конспект НОД в старшей группе. Дифференциация звуков З-Зь. Буква З "Подарки для Зои и Зины"
Автор: Алексеева Екатерина Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Светлячок" Населённый пункт: г. Котельники Наименование материала: методическая разработка Тема: конспект НОД в старшей группе. Дифференциация звуков З-Зь. Буква З "Подарки для Зои и Зины" Раздел: дошкольное образование
»
140054 г. Котельники, Московской области мкр. Ковровый д. 34. e-mail: svetbuhgalter@mail
тел. (495) 559-73-44
(495) 559-14-22
КОНСПЕКТ НОД
Для дня открытых дверей
Тема: Подарки для Зои и Зины.
Старшая логопедическая группа № 2 «Почемучки»
Подготовила:
Учитель-логопед: Алексеева Е.Е.
.
Март 2016
Цель: Подготовка детей к обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционные:
Учить детей характеризовать звук З и Зь с опорой на акустические,
артикуляционные и зрительные признаки;
Учить детей координировать речь с движением;
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков З, Зь в слогах, словах
и предложениях;
Дифференцировать звуки З и Зь на слух и в произношении;
Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление;
Развивать мелкую моторику рук;
Образовательные:
Учить детей звуковому анализу прямых и обратных слогов;
Упражнять в образовании формы множественного числа сущ. в именительном
падеже;
Упражнять в образовании сущ. в Д.п.;
Познакомить с буквой З;
Воспитательные:
Учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение вновь
поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование : магнитная доска, карточки для дыхательной и артикуляционных
гимнастик, куклы Зоя и Зины, 2 карточки с изображением корзин синей и зеленой,
изображение зайца и зебр, 2 карточки с загадками, символы звуков З\Зь, звуковичек,
синий и зеленый квадраты, ослик Иа, тарелочки с квадратами по количеству детей, мяч,
картины с изображением розы, зимы, магазина, розы для Незнайки, карточки с
изображением предметов со звуками З и Зь по количеству детей, буква З, счетные
палочки по количеству детей.
Ход НОД
I.
Орг. Момент.
1. Дыхательная гимнастика «Мячик - ямочка».
Логопед: положите руки на живот. Вдох носом надули живот «мячик», выдох ртом
втянули живот «ямочка».
2. Артикуляционная гимнастика «горочка», «катушка», «трубочка», «лодочка», «часики»,
«качели».
Логопед: Давайте сделаем гимнастику для язычка. Первое упражнение «горочка».
(логопед демонстрирует карточки с изображением гимнастики для языка).
II.
Сообщение темы НОД.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли девочки Зоя и Зина. У них с собой две корзины с
загадками.
У Зои синяя корзина. Послушайте ее загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(заяц) – выставляется картина зайца.
У Зины зеленая корзина. Послушайте ее загадку:
Этот зверь раскрашен броско
В черно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся …
(зебры) – выставляется картинка зебр
Логопед: Кто догадался с какими звуками мы будем сегодня знакомится? (со звуками З и
Зь). Правильно! Сегодня, мы будем знакомиться со звуками З и Зь.
III. Работа над темой НОД.
1.
Характеристика звуков З, Зь; знакомство символами звуков.
Логопед: Давайте произнесем звук З (Зь). Посмотрите прилетел комарик (3-3-3-3). Это
символ звука З (Зь).
(да доску крепятся изображения синего и зеленого комариков).
Логопед: Давайте поиграем с комариками.
2.
Игра «комарики летят»
Логопед: складываем пальчики «щепотью». Летит комарик (произносим звук з-з-з-з-з,
движения по часовой стрелки).
Логопед: Как вы думаете звук З (Зь) можно петь? (нет). Звук З (Зь) какой? (согласный).
Какого позовем звуковичка? (синего и зеленого).
(на доску крепится изображение звуковичка)
Логопед: Почему звук З (Зь) нельзя петь? (во рту преграда). Преграду делают губки или
зубки? (зубки). Звук З (Зь) какой? (твердый\мягкий). Каким цветом мы будет обозначать
звук З (Зь) (синим\зеленым).
(на доску крепятся синий и зеленый квадраты)
Логопед: Положите перед собой квадратики синий – это звук З и зеленый – это звук Зь.
3.
Игра «Поймай звуки З\Зь».
Логопед: я буду произносить слова со звуками З и Зь. Если услышите звук З поднимите
синий квадрат, если услышите звук Зь – зеленый квадрат.
Зайка-зебра-зеркало-зонт-коза-мезинец-зубр-корзина-газета-зуб-магазин-забор-роза
4.
Игра «поговорим с осликом».
Логопед: посмотрите, что нам скажет ослик (АЗ, ЗО, ЗИ)
(дети выкладывают схемы слогов из квадратов)
5.
Игра с мячом «Повтори не ошибись».
Логопед: слушайте внимательно и повторяйте за мной: за-зо-зу, зы-зу-за, зи-зя-зе, зя-зе-
зю, зы-зя-зо и т.д.
6.
Игра «Чистоговорки от Зои и Зины».
Логопед: С вами хотят поиграть Зина и Зоя. Они подготовили для Вас чистоговорки:
От Зои:
За-за-за – у Зои коза,
Зо-зо-зо – у Зои зонт,
Зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу,
Зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулачками, показывают козу из пальчиков
-\-, ладошки над головой
-\-, ладоши над головой, коза из пальчиков
-\-, разводят руки в стороны
От Зины:
Зе-зе-зе – несём сено мы козе
Зи-зи-зи – Зину к Зое отвези.
Зя-зя-зя – Зина и Зоя друзья.
-\-, ладошки ковшиком, коза из пальчиков
-\-, движениям руками паровоз
-\-, обнять себя руками
7.
Игра «Незнайка в гостях у детей».
(сюрпризный момент. Под музыку в группу входит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте ребята. Я пришел к вам в гости и принес подарки для моих
подружек Зои и Зины. Как вы думает Зоя\Зина любит подарки с каким звуком (З\Зь).
8.
Игра с Незнайкой «правильно-неправильно»
Незнайка: Я буду называть слова иногда правильно, а иногда неправильно. Если назову
слово правильно хлопайте в ладоши.
(незнайка показывает картинку детям – забор, зима, роза, газета)
Незнайка: Это забор-зябор-сабор-забол-забор-забор.
Незнайка: молодцы ребята справились! Мне пора, а вы не забудьте подарить подарки Зое
и Зине. Подарки я оставил на ковре в вашей группе. До свидания.
9.
Игра «Подарки для Зои и Зины».
Логопед: Пока играет музыка выходим на ковер и выбираем картинки. Как только музыка
смолкает встаем в круг.
А) игра «что у меня?»
(дети называют свои картинки: «У меня зуб» и т.д.)
Б) игра «чего у меня нет?»
(дети прячут картинки за спину: «У меня нет зуба»)
В) игра «найди себе пару»
(дети находят себе пару: «У меня зуб, а у меня зубы»)
Г) игра «подари подарок»
(дети дарят картинки Зое и Зине со словами: «Я подарю Зое зуб»)
10.Знакомство с буквой З.
Логопед: Мы знакомились со звуками З и Зь. А теперь послушайте стихотворение про
букву З:
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
(логопед демонстрирует букву З)
11.Выкладывание буквы З из счетных палочек.
Логопед: Возьмите счетные палочки и выложите букву З из палочек. Сколько палочек
нам понадобиться? (6 палочек).
IV. Итог НОД.
Логопед: Давайте попрощаемся с Зоей и Зиной. Чему мы учились на занятии?
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(заяц) – выставляется картина зайца
Этот зверь раскрашен броско
В черно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся …