Напоминание

"Технологии коррекции осанки у старших дошкольников с недостаточно сформированными физиологическими изгибами позвоночника в условиях ДОО"


Автор: Бурмистрова Нина Ивановна
Должность: бурмистрова н.и.- доцент
Учебное заведение: ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет"
Населённый пункт: город Коломна, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии коррекции осанки у старших дошкольников с недостаточно сформированными физиологическими изгибами позвоночника в условиях ДОО"
Раздел: высшее образование





Назад





TECHNOLOGIES FOR POSTURE CORRECTION THE SENIOR

PRESCHOOL CHILDREN WITH UNDERDEVELOPED PHYSIOLOGICAL

CURVES OF THE SPINE IN THE OED
Burmistrova Nina Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor GOU MO IN "State social-humanitarian University", Professor of the Russian Academy of natural Sciences, the medical specialist "Medical physical culture and sports medicine", the teacher FPC and PP, scientific consultant for physical rehabilitation and sovietperiod in CRD MDOU d / s No. 15 "Eaglet", the town of Kolomna, Moscow region. Abstract. The article shows the possibility of solving the most important state objectives - the restoration of health disorders of children in the OED, using a differentiated integrated approach to the technologies of correction of functional disorders of the musculoskeletal system. Keywords: health, children, posture, physiological curves, technology, correction.
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАННЫМИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ИЗГИБАМИ ПОЗВОНОЧНИКА В

УСЛОВИЯХ ДОО

Бурмистрова Нина Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВО МО «Государственного социально-гуманитарного университета», профессор Российской академии естествознания, врач-специалист «Лечебная физическая культура и спортивная медицина», преподаватель ФПК и ПП, научный консультант по физической реабилитации и здовьесбережению в МДОУ ЦРР д\с №15 «Орленок», г. Коломна, Московская обл.
Аннотация. В статье показана возможность решения важнейшей государственной задачи - восстановление нарушений здоровья детей в условиях ДОО, используя дифференцированный комплексный подход к технологиям исправления функциональных отклонений опорно- двигательного аппарата.
Ключевые слова:
здоровье, дошкольники, осанка, физиологические изгибы, технологии, коррекция. Здоровье – главная ценность в жизни человека и беречь его нужно смолоду! В русских пословицах достаточно глубоко отражена ценность здоровья для человека и общества в целом. Ярким примером служат высказывания:
«Здоровью

цены

нет.

Здоровому все здорово. Здоровье на деньги не купишь».
И в этом хранится народная мудрость, назидание потомкам о ценности самого ценного – здоровья. В устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включено определение здоровья как
состояния полного физического, духовного и

социального

благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней

и

физических дефектов
[4]. Важной составляющей здоровья, является состояние опорно- двигательного аппарата (ОДА). Собственный научный медико-педагогический мониторинг, которого показывает, что за последние 10 лет резко уменьшилось число дошкольников 6-7 лет с нормастеническим, пропорциональным, гармонично развитым типом телосложения. На первое место вышел астенический (узко-длинный) тип [2,3]. Правильно сформированная в детстве осанка, так как еще и является важным этап в профилактике раннего развития о стеохондроза, развивающегося в дальнейшем у взрослого человека.
Согласно исследованиям физиологов к 6-7 годам позвоночник будущего школьника приобретает оптимальную волнистую линию, практически как у взрослого. Недоразвитие или нерациональные (в одном отделе слишком увеличенные, в другом уменьшенные) изгибы позвоночника данном в возрасте приводят к функциональным нарушения осанки, которые по данным ряда ученых достаточно распространены и составляют от 60 до 80 процентов случаев [1]. С переходом к обучению в начальной школе увеличатся статические мышечные напряжения, обусловленные подержанием позы во время нахождения ребенка за партой. Это выдвигает необходимость наличия у младшего школьника оптимальной рельефности физиологических изгибов позвоночника.
Целью нашего исследования
был поиск и апробация технологий коррекции осанки у старших дошкольников с недо ст аточно сформированными физиологическими изгибами позвоночника в условиях ДОО. Приводим содержание одного из комплексов реабилитационной гимнастики для проведения его с детьми подготовительной группы с плоской спиной. В нашем занятии мы использовали: мячи - фитболы, резиновые коврики с шипами, квадратики, горизонтальную лесенку, точечный массаж по А.А.Уманской [5] и дыхательную гимнастику по А.Н.Стрельниковой [6], фоновое музыкальное сопровождение для создания позитивного настроения у детей. Ходьба по специальным резиновым коврикам с шипами, как известно, не только улучшает осанку и своды стопы, но и благоприятно активизирует биологические активные точки (БАТ), а фитбол отлично тренирует вестибулярный аппарат и проприоцепцию - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов.

Комплекс восстановительной физической культуры для

дошкольников

6-7-летнего возраста с функциональными нарушениями осанки по типу

плоская спина
(тренирующий период)
Задачи:

1. Совершенствовать формирование устойчивого стереотипа правильной

осанки
(умение ребенка удерживать правильную позу тела в пространстве, как в статике, так и динамике).
2. Продолжать формирование мышечного корсета
(силовой выносливости мышц спины, сближающих лопатки и брюшного пресса).
3. Укреплять силу мышц плечевого пояса
(сбалансировать тягу мышц сгибателей и разгибателей).
4. Нормализовать
(до оптимальных величин)
физиологические изгибы

позвоночника.

5. Продолжать развивать
(фронтальный и сагиттальный)
оптимальные

параметры грудной клетки и жизненную емкость легких (ЖЕЛ).

6. Укреплять иммунитет
(точечный самомассаж).

