Автор: Царегордцева Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С №43 Населённый пункт: Иркутская область, г.Усолье - Сибирское Наименование материала: методическая разработка Тема: "Душеобразующаяя сила чтения" Раздел: дошкольное образование
Царегородцева Ольга Владимировна
воспитатель,
МБДОУ Д/С №4, г. Усолье – Сибирское,
Иркутская обл.
«Духовно – нравственное воспитание в России»
Секция : «Душеобразующая сила» чтения.
Роль устного народного творчества в развитии речи детей
Методика ознакомления с художественной книгой на разных возрастных
этапах различна. При проведении литературных занятий в младших группах
перед воспитателем ставятся следующие задачи:
•
формирование
интереса
к
книге,
приучение
детей
к
внимательному
слушанию литературных произведений;
•
обогащение
жизненного
опыта
малышей
занятиями
и
впечатлениями,
необходимыми для понимания книг;
• учёт при выборе книг для проведения занятия тяготения детей 2–4 лет к
фольклорным и поэтическим произведениями;
• помощь детям в установлении простейших связей в произведении;
• помощь детям в выделении наиболее ярких поступков героев и оценке их;
•
п од д е р ж ка
н е п о с р ед с т в е н н о го
от к л и ка
и
э м о ц и о н а л ь н о й
заинтересованности, возникающих у ребёнка при восприятии книги;
• грамотно отбирать иллюстрации, учить детей их рассматривать, помогая
детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения.
4
. 4
4
.4
.
Фольклор – художественное творчество широких народных масс,
преимущественно устно-поэтическое творчество. Это самый занимательный
материал
затрагивающий
интересы
и
потребности
детского
возраста
,
который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который
возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной
массы.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,
грамматической.
Развитие
речи
маленьких
детей
находится
в
прямой
зависимости
от
его
речевого
окружения
(речевой
среды),
поэтому
использование
фольклора
в
развитии
речи
дошкольников
дает
огромный
результат.
Детский фольклор включает в себя жанры, которые создаются для детей и
часто самими детьми и бытуют в детской среде.
- колыбельная песня – малый фольклорный жанр музыкально-поэтического
характера, песня, с помощью которой убаюкивают, успокаивают, усыпляют
младенца;
– коротенький приговор взрослых, имеющий
назначение успокоить ребенка;
- потешка – небольшой рифмованный приговор, имеющий цель не только
позабавить детей, но и вовлечь их в игру.
-
прибаутка – песенка, своим содержанием напоминающая маленькую
сказочку в стихах
-
считалка
–
рифмованное
стихотворение,
предназначенное
для
распределения ролей в игре;
-
жеребьевка
–
рифмованная
формула,
служащая
распределению
всех
играющих на две группы.
-
пословица
–
краткое
народное
изречение
с
назидательным
смыслом,
народный афоризм;
- поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее
законченного высказывания и не являющееся афоризмом;
-
чистоговорка
–
ритмичный
речевой
материал,
содержащий
сложные
сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения;
- скороговорка – специально придуманный небольшой текст, в каждом или
почти каждом слове которого в различных сочетаниях присутствуют одни и
те же согласные звуки;
- загадка – краткое образное описание предмета или явления в несколько
отвлеченном или иносказательном виде;
- сказка – один из основных жанров устного народного творчества, она
представляет
собой
чаще
всего
прозаический
устный
р а с с ка з
фантастического,
авантюрного
либо
бытового
плана
с
установкой
на
вымысел.
С
раннего
возраста
ребёнок
откликается
на
потешки,
приговорки,
колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь
в
слова
потешек,
их
ритм,
малыш
играет
в
ладушки,
притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не
только
забавляет,
радует
ребёнка,
т.е.
вызывает
эмоциональный
отклик,
чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у
ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что
интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
С
помощью
народных
песенок,
потешек
у
детей
воспитывается
положительное
отношение
к
режимным
моментам:
умыванию,
причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Воспитатель
использует
потешки,
песенки,
небольшие
стихи
в
связи
с
жизненными
обстоятельствами.
Во время одевания на прогулку уместным
всегда может быть чтение
стихотворения
Е. Благининой «Научу обуваться и братца»:
Я умею обуваться,
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу…….
Успокаивая ребенка, я перебирая его пальчики и приговариваю потешку:
Пальчик-мальчик, где ты был? –
С этим братцем в лес ходил,…..
