прямую линию

с корпусом. Инструмент держать у рта под углом 50-60 градусов. Руки

слегка отходят от боков,чтобы не стеснять дыхание. Пальцы правой руки

должны находиться на нижней части гобоя. Большой палец левой руки

находится между октавным клапаном и клапаном си- бемоль когда как

указательный,средний и безымянные пальцы обеих рук- над звуковыми

отверстиями. Пальцы располагаются не слишком высоко,но и не слишком

низко с таким расчетом,чтобы сохранить их ударную силу. Это относится

также и к обоим мизинцам. Отверстия необходимо закрыть подушечками

пальцев, положение которых должно быть полусогнутым.При этом,

однако, следует избегать слишком сильного,судорожного нажатия на

клапаны. Мизинец левой руки необходимо держать над клапаном соль-

диез; этот палец служит не только для данного клапана,но и для

находящихся рядом клапанов фа, ре- диез и си малой октавы. Мизинец

правой руки необходимо держать над клапаном ре-диез ,а также

находящимися рядом с ним до и до-диез. В начале обучения учащийся

часто опускает оба мизинца под инструмент и поднимает их тогда. Когда

они должны действовать. Следует следить за искоренением этой вредной

привычки, чтобы она не вошла в постоянную практику. В идеальном

варианте первые 2-3 месяца занятия по специальности должны быть 3,4

раза в неделю,чтобы учащийся большую часть занятия на гобое

находился в поле зрения учителя. Это значительно укрепит начальные

шаги ученика и будет способствовать лучшему усвоению правильных

навыков. В задачу педагога входит также и воспитание любви к

инструменту,желание охотно учиться на гобое. Начинающим необходимо

рекомендовать слушать симфонические концерты и оперные спектакли.

Стоит особенно подчеркнуть роль педагога,иллюстрирующего на уроке

исполняемое произведение ученика, штрихи и фразы.

Приступая к занятиям на инструменте следует принят

соответствующее положение корпуса: стоять прямо, без напряжения, руки

слегка отвести от боков. Для извлечения звука на гобое следует слегка

завернуть обе губы внутрь положив их соответственно: нижнюю поверх

нижнего ряда зубов, верхнюю- под верхний. Язык остаётся вытянутым,

его кончик касается основания передних зубов нижней челюсти. Конец

трости помещается в середине нижней губы. Это так называемая

немецкая постановка. Такую поставку называют игрой на «улыбке».

Другое положение губ при игре на гобое, связано с введением

французской

системы

инструмента.

Оно

основано

на

знании

физиологии

,способствует

освобождению

и

нормальному

функционированию круговой мышцы рта и радиарных мышц. Губы

принимают «о»-образное,слегка растянутое для того, чтобы изолировать

трость от соприкосновения её с зубами. Губы плотно облигают трость,

препятствуя проникновению воздуха в полость между щеками и губами с

одной стороны и зубами с другой. Губы слегка прикрывают зубы, которые

не должны смыкаться, и образуют в середине мускулистую «подушечку»,

которая держит трость и управляет ею. Таким образом восстанавливается

функция круговой мышцы рта, которая берет основную нагрузку при

игре. Английская гобоистка Эвелин Ротуэл подробно описала такую

постановку губ в своей книге «Техника гобоя».

Первые упражнения посвящаются звукам среднего регистра

{си,ля,соль первой октавы},которые извлекаются сравнительно легко.

Следует учесть силу дыхания. Чем активнее выдох и громче звук, тем

свободнее трость удерживается в губах. Чем слабее выдох и тише звук,

тем плотнее держится трость в губах. При вдохе, а также во время

коротких пауз трость остаётся на нижней губе, иначе при возобновлении

игры трость не успеет вернуться в игровое положение.

Необходимо избегать излишнего напряжения в губах, руках и

пальцах.

Напряжение

неизбежно

отрицательно

сказывается

на

исполнении. Вместе с тем качество исполнения во многом зависит от

внешних причин. Так, неудачно подобранная трость может быть

причиной нарушения четкости звукоизвлечения и чистоты интонации.

Аналогичные последствия влечет за собой игра на не исправном

инструменте. Достижению качества звука чистоты интонации и точности

звукоизвлечения должно быть уделено особое внимание на протяжении

всего обучения.

Одним из главных средств выразительности при исполнении на

духовом инструменте является дыхание. Чем лучше оно развито, тем ярче

и разнообразнее может быть исполненно произведение.

Исполнительское дыхание у играющих на духовых инструментах

существенно отличается от естественного и главное отличие заключается

в разнице вдоха и выдоха по времени. При исполнительском дыхании

вдох быстрый и короткий производится не через нос, а в основоном через

рот; выдох, как того требует исполнение той или иной фразы,более или

менее продолжительной и равномерной. Исполнительское дыхание

гобоиста, в отличие от играющих на других инструментах имеет одну

особенность, а именно; трость, обладающая очень узким отверстием

пропускает ограниченное количество воздуха поэтому гобоист не может

освободится от всего воздуха,полученного им при вдохе. В тоже время

при

не

полном

объёме

воздуха

в

лёгких

звук

становится

не

выразительным и прерывистым. Для получения хорошего тона требуется

воздушная струя, которая проходила бы в отверстии трости быстро и под

сильным давлением. В результате указанной специфики с каждым вдохом

остаётся

всё

больше

воздуха

насыщенного

углекислотой.

Чтобы

избавится от излишков перед вдохом гобоист должен делать выдох. Это

делается при помощи диафрагмы и мышц живота, которые выталкивают

воздух

с

предельной

быстротой

после

чего

должен

последовать

нормальный вдох. При игре на гобое должен использоваться грудо-

брюшной тип дыхания,в нём принимают участия в одинаковой мере

рёбра

грудной

клетки

и

диафрагма.

Объём

лёгких

достигает

максимального размера, что улучшает газовый обмен, нагрузка на

дыхательные мышцы распределяется равномерно, в следствие чего они

менее утомляются. И наконец равномерная работа всей дыхательной

мускулатуры позволяет менять глубину вдоха и выдоха.

Техника

развития

исполнительского

дыхания-это

длительный.

Постепенный процесс,который нельзя форсировать: он сочетается с

развитием губного аппарата и техникой языка, находится во взаимосвязи

с музыкальным развитием.

Учебный

процесс

требует

последовательности

и

систематичности.

Он

представляет собой своеобразную лестницу в развитии как исполнительских

навыков, так и музыкально-художественного мышления. Каждая из ступени

этой лестницы получает отражение в планах индивидуальной работы с

учащимися. Принцип индивидуального подхода к каждому ученику , с учетом

его способностей и возможностей.

Жизнь

сталкивает

преподавателя с

учениками

различного

уровня

и

нужно

обладать

большой

гибкостью,

профессиональным умением, чтобы найти подход к каждому из них. Я считаю,

что никакая теоретическая схема не сможет заменить живого общения и

взаимопонимания ученика и педагога!



В раздел образования