Автор: Файзуллина Лия Мунировна
Должность: преподаватель вокального искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ с.Ахуново МР Учалинский р-н РБ
Населённый пункт: село Ахуново Учалинский р-н РБ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Развитие образного и эмоционального мышления посредством имитационно- игровых элементов у детей младшего школьного возраста»
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок преподавателя вокального отделения
МБУ ДО ДШИ с.Ахуново
Файзуллиной Лии Мунировны
«Развитие образного и эмоционального мышления
посредством имитационно- игровых элементов у детей
младшего школьного возраста»
Дата проведения:12.12.2018г.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка, его образного и
эмоционального мышления посредством вокально-речевых игр. Постепенное
приобщение ученика к систематическим вокальным занятиям
Задачи:
- формирование у детей певческих умений и навыков: выработка чистого
интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции,
способствующих выразительному исполнению.
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости.
- формирование осознанного подхода к занятиям вокалом.
Структура занятия
1 Организационный момент
2. Приветствие, положительный настрой на занятие
3. Сообщение темы занятия.
4.Практическая часть:
-певческая установка
-дыхательные упражнения
-речевые игры
-вокальные игры
-распевание
5. Исполнение песни
6.Итоги занятия
Приветствие.
-Добрый день, уважаемые преподаватели! Здравствуйте, ребята! Какое у вас
сегодня настроение? (свободное общение с целью положительного настроя на
занятие)
- У нас сегодня гости, поздороваемся с ними протяжно, приветливо
(Распевка «Здравстуйте ребята!»)
-Сегодня наш урок будет проходить с учениками первого года обучения
отделения вокального искусства Хажиевой Элизой и Сайфуллиной Лейсан.
Тема занятия: «Развитие образного и эмоционального мышления
посредством имитационно-игровых элементов у детей младшего
школьного возраста»
Выбирая эту тему для нашего урока, я руководствовалась тем, что
большинство моих учеников младшего школьного возраста. По характеру они
веселые, шумные, любят поиграть, а уже потом поработать. Данная методика
помогает постепенно приучить ученика к систематическим занятиям
вокалом, адаптироваться в новом для них направлении обучения
Речевые игры предполагают подготовку органов речи и слуха к восприятию
правильного звука и к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного
аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким,
понятным и привлекательным. Использование речевых упражнений -
помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию,
исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир
динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует
дыхательную мускулатуру.
Цель вокально-речевых игр сформировать и развить подвижность
голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой
интонации. Вокально-речевые игры, выполняя роль распевания, делают
занятие динамичным, формируют артистические способности. Музыкальные
речевые игры развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки,
дыхательный и артикуляционный аппарат, укрепляют здоровье детей.
Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает
провести занятие - интересно, а детям быстро усвоить музыкальный
материал.
Давайте перейдем к нашей любимой части.
Практическая часть.
1. Певческая установка
-Чтобы правильно петь, нужно правильно стоять, или сидеть. Мы сейчас
потренируемся в этом.
- «Пружинки». Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч.
По команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом,
отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.
- «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем
пиджак, а затем вперед надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
Произносим скороговорку.
2. Дыхательные упражнения
- «Бегемотик». Цель: тренировать силу вдоха и выдоха
Исходное положение лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область
диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться
рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
-«Надули шарик». Вдохнули воздух и задержали его в животе, как
бы «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое
время.Медленно через рот на звук «с