Во время умывания я читаю стихи:
Водичка-водичка,
Умой мое личико,……
Хорошо, когда народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно,
учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо
знать
много
коротких
стихотворений,
пословиц,
перевертышей,
чтобы
в
любое подходящее время можно обратиться с ними к детям. При чтении
народных
песенок,
потешек,
все
это
сопровождаю
показом,
что
более
глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста,
развитию речи.
Малыми
фольклорными
жанрами,
несправедливо
забытыми
сегодня,
являются считалки и жеребьевки, составляющие игровую прелюдию, или
игровой зачин. Считалки и жеребьевки применяю когда выбираем ведущего
для подвижной игры, разрешить какой-либо спор детей.
К малым фольклорным жанрам относятся также пословицы и поговорки.
Пословицы
и
поговорки
родились
как
вывод
из
непосредственных
наблюдений
над
окружающей
действительностью.
Следует
отметить,
что
недостаточный
уровень
развития
отвлеченного
мышления
затрудняет
восприятие
детьми
этих
малых
фольклорных
жанров,
поэтому
особое
внимание
необходимо
уделять
отбору
пословиц
и
поговорок
для
дошкольников: они должны быть доступны им по содержанию и языку.
Методика работы с пословицами и поговорками имеет свои особенности.
Пословицу я не заучиваю с детьми, но стараюсь неоднократно применять ее к
месту. При этом я считаю, стоит объяснять ее переносный смысл. Иногда
целесообразно подчеркнуть ее меткость, образность.
В
круг
жанров
детского
фольклора
прочно
вошли
чистоговорки
и
скороговорки. В.И. Даль писал: «Скороговорка, чистоговорка слагается для
упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются
звуки, затрудняющие быстрый говор».
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы применяем
небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок: «Му-
му-му, молока кому?», «Ко-ко-ко, не ходите далеко!», «У зайки Бубы заболели
зубы».
Скороговорки
бывают
короткие
и
длинные,
рифмованные
и
нерифмованные,
сюжетные
и
бессюжетные,
логичные
и
абсурдные,
с
повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях
звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не
многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном
разнообразии.
Скороговорка
–
свидетельство
заботы
наших
предков
о
чистоте, точности, звучности нашей речи. Сейчас забота о качестве звучащей
речи актуальнее, чем в давно прошедшие времена, а потому использование
скороговорок
как
заключительного
этапа
в
работе
над
техникой
речи
приносят положительные результаты.
Другой
чрезвычайно
важный
с
разных
точек
зрения
жанр
устной
народной словесности, берущий начало в глубокой древности – загадка. Это
представляет
для
ребенка
определенные
трудности
поэтому
применение
загадок практикуем в обычно в старших группах.
Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно
больше
загадок
или
научились
быстро
их
отгадывать,
а
в
том,
чтобы,
отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Сначала
ребята
отгадывают
загадки,
опираясь
на
восприятие
самых
простых знакомых предметов. Я подбираю предметы и располагаю их перед
детьми.
После
того
как
предметы
рассмотрены,
загадываю
об
этих
предметах загадку, например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».
Далее еще раз рассматриваем с детьми ножницы, поясняя загадку.
Помимо
народных
загадок,
доступных
детям
дошкольного
возраста,
используют
и
авторские.
Когда
ребенок
научится
отгадывать
загадки
о
знакомых
предметах
ближайшего
окружения,
ему
дают
загадки
по
представлениям.
В течение дня я загадываю детям загадки в соответствующей ситуации.
Н а п р и м е р ,
з а г а д к у
К. Чуковского о сосульке лучше предложить на зимней прогулке:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
После чего поощряю детей, которые самостоятельно пытаются составлять
загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
Овладение
малыми
жанрами
фольклора
имеет
не
только
узкую
цель
приобретения знаний о культурном наследии. Как и в прежние времена, такие
жанры,
как
уловки,
припевки,
дразнилки,
скороговорки,
помимо
своего
прямого значения играют роль нимания. Переключают детей с одного рода
занятий
на
другой,
функцию
речевого
и
психологического
тренинга.
Разнообразная
эмоциональная
энергия,
содержащаяся
в
художественных
произведениях
малых
жанров,
явно
еще
не
достаточно
оценена
и
не
полностью
используется
в
речёвом
образовании
детей
и
подростков.
Перечисленные жанры могут быть востребованы в разное время с различной
педагогической задачей, каждому возрасту они не безразличны. Эти жанры
помогают развивать технику речи, ее логику, эмоциональный аспект.
