"Картотека пальчиковых игр для детей среднего возраста"
Автор: Полякова Надежда Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 90 "Оляпка"" Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Картотека пальчиковых игр для детей среднего возраста" Раздел: дошкольное образование
Картотека
пальчиковых
игр
.
Для
детей
среднего
возраста
.
МАДОУ «Детский сад № 90 «Оляпка»»
-
Выполнила
Воспитатель Полякова Н.В.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному
общению
малыша
и
его
близких.
Ведь
проведение
таких
игр,
подразумевает
теплые
нежные
прикосновения,
поглаживание
маленьких
пальчиков,
щекотание.
Такое
близкое
общение
обязательно
доставит
малышу
море
положительных эмоций.
В данной картотеке представлены пальчиковые игры для детей среднего возраста. Она может быть полезна
воспитателям ДОУ. Сразу оговорюсь, что в данной подборке игр использовались опыт и литература разных авторов с
моим дополнением. Карточки с играми соответствуют тематическому планированию работы с детьми среднего возраста
к программе "От рождения до школы".
Используемая литература:
1.
Зажигина
О.А.
Игры
для
развития
мелкой
моторики
рук
с
использованием
нестандартного
оборудования. – СПб.: ООО»Издательство «Детство-пресс» (серия «Кабинет логопеда»), 2013.
2.
Ихсанова
С.В.
Игротерапия
в
логопедии:
пальчиковые
превращения:
пособие
для
родителей
и
педагогов. Изд 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3.
Трясорукова Т.П. Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков. – Изд 2-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2012
Тема « Я в Мире. Человек»
«Кто приехал?»
(массаж губкой)
- Кто приехал? (растирают губкой ладошку)
- Мы, мы, мы!
- Папа, папа, это ты? (большой палец)
- Да, да, да!
-Мама, мама, это ты? (указательный)
- Да, да, да!
- Братец, братец, это ты? (средний)
- Да, да, да!
- Ах, сестричка, это, ты? (безымянный)
- Да, да, да!
- Все мы вместе?(мизинец)
- Да, да, да!
«Правила приветствия»
(пальчиковая гимнастика)
Все воспитанные детки, (хлопаем в ладоши)
Даже детки-малолетки,
Знают «Здравствуй!» и «Привет!»
Вам покажем мы пример!
- Здравствуй! (соединяем большие пальчики, «здороваемся»)
- Привет! (указательные)
- Доброе утро! (средние)
- Добрый день! (безымянные)
- Добрый вечер! (мизинцы)
- Спокойной ночи! (ладошки соединяем, кладем под голову)
«Наши ручки»
(массаж валиком)
Это ручка – правая. (крепко сжать валик в правой руке)
Это ручка – левая. (крепко сжать валик в левой руке)
Раз - на валик нажимаю и зарядку делаю. (дети кладут валик на
правую ладонь и каждым пальцем левой руки поочередно
нажимают на валик, затем меняют руки)
Два – на валик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая. (крепко сжимают валик в правой руке)
Будет сильной левая. (крепко сжимают валик в левой руке)
Будут ручки у меня ловкие, умелые!
«Умывание»
(гимнастика на развитие моторики)
Кран открою, (изображаем движением пальцев открывание)
Руки мою, (изображаем мытье рук)
Мылю мылом, (потираем ладошки)
Буду чистым. (показываем ладошки)
Мою щечки, (Трем части лица)
Ушки, носик,
А потом поеду в гости. (Рулим ручками)
Тема « Я в Мире. Человек»
«Моя семья»
(пальчиковая гимнастика)
Это – папа, (показывает на средний палец)
Это – мама, (на указательный)
Это – братик, (на безымянный)
Это – я, (на мизинец)
Это – бабушка моя, (на большой)
Вот какая у меня (сжимает в кулачек все пальцы)
Очень крепкая семья! (крутит кулачек)
«Кто живет в моей квартире?»
