Автор: Колесова Ирина Васильевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №101
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста. «Поговорим о домотканом половике»
Раздел: дошкольное образование
Праздник
«Поговорим о домотканом половике».
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная записка
К
сожалению,
в
наше
время фольклор
имеет
в
основном,
музейный
характер. В быту мало кто его использует. ... И только последовательное, умелое
приобщение детей
может воспитать в них уважение к русским традициям.
Дети,
соприкоснувшиеся
с
традиционной
русской
культурой,
понимающего
значение фольклора. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества,
как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный
праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к
естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее
важным датам народного календаря. Формы проведения праздника
разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы,
как праздник, интересна еще и потому, что не бывает пассивных зрителей:
каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру.
Наш праздник проводится в музыкальном зале, который оформлен в виде
русской деревенской избы. Где есть печь с чугунами, кочергой, ухватом,
заслонкой, столы накрытые скатертью, а на столах стоит самовар, сахарница,
баранки и т.д. , лавки, половики и на стене спроецирован ткацкий станок. Так
же корзина с нарезанными нитками в мотках, нитки №10 и челнок.
До проведения праздника с детьми проводятся беседы; показываются
слайды картин по теме; слушают музыку; разучивают игры, песни, хороводы,
У детей присутствуют элементы русского народного костюма (платки-
полушалки, русские рубахи, сарафаны)
Цель: Знакомство с бытом, традициями, обрядами русского севера.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей со строением ткацкого станка, его устройством и
назначением частей;
Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки,
загадки, частушки, песни, игры);
Расширить словарный запас воспитанников
Расширить представление о народных традициях, обычаях;
Актуализировать знания детей о своей малой родине.
Развивающая:
развитие социальной, познавательной, творческой активности детей.
Воспитательная:
воспитание любви и уважение к традициям родного края;
создание сплоченного коллектива, творческого объединения детей;
Подготовительный период:
Составление сценария;
разучивание с детьми песен, танцев, игр,
проведение репетиций с героями праздника;
Изготовление атрибутов
Ход мероприятия.
Зал оформлен в виде русской избы (в углу печь, стол с посудой, самовар,
полотенца, скатерть, скамьи и т.д.) На полу лежат домотканые половики в
свернутом выде. На стене в большом формате спроецирован ткатцкий
станок, рядом стоит корзина с клубками нарезанной ткани, лежит челнок
Звучит русская народная музыка, в зал входят дети в русских народных
костюмах вместе с хозяйкой праздника, а в зале их встречает Сеня Малина.
Сидит с кошкой играет.
Ведущая: Здравствуйте! Можно к вам в гости!
Сеня Малина: Здравствуйте! Ой, смотри –ка Мурка, к нам сколько гостей
пожаловало. Всех рад вас видеть. С чем пожаловали?
Дети: Хотим у тебя в избе Сеня Малина, сказки послушать, попеть, поиграть
да и хороводы поводить.
Ведущая: Слышали, что ты гостям всегда рад!
Сеня Малина: И то, правда, это я люблю. Проходите, да присаживайтесь!
(Звучит р.н.муз гости заходят, рассаживаются)
Дети проходят по кругу и встают в полукруг. Начинают петь величальную:
Величаем, величаем!
Дорогих гостей, дорогих гостей.
Поздравляем, поздравляем.
Мы вас от души! Мы вас от души!
Счастья желаем, счастья желаем.
Низкий вам поклон, низкий вам поклон.
Ведущая: Вот как раньше встречали дорогих гостей!
Ведущая: Смотрите ребята у Сени Малины сколько здесь музыкальных
инструментов. И ширкунок, и трещетки, и свистульки и даже рубель есть.
- Сеня Малина, а зачем тебе столько музыкальных инструментов?
Сеня Малина: Люблю на них поиграть да и других послушать, кто в гости то
ко мне приходит.
Ведущая: И мы рады в кругу друзей поиграть и тебя позабавить.
Оркестр под р.н.песню «Ах, вы сени.»