Однако
наиболее
распространенным
и
наиболее
любимым
детьми
жанром
являлась
и
является
народная
сказка.
Сказка
является
одним
из
самых богатых жанров устного этнического творчества. Показывая ребёнку
красоту
и
многообразие
человеческих
чувств,
сказка
возбуждает
в
нём
ответные чувства. Трудно переоценить значение народной сказки и в деле
формирования у ребенка мировоззренческих основ, нравственного осознания
себя в мире, а также в пробуждении у него чувства слога, навыков словесного
творчества.
Воспитание читательских интересов у дошкольников прививаю через
знакомство с художественной литературой.
Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в
детском
саду,
его
связывают
с
играми
и
прогулками,
с
бытовой
деятельностью
и
трудом.
Свободное
время
воспитатель
может
активно
использовать для того, чтобы значительно расширить литературный багаж
детей,
лучше
познакомить
их
с
произведениями
русской
и
мировой
литературы.
При
использовании
литературных
произведений
вне
занятий
решаю
следующие задачи:
•
выполнение
программы
по
ознакомлению
с
художественной
литературой:
воспитание
положительного
эстетического
отношения
к
произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов,
воспитание художественного вкуса;
• всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений
литературы и народного творчества.
Для осуществления первой задачи воспитатель может предусмотреть в
календарном плане чтение детям в часы игр и даже назвать, что он будет
читать. Но это делается, конечно, без ущерба для игр. Не всегда возможно
заранее
наметить
время
для
чтения
детям
вне
занятий.
Иногда
сама
обстановка
подсказывает,
что
в
данный
момент
целесообразно
детям
послушать
чтение.
Они,
например,
уже
устали,
им
нужна
перемена
деятельности. После веселой, шумной игры хорошо посидеть и послушать
любимую
книжку.
Часто
дети
приносят
из
дома
свои
любимые
книги.
Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой, может прочитать её
всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства и поблагодарить
ребёнка.
Образы
книг
возбуждают
воображение,
приводят
в
волнение
чувства
детей,
и
они
после
чтения
долго
не
засыпают;
сон
их
наполняется
сновидениями, и они не отдыхают как нужно. М.М. Конина считала, что в
течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3–4 лет
не следует читать больше 10–15 мин, детям в возрасте 5–6 лет – больше 25
мин, детям 6–7 лет – 30–35 мин.
В свободное время я стараюсь закреплять в памяти детей выученные на
занятии стихи. Повторяем текст выразительным чтением. Чтение стихов в
нашей группе, происходит радостной встречей с прекрасным. Необходимо
создавать
атмосферу
духовной
общности,
родственности,
необходимой
растущему человеку не только для его эстетического, но и нравственного
становления.
Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о
произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений,
своеобразные
викторины,
рассматривание
иллюстраций
к
прочитанным
книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти приемы направлены
на формирование положительного эмоционального отношения к литературе,
на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким
образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное
место в жизни детей.
Решение второй задачи связано с воспитанием вежливости, доброты,
формированием
навыков
правильного
поведения.
Для
воспитания
этих
качеств
М.М.
Конина
рекомендовала
прием
«сгущенности
чтения»
литературных
произведений
по
определенной
теме
на
короткий
отрезок
времени.
Книги,
волнуя
ум,
сердце
и
воображение
детей,
помогают
им
разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому
и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на
сложные
вопросы.
Воспитатель
всегда
должен
быть
готовым
отыскать,
прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя,
сразу же после какого-то конкретного случая – значит помочь найти нужный
ответ
1
.
Чтение
сопровождается
беседами.
Дети
будут
слушать,
запоминать,
рассказывать
о
прочитанном,
а
иногда
и
поступать
в
соответствии
с
1
поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно переходит к
хорошим поступкам. Вначале ему требуется подтверждение, правильно ли он
сделал,
а
позднее
совершение
хороших
поступков
доставляет
ребенку
удовольствие
без
одобрения
такие
порывы
детей
надо
поддерживать
и
относиться к ним серьезно, с пониманием.
С детьми ямы проводим праздники «Праздник березки», «Капустники»,
«Праздник сказки», «Масленница», «Прилет птиц». Познакомились с игрой –
драматизацией, через сказку М. Заходера «Отшельник и роза»(Приложение).
Приложение
1.
Колыбельная песня для маленького.
2.
Я люблю читать сказки.
3.
Ставим сказку по замыслу.
4.
Поем прибаутки, заклички.
5.
Чистоговорки про овощи.
6.
