Автор: Ярмиева Гульнар Виловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: Рабочая программа по ансамбля (срок обучения 4 года)
Раздел: дополнительное образование
Казан шәhәре муниципаль берәмлеге
башкарма комитеты
МӘДӘНИЯТ ИДАРӘСЕ
Казан шәһәренең
«4 нче номерлы
БАЛАЛАР МУЗЫКА
МӘКТӘБЕ»
өстәмә белем биру
муниципаль бюджет учреждениесе
420039, Казан ш., Гагарин ур., 101
тел/факс (843)564-70-89
Исполнительный комитет
муниципального образования г. Казани
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного
образования
г. Казани
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
ШКОЛА № 4»
420039, г. Казань, ул. Гагарина, 101
тел/факс (843)564-70-89
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
учебного предмета
«Ансамбль» (флейта)
Казань 2019
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Сведения о затратах учебного времени
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Контроль и учет успеваемости
Содержание учебного предмета
- Годовые требования
Методическое обеспечение образовательного процесса.
- Методические рекомендации педагогическим работникам.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Список рекомендуемой литературы
- Методическая литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета
В современном обществе художественное образование приобретает все более
массовый
характер.
Наряду
с
профессионально
ориентированными
учащимися, в музыкальные школы поступают дети, желающие получить
навыки
музицирования,
не
ставя
цели
продолжения
профессионального
образования.
Поэтому
так
актуальна
сегодня
демократизация
содержания
музыкального
образования,
поиск
новых
путей
в
процессе
обучения,
получение
реальных
результатов
обучения,
необходимых
д л я
самостоятельной
реализации
творческих
потребности
учащихся
и
после
окончания школы.
Духовой ансамбль – один из учебных предметов исполнительской подготовки
дополнительной общеобразвивающей программы в области музыкального
искусства.
Программа
направлена
на
формирование
у
обучающихся
комплекса умений и навыков в области коллективного творчества. Игра в
ансамбле
способствует
развитию
интеллектуального
и
творческого
потенциала
обучающихся,
развивает
эмоциональную
сферу
музыкального
восприятия,
повышает
уровень
исполнительского
мастерства.
Все
эти
качества
способствуют
формированию
творчески
активной
всесторонне
развитой личности.
Знакомство
учеников
с
ансамблевым
репертуаром
происходит
на
основе
разнообразных произведений: дуэты, переложения произведений различных
форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Игра в
ансамбле с давних времен ценилась как прекрасный способ музыкального
общения, который расширяет музыкальный кругозор, позволяет знакомиться
не
только
с
произведениями
написанными
для
флейты,
но
и
с
многочисленными переложениями инструментальной, оркестровой, балетной
и
оперной
музыки.
Реализация
данной
общеразвивающей
учебной
программы
способствует
формированию
у
обучающихся
эстетических
взглядов, нравственных установок и потребности в общении с духовными
ценностями, произведениями искусства, воспитанию активного слушателя,
участника творческих мероприятий.
Срок реализации учебного предмета
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения и
предполагает 2х уровневый курс освоения данного инструмента:
1 уровень для детей, поступающих в школу с 6 до 9 лет;
2 уровень для детей, поступающих в школу с 10 до13 лет.
Программа реализуется по индивидуальным учебным планам. Занятия
п р о х о д я т
в
и н д и в и д у а л ь н о й
и
м е л ко г р у п п о в о й
ф о р м а х .
Цели и задачи программы
Цель
программы: развитие
практических
навыков
игры
в
ансамбле,
обеспечение
развития
творческих
способностей
и
индивидуальности
обучающегося,
овладение
знаниями
и
представлениями
об
истории
исполнительства
на
духовых
инструментах,
формирования
практических
умений и навыков ансамблевой игры на флейте, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи программы:
Образовательные: -
закрепление
и
расширение
знаний
и
навыков,
приобретенных в инструментальном классе; - получение навыков чтения с
листа;
-
умение
слушать
музыку,
исполняемую
ансамблем
в
целом,
и
отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы,
сопровождения, подголосков.
Развивающие: - развитие музыкального слуха; - формирование чистой
интонации (мелодической и гармонической); - умение следить за ровностью
и
характером
звучания,
динамическим
соотношением
голосов,
за
ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов.
