Автор: Лапина Татьяна Ивановна
Должность: педагог доп образования
Учебное заведение: Центр Детского Творчества
Населённый пункт: РХ Хакасия с Таштып
Наименование материала: доклад
Тема: Использование педагогических технологий на занятиях кружка (Сказкотерапия- как средство развития личности ребёнка)
Раздел: дополнительное образование
Использование педагогических
технологий
на занятиях кружка ИЗО.
«Сказкотерапия - как средство
развития личности ребенка»
(Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование
-разное)
Лапина Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Таштыпский районный ЦДТ»
Работая несколько лет руководителем кружка ИЗО в Центре Детского Творчества,
по программе «Путешествие в мир искусства», я столкнулась с жизненными
ситуациями, с проблемой волнующей не только педагогов, но и родителей.
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста.
Кого и чего боятся современные дети? Чаще всего боязнь нового, испуг, темноты,
сказочных персонажей, животных, конфликты. Страхи детей – плод их богатого
воображения. Можно добавить страхи, которые в значительной мере сформированы
потоком информации, поступающих со всех сторон.
. Телевизионные передачи, виртуальные игры, страх войны, катастрофы и т д.
И есть несколько случаев общения с гиперактивными детьми.
Обнаружив таких детей, я стала искать выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время педагоги дополнительного образования все более осознанно начали
использовать все новые педагогические технологии.
На сегодняшний день их, очень много и я применяю в своей работе.
Следующие технологии:
личностно - ориентированного обучения (обучение основано на
индивидуальных
познавательных способностей)
групповые технологии - (обучение на основе общения)
исследовательского – проблемного обучения (поиск новых проблем, решение
задач)
игровые технологии - (подвижные игры, познавательные, для снятия стрессов)
здоровьесберегающие технологии - (средства двигательной направленности,
оздоровительной силы природы).
Так как, я работаю с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Хотелось бы чего - нибудь более оригинального, доступного и приемлемого для детей.
Прочитав много литературы, пришла к такому выводу – попробовать применить
технологию - сказкотерапии.
Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира.
Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку
своей особой сказки… Процесс познания в наиболее созвучной нашей душе образной
форме.
Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, « что дети находят в волшебных
историях отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером
положительного героя в борьбе со своими страхами проблемами. Кроме того, рассказы,
сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды
или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».
Целью моей работы является:
«Увлечь детей в сказочный мир, мир фантазий и пробуждение интереса к сказкам».
Работа с ребенком - это процесс, который требует осторожности и деликатности.
Как утверждает В.Оклендер, «сказкотерапия – это мощное средство самовыражения,
которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечить путь для проявления
чувств. Это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе каждого
ребенка. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды,
мифы, небылицы, воображения ребенка, случаи из жизни или специально придуманные
истории.
И я на занятиях потихоньку не навязчиво стала рассказывать истории из своего детства,
чего я боялась и как справилась со своими страхами.
Сказка разворачивается в определенной последовательности и имеет свою структуру;
Ритуалы вхождения в сказку:
( примеры)
1. Включение аудиозаписи с различными звуками (пение птиц, журчание ручейка, и т д )
Звуковое сопровождение
2. Сейчас подует волшебный ветерок, и каждый кто, искупается в его чудесных потоках,
перенесется в сказку. ( включение вентилятора ).
3 Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: если
смотреть на него не отрываясь, то переносишься куда захочешь
.
Выбранный ритуал должен также повторится и в конце занятия. (выход из сказки).
И имеет свою структуру:
Начало сказки (где это было? кто главные герои?)
Вызов (что случилось? что побудило к действию?)
Дорога (что делать для решения проблемы?)
Спутники – союзники (кто помогает героям?)
Враг (кто препятствует достижению цели?)
Битва (как герои справились с трудностями?)
Победа (каких положительных результатов достигли
герои?)
Нельзя сразу анализировать и обсуждать сказки, рассказы после их прочтения. Дайте
ребенку, погрузится в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и
событиями придуманного мира. Позже, например, на следующей встрече можно обсудить,
продолжить рассказывание или сделать зарисовки, основываясь на впечатлении от
прочитанного, увиденного, услышанного.
Некоторые думают, что сказкотерапия – это « детский метод». В том смысле, что он
адресован живому творческому созидательному открытому « детскому началу» в человеке.
