Напоминание

"Взаимодействие с родителями в условиях детского сада"


Автор: Доценко Елена Георгиевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГАОУ Школа "Шик 16", ДО №1 "Умка"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями в условиях детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие с родителями в условиях детского сада В условиях предшкольного образования тесное сотрудничество с семьей становится решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить только тогда, когда родители общаются и играют с детьми дома, используя при этом рекомендации и консультации профессиональных педагогов. На семинарах-практикумах идет обучение родителей конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах деятельности. Большинство таких «встреч» с родителями строятся на их вопросах к сотрудникам дошкольного учреждения «Как помочь ребенку в домашних условиях по определенной проблеме?» С проблемой невнимательности детей родители сталкиваются чаще всего. Развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Предлагая ребенку искать в лесу ягоды, собирать на берегу моря ракушки, выбирая нужные детали конструктора, мало кто из взрослых задумываются над тем, что они тем самым способствуют тренировке внимания. Развитие внимания ребенка – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут помочь некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Приведем лишь некоторые из них. Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте или на поле с картинками закрывать заданную цель. Предложите ребенку поиграть в «Сыщика» и помочь отыскать и обвести (зачеркнуть, закрыть) определенную фигуру. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Во время приготовления ужина поиграйте со своим ребенком в игру «Внимательный фотограф». Посмотрев на разделочный стол и «сфотографировав» глазами все ингредиенты, подготовленные для супа, ребенок отворачивается и пытается перечислить то, что лежало на столе.
Тренировка распределения внимания. Ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, выполнение корректурного задания и прослушивание детской песенки). Через 5-10 минут после окончания упражнения спросить «Вспомни, какая песенка звучала, когда ты был «сыщиком»?». Определяется эффективность выполнения каждого задания. Проводя тренинги, деловые игры, семинары-практикумы на проблемы с которыми чаще всего обращаются родители по поводу своих детей, педагоги- специалисты чаще всего погружают их в атмосферу игры. Что бы они знали, как правильно, играя с ребенком дома, достичь положительных результатов. Игры на развитие логического мышления. Во время этих игр, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, выделять видо-родовые понятия. «Найди лишний предмет». Для родителей предлагается коробка, в которой среди предметов одежды лежит одна игрушка. «Загляните в коробку, какой предмет лишний (отличается от остальных)? Почему вы так считаете?». В домашних условиях игрушку (карандаш, конфетку) можно поместить на полочку с детской одеждой и привлечь внимание ребенка к этой полке. Например, «В твоем шкафу сегодня пошалил Ветерок». Загляни и скажи, что там не так? Почему ты так решил?» Во второй коробке лежит набор рабочих инструментов и блокнот. «Посмотрите и назовите лишний предмет. Почему вы так считаете? А вдруг этот предмет лежит здесь не случайно. Тогда для чего он там?» Выслушиваются все версии и предположения. А дома родители дают и свою версию, если предположения ребенка далеки от истины. Игра «Аналогии» поможет определить у ребенка сформированность основ словесно-логического мышления. Ему называются три слова. Два первых – пара (как то связаны между собой). Нужно подобрать пару к третьему слову. Например: день - ночь, лето - … (зима); окно - стекло, ключ - … (железо или металл); ведро - мусор, портфель - … (книга, тетрадь). Чтобы ребенок понял смысл подбора слов, взрослый должен объяснить аналогию первой пары слов, вторую и третью пару пусть объяснит сам ребенок. Если ребенок понял смысл игры, то называет слова без объяснения. Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Рифма». «Незнайка решил сочинять стихи, но к некоторым словам никак не может подобрать рифу (слова одинаковые по звучанию). Ты поможешь ему?» Например: жук - лук, мишка - … (шишка), коза - … (стрекоза), мыло - … (шило) и т.д. Игра «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах. «Помоги старой Сове услышать первый и последний звук в слове «зонт», «гора», «игла» и т.д. Следите, что бы ребенок называл именно звук, а не букву. Не забывайте хвалить своего малыша и поблагодарить от имени Совы. Игра «Угадай слово». «Я загадал слово, оно начинается на звук «к», а заканчивается на «а». Какое слово я загадал?» Выслушайте несколько вариантов слов в этой комбинации, каждый раз говоря «Это слово подходит, но я загадал другое», а потом признайте ребенка «победителем!» Например: каша, корова, кошка, кормушка и т. д. Игры на обогащение словарного запаса. Игра «Говорящий предмет». Родители рассаживаются кружком, им предлагается «чудесный мешочек» в котором живут различные предметы. Один взрослый достает с закрытыми глазами любой из предметов и говорит а) «какой он?», б) «что он (она) умеет делать?» после чего передает соседу, который в свою очередь тоже одним словом отзывается о нем. И так - по кругу. Например: Из мешочка достали игрушку – медведя: «Это медвежонок, он а) пушистый, косолапый, забавный, бурый, легкий и т. д.; б) ходит, спит, лежит, бродит, лазает по деревьям, сосет лапу и т.д.» Дома родители могут организовать свой маленький кружок. Игра «Умный мячик». Ведущий стоит в центре кружка и по очереди бросает мяч в руки родителям, задавая вопросы на словообразования. Родители должны подумать и дать правильный ответ, вернув мяч обратно. Например: «Дом построен из кирпича, значит дом …(кирпичный); лист упал с клена, значит он…(кленовый); ваза из стекла, значит она …(стеклянная) и т.д. Гуляя на детской площадке с ребенком можно перекатывать (бросать) мячик, придумывая различные вопросы. Игра «Раздели слово». Несколько родителей встает возле стульев, поставленных в ряд возле одной стены в комнате. По очереди каждый достает из конверта картинку и делает вперед столько шагов, сколько слогов в слове (в названии этой картинки). Предлагается по 3 – 4 картинки на игрока. После этого нужно как можно быстрее вернуться на свое место, придумав свои слова (чем больше слогов в словах, тем скорее доберешься до цели).
Можно усложнить задание, задав тему («Овощи», «Мебель», «Транспорт» и др.) для слов, которые помогут вернуться на место. В эту игру с детьми можно играть как дома, так и во дворе на прогулке. Игра «Летел лебедь» поможет закрепить умения в счете, быть внимательным и развить чувство ритма. Все родители садятся в круг и, повернув правую ладонь вниз, а левую – вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха в такт слову, хлопая по ладони соседа справа: «Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером …» Тот, кому выпадает очередь отвечать, называет любое число (в пределах возможности счета ребенком). Его сосед вместе с хлопком начинает счет. Задача последнего игрока – «не зевать» и успеть убрать руку прежде, чем прозвучит конечное (загаданное) число. Задачу можно усложнить, если начинать счет с задуманного числа (обратный счет) или считать «двойками» (2, 4, 6, 8, 10 и т.д.; или 15, 13, 11, 9, 7 и т.д.) В эту считалку дети играют с удовольствием даже в паре. Разнообразные игры и упражнения на развитие высших психических функций представлены во многих методических пособий и литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе такой работы, состоит в том, что такие занятия с ребенком должны быть систематическими. Задания нужно предлагать в форме игр, соревнований и проводить их как бы между прочим: например, по дороге в магазин, на прогулке, передвигаясь на машине, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях – заинтересованность взрослых, их внимание к ребенку, его успехам и достижениями.


В раздел образования