Воспитывающие: - в о с п и т а н и е
ко л л е к т и в н о й
т в о рч е с ко й
и
исполнительской
дисциплины;
-
формирование
высоких
эстетических
представлений
и
вкусов;
-
раскрытие
перед
учащимися
художественного
совершенства изучаемых произведений русских и зарубежных классиков и
современных композиторов.
Ансамбль является важным компонентом в обучении игре на флейте. В
ансамбле
вырабатываются
навыки
коммуникативного
сотрудничества,
умение слушать и слышать другого исполнителя. Эти навыки необходимо
прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к
занятиям в оркестровом классе.
Исполнение ансамблей расширяет исполнительский потенциал ученика
и позволяет впоследствии более свободно и легко разбираться в нотном
материале,
понимать
музыку
и
помогать
в
коллективной
игре
своим
товарищам. Одновременность переживания, соединение двух, трех, четырех
исполнителей
в
единый
музыкальный
организм
раскрепощает
ученика,
снимает
зажатость,
страх
перед
публичным
выступлением.
Благодаря
ансамблю
учебный
и
концертный
репертуар
пополняется
яркими,
интересными произведениями, созданными композиторами разных эпох, что
углубляет эрудицию юных музыкантов и позволяет еще ярче раскрыть их
художественный потенциал на сцене.
Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделять реализации
принципов последовательности и постепенности, принципа технической и
художественной
доступности
учебного
материала
с
учетом
возрастного
фактора и уровня продвинутости учащихся.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение приемов игры на инструменте;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с
хорошей
вентиляцией
и
звукоизоляцией.
Акустика
помещения
должна
соответствовать
нормам,
предусмотренным
для
занятий
на
духовых
инструментах (помещение не должно быть гулким).
В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть,
кроме музыкального инструмента (флейты): фортепиано (рояль/пианино или
синтезатор), пюпитр, метроном, тюнер, зеркало, аудио и видео аппаратура.
Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия,
методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для
самостоятельных
домашних
занятий.
Во
время
самостоятельной
работы,
учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета.
Сведения о затратах учебного времени
Занятия проходят группами по 2 и более учащихся в зависимости от
состава ансамбля. Также занятия могут проходить в индивидуальной форме
для разучивания отдельных партий.
Программа
рассчитана
на
преподавание
в
течение
всего
времени
обучения в классе флейты, по 1 часу (академическому) в неделю.
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всег
о
часо
в
Годы обучения
1й
год
2й год
3й год 4й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество недель
16 18 16 19
16 19
16
19
Аудиторные занятия
16 18 16 19
16 19
16
19
139
Самостоя тельная работа
16 18 16 19
16 19
16
19
139
Максимальна я учебная нагрузка
32 36 32 38
32 38
32
38
278
В репертуарном списке рабочей программы представлены ансамбли
различных составов: ансамбли для 2, 3, 4 и более флейт, ансамбли для
флейты с деревянными духовыми инструментами (гобой, кларнет, фагот), а
также
ансамбли
для
флейты
с
различными
составами
инструментов.
Ансамбли
охватывают
разнохарактерные
музыкальные
произведения
зарубежной и русской классики и современных композиторов.
В
процессе
работы
над
музыкальными
произведениями
учащиеся
должны:
-
научиться
слушать
музыку,
исполняемую
ансамблем
в
целом,
и
отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы,
сопровождения, подголосков и т. д.;
- исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой
произведения в целом;
-
творчески
применять
в
совместном
исполнении
музыкально-
исполнительские навыки, полученные в специальных классах;
- получить навыки чтения с листа;
- быть активным участником публичных выступлений.
В течение полугодия учащиеся класса ансамбля должны пройти 2-3
разнохарактерных произведения.
Контроль и учет успеваемости
Контроль и учет успеваемости проводится в конце каждого учебного
года в форме контрольных уроков. Примерные программы для контрольных
уроков
по
окончании
каждого
класса
даны
в
двух
вариантах,
соответствующих
уровню
продвинутости
учащихся
и
программным
требованиям. Произведения исполняются по нотам.
В начале каждого полугодия педагог составляет план работы класса
ансамбля и представляет его на утверждение отдела.