Игра – драматизация «Отшельник и роза»
1 .
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение №2
Игра – драматизация «Отшельник и роза»
Цель:
Способствовать
формированию
нравственных
представлений
средствами
игры-драматизации или средствами сказочного материала.
Задачи:
Приобщать
к
духовному
и
нравственному
уроку
сказки
через
восприятие сказочной проблемной ситуации.
Активизировать словарь, развивать умения выражать свои мысли и
чувства, развивать вербальное воображение ребенка.
Прививать
эстетические
чувства
прекрасного
через
восприятие
художественных
образов
сказки,
эмпатии
по
отношению
ко
всему
живому, созданному природой.
Актуальность выбранной мною игры вижу в следующем. В настоящее время
сказка,
как
и
многие
другие
ценности
традиционной
культуры,
заметно
утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в
духовном
обогащении
дошкольников,
способствует
закладке
этических
и
эстетических
чувств.
В
то
же
время
сказка
-
это
среда
для
развития
эмоционально-нравственного
опыта
ребенка,
помогающая
не
только
представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для
себя
и
окружающих.
Сказка
входит
в
жизнь
ребенка
с
самого
раннего
возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается
с
ним
на
всю
жизнь.
Со
сказки
начинается
его
знакомство
с
миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром
в целом.
Сказка, её композиция это противоположное сопоставление добра и зла.
Фантастические образы. Выразительный язык, динамика событий, особые
причинно
–
следственные
связи
и
явления,
доступны
пониманию
дошкольника.
Все
это
делает
сказку
особенно
интересной.
А
это
всё
в
конечном итоге является незаменимым инструментом формирования детей
нравственно здоровой личности ребенка. Сказка , сюжет сказки помогает
понять красоту окружающего мира.
Эстетический
уровень
художественного
образа
характеризует
эмоциональное познание, через эмоциональные образы. Сказки не только
расширяют
представления
ребенка,
обогащают
его
знания
о
действительности,
вводят
его
в
мир
чувств,
глубоких
переживаний
и
эмоциональных открытий
Материалы и оборудование:
элементы театрального искусства для сказочных персонажей;
декорация – картины с элементами подводного мира и его обитателями;
поделки,
сделанные
руками
детей
на
занятиях
продуктивной
деятельности;
рисунки со сказочными персонажами из сказки «Отшельник и роза» с
целью создания коллажа в процессе занятия;
музыкальное оформление - «Музыка моря» Н. Гербер, «Песенка про
дружбу»;
мультипликационный фильм по сказке Б. Заходера « Отшельник и
роза»;
сказка
Б.Заходера
«Отшельник
и
роза»
(чтение
художественной
литературы;
игрушки разных форм и материала подводного мира;
герои подводного мира из пластилина, сделанные руками детей на
занятиях продуктивной деятельности;
художественное оформление предметами моря (ракушки, камни и.т.д.)
Ход занятия
Методы и приемы
Краткое содержание
Образовательная Область
Игровая
ситуация
« У з н а й
г е р о я
сказки»
Дети с воспитателем вспоминают
сюжет сказки и её персонажей
Развивать
навыки
составлять
сжатый этюд о герое.
Создание
коллажа
« О б и т ат е л и
д н а
морского»
Со ставление
о п и с ат е л ь н ы х
рассказов о персонажах сказки
Формировать
эмоциональное
отношение
к
литературным
героям
Этюд
«Угадай,
кто
я»
Воспитатель ребенку предлагает
пластилинового
обитателя
моря
(изготовленного на занятиях). Он
Прививать умение выделять
и
использовать
в
с в о е й
деятельности
материалы
для
должен назвать его и связать со
сказочным персонажем.
раскрытия сюжета.
Самостоятельное
вхождение
в
роль
персонажа
Дети
самостоятельно
выбирают
для себя своего героя. Выбирают
с о о т в е т с т ву ю щ и й
с в о е м у
персонажу реквизит, костюм.
Р а з в и в а т ь
и н т е р е с
к
познакомившимся
героями
сказки через игру.
Сценическое
представление
по
сказке
Д е т и
с а м о с т о я т е л ь н о
проигрывают сюжет сказки
Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
художественно инсценировать,
изображать
сказочных
героев
в ы р а з и т е л ь н о
с
естественными интонациями в
инсценировках.
Эмоциональное
выражение
детей
о
друге
Дети под музыку весело поют и
танцуют, радуясь, что у них есть
друзья.
Совершенствовать
навыки
движения,
,
отображающие
содержание песен.