Напоминание

Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции дисграфии


Автор: Багрова Елена Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СШ №2
Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции дисграфии
Раздел: начальное образование





Назад





Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции

дисграфии.
В любом классе есть несколько учащихся, которые имеют трудности с написанием некоторых букв. Ошибки достаточно устойчивы и не поддаются коррекции обычными педагогическими приемами и методами. Не в каждой школе есть логопед или психолог, поэтому можно предложить для педагогов начальных классов специальные методы коррекции таких письменных нарушений. Их можно включать в обычные уроки, можно рекомендовать и в качестве домашних заданий, если родители активно желают помочь своему ребенку. Предлагаю вашему вниманию следующие задания для коррекции дисграфии: 1. Практиковать ежедневно задание «Найди заданную букву». В любом тексте ищем заданную букву не более 5 мин. Ребенок находит нужную букву, зачеркивает ее. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок, что хорошо мотивирует к продолжению данной деятельности. Пишите тексты небольшие, начиная с 10-12, доводя количество до 15– 20 слов. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Затем провести совместный анализ по исправлению ошибок. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. 4. Полезны задания, развивающие объём внимания и кратковременную память. К таким относится «Запиши по памяти»: детям демонстрируется короткое предложение, состоящее из двух слов (8 букв). Время экспозиции предложения составляет 4 минуты. С каждым днем задание усложняется, количество букв и слов постепенно возрастает. 5. Включить в работу с детьми – дисграфики игры, направленные на формирование и развитие фонематического слуха. Например, упражнение «Домики», в котором ребенка просят соединить картинку с домиком, где количество звуков в слове соответствует количеству окон в домике.
Учитывая особенности детей - дисграфиков, рекомендуем придерживаться следующих правил: 1. Проверку на скорость чтения необходимо проводить в скрытой форме. Дети – дисграфики более чувствительны к обстановке, создающей стресс (контрольная, экзамены). В ином случае у школьников с данными проблемами может развиться невроз. 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению). 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. 5. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 6. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не акцентируйте на этом свое внимание, когда у ребенка что-то не получается. Применяя перечисленные рекомендации в процессе обучения младших школьников, педагог может скорректировать проявления дисграфии, значительно улучшив качество обучения. Литература: 1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. 2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у дошкольников и младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.


В раздел образования