По
результатам
аттестации
выставляются
отметки:
«отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
5
(отлично)
–
ставится
за
грамотное,
уверенное,
выразительное
и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в
тексте,
технике
и
интонации,
неуверенное
знание
произведения,
некачественный звук, невыразительность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Годовые требования
1 КЛАСС
Примерный репертуарный список
Пьесы для 2-х флейт
Бах И. Ария
Брамс И. Колыбельная
Гендель Г. Серенада
Гендель Г. Жига
Моцарт В. Две маленькие пьесы
Моцарт В. Менуэт
Телеман Г. Менуэт
Шольце И. Ария
Шуберт Ф. Лендлер
Шуберт Ф. Немецкий танец
Пьесы для 3-ех флейт
Лист Ф. Анданте
Ратбергер В. Ритурнель
Пьеса для 4-ех флейт
Брамс И. Колыбельная
Примеры программ контрольного урока
Вариант 1
1. Брамс И. Колыбельная в переложении для 2-х флейт
2. Шуберт Ф. Немецкий танец в переложении для 2-х флейт
Вариант 2
1. Шольце И. Ария в переложении для 2-х флейт
2. Гендель Г. Жига в переложении для 2-х флейт
2 КЛАСС
Примерный репертуарный список
Пьесы для 2-х флейт
Вивальди А. Сарабанда
Гайдн Й. Три танца
Гендель Г. Ария
Гендель Г. Два менуэта
Гендель Г. Тамбурин
Корелли А. Менуэт
Моцарт В. Два танца
Перселл Г. Жига
Шольце И. Ария
Пьесы для 3-ех флейт
Барток Б. Пьесы из альбома «Детям» № 1, 2, 3
Телеман Г. Аллегро
Пьеса для 4-ех флейт
Бах И. Менуэт
Пьеса для флейты с различными составами инструментов
Кассиан Г. Три багатели для 2-х флейт, гобоя и кларнета
Примеры программ контрольного урока
Вариант 1
1. Гендель Г. Ария в переложении для 2-х флейт
2. Перселл Г. Жига в переложении для 2-х флейт
Вариант 2
1. Вивальди А. Сарабанда в переложении для 2-х флейт
2. Гендель Г. Тамбурин в переложении для 2-х флейт
3 КЛАСС
Примерный репертуарный список
Пьесы для 2-х флейт
Артемов В. Этюд
Бетховен Л. Менуэт для двух флейт
Гайдн Й. Менуэт (пер. Е. Золтан)
Глинка М. Венецианская ночь
Граупнер К. Хорнпайп
Колодуб Ж. Шутка
Муха А. Родничок
Хуторянский И. Гавот
Шоненбек К. Меланхолическая павана для двух флейт и фортепиано
Пьесы для 3-ех флейт
Барток Б. Игра
Барток Б. Песня бродяги
Барток Б. Пьесы из альбома «Детям» № 4, 5, 6, 7
Бежуа Н. Бурре из сборника «Пьесы для клавесина» в переложении для
3-ех флейт Е. Катца
Госсек Ф. Тамбурин
Торре Ф. Вилансика (пер. Е. Катц)
Пьесы для флейты с различными составами инструментов
Аксюк С. Вальс для 2-х флейт, 2-х кларнетов и фагота (Пер. А. Яцевич)
Гайдн Й. Серенада из квартета №68, оп. 3 для флейты и гитары ( пер.
партии флейты Е. Дорохова, партии гитары Г. Батаника)
Глюк К. Гавот для флейты, гобоя и кларнета
Дакен Л. Кукушка. Рондо для флейты и кларнета
Скрябин А. Прелюдия для 2-х флейт и 2-х кларнетов (Пер. В. Соловьев)
Шуберт Ф. Музыкальный момент для 2-х флейт и фагота (Пер. В.
Соловьев)
Примеры программ контрольного урока
Вариант 1
1. Барток Б. Песня бродяги в переложении для 3-ех флейт
2. Глинка М. Венецианская ночь в перложении для 2-х флейт
Вариант 2
1. Шоненбек К. Меланхолическая павана для 2-х флейт и фортепиано
2. Госсек Ф. Тамбурин в переложении для 3-ех флейт
4 КЛАСС
Примерный репертуарный список
Произведения для 2-х флейт
Артемов В. Нарисованные человечки
Блавэ М. Соната №1, оп. 1 для 2-х флейт
Вольфензон С. Две пьесы в старинном стиле для 2-х флейт
Кванц И. Дуэт до-минор для 2-х флейт и фортепиано
Маттезон И. Соната №1 для 2-х флейт
Маттезон И. Соната ля-минор для 2-х флейт
Моцарт В. Анлантино с вариациями из Дуэта для 2-х флейт
Фингер Г. Соната для флейты, гобоя (или флейты) и цифрованного баса
Шедевиль Н. Пасторальная соната
Произведения для 3-ех флейт
Агафонников В. Русские напевы
Муре Т. Две фантазии для 3-ех флейт
Цытович В. Три пьесы для 3-ех флейт
Цыполи Д. Девять канцон для 3-ех флейт
Произведения для флейты с различными составами инструментов
Бах И. Жига из Шестой французской сюиты для флейты и кларнета
Бах И. Сицилиана для флейты и гитары (пер. К. Рагожник)
Бурцев А. Пастораль для флейты, гобоя и кларнета
Гайдн Й. Лондонское трио №4 для 2-х флейт и фагота
Глазунов А. Две инвенции для флейты и кларнета
Кеопке П. Ариэтта для флейты и кларнета
Патерсон Дж. Ностальгия для гитары, гобоя и двух флейт
Прокофьев
С.
