Напоминание

Методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования


Автор: Парамонова Елена Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детский эколого-биологический центр"
Населённый пункт: г.Соликамск, Пермский край
Наименование материала: Методическике рекомендации
Тема: Методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Городское методическое объединение

«Дополнительное образование - пространство новых компетенций»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель: Е.Ю.Парамонова,

методист МБОУ ДО ДЭБЦ

Соликамск, 2019

Нормативно-правовые документы для разработки программ

-

Федерального

закона

от

29.12.2012

г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»;

-

Распоряжения

Правительства

РФ

от

04.09.2014

г.

1726

р

«Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-

Распоряжения

Правительства

РФ

от

24.04.2015

г.

729-р

«План

мероприятий

на

2015-2020

годы

по

реализации

Концепции

развития

дополнительного образования детей»;

-

Постановления

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

04.07.2014

41

«Об

утверждении

СанПин

2.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»;

-Приказа

Министерства

просвещения от

09.11.2018

г.

196

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

18.11.2015

№09-3242

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

07.12.2015

«№

09-3482

«Методические

рекомендации

по

организации

сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций

дополнительного

образования,

профессиональных

образовательных

организаций,

промышленных

предприятий,

научных

организаций

и

учреждений культуры на основе реализации образовательных программ в

сетевой форме»;

Устав учреждения;

Лицензия учреждения;

Положение

о

структуре,

порядке

разработки

и

утверждения

дополнительных

общеобразовательных

программ

(локальный

акт

учреждения).

Структура дополнительной общеобразовательной программы

Титульный лист

Пояснительную

записку (актуальность,

цель,

задачи,

условия

реализации, планируемые результаты, форма подведения итогов реализации

программы)

Содержание программы:

-учебный план и его содержание;

-календарный учебный график

Обеспечение программы

-диагностическое

обеспечение

(формы

аттестации,

оценивания,

методы

(методики) оценки, оценочные материалы);

-методическое

обеспечение

(технологии,

методы,

дидактические

материалы);

-материально-техническое обеспечение;

-кадровое обеспечение

Список источников

Приложения (конспекты, схемы организации деятельности)

О сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной

программы

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской

Федерации»

часть

1

статьи

13

и

статья

15)

определена

возможность реализации образовательных программ в сетевой форме.

Под

сетевой

формой

реализации

образовательных

программ

понимается

организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций,

осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а

также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций на

основании договора между организациями.

Признаками

сетевой

формы

реализации

образовательных

программ

являются:

-взаимодействие

организаций

и

использование

их

ресурсов

в

целях

реализации образовательных программ (ч.1.ст. 15 ФЗ-273);

-

договорный

способ

взаимодействия

организаций,

осуществляющих

образовательную деятельность, и иных организаций (ФЗ-273 ч.2 ст. 15; пункт

7 подпункт г Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966

«О лицензировании образовательной деятельности»).

-совместная

разработка

и

утверждение

образовательной

программы

организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч.2 ст. 15

ФЗ-273; пункт 7 подпункт г Постановления Правительства РФ от 28 октября

2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»).

Важность,

необходимость

и

целесообразность

сетевого

взаимодействия

определяется

возможностями,

которые

предоставляет

новая

форма

организации образовательной деятельности.

Образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы,

обладают следующими преимуществами:

-сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет

аккумулировать лучший опыт ведущих образовательных организаций;

-освоение

образовательной

программы

обучающимися

в

течение

определенного времени за пределами своей образовательной организации

способствует

развитию

личностных

качеств,

компетенций

устной

и

письменной коммуникации;

-сетевая

форма

расширяет

границы

информированности

обучающихся

о

имеющихся

образовательных

и

иных

ресурсах

и

позволяет

им

сделать

осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает

мотивацию к учебе, осознание ответственности за достижение результата;

-сетевая

форма

активизирует

обмен

передовым

опытом

между

образовательными организациями.

Новизна и актуальность программы

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

новое решение проблем дополнительного образования;

новые методики преподавания;

новые педагогические технологии в проведении занятий;

нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации

программы и т.д.

Актуальность

программы

это

ответ

на

вопрос,

зачем

учащимся

в

современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может

базироваться:

на анализе социальных проблем;

на материалах научных исследований;

на анализе педагогического опыта;

на

анализе

детского

или

родительского

спроса

на

дополнительные

образовательные услуги;

на современных требованиях системы образования;

на потенциале образовательной организации;

на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Содержание учебного плана

реферативное

описание

разделов

и

тем

программы

в

соответствии

с

последовательностью,

заданной

учебным

планом,

включая

описание

теоретических

и

практических

частей

и

форм

контроля

по

каждой

теме;

должен

соответствовать

целеполаганию

и

прогнозируемым

результатам

освоения программы.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

содержание составляется согласно учебного плана;

формулировка

и

порядок

расположения

разделов

и

тем

должны

полностью

соответствовать

их

формулировке

и

расположению

в

учебном

плане;

необходимо

соблюдать

деление

на

теорию

и

практику

по

каждому

разделу (теме);

материал следует излагать назывными предложениями (телеграфным

стилем);

содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на

правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

в содержании могут быть представлены вариативные образовательные

маршруты.