«Детский» в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это «слоеный пирог». В
каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказки, следим за увлекательным сюжетом,
начинаем рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, Сказочные
истории содержат информацию о динамике жизненных процессов, в сказках можно найти
полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки
в детстве, человек накапливает в бессознательном символический «банк жизненных
ситуаций». В процессе работы учитывается жизненный опыт ребенка.
Сказкотерапия – процесс активации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки
связаны с волшебством, а что такое Волшебство? Волшебный мир - это невидимый
духовный аналог видимой природы, населенный сотнями любопытных существ,
называемыми природными духами. Это – ( Духи земли – гномы, Духи воды – ундины,
Духи огня – саламандры, Духи воздуха – сильфы ). Духи на самом деле являются
живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития
личности.
Если рассказывать ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих
в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве у него будет желание, необдуманно ломать
ветки и рвать цветы.
Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя - ундина,
захочется ли ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить - духи, и она станет
мертвой.
Сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг, это еще и
терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться
потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а
главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны….
Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.
Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира, оно связано с
творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо
глазом, но ощутимо сердцем.
Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит вокруг нас, постепенно
улучшая окружающий мир.
На занятиях я опираюсь на следующие виды сказок:
ВИДЫ СКАЗОК:
Дидактические ( в форме учебного задания)
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения) дети
рисуют, играют, сочиняют, слушают звуки природы, воображают,
колдуют.
Психотерапевтические ( для лечения души, с образом главного героя,
доброго волшебника) дети рисуют иллюстрации.
Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка)
читаем проблемную сказку, не обсуждая, давая возможность побыть
ребенку наедине с самим собой и подумать.
Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
Народные ( с идеями добра и зла, мира, терпения
Сказки о животных;
Бытовые сказки;
Страшные сказки;
Волшебные сказки
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у
него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых
рассуждений, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы,
которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа.
Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки
отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность
понять жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках, обычно
передается самое сокровенное и характерное для нации, поэтому ребенок может
проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою
очередь, может помочь ребенку научится понимать людей, живущих в других странах.
Вывод:
Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка, ни мечты, ни волшебной
страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы
они в чужой стране, где люди живут иными проблемами.
Применяя сказкотерапию на своих занятиях, я учу отличать добро и зло, щедрость и
жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство,
избавление от страха. Именно сказки будят наше воображение и фантазии. Это
уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для
собственной судьбы. И ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами
воспитательно-образовательной работы с детьми. Сказкотерапия оказывает
положительное воздействие на воспитанников. Они приобретают уверенность в самих
себя, стали более активными, и я думаю, что добилась положительных результатов и буду
работать в дальнейшем. Общий вывод однозначен. Нельзя автоматически перенести чужой
опыт в свою практику, пока сам, не определишься, что для тебя нужно. Когда видишь свою
цель, то и добиваешься положительных результатов.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики,
психотерапии, изодеятельности и других культур.
Приложение
Сказка – история
У меня есть знакомая девочка по имени Наташа. Мама как то на ночь рассказала ей сказку
о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые
богатыри, ни злые колдуньи, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Сколько
ему ни рубили головы, на их месте вырастали новые. Это было очень страшная сказка. С
тех пор Наташа плохо спала, каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в
спальню врывается огнедышащий Дракон и…Наташа в ужасе просыпалась.
Так ей каждую ночь было страшно. Родители стали беспокоится, как помочь?
И когда Наташа рассказала мне свой сон, я вспомнила, что где-то я читала, про такой
случай, что все драконы – большие сластены, они очень любят конфеты и печенье.
Посоветовала Наташе оставить перед сном возле кровати блюдо со сластями и досмотреть
сон до конца.
При встрече Наташа рассказала мне продолжение своего сна. Когда Дракон ворвался в
комнату и уже хотел на нее наброситься, он увидел блюдо с конфетами. Осторожно
подошел к ним и начал набивать рот конфетами. После того как все было съедено, Дракон
тихо прошептал: «Наташа, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить
мне голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я – твой друг. Никого и никогда, не
бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняю Я.
После той ночи Наташу перестали беспокоить ночные кошмары.