"Взаимодействие с родителями в условиях детского сада"
Автор: Доценко Елена Георгиевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГАОУ Школа "Шик 16", ДО №1 "Умка" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие с родителями в условиях детского сада" Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с родителями в условиях детского сада
В условиях предшкольного образования тесное сотрудничество с семьей
становится решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может
получить только тогда, когда родители общаются и играют с детьми дома,
используя при этом рекомендации и консультации профессиональных
педагогов. На семинарах-практикумах идет обучение родителей конкретным
приемам и методам развития ребенка в разных видах деятельности.
Большинство таких «встреч» с родителями строятся на их вопросах к
сотрудникам дошкольного учреждения «Как помочь ребенку в домашних
условиях по определенной проблеме?»
С проблемой невнимательности детей родители сталкиваются чаще всего.
Развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую
целенаправленную деятельность. Предлагая ребенку искать в лесу ягоды,
собирать на берегу моря ракушки, выбирая нужные детали конструктора,
мало кто из взрослых задумываются над тем, что они тем самым
способствуют тренировке внимания. Развитие внимания ребенка – процесс
достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического
развития. В этой непростой работе родителям могут помочь некоторые
специальные упражнения и задания, направленные на тренировку
различных свойств внимания. Приведем лишь некоторые из них.
Развитие концентрации внимания.
Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку
предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном
тексте или на поле с картинками закрывать заданную цель. Предложите
ребенку поиграть в «Сыщика» и помочь отыскать и обвести (зачеркнуть,
закрыть) определенную фигуру. Такие упражнения позволяют ребенку
почувствовать, что значит «быть внимательным», и развивать состояние
внутреннего сосредоточения.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Во время приготовления ужина поиграйте со своим ребенком в игру
«Внимательный фотограф». Посмотрев на разделочный стол и
«сфотографировав» глазами все ингредиенты, подготовленные для супа,
ребенок отворачивается и пытается перечислить то, что лежало на столе.
Тренировка распределения внимания. Ребенку предлагается одновременное
выполнение двух разнонаправленных заданий (например, выполнение
корректурного задания и прослушивание детской песенки). Через 5-10 минут
после окончания упражнения спросить «Вспомни, какая песенка звучала,
когда ты был «сыщиком»?». Определяется эффективность выполнения
каждого задания.
Проводя тренинги, деловые игры, семинары-практикумы на проблемы с
которыми чаще всего обращаются родители по поводу своих детей, педагоги-
специалисты чаще всего погружают их в атмосферу игры. Что бы они знали,
как правильно, играя с ребенком дома, достичь положительных результатов.
Игры на развитие логического мышления.
Во время этих игр, ребенок учится устанавливать причинно-следственные
связи, выделять видо-родовые понятия.
«Найди лишний предмет». Для родителей предлагается коробка, в которой
среди предметов одежды лежит одна игрушка. «Загляните в коробку, какой
предмет лишний (отличается от остальных)? Почему вы так считаете?».
В домашних условиях игрушку (карандаш, конфетку) можно поместить на
полочку с детской одеждой и привлечь внимание ребенка к этой полке.
Например, «В твоем шкафу сегодня пошалил Ветерок». Загляни и скажи, что
там не так? Почему ты так решил?»
Во второй коробке лежит набор рабочих инструментов и блокнот.
«Посмотрите и назовите лишний предмет. Почему вы так считаете? А вдруг
этот предмет лежит здесь не случайно. Тогда для чего он там?»
Выслушиваются все версии и предположения. А дома родители дают и свою
версию, если предположения ребенка далеки от истины.
Игра «Аналогии» поможет определить у ребенка сформированность основ
словесно-логического мышления. Ему называются три слова. Два первых –
пара (как то связаны между собой). Нужно подобрать пару к третьему слову.
Например: день - ночь, лето - … (зима); окно - стекло, ключ - … (железо или
металл); ведро - мусор, портфель - … (книга, тетрадь).
