Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции дисграфии
Автор: Багрова Елена Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МОУ СШ №2 Населённый пункт: р.п. Новоспасское, Ульяновская обл. Наименование материала: статья Тема: Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции дисграфии Раздел: начальное образование
Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции
дисграфии.
В любом классе есть несколько учащихся, которые имеют трудности с
написанием некоторых букв. Ошибки достаточно устойчивы и не поддаются
коррекции обычными педагогическими приемами и методами. Не в каждой
школе есть логопед или психолог, поэтому можно предложить для педагогов
начальных
классов
специальные
методы
коррекции
таких
письменных
нарушений. Их можно включать в обычные уроки, можно рекомендовать и в
качестве домашних заданий, если родители активно желают помочь своему
ребенку.
Предлагаю вашему вниманию следующие задания для коррекции дисграфии:
1. Практиковать ежедневно задание «Найди заданную букву». В любом тексте
ищем заданную букву не более 5 мин.
Ребенок находит нужную букву,
зачеркивает ее. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.
Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о
обвести.
Можно
давать
парные
согласные,
а
также
те,
в
произношении
которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с –
ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и
не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не
утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок, что хорошо мотивирует к
продолжению данной деятельности. Пишите тексты небольшие, начиная с
10-12, доводя количество до 15– 20 слов. Ошибки не исправляйте в тексте.
Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем
давайте тетрадь на исправление ребенку. Затем провести совместный анализ
по
исправлению
ошибок.
Ребенок
имеет
возможность
не
зачеркивать,
а
стереть свои ошибки, написать правильно.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной
артикуляцией и списывание текста.
4.
Полезны
задания,
развивающие
объём
внимания
и
кратковременную
память. К таким относится «Запиши по памяти»: детям демонстрируется
короткое предложение, состоящее из двух слов (8 букв). Время экспозиции
предложения составляет 4 минуты. С каждым днем задание усложняется,
количество букв и слов постепенно возрастает.
5.
Включить
в
работу
с
детьми
–
дисграфики
игры,
направленные
на
формирование и развитие фонематического слуха. Например, упражнение
«Домики», в котором ребенка просят соединить картинку с домиком, где
количество звуков в слове соответствует количеству окон в домике.
Учитывая особенности детей - дисграфиков, рекомендуем придерживаться
следующих правил:
1. Проверку на скорость чтения необходимо проводить в скрытой форме.
Дети – дисграфики более чувствительны к обстановке, создающей стресс
(контрольная,
экзамены).
В
ином
случае
у
школьников
с
данными
проблемами может развиться невроз.
3.
Помните,
что
нельзя
давать
упражнения,
в
которых
текст
написан
с
ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но
качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с
ребенком.
5.
На
первых
этапах
должно
быть
больше
работы
с
устной
речью:
упражнения
на
развитие
фонематического
восприятия,
звуковой
анализ
слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно
допустит
в
длинном
диктанте,
только
зафиксируются
в
его
памяти
как
негативный опыт.
6. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не акцентируйте на этом
свое внимание, когда у ребенка что-то не получается.
Применяя перечисленные рекомендации в процессе обучения младших
школьников,
педагог
может
скорректировать
проявления
дисграфии,
значительно улучшив качество обучения.
Литература:
1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под
ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.
2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
дошкольников и младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.