Сеня Малина: Ребята, а я -то так играть и петь не могу. Зато я очень хорошо
умею сказки сказывать, да рассказы рассказывать.
Дети: Тогда расскажи нам чего ни будь интересное.
Ведущая: Ребята, посмотрите, что здесь у Сени Малины в избе стоит!
(показывает на ткацкий станок).
Сеня Малина: А! (подходит) Дак это, моя хозяюшка здесь работает, половики
ткет.
Дети: Расскажи нам Сеня малина, как то ткет.
Сеня Малина: Тогда садитесь, да слушайте. Это ткацкий станок. Они бывают
разные. Вот наш
-
деревянный. Состоит из четырех вертикальных брусьев,
которые вверху и на некотором расстоянии от низа соединены по длине
брусками. Поперек станка вертикальные стойки соединяют бруски. Вот этот
ткацкий станок разборный. Верхние бруски шипами вставляют в гнезда,
выдолбленные в средней части вертикальных стоек. Поперечины также
проходят шипами вертикальные стойки . В свою очередь, в этих шипах
выдолблены гнезда под клинья, с помощью которых и укрепляют поперечины в
вертикальных стойках . Приблизительная высота ткацкого станка 2,88 м.
Ширина разная, зависит от заданной ширины ткани, то бишь-половика .
Дабы станок был устойчив и не дрожал во время работы, стойки его следует
способом укрепить к полу или к потолку. Внутри станины устраивают три
следующих главных внутренних части:
1) барабаны для пряжи и готовой ткани;
2) рамки, управляющие нитями основы;
3) приспособление для уплотнения ткани.
Барабанов в станке обычно два. Один из них располагают в задней части
станка; он служит для наматывания на него нитей пряжи, идущей на основу,
которая наматывается в необходимом количестве для образования нужной
ткани. Этот барабан носит название заднего навоя, в отличие от такого же
барабана, называемого передним навоем, располагаемого в передней части
станка и служащего для сматывания на него готовой ткани по мере ее
образования.
А нити основы для работы должны быть натянуты параллельно между собой и
притом в количестве, сообразном ширине предполагаемой к производству
ткани. Им необходимо при этом дать некоторое постоянное натяжение, дабы
ткань не провисала и не получалась от этого неровной и рыхлой. Для этой
именно цели нити основы и навивают предварительно на задний навой, с коего
и сматывают их по мере тканья.
Готовая ткань, как уже сказано, навивается на передний навой , называемый
иногда наборным или товарным и располагается всегда в передней части
станка.
Вторая внутренняя часть станка — это рамки, управляющие взаимным
перемещением нитей основы, необходимым для образования рабочего зева. Эти
рамки получают название ремизок. Обе эти части разводят для образования зева
помощью ремизок, после чего в
образовавшийся зев перебрасывают челнок с
утком, действуя от руки или особой "погонялкой". А еще устраивают так
называемый челнок-самолет, перебрасываемый через зев особым
приспособлением. Чтобы сделать раскрытие зева по возможности большим,
ремизки устраивают таким образом, что в то время, как одна из них
поднимается, другая опускается и протаскиваем челнок с нитью. Затем склиф
придвигаем к себе и закрепляем нить, которая сделана из старой поношенной
одежды, которая пришла в негодность. Ее никто уже носить не будет. Ее
настригают длинной нитью и скатывают в клубок. Вот они у нас лежат в
корзине. Так и получается полотно домотканого половика.
Ведущая: Ребята, глянь те ка, сколько здесь разных половиков! Хороши
половички. Разноцветные, пестрые, домотканые.
(Дети подходят и разглядывают)
Сеня Малина: Ух! А я ребята игру интересную придумал. Нам надо
разделиться на 3 команды. Мы будем сейчас мою избу украшать, застилать
новыми половиками.
(Дети радуются и распределяются в 2 колонны, и слушают объяснение игры).
Сеня Малина: И так! Первые раскатывают половик по прямой, второй
обратно скатывает половик и так далее. Кто первым все сделает, тот и победил.
