"Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьёй"
Автор: Косорукова Наталия Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Клетско-Почтовская СОШ Населённый пункт: Волгоградская область Серафимовичский район х.Клетско-Почтовский Наименование материала: статья Тема: "Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьёй" Раздел: начальное образование
взаимодействия с семьёй»
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной
частью деятельности школы. Введение федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь
ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между
личностью, семьей, обществом и государством.
Семья имеет самое сильное влияние на процесс воспитания детей. Не
случайно народная мудрость гласит: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Но, вместе с тем, в условиях, когда большинство семей наших
воспитанников озабочено решением проблем экономического, а порой и
физического выживания, появилась тенденция самоустранения многих
родителей от решения вопросов воспитания и развития ребенка. Часто
родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и
индивидуальных особенностей развития ребенка и осуществляют
воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит
позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей
между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится
внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выпадению
ребенка из-под влияния семьи, а затем и школы. Поэтому и получается, что
ближе всего к школьнику и проблемам его воспитания стоят учителя,
заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого
ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей,
так как полноценное воспитание школьника происходит только в условиях
одновременного влияния семьи и школы. Какие бы задачи общество ни
ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой
заинтересованности, наличия у них педагогических и психологических
знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. А для
того чтобы родители стали активными помощниками учителей, необходимо
вовлечь их в жизнь школы, класса. Поэтому в нашем классе совместно с
библиотекарем сельской библиотеки в сентябре 2012 года был организован
семейный клуб «Надежда». У клуба есть свой устав, песня, свои традиции.
Встреча в клубе проводится I раз в месяц, и предшествует ей большая
подготовительная работа.
Цели клуба: - сближение педагогических маршрутов развития ребёнка;
- укрепление института семьи;
- обновление содержания методик семейного воспитания;
- установление партнерских отношений учитель – родитель - ученик.
В моей практике родители всегда рядом с детьми. Мы проводим совместные
праздники, соревнования и концерты, т.к. уверены, что уровень
эмоционального развития ребенка для его будущей взрослой жизни важен не
меньше, чем уровень его интеллектуального развития. Конечно, родители не
сразу становятся активными участниками учебной и внеклассной работы.
Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли
организатора, обучает различным способам деятельности. Проявление
родительской активности происходит индивидуально и к этому надо
относиться корректно. Тем не менее, системность и регулярность такой
работы никого из родителей не оставляет равнодушным.
В работе клуба мы стараемся привлечь как можно больше родителей на
все мероприятия:
- к проведению семинаров-практикумов, сюжетно-ролевых игр, диалогов с
элементами тренинга, праздников;
- к организации познавательных экскурсий;
- к общественно-полезному труду.
Эти мероприятия направлены на укрепление статуса семьи, повышение
психолого-педагогической, правовой компетенции членов клуба, пропаганду
здорового образа жизни.
Родители могут поделиться своими воспитательными находками, помочь
друг другу в решении разнообразных вопросов: бытовых, проведения
совместного досуга, взаимопомощи, обмена психолого-педагогическим
опытом; приобрести новый позитивный опыт семейных отношений, лучше
понять и узнать себя и своих близких. Все это позволяет сплотить и укрепить
семью, сделать отношения между родителями и детьми насыщенными и
интересными. В такой среде у родителей появляется возможность проявить
себя и как личность, и как родитель, и как наставник ребенка. Подготовка и
проведение встреч в семейном клубе помогают решать проблему
налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, а также между
самими родителями.
Хочется, чтобы детям было действительно интересно учиться, и чтобы
увеличивающиеся нагрузки не влияли негативно на их здоровье.