7. Создавать и поддерживать позитивное настроение детей
(использование мячей-хопов и музыкального фонового сопровождения). Вводная часть занятия Вход в зал. Построение в шеренгу. 1. И.п.: Стоя. Дети принимают правильную осанку (о. с)- живот подтянут, плечи развернуты, лопатки сближены по направлению к позвоночнику. Продвижение по залу, сохраняя правильную осанку с периодической сменой положения рук (дыхание не задерживать): руки в стороны; на поясе, на затылке, локти встороны; к плечам, вращая локтями назад. 2. Ходьба по специальным шипастым резиновым коврикам, по перекладинам горизонтальной лестницы, по выпуклым квадратикам (для уменьшенной опоры стоп для активизации биологически активных точек, что оздоравливающе влияет на организм в целом, приводит к тренировке вестибулярного аппарата, обретению мышечно-суставного чувства). Темп средний.1-2 минуты . 3. И.п.: Руки согнуты в локтях, слегка прижать к туловищу, голова прямо, живот подтянут. Легкий бег на носках, затем ходьба, чередуя медленный и средний темп.1 мин. Дыхание произвольное. Основная часть занятия 4. И.п.: стойка ноги врозь, в руках футбол. 1- приседание - выдох, захват мяча сбоку руками (Спина прямая, без наклона головы и туловища вперед. Упражнение формирует стереотип сохранения правильной позы в динамике); 2-поднять мяч перед собой; 3-выпрямить туловище вверх, мяч над головой - вдох. 4- вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Темп медленный. 5. И.п.: сидя на фитболе, руки на поясе, локти отведены назад. Имитационное упражнение «Черепашка».1- голову наклонить вперед;2-3- 4-движение подбородка вперед-вверх-назад волнообразно (Оптимизирует показатель шейного лордоза).
6. И.п.: Лежа на животе, руки в стороны. Имитационное упражнение «Велосипед» (Упражнение тренирует силовую выносливость мышц брюшного пресса).1 мин. Темп средний в чередовании с быстрым. Движения ног с большой амплитудой. 7. И.п.: лежа животом на фитболе, кисти рук в упоре на полу, локти впрямлены.1- поднять прямые ноги одновременно, носки оттянуты.2-3-4 удерживать положение; 5-6 в и.п. Повторить 5-6 раз. Темп медленный (Упражнение тренирует силовую выносливость мышц-разгибателй спины, входящих в мышечный корсет). 8. И.п.: лежа животом на фитболе, руки сбоку мяча.1-прогнуться руки, ладони развернуть к полу, ноги выпрямить, упор на пальцы стоп;2-3-4- держать;5-6- в и.п.5-6 раз. Темп средний. 9. И.п.: лежа на спине, ноги в стороны, фитбол легко сжимается лодыжками. Дыхательное упражнение (для снижения нагрузки).1-2-руки скользят дугами вверх-вдох; 3-4-обратное движение рук в и.п. - выдох. Повторить 4-5 раз. Темп медленный. 10. И.п.: лежа на спине, руки вверх над головой, ноги слегка разведены, согнуты в коленях, стопы опираются на пол.1-2 –сесть вместе с махом рук вперед;3-опусть руки вдоль туловища, прогнуться вперед;4- плавно лечь в и.п. (упражнение одновременно развивает мышцы сгибатели живота, грудной кифоз и поясничный лордоз). Повторить 5-6 раз. Темп средний. Дыхание произвольное. 11. И.п.: лежа на спиной на фитболе, руки за голову, локти в стороны, упор на пятки выпрямленных ног.1-напрячь мышцы разгибатели спина, сближающие лопатки, ног и брюшного пресса;2-3-4- удерживать напряжение;5-6- расслабиться в и.п. Повторить 5-6 раз. Темп средний. Дыхание произвольное. Заключительная часть занятия
12. И.п.: стоя. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой «Погончики» (улучшает грудную клетку и ЖЕЛ) 1 мин. Темп средний. 13. И.п.: сидя на фитболе. Точечный самомассажа по схеме по А.Уманской.1 мин. Темп средний (улучшает иммунитет, активизирует работу всего организма ребенка). 14. И.п.: стоя. Проверка детьми правильной осанки перед зеркалом со словами: «Осанка в порядке, спасибо зарядке!»
Результаты исследования.
Следует отметить, что четырех разовые в неделю занятия восстановительной гимнастикой в ДОО в течение 2015-2016 года, позволили эффективно подготовить ОДА детей 6-7 лет к обучению в школе: сформировать соответствующие возрастной норме физиологические изгибы позвоночника; хороший мышечный корсет и устойчивый стереотип правильной осанки.
Литература:
1. Бурмистрова Н.И. Формирование осанки у 6-7 –летних детей в различных формах физического воспитания: автореф. дис. …канд. пед. наук./Н.И. Бурмистрова. - М.,1992- 25 с. 2. Бурмистрова Н.И. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений осанки и стопы в ДОУ/ Н.И.Бурмистрова// Школа и здоровье: науч. - метод, сб.; вып.7.Коломна: КГПИ,2007.С.23. 3. Бурмистрова Н.И. Анализ морфофункциональных показателей различных типов нарушений осанки у детей подготовительной к школе группы. Человек, здоровье, физкультура и спорт в изменяющемся мире; Матер.XXIV международ. науч. - практ. конф. по пробл. физ. вос. уч-ся. Коломна; ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2014. – С-24- 26. 4. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения.
5. Насонова Л.Н. , Уманская А.А. Щит от всех болезней. Книга первая. Система повышения иммунитета и управления организмом. 2001. Физкультура и спорт, 160 с 6.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой Серия: Посоветуйте, доктор Издательство: Метафора, 2007.128 с.


В раздел образования