(массаж губкой)
1,2,3,4,5 – Кто живет в моей квартире? (под счет растирают губкой
подушечки пальцев левой руки поочередно, начиная с большого
пальца)
1,2,3,4,5 – Всех могу пересчитать: (под счет растирают губкой
подушечки пальцев правой руки поочередно, начиная с большого
пальца)
Папа, (растирают большой палец)
Мама, (указательный)
Брат, (средний)
Сестренка, (безымянный)
Кошка Мурка, (мизинец)
Два котенка, (растирают большой палец другой руки)
Мой щегол, (указательный)
Бурундучек, (средний)
Сверчек (безымянный)
И я! (мизинец)
(убирают губку в сторону)
Вот и вся моя семья! (сгибают и разгибают пальцы обеих рук)
«Десять птичек»
( массаж колючим бигуди среднего
размера)
Ну-ка, пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка! (показывают все 10 пальцев обеих рук)
Эта птичка – соловей. (кладут бигуди на ладошку левой руки и катают
по большому пальцу)
Эта птичка – воробей. (по указательному)
Эта птичка – совушка, (по среднему)
Сонная головушка!
Эта птичка – свиристель. (по безымянному)
Эта птичка – коростель. (по мизинцу)
Это птичка – скворушка, (кладут бигуди на ладошку правой руки и
катают по большому пальцу)
Серенькое перышко!
Это – зяблик, (по указательному)
Это - стриж. (по среднему)
Это – развеселый чиж. (по безымянному)
Ну, а это – злой орлан! (по мизинцу)
(убирают бигуди в сторону)
Птички, птички, по домам! (скрещивают ручки перед собой в
лучезапястных суставах и машут кистями рук как крыльями)
Тема «Мой город, моя страна»
«Дом»
(пальчиковая гимнастика)
Это – домик, стоит с крышей, (делаем «крышу», прикасаясь
подушечками пальцев. Лучезапястные суставы опираются на стол)
Это – башня, она выше. (делаем «крышу», локти на столе)
Возле башни есть ворота, (кулачки ребром стоят рядом)
Проходи, кому охота,
Открываем мы ворота. (расставляем кулачки друг от друга)
Возле домика забор, (ставим кисти рук на пальцы, растопырив
пальцы)
Приглашаем всех во двор. (Делаем руками жест приглашения)
«Строим дом»
(массаж резиночкой)
Тук-тук молотком! (стучат кулак о кулак)
Строим, строим новый дом!
Этот дом для Маши! (надеваем резиночку на большой палец)
Этот дом для Саши! (на указательный)
Этот дом для Даши! (на средний)
Этот для Наташи! (на безымянный)
А этот для Андрюши! (на мизинец)
(убирают резиночку в сторону)
Все соседи, все друзья! (хлопают в ладоши)
Жить без дружбы нам нельзя!
«Прогулка по улице»
(пальчиковая гимнастика)
Мы по улице гуляли, (хлопают в ладоши)
Дружно мы ворон считали:
1,2,3,4,5 – (под счет правой рукой ловят поочередно пальцы левой
руки)
Надо всех пересчитать!
1,2,3,4,5 – (под счет левой рукой ловят поочередно пальцы правой
руки)
Сосчитаем их опять!
Сосчитать мы их хотели, (хлопают в ладоши)
Но вороны улетели! (машут руками)
«Люблю по городу гулять»
(массаж резиночкой)
Люблю по городу гулять, (указательные и средние пальцы обеих рук
шагают по столу)
Люблю смотреть,
Люблю считать.
Невский – раз, (надеваем резиночку на большой палец левой руки)
Зимний – два, (на указательный)
Три – красавица Нева, (на средний)
А четыре – мост Дворцовый, (на безымянный)
Пять – гуляю по Садовой, (на мизинец)
Шесть – к Исаакию схожу (надеваем резиночку на большой палец
правой руки)
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад. (на указательный)
Как красив его наряд!
Восемь – крепость у Невы. (на средний)
Девять – повстречался мне (на безымянный)
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота (на мизинец)
Вижу Невские ворота.
Тема «Новый год»
«Дорожка»
(пальчиковая гимнастика)
Наши пальчики как ноги (средние и указательные пальцы обеих рук
бегут по столу вперед)
Побежали по дороге.