Две
мимолетности
для
2-х
флейт,
2-х
гобоев,
2-х
кларнетов и 2-х фаготов
Примеры программ контрольного урока
Вариант 1
1. Моцарт В. Андантино с вариациями из Дуэта для 2-х флейт
2. Артемов В. Нарисованные человечки (2 флейты)
Вариант 2
1.
Маттезон И. Соната №1 для 2-х флейт
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
В процессе формирования музыканта большое значение имеет воспитание
навыка ансамблевой игры. Игра в ансамбле включает в себя следующие
моменты:
согласованность
артикуляционных
приѐмов
и
штрихов,
умение
понимать и предугадывать намерения партнѐра, а иногда и умение взять на
себя ведущую партию.
Немаловажное
значение
имеют
также
навыки
передачи
фраз,
мотивов,
связок,
согласно
стилю
правильно
с
интонировать
при
максимальном
сближении тембров, чистоте интонации и хорошем строе. Игра в ансамбле
требует овладения целым комплексом различных исполнительских навыков.
Если музыкант проигрывает пьесу, оркестровую или ансамблевую партию
самостоятельно,
то,
исходя
из
своей
индивидуальности,
он
может
произвольно отклониться от указанного темпа и ритма. Игра же в оркестре и
ансамбле требует от него соблюдения определѐнных правил, которые состоят
в следующем:
уметь точно настроить свой инструмент и в процессе тигры следить за
строем;
добиваться чистоты интонации и соблюдать ритмическую дисциплину;
не выделяться из группы за счѐт увеличения динамики звучания;
играть
с
партнѐрами
одинаковыми
штрихами
и
в
одном
нюансе;
выполнять художественный замысел композитора.
Для развития чувства ансамбля на репетиции целесообразно проигрывать
гаммы и арпеджио. В этом виде занятий руководитель должен определить вид
штриха, нюанс и ритм, т.е. характер исполнения гаммы. Во время игры
музыканты должны слушать друг друга и на ходу подстраиваться к общей
динамике,
интонации,
тембру.
Такие
упражнения
дают
положительные
результаты в развитии навыков чистой интонации, полезные для общего
сближения тембров, выравнивания строя, динамики.
Умение
хорошо
слышать
своего
партнѐра,
а
также
достигать
полной
согласованности
собственных
действий
с
действиями
всех
участников
ансамбля является важным фактором в достижении единства исполняемого
замысла.
Педагогу
по
ансамблю
можно
рекомендовать
частично
составить
план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального
разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из
трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека,
умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование
часов,
отведенных
на
консультации,
предусмотренные
учебным
планом.
Консультации
проводятся
с
целью
подготовки
учеников
к
контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям,
по усмотрению учебного заведения.
На
начальном
этапе
обучения
важнейшим
требованием
является
ясное
понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом
произведении в ансамбле. Педагог должен обращать внимание на настройку
инструментов,
правильное
звукоизвлечение,
сбалансированную
динамику,
штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную
схему формообразующих элементов. При выборе репертуара для различных
по
составу
ансамблей
педагог
должен
стремиться
к
тематическому
разнообразию,
обращать
внимание
на
сложность
материала,
ценность
художественной
идеи,
качество
инструментовок
и
переложений
для
конкретного
состава,
а
также
на
сходство
диапазонов
инструментов,
на
фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа,
профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных
выступлений.
В
звучании
ансамбля
немаловажным
моментом
является
размещение
исполнителей
(посадка
ансамбля).
Оно
должно
исходить
от
акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального
контактирования
между
участниками
ансамбля.