Планируемые результаты освоения программы

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей

программы

являются планируемые

результаты

ее

освоения

учащимися,

которые

представляют

собой:

систему

ведущих

целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-

деятельностную

основу

программы;

письменную

формулировку

предполагаемых

до стижений

учащего ся,

которые

он

с м оже т

продемонстрировать.

В этой части можно сформулировать:

требования

к

знаниям

и

умениям,

которые

должен

приобрести

обучающийся в образовательной деятельности по программе (т.е. что он

должен знать и уметь);

компетенции

и

личностные

качества,

которые

могут

быть

сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты,

которые

приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Личностные

результаты включают готовность и способность учащихся к

саморазвитию и личностному самоопределению; могут быть представлены

следующими компонентами:

- мотивационно-ценностным (потребность в самореализации,

-

саморазвитии,

самосовершенствовании,

мотивация

достижения,

ценностные

- ориентации);

- когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

- операциональным (умения, навыки);

- эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка,

- эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Метапредметные

результаты означают

усвоенные

учащимися

способы

деятельности, применяемые ими как в рамках образовательной деятельности,

так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены

в

виде

совокупности

способов

универсальных

учебных

действий

и

коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Предметные

результаты содержат

в

себе

систему

основных

элементов

знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему

формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и

направлены

на

их

применение

и

преобразование;

могут

включать:

теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные

программой.

Педагог

должен

иметь

четкое

представление

о

том,

каких

результатов

добьются учащиеся на разных этапах освоения данной программы.

При этом необходимо:

соотнести цель, задачи и результат между собой и определить степень их

соответствия друг другу;

определить,

насколько

результаты

реализации

программы

диагностичны

(реальны,

конкретны,

фиксируемы,

отслеживаемы),

многоуровневы

(обоснованность

выбора

уровней

результатов),

соответствуют

уровню

субъектов

образовательной

деятельности

(детей

определенного

возраста,

пола, образовательных возможностей и т.д.);

кроме того, важно определить соответствие результата основным функциям:

образовательным

(обучения,

воспитания,

развития)

и

(или)

социально-

педагогическим (оздоровления, социальной поддержки, адаптации и т.п.).

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания

программы.

Основными

видами

отслеживания

предметных

результатов

освоения

учебного материала являются входной контроль, текущий контроль,

итоговая (промежуточная) аттестация

Время проведения

Цель проведения

Примерные

формы

мониторинга

Входной контроль

В начале учебного года

Определение

уровня

развития

учащихся,

их

творческих способностей

Б е с е д а ,

о п р о с ,

тестирование,

анкетирование

Текущий контроль

В

т е ч е н и е

в с е г о

учебного года

Определение

степени

освоения

учащимися

учебного

материала.

Определение

готовности

учащихся

к

восприятию

н о в о г о

м а т е р и а л а .

Повышение

о т в е т с т в е н н о с т и

и

заинтересованности

учащихся

в

обучении.

Выявление

учащихся,

о т с т а ю щ и х

и

опережающих

обучение.

П о д б о р

н а и б о л е е

эффективных

методов

и

Педагогическое

наблюдение,

опро с,

контрольное

занятие,

самостоятельная работа

средств обучения.

Итоговая аттестация

В конце учебного года

Определение

изменения

у р о в н я

р а з в и т и я

учащихся, их творческих

способностей.

Определение результатов

обучения.

Ориентирование

учащихся на дальнейшее

( в

т о м

ч и с л е

самостоятельное)

обучение.

Получение

с в е д е н и й

д л я

совершенствования

образовательной

программы

и

методов

обучения

Выставка,

конкурс,

фестиваль, праздник,

концерт,

соревнование,

творческая

работа,

презентация

творческих

работ,

демонстрация

моделей,

зачет,

открытое

занятие,

защита

рефератов,

игра-испытание,

э с с е ,

о т з ы в ,

коллективный

а н а л и з

р а б о т ,

тестирование,

анкетирование и др.