Очень быстро мы бежали,
Но споткнулись (сгибаем пальцы «Упали на колени»)
И упали! (кладут ладошки на стол)
И тихонечко поспали! (складываем ладошки вместе и
прикладываем к щеке – «спим»)
«Звериные следы»
(пальчиковая гимнастика)
Шла корова по дорожке – (кулачками шагаем тяжело ступая)
Топ, топ, топ, топ!
А за ней бежала кошка – («побежали» средними и указательными
пальцами обеих рук)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
«Тропинка»
(«ходилка» по толстой нитке)
Кладем 2 толстые нити от себя на поверхность стола. Получились 2
извилистые тропинки.
Шел мишутка – (указательные и средние пальцы обеих рук шагают
по нитке)
Топ да топ –
Вдоль звериных
Тайных троп.
Но устал
И сел на пень.
И ему подняться лень!
«Друзья Деда Мороза»
(пальчиковая гимнастика)
«Снеговик»
Мы слепили снежный ком, (Лепим двумя руками комок,)
Шляпу сделали на нем, (Соединяем руки в кольцо и кладем на
голову)
Нос приделали и вмиг (Приставляем кулачки к носу)
Получился снеговик! (Обрисовываем двумя руками фигуру
снеговика)
«Звери лесные»
Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сложены лодочкой под щечкой
Всю зиму до весны сопит)
Спят зимою бурундук, (Загибаем поочередно пальцы)
Колючий ежик и барсук
Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний
пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и
безымянный)
Убегает от лисицы. (Пальцы то же. Кисть руки переворачиваем вниз,
и "убегаем" указательным и средним пальцами)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков! ( Разводим руки в стороны)
«Колкий ежик»
(массаж колючим бигуди среднего размера)
(катаем бигуди между ладонями от основания до кончиков пальцев
рук)
Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот они. Вот они. Вот они.
Ежик, ежик колкий,
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (отложили бигуди в сторону)
(повторяем упражнение, катая бигуди по внешней стороне кистей)
Тема «Новый год»
«Под елочкой подарки»
(пальчиковая гимнастика)
По лесу новогоднему шел тихо Дед Мороз (указательным и
средним пальцами рук имитируем ходьбу)
Детишкам он подарки в мешке тяжелом нес: (разгибаем пальцы)
Для Машеньки - конфеты, (загибаем пальцы рук и по очереди)
Для Олечки – игрушку,
Для Коли – мармелад,
Для Миши – самокат,
А младшенькой, Танюшке,
Подарит он коня,
Чтоб в сказке новогодней
Скакать могла она.
Проснется рано утром дома детвора, (разгибаем одновременно все
пальцы)
Под елочки заглянут (сгибаем пальцы в кулак)
И закричат : «Ура!» (разгибаем одновременно все пальцы)
«Подарки Деда Мороза»
(массаж губкой)
Дед Мороз принес подарки!
Буквари, (растирают губкой большой палец одной руки)
Альбомы, (указательный)
Марки, (средний)
Кукол, (безымянный)
Мишек (мизинец)
И машины, (большой палец другой руки)
Попугая (указательный)
И пингвина (средний)
Шоколадок полмешка (безымянный)
И пушистого щенка! (мизинец)
«Пятикрылая звезда»
(пальчиковая гимнастика)
С Новым годом! С Новым годом! (хлопаем в ладоши)
Здравствуй, Дедушка Мороз! (машем кистями рук)
Он из леса мимоходом (шагающие движения указательными и
средними пальцами обеих рук)
Елку нам уже принес.
На верхушке (показываем вверх указательными пальцами обеих рук)
Выше веток (показываем ладошки, растопырив пальцы обеих рук)
Загорелась, как всегда (хлопаем в ладоши)
Самым ярким жарким светом (ладони вверх сжимаем-разжимаем)
Пятикрылая звезда. (поднимаем руки вверх)
«Валик я качу,качу»
(массаж валиком)
Валик я качу,качу, (катаем валик на весу)
Валик я не уроню.
Ладошка правая, (катаем валик, правая ладонь сверху)
Ладошка левая, (катаем валик, левая ладонь сверху)
Катаю ловко и умело я!
1,2,3,4,5! (кладем валик на стол)
Пальцем я начну катать!