Регулярные
домашние
занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до
начала совместных репетиций. Согласно учебному плану в обязательной
части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1
час в неделю первый год обучения и 2 часа в третьем и четвертом годам
обучения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,
после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.
После
каждого
урока
с
преподавателем
ансамбль
необходимо
вновь
репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно
самостоятельно
ознакомиться
с
партией
другого
участника
ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом
свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать
в
нотах
ключевые
моменты,
важные
для
достижения
наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андерсен Й. Военное аллегро для 2-ух флейт и фортепиано. Оп. 48. –
Лейпциг, 1894
- Ансамбли для 2, 3, 4 флейт./ Сост. Г. Щенников. – Омск, 2009
-
Ансамбли
для
духовых
инструментов./
Сост.
В.
Соловьев.
–
Ленинград, 1979
- Барочные дуэты для флейты./ Сост. М. Клемент. – 2000
- Бетховен Л. В. Соната для двух флейт. – EMB, 1964
- Боцца Е. Три пьесы для флейты и гобоя (или флейты)
- Джованни Паизиелло. Дивертисменты для 2 флейт, 2 кларнетов, 2
валторн и фагота./ Ред. Т. Крутняева. – Ленинград,1977
- Джулиани М. Концертный дуэт для флейты (скрипки) и гитары, оп. 52
- Кванц И. Три дуэта для двух флейт. – С.-П.: Композитор, 1998
- Корчмар Г. В гостях у господина Вебера. Концертштюк для скрипки
(флейты), кларнета и фортепиано. – Ленинград, 1983
- Левитин Ю. Квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и
фортепиано. – М., 1978
- Мошелес И. Концерт для флейты, гобоя и оркестра. – Франция, 1984
-
Музыка
для
флейты.
1.
Ансамбли./
Сост.
Е.
Зайвей.
–
Союз
художников, 2004
-
Музыка
для
флейты.
2.
Ансамбли./
Сост.
Е.
Зайвей.
–
Союз
художников, 2004
-
Музыка
для
флейты.
3.
Ансамбли./
Сост.
Е.
Зайвей.
–
Союз
художников, 2010
- Орнстейн Л. Прелюдия и менуэт в античном стиле для флейты и
кларнета in B. – 1990
- Пастораль для флейты, колокольчика, струнного квартета и там-тама.
Партитура и голоса. – Советский композитор, 1984
- Подгайц Е. Концертино для флейты (домры), струнных и клавесина. –
М.: Музыка, 2008
-
Произведения
зарубежных
композиторов
для
флейты
и
шестиструнной гитары
- Пьесы и ансамбли для деревянных духовых инструментов. Средние и
старшие классы ДМШ./ Сост. Ж. Металлиди. – Ленинград, 1984
- Раймо Кангро. Квинтет. Для духовых инструментов. Партитура. –
Ленинград, 1978
-
Тесаков
К.
Сборник
ансамблей
для
духовых
инструментов:
Для
старших классов ДМШ. – Минск, 1982
-
Уствольская
Г.
Композиция.
Для
4-ех
флейт,
4-ех
фаготов
и
фортепиано. – Ленинград, 1978
-
Флейта.
Учебный
репертуар
ДМШ.
3
класс./
Сост.
и
ред.
Д.
И.
Гречишников. – Киев, 1979
- Хрестоматия для флейты. 3-4 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли./
Сост. Ю. Должиков. – М., 1978
- Шостакович Д. Придворная музыка. Для двух флейт и арфы (или
фортепиано). – DSCH, 2009
Методическая литература:
1.
Березин В. Начальный период обучения игре на духовых инструментах
в связи с возрастными особенностями учащихся.
2.
Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып. 4 / Ред.- сост. Усов
Ю./ – М., 1998.
3.
Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып.10 / Ред.- сост. Усов
Ю./ – М.,1991
4.
Инструменты духового оркестра: Инструментоведение: Учебное
пособие / Сост.
Кожевников Б.– М., Музыка, 1984
5.
Мастера игры на духовых инструментах московской консерватории.
Очерки / ред. – сост.
Гайдамович Т. – М., Музыка,1979
6.
Методика обучения игре на блокфлейте / сост. Пушечников И., 1983
7.
Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых
музыкальных инструментах для учащихся начального и среднего
специального образования / сост.
Крючков А. – М., 1985
8.
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых
инструментах: Учеб.
пособие: - 2-е, перераб. И доп. Изд. – М.,1986