Методическое обеспечение

Настоящий

подраздел

программы

представляет

краткое

описание

методики работы по программе и включает в себя:

особенности организации образовательной деятельности – очно, очно-

заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;

методы обучения;

формы

организации

образовательной

деятельности:

индивидуальная,

индивидуально-групповая

и

групповая;

выбор

той

или

иной

формы

обосновывается

с

позиции

профиля

деятельности

(музыкального,

спортивного,

художественного

и

др.),

категории

обучающихся

(дети-

инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

формы

организации

учебного

занятия

-

акция,

аукцион,

беседа,

вернисаж,

встреча

с

интересными

людьми,

выставка,

галерея,

гостиная,

диспут,

защита

проектов,

игра,

концерт,

КВН,

конкурс,

конференция,

круглый

стол,

лабораторное

занятие,

лекция,

мастер-класс,

«мозговой

штурм»,

наблюдение,

олимпиада,

открытое

занятие,

посиделки,

поход,

праздник,

практическое

занятие,

представление,

презентация,

семинар,

соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир,

фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экспедиция, эксперимент,

эстафета, ярмарка и др.;

педагогические

технологии

- технология индивидуализации обучения,

технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,

технология программированного обучения, технология модульного обучения,

технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения,

технология

проблемного

обучения,

технология

дистанционного

обучения,

технология

исследовательской

деятельности,

технология

проектной

деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология

обучения,

технология

коллективной

творческой

деятельности,

технология

портфолио, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая

технология и др.;

алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его

этапов;

дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные,

технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

В данном разделе также можно указать:

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки

игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской

работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по

постановке экспериментов или опытов и т.д.;

Виды методической продукции:

методическое руководство, методическое описание, методические

рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая

разработка, методическая инструкция;

аннотация,

бюллетень,

информационно-методический

сборник,

статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

Виды дидактических материалов:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог

может использовать наглядные пособия следующих видов:

действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты

и

муляжи

растений

и

их

плодов,

технических

установок

и

сооружений,

образцы изделий);

оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики,

плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.;

картины, иллюстрации, слайды, транспаранты, фотоматериалы и др.;

аудиозаписи, видеозаписи, учебные кинофильмы;

дидактические

пособия

(карточки,

рабочие

тетради,

раздаточный

материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты,

практические задания, упражнения и др.);

обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, DVD, USB-

накопитель);

учебники, учебные пособия, журналы, книги;

тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с

учебным

планом

(по

каждой

теме),

возрастными

и

психологическими

особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями

Приложения к дополнительной общеобразовательной программе

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

иллюстративный материал по тематике занятий;

словарь специальных терминов с пояснениями;

конспекты, описание занятий;

технологические карты;

готовые изделия, образцы;

материалы тестирования;

памятки для родителей;

методические разработки для организации индивидуальной работы с

учащимися;

сценарии творческих мероприятий;

диагностические материалы;

видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

электронные ресурсы и другие

Особенности возрастного периода 14-17 лет (старшеклассники)

Старшеклассник

как

субъект

образовательной

деятельности

в

силу

специфики

социальной

ситуации

развития,

характеризуется

качественно

другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними

познавательными

мотивами

освоения

знаний

в

имеющих

личностную

смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и

узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают

большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так

как

сама

образовательная

деятельность

является

для

старшеклассника

средством

реализации

жизненных

планов

будущего.

Учение

как

деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих,

основным

внутренним

мотивом

для

большинства

обучающихся

является

ориентация на результат. У старшеклассника складывается особая форма

учебной

деятельности.

Она

включает

элементы

анализа,

исследования,

в

общем

контексте

осознаваемой

как

необходимость

профессиональной

направленно сти,

лично стного

самоопределения.

« В а жне йше е

психологическое новообразование данного возраста — «умение школьника

составлять

жизненные

планы,

искать

средства

их

реализации»

(Д.И.

Фельдштейн) — определяет специфику содержания учебной деятельности

старшеклассника. Она сама становится средством реализации этих планов,

все более уходя от положения ведущей деятельности.

Существенно,

что

если

авторитеты

учителя

и

родителей

как

бы

уравновешиваются для подростков, дополняясь авторитетом сверстников, то

для

старшеклассника

авторитет

отдельного

учителя-предметника

дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей,

которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.

Старший

школьник

включается

в

новый

тип

ведущей

деятельности

учебно-профессиональную. Человек учится не ради самого учения, а для

чего-то значимого для него в будущем.

Основные психологические особенности ранней юности (14—18 лет):

Формируется

самосознание

представление

о

себе

самом,

самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

Происходит

соотношение

себя

с

идеалом,

появляется

возможность

самовоспитания.

— Возрастает волевая регуляция.

— Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность.

— Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной

деятельности.

— Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного

материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

— Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов,

знаний,

убеждений,

своей

жизненной

философии

увлечение

псевдонаучными

теориями,

создание

собственных

теорий

жизни,

любви,

политики, максимализм суждений.

— Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

— Пренебрежение к советам старших.

— Критиканство, проявление недоверия.

— Сухой рационализм, практицизм.

Стремление

к

самоуправлению,

стремление

заново

осмыслить

все

окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение

определенной степени психологической зрелости.

— Отсутствие

подлинной

самостоятельности,

подверженность

влиянию

сверстников,

повышенная

внушаемость

и

конформизм

по

отношению

к

сверстникам.

— Возникает первое чувство любви, дружбы.

— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

— Недостаточное осознание последствий своих поступков.

— Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и

выбирать способы их реализации.





В раздел образования