Игра «Половички»
Сеня Малина: Вот какие вы ловкие, да проворные! А плясать, да хороводы
водить умеете?
Дети: Да.
Сеня Малина: Тогда пора и хороводы с половичками поводить.
(Девочки исполняют хоровод с длинным половиком под музыку «Светит
месяц»)
«Хоровод с половичком»
Сеня Малина: А сейчас пришла пора, поиграть нам детвора.
Ведущая: Какую игру будем играть?
Дети: «Бубен»
Ведущая: Тогда начинаем.
(Считалкой выбирают ведущего – бубен)
Бубен, бубен длинный нос,
Почем в городе овес?
Три копейки с пятаком.
Посиди под колпаком.
(Бубен выходит в центр круга и присаживается)
Бубен сел на пенек,
Просижу хоть весь денёк,
Пожалуйте!
(Игроки ходят по кругу и поют дразнилку)
Бубен сел на пенек, не смог высидеть денек,
В лужу свалился, весь измочился.
Бубен, ты бубен, не валяйся в луже,
А беги за нами, хватай нас руками!
(Бубен вскакивает и гоняется за детьми, пытаясь "осалить".)
Сеня Малина: Наигрались. Присаживайтесь. А сейчас я вам хочу
позагадывать загадки. Все ответы есть в моей избе.
1.Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
2.Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
3.Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
4.Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).
5. Сама не ест, а всех кормит (ложка )
6.Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
7.Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).
8.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
9.В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
10.Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).
11.Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
12.С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).
13.
Это что за простачок, лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге, останавливает ноги? (Половик)
Сеня Малина: Все загадки отгадали! Все, что доме, замечали. Наверно и
частушки про наш северный край знаете?
Ведущая:
1. По задорным по залесьям
Солнце улыбается.
Наши северны частушки
До небес взвиваются.
2.Не таим мы адреса
Мы ведь из Архангельска.
Знаешь ты, и знаю я,
Чем славны наши края!
3. По реке - Двине широкой,
Лодка с парусом плывёт.
У милёнка нос курносый,
Аж до неба достаёт.
4. Ломоносовскою костью,
Все не налюбуются.
И в Париже и в Нью – Йорке
Наша кость красуется.
5. Не ходите, девки, в лес,
Комары кусаются.
А на тех, кто краше всех
Пуще всех бросаются.
6. Кофты белые надели
Поперёк полоски.
Поглядите – ка на нас,
Чем мы не берёзки!
7. Завалите эту речку,
Чтобы не было воды.
Уберите этих девок,
Что бы не было беды.
8. Будьте веселы, здоровы
Всем дарите добрый свет.
Приезжайте к нам на север,
И живите до ста лет!
9. Мы напелись, наплясались,
Вот кака оказия.
Вам спасибо за вниманье,
И за пучеглазие.
10.Что хотели, то пропели,
Как поём судить не нам.
На прощанье скажем дружно:
«До свидания!» - всем вам!
Сеня Малина: Рано еще до свиданья говорить! Поиграем вот с этими
клубочками, тогда и пойдете. Выбирайте! А игра называется «Ляпки»
слушайте правила игры. Для игры берется травяной или сенной мяч. А мы
возьмем тряпичный.
Водящий старался догнать кого-либо и передать ему "ляпку"(мяч)
На тебе ляпку,
Отдай ее другому.
(А играющие убегают и дразнят)
Не дашь ляпок, вырастешь с вершок!
Ведущая: Спасибо тебе Сеня Малина за такое гостеприимство. Много мы всего
узнали, повидали. А сейчас пришла пора домой отправляться нам друзья.
Дети: Спасибо! (кланяются)
Сеня Малина: И вам ребята большое спасибо, что ко мне с моей хозяйкой в
гости заглянули. Приходите еще, да разноцветные, яркие клубки для моей
хозяйки приносите. Она будет очень рада.
Ребенок:
Кто на севере бывал
Ночи белые видал,
Полюбил всей душой
Север наш дорогой.
Дети с ведущим уходят из избы (зала) под народную музыку .