Напоминание

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста. «Поговорим о домотканом половике»


Автор: Колесова Ирина Васильевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №101
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста. «Поговорим о домотканом половике»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Праздник

«Поговорим о домотканом половике».

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

К

сожалению,

в

наше

время фольклор

имеет

в

основном,

музейный

характер. В быту мало кто его использует. ... И только последовательное, умелое

приобщение детей

может воспитать в них уважение к русским традициям.

Дети,

соприкоснувшиеся

с

традиционной

русской

культурой,

понимающего

значение фольклора. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества,

как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный

праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к

естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее

важным датам народного календаря. Формы проведения праздника

разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы,

как праздник, интересна еще и потому, что не бывает пассивных зрителей:

каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру.

Наш праздник проводится в музыкальном зале, который оформлен в виде

русской деревенской избы. Где есть печь с чугунами, кочергой, ухватом,

заслонкой, столы накрытые скатертью, а на столах стоит самовар, сахарница,

баранки и т.д. , лавки, половики и на стене спроецирован ткацкий станок. Так

же корзина с нарезанными нитками в мотках, нитки №10 и челнок.

До проведения праздника с детьми проводятся беседы; показываются

слайды картин по теме; слушают музыку; разучивают игры, песни, хороводы,

У детей присутствуют элементы русского народного костюма (платки-

полушалки, русские рубахи, сарафаны)

Цель: Знакомство с бытом, традициями, обрядами русского севера.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей со строением ткацкого станка, его устройством и

назначением частей;

Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки,

загадки, частушки, песни, игры);

Расширить словарный запас воспитанников

Расширить представление о народных традициях, обычаях;

Актуализировать знания детей о своей малой родине.

Развивающая:

развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.

Воспитательная:

воспитание любви и уважение к традициям родного края;

создание сплоченного коллектива, творческого объединения детей;

Подготовительный период:

Составление сценария;

разучивание с детьми песен, танцев, игр,

проведение репетиций с героями праздника;

Изготовление атрибутов

Ход мероприятия.

Зал оформлен в виде русской избы (в углу печь, стол с посудой, самовар,

полотенца, скатерть, скамьи и т.д.) На полу лежат домотканые половики в

свернутом выде. На стене в большом формате спроецирован ткатцкий

станок, рядом стоит корзина с клубками нарезанной ткани, лежит челнок

Звучит русская народная музыка, в зал входят дети в русских народных

костюмах вместе с хозяйкой праздника, а в зале их встречает Сеня Малина.

Сидит с кошкой играет.

Ведущая: Здравствуйте! Можно к вам в гости!

Сеня Малина: Здравствуйте! Ой, смотри –ка Мурка, к нам сколько гостей

пожаловало. Всех рад вас видеть. С чем пожаловали?

Дети: Хотим у тебя в избе Сеня Малина, сказки послушать, попеть, поиграть

да и хороводы поводить.

Ведущая: Слышали, что ты гостям всегда рад!

Сеня Малина: И то, правда, это я люблю. Проходите, да присаживайтесь!

(Звучит р.н.муз гости заходят, рассаживаются)

Дети проходят по кругу и встают в полукруг. Начинают петь величальную:

Величаем, величаем!

Дорогих гостей, дорогих гостей.

Поздравляем, поздравляем.

Мы вас от души! Мы вас от души!

Счастья желаем, счастья желаем.

Низкий вам поклон, низкий вам поклон.

Ведущая: Вот как раньше встречали дорогих гостей!

Ведущая: Смотрите ребята у Сени Малины сколько здесь музыкальных

инструментов. И ширкунок, и трещетки, и свистульки и даже рубель есть.

- Сеня Малина, а зачем тебе столько музыкальных инструментов?

Сеня Малина: Люблю на них поиграть да и других послушать, кто в гости то

ко мне приходит.

Ведущая: И мы рады в кругу друзей поиграть и тебя позабавить.

Оркестр под р.н.песню «Ах, вы сени.»