Чтобы ребенок понял смысл подбора слов, взрослый должен объяснить
аналогию первой пары слов, вторую и третью пару пусть объяснит сам
ребенок. Если ребенок понял смысл игры, то называет слова без объяснения.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Рифма». «Незнайка решил сочинять стихи, но к некоторым словам
никак не может подобрать рифу (слова одинаковые по звучанию). Ты
поможешь ему?» Например: жук - лук, мишка - … (шишка), коза - …
(стрекоза), мыло - … (шило) и т.д.
Игра «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний
звуки в словах. «Помоги старой Сове услышать первый и последний звук в
слове «зонт», «гора», «игла» и т.д. Следите, что бы ребенок называл именно
звук, а не букву. Не забывайте хвалить своего малыша и поблагодарить от
имени Совы.
Игра «Угадай слово». «Я загадал слово, оно начинается на звук «к», а
заканчивается на «а». Какое слово я загадал?» Выслушайте несколько
вариантов слов в этой комбинации, каждый раз говоря «Это слово подходит,
но я загадал другое», а потом признайте ребенка «победителем!» Например:
каша, корова, кошка, кормушка и т. д.
Игры на обогащение словарного запаса.
Игра «Говорящий предмет». Родители рассаживаются кружком, им
предлагается «чудесный мешочек» в котором живут различные предметы.
Один взрослый достает с закрытыми глазами любой из предметов и говорит
а) «какой он?», б) «что он (она) умеет делать?» после чего передает соседу,
который в свою очередь тоже одним словом отзывается о нем. И так - по
кругу. Например: Из мешочка достали игрушку – медведя: «Это медвежонок,
он а) пушистый, косолапый, забавный, бурый, легкий и т. д.; б) ходит, спит,
лежит, бродит, лазает по деревьям, сосет лапу и т.д.»
Дома родители могут организовать свой маленький кружок.
Игра «Умный мячик». Ведущий стоит в центре кружка и по очереди бросает
мяч в руки родителям, задавая вопросы на словообразования. Родители
должны подумать и дать правильный ответ, вернув мяч обратно. Например:
«Дом построен из кирпича, значит дом …(кирпичный); лист упал с клена,
значит он…(кленовый); ваза из стекла, значит она …(стеклянная) и т.д. Гуляя
на детской площадке с ребенком можно перекатывать (бросать) мячик,
придумывая различные вопросы.
Игра «Раздели слово». Несколько родителей встает возле стульев,
поставленных в ряд возле одной стены в комнате. По очереди каждый
достает из конверта картинку и делает вперед столько шагов, сколько слогов
в слове (в названии этой картинки). Предлагается по 3 – 4 картинки на игрока.
После этого нужно как можно быстрее вернуться на свое место, придумав
свои слова (чем больше слогов в словах, тем скорее доберешься до цели).
Можно усложнить задание, задав тему («Овощи», «Мебель», «Транспорт» и
др.) для слов, которые помогут вернуться на место.
В эту игру с детьми можно играть как дома, так и во дворе на прогулке.
Игра «Летел лебедь» поможет закрепить умения в счете, быть
внимательным и развить чувство ритма. Все родители садятся в круг и,
повернув правую ладонь вниз, а левую – вверх, соединяют свои ладони с
ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха в такт слову,
хлопая по ладони соседа справа: «Летел лебедь по синему небу, читал газету
под номером …» Тот, кому выпадает очередь отвечать, называет любое число
(в пределах возможности счета ребенком). Его сосед вместе с хлопком
начинает счет. Задача последнего игрока – «не зевать» и успеть убрать руку
прежде, чем прозвучит конечное (загаданное) число. Задачу можно
усложнить, если начинать счет с задуманного числа (обратный счет) или
считать «двойками» (2, 4, 6, 8, 10 и т.д.; или 15, 13, 11, 9, 7 и т.д.)
В эту считалку дети играют с удовольствием даже в паре.
Разнообразные игры и упражнения на развитие высших психических
функций представлены во многих методических пособий и литературе.
Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе такой
работы, состоит в том, что такие занятия с ребенком должны быть
систематическими. Задания нужно предлагать в форме игр, соревнований и
проводить их как бы между прочим: например, по дороге в магазин, на
прогулке, передвигаясь на машине, во время приготовления ужина и т.д.
Самое главное в таких занятиях – заинтересованность взрослых, их внимание
к ребенку, его успехам и достижениями.