Указательным, (катаем по столу указательным пальцем)
И средним, (средним)
Безымянным (безымянным)
И последним! (мизинцем)
Безымянным и последним (сжимаем и разжимаем кулачки с
напряжением)
Очень трудно нам катать –
Будут пальцы отдыхать. (потрясли кистями рук)
(повторяем с пальцами другой руки)
Тема «День защитника Отечества. Флаг России»
«Флажок»
(пальчиковая гимнастика)
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу. (Указательный, средний, безымянный пальцы
и мизинец прижаты друг к другу, большой
палец опущен вниз. Другой рукой обхватить
большой палец у «флажка» и зажать в кулак.
Помахать «флажком».)
Раз, два! (поменять руки)
«Солдатики»
(игра с платочком)
Командир позвал солдат: ( пальцы собраны в кулак)
«Становитесь
дружно
в
ряд!»
(большой
палец
разогнули)
Первый
встал,
за
ним
–
второй, (Затем
большим
пальцем касаться всех остальных –
«будить».)
Безымянный, быстро в строй!»
Аты-баты,(указательным и большим пальцем одной руки берем за
угол платочка)
аты-баты, (пальцами другой руки берем за противоположный угол
платочка)
На войну идут солдаты! (собираем платочек в «гармошку»)
Знамя царское несут,
Пушки грозные везут! (отпустили «гармошку»)
Ура! (помахали платочком)
Аты-баты, аты-баты!
(пальчиковая гимнастика)
Аты-баты, аты-баты! (сжимают и разжимают пальцы)
На парад идут солдаты! (идут пальцами по столу)
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой! (Делают ритмические хлопки.)
«Бревно»
(массаж карандашом)
Крутим мы с трудом давно (вращают карандаш пальцами обеих рук)
Это толстое бревно.
Вы ошиблись, это наш
Тонкий легкий карандаш!
Карандаш я покачу (прокатывают карандаш по поверхности ладони)
Вправо-влево, как хочу!
Тема «8 марта»
«Военные» (
Пальчиковая гимнастика №3)
Раз, два, три, четыре! (сжимают пальчики по одному в кулачки)
Дети, Много дел на белом свете. (Разжимают пальчики по одному
из кулачков)
Вот военные идут – («идут» пальцами по столу.)
Они границу берегут. (Прикладывают ладонь ко лбу, смотрят
вдаль.)
«Самолет»
(массаж бигуди)
Я построю самолет
Шлем надену, и вперед.
Сквозь волнистые туманы
Полечу в другие страны.
Над морями и лесами,
Над горами и полями.
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
(катают бигуди взад-вперед между ладонями, руки вверху над
головой)
«Будем маме помогать»
(пальчиковая гимнастика)
1, и 2, и 3, 4, (хлопаем в ладоши)
Мы посуду перемыли. (потираем ладошки - «моем»)
Дружно моем чашки, ложки (загибаем пальчики при названии
посуды)
И тарелки с поварешкой.
Всю посуду перемыли,
Ничего мы не разбили! (делаем пальцем и головой жест отрицания)
Будем маме помогать, (хлопаем в ладоши)
А потом пойдем играть!
Чашку, (делаем ладошками чашку)
вилку, (делаем «вилку» - выставляем 2 пальца вперед)
острый ножик (делаем ребром ладони режущие движения)
Я помою осторожно, (потираем ладошки - «моем»)
Вымою потом я ложку (загибаем пальчики при названии посуды)
И большую поварешку.
Чайник, блюдце и стакан
Тоже вымою я сам!
«Пирожок»
(массаж массажным мячиком)
Пирожок слепили (надавливаем на мячик правой ладошкой сверху
левой – снизу)
Пирожок слепили, (надавливаем на мячик левой ладошкой сверху ,
правой - снизу)
Пирожок слепили Маше. (положили мячик на стол и придавили
обеими ладошками к столу)
Пирожок слепили Саше. (покатали по столу правой ручкой)
Пирожок слепили Паше. (покатали по столу левой рукой)
Ну, а этот пирожок (протянули мячик в руках вперед)
Кот Василий уволок. (отпустили мячик)