Сеня Малина: Ребята, а я -то так играть и петь не могу. Зато я очень хорошо

умею сказки сказывать, да рассказы рассказывать.

Дети: Тогда расскажи нам чего ни будь интересное.

Ведущая: Ребята, посмотрите, что здесь у Сени Малины в избе стоит!

(показывает на ткацкий станок).

Сеня Малина: А! (подходит) Дак это, моя хозяюшка здесь работает, половики

ткет.

Дети: Расскажи нам Сеня малина, как то ткет.

Сеня Малина: Тогда садитесь, да слушайте. Это ткацкий станок. Они бывают

разные. Вот наш

-

деревянный. Состоит из четырех вертикальных брусьев,

которые вверху и на некотором расстоянии от низа соединены по длине

брусками. Поперек станка вертикальные стойки соединяют бруски. Вот этот

ткацкий станок разборный. Верхние бруски шипами вставляют в гнезда,

выдолбленные в средней части вертикальных стоек. Поперечины также

проходят шипами вертикальные стойки . В свою очередь, в этих шипах

выдолблены гнезда под клинья, с помощью которых и укрепляют поперечины в

вертикальных стойках . Приблизительная высота ткацкого станка 2,88 м.

Ширина разная, зависит от заданной ширины ткани, то бишь-половика .

Дабы станок был устойчив и не дрожал во время работы, стойки его следует

способом укрепить к полу или к потолку. Внутри станины устраивают три

следующих главных внутренних части:

1) барабаны для пряжи и готовой ткани;

2) рамки, управляющие нитями основы;

3) приспособление для уплотнения ткани.

Барабанов в станке обычно два. Один из них располагают в задней части

станка; он служит для наматывания на него нитей пряжи, идущей на основу,

которая наматывается в необходимом количестве для образования нужной

ткани. Этот барабан носит название заднего навоя, в отличие от такого же

барабана, называемого передним навоем, располагаемого в передней части

станка и служащего для сматывания на него готовой ткани по мере ее

образования.

А нити основы для работы должны быть натянуты параллельно между собой и

притом в количестве, сообразном ширине предполагаемой к производству

ткани. Им необходимо при этом дать некоторое постоянное натяжение, дабы

ткань не провисала и не получалась от этого неровной и рыхлой. Для этой

именно цели нити основы и навивают предварительно на задний навой, с коего

и сматывают их по мере тканья.

Готовая ткань, как уже сказано, навивается на передний навой , называемый

иногда наборным или товарным и располагается всегда в передней части

станка.

Вторая внутренняя часть станка — это рамки, управляющие взаимным

перемещением нитей основы, необходимым для образования рабочего зева. Эти

рамки получают название ремизок. Обе эти части разводят для образования зева

помощью ремизок, после чего в

образовавшийся зев перебрасывают челнок с

утком, действуя от руки или особой "погонялкой". А еще устраивают так

называемый челнок-самолет, перебрасываемый через зев особым

приспособлением. Чтобы сделать раскрытие зева по возможности большим,

ремизки устраивают таким образом, что в то время, как одна из них

поднимается, другая опускается и протаскиваем челнок с нитью. Затем склиф

придвигаем к себе и закрепляем нить, которая сделана из старой поношенной

одежды, которая пришла в негодность. Ее никто уже носить не будет. Ее

настригают длинной нитью и скатывают в клубок. Вот они у нас лежат в

корзине. Так и получается полотно домотканого половика.

Ведущая: Ребята, глянь те ка, сколько здесь разных половиков! Хороши

половички. Разноцветные, пестрые, домотканые.

(Дети подходят и разглядывают)

Сеня Малина: Ух! А я ребята игру интересную придумал. Нам надо

разделиться на 3 команды. Мы будем сейчас мою избу украшать, застилать

новыми половиками.

(Дети радуются и распределяются в 2 колонны, и слушают объяснение игры).

Сеня Малина: И так! Первые раскатывают половик по прямой, второй

обратно скатывает половик и так далее. Кто первым все сделает, тот и победил.

