Автор: Сорокина Ирина Андреевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Губкинская детская школа искусств им. Г. В. Свиридова
Населённый пункт: ЯНАО город Губкинский
Наименование материала: открытый урок
Тема: « Освоение интонационно комплекса гаммы соль мажор»
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по сольфеджио
преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Сорокиной Ирины Андреевны
Тема урока : « Освоение интонационно комплекса гаммы соль мажор»
Дата проведения:
Урок проводится с группой учащихся 2 класса фортепиано ( 8 летнее
обучение) Группа со средними учебными возможностями.
Тема урока : « Освоение интонационно комплекса гаммы соль мажор»
Цель :Повышение познавательной активности и интереса к предмету
сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной
деятельности.
Задачи урока
Обучающие:закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык
точного интонирования напримере гамммы соль мажор, навык восприятия и
воспроизведения различных ритмических фигур, навык определения на слух
интервалов.
Воспитательные:воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать
такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность,
собранность.
Развивающие:развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать
творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
Форма занятия:– групповая. Материальное оснащение занятия:
фортепиано, интерактивная доска .Методические приёмы: Объяснение
педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры,
работа с наглядными пособиями( клавиатура) . Тип урока:
комбинированный. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип
урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках
одного урока. Работа над гаммой , ступенями, интервалами, ритмическими
группами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть– 3 минуты
Основная часть – 30 минут
Повторение-5 минут
Новый материал - освоение гаммы соль мажор 10 минут
Работа над метроритмом-5 минут
Интервалы -5 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Домашнее задание– 2 минуты
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности
учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося нотных тетрадей,
дневников , клавиатур.); настройка внимания учащихся. Учитель– Добрый
день, ребята! Сегодня мы проведем обычный урок сольфеджио. От
остальных уроков он отличается тем, что в гости к нам пришли мои коллеги-
преподаватели.
Вводная часть
Учитель–Итак, поприветствуем друг друга. (Распевка «Здравствуйте,
ребята») Учитель-«Здравствуйте, ребята» ( 1-2-3-4-5 ступени вверх )
Ученики-«Здравствуйте учитель!» ( вниз )
Пени гаммы до мажор- вверх и вниз с дирижированием в размере 2/4.
Основная часть.
Повторение :
1. Строение гаммы до мажор
тон тон полутон тон тон тон полутон
2.Теоретические сведения. Кроссворд. Сегодня мы разгадаем кроссворд и
попадем в чудесную страну. Ну что готовы?
1.Как называется звук гаммы( ступень)
2.Музыкальная буква( нота)
3.Согласие, дружба звуков( лад)
4.Черта возле ноты, влияющая на ее длительность( штиль)
5.Она находиться между « ми- соль» (фа)
6.Знак отменяющий диез и бемоль( бекар)
7.Звуки по порядку( звукоряд)
8.Веселый, радостный лад ( мажор)
9.Повышает звук на полтона( диез)
10.Первый главный звук в ладу ( тоника)
Итак что за страна ? Какое слово получилось? ( сольфеджио)
Новый материал 10 минут
Освоение интонационного комплекса гаммы соль мажор. Сравнение
гаммы до мажор и соль мажор по строению. Знакомство с новым знаком фа
диез.
Понятие тетрахорд. Звуковысотное и интонационное освоение гаммы соль
мажор.
- Пение гаммы соль мажор вверх и вниз по тетрахорду. Тетрахорд- это
деление гаммы на две части по четыре звука.
-разрешение неустойчивых в устойчивые в трехдольном размере
- опевание устойчивых ступеней
-тоническое трезвучие
Игра с элементами пластического интонирования и дыхательной
гимнастикой.
Утро
Кошка спит. Проснулась . Потянулась. Почуяла запах.( активный вдох)
Принюхалась. Вдруг мимо неё проскакала лошадка (цок). Она бежала к маме
и они поскакали на прогулку. Подул ветер. Мама лошадь сказала пора домой.
Лошадка разворовывалась. Попросилась у мамы погулять хоть чуть чуть.
Мама разрешила. Она поскакала на полянку. Увидела цветок, понюхала. Из
цветка вылетел жук. ( ЖЖЖЖЖ) Вдруг она услышыла страшный
звук(ШШШШ) это была змея. Она испугалась и поскакала назад домой.
Мимо пролетел камарик( ЗЗЗЗЗЗ). Подул ветер, он был все сильнее и сильнее.
Лошадка вместе с мамой пошла домой.
Чтение с листа- 5 минут
-определить ступени в соль мажоре и подписать .
- проговорить нотами в ритме и с дирижированием.
-спеть трезвучие.
-петь номер с дирижированием.
Работа над метроритмом. 5 минут
Длительности- четвертная, восьмые, половинная. Пауза четвертная.
1.
Ритмическая математика.
2. Запись ритма стиха и похлопыванием.
Работа с интервалами. 5 минут
1 Вспомнить название интервалов ,построить у доски интервалы от звука.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия, выводы. Учитель–
Сегодня на урок, ребята, мы еще строение гаммы. Какое строение имеет
гамма? Ученики– 2 тона полутон 3 тона полутон Учитель- Какие интервалы
мы с вами знаем?Ученики– Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста,
септима, октава. Учитель - Молодцы! Как вы считаете, достигнута ли цель
нашего урока, выполнены задачи? Наш урок подошел к концу, сегодня мы
повторили пройденный материал, узнали новые теоретические термины –
большая и малая секунда , закрепили полученные сведения в виде
практических заданий в игровой форме. Мы все хорошо потрудились.
Домашнее задание : Записать и спеть гамму соль мажор, устойчивые и
неустойчивые ступени. Выучить правило тетрахорд.
Планируемый результат
- закрепить ранее полученные знания об интервалах , трезвучии, устойчивых
и неустойчивых ступенях, тонике, длительностях.
- освоить новые музыкальные термины - строение гаммы соль мажор,
тетрахорд.
Методы обучения Словесный (беседа, рассказ, объяснение), Практический
(пение упражнений, игра на клавиатуре) .Игровой.
Применение педагогических технологий :
1. Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации
(средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое интервал?»,
«Сколько ступеней в гамме?», «Чем отличается до мажор от соль мажора?»,
«Какой появился знак?». Ученики включаются в активную мыслительную
деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям.
Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.
2.Технология личностно - ориентированного обучения. На уроке создаются
необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают
активное участие в процессе урока), развития индивидуальных
познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное
мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого
ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик»
строятся на принципах сотрудничества.
3.Технология индивидуализации и дифференциации. Использование
элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности,
необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения темы.
Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные
дидактические пособия, использование ТСО); метод эмоционально –
волевого воздействия (оперирование образами сравнениями); метод
эврестической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление
его).
4.Технология формирования мотивации или игровая технология. Включение
в учебный процесс игровых элементов – «Угадайте кроссворд» повышает
интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую
деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном
процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» -
самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышает мотивацию
учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация) .
5.Здоровьесберегающая технология. «игра –с элементами паластического
интонирования и дыхательной гимнастики» .
Список литературы
1.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. – М.: «Кифара», 2006.
2.
Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. – М. ООО
3.
Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. – М. 2000-
2005.
4.
Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7
классов детской музыкальной школы. – СПб: «Композитор», 2008.
5.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение
для детей, ч.1 и 2. – М.: «Музыка», 1999.
6.
Т. Первозванская. Сольфеджио на "пять". Рабочая тетрадь 1-й класс.
"Композитор. Санкт- Петербург". 2001 г.
7.
Ю. Фролова Сольфеджио. 1-й класс. Ростов-на-Дону
"Феникс"-
2002