Игра «Половички»

Сеня Малина: Вот какие вы ловкие, да проворные! А плясать, да хороводы

водить умеете?

Дети: Да.

Сеня Малина: Тогда пора и хороводы с половичками поводить.

(Девочки исполняют хоровод с длинным половиком под музыку «Светит

месяц»)

«Хоровод с половичком»

Сеня Малина: А сейчас пришла пора, поиграть нам детвора.

Ведущая: Какую игру будем играть?

Дети: «Бубен»

Ведущая: Тогда начинаем.

(Считалкой выбирают ведущего – бубен)

Бубен, бубен длинный нос,

Почем в городе овес?

Три копейки с пятаком.

Посиди под колпаком.

(Бубен выходит в центр круга и присаживается)

Бубен сел на пенек,

Просижу хоть весь денёк,

Пожалуйте!

(Игроки ходят по кругу и поют дразнилку)

Бубен сел на пенек, не смог высидеть денек,

В лужу свалился, весь измочился.

Бубен, ты бубен, не валяйся в луже,

А беги за нами, хватай нас руками!

(Бубен вскакивает и гоняется за детьми, пытаясь "осалить".)

Сеня Малина: Наигрались. Присаживайтесь. А сейчас я вам хочу

позагадывать загадки. Все ответы есть в моей избе.

1.Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

2.Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

3.Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

4.Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

5. Сама не ест, а всех кормит (ложка )

6.Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

7.Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

8.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

9.В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

10.Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

11.Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).

12.С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

13.

Это что за простачок, лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге, останавливает ноги? (Половик)

Сеня Малина: Все загадки отгадали! Все, что доме, замечали. Наверно и

частушки про наш северный край знаете?

Ведущая:

1. По задорным по залесьям

Солнце улыбается.

Наши северны частушки

До небес взвиваются.

2.Не таим мы адреса

Мы ведь из Архангельска.

Знаешь ты, и знаю я,

Чем славны наши края!

3. По реке - Двине широкой,

Лодка с парусом плывёт.

У милёнка нос курносый,

Аж до неба достаёт.

4. Ломоносовскою костью,

Все не налюбуются.

И в Париже и в Нью – Йорке

Наша кость красуется.

5. Не ходите, девки, в лес,

Комары кусаются.

А на тех, кто краше всех

Пуще всех бросаются.

6. Кофты белые надели

Поперёк полоски.

Поглядите – ка на нас,

Чем мы не берёзки!

7. Завалите эту речку,

Чтобы не было воды.

Уберите этих девок,

Что бы не было беды.

8. Будьте веселы, здоровы

Всем дарите добрый свет.

Приезжайте к нам на север,

И живите до ста лет!

9. Мы напелись, наплясались,

Вот кака оказия.

Вам спасибо за вниманье,

И за пучеглазие.

10.Что хотели, то пропели,

Как поём судить не нам.

На прощанье скажем дружно:

«До свидания!» - всем вам!

Сеня Малина: Рано еще до свиданья говорить! Поиграем вот с этими

клубочками, тогда и пойдете. Выбирайте! А игра называется «Ляпки»

слушайте правила игры. Для игры берется травяной или сенной мяч. А мы

возьмем тряпичный.

Водящий старался догнать кого-либо и передать ему "ляпку"(мяч)

На тебе ляпку,

Отдай ее другому.

(А играющие убегают и дразнят)

Не дашь ляпок, вырастешь с вершок!

Ведущая: Спасибо тебе Сеня Малина за такое гостеприимство. Много мы всего

узнали, повидали. А сейчас пришла пора домой отправляться нам друзья.

Дети: Спасибо! (кланяются)

Сеня Малина: И вам ребята большое спасибо, что ко мне с моей хозяйкой в

гости заглянули. Приходите еще, да разноцветные, яркие клубки для моей

хозяйки приносите. Она будет очень рада.

Ребенок:

Кто на севере бывал

Ночи белые видал,

Полюбил всей душой

Север наш дорогой.

Дети с ведущим уходят из избы (зала) под народную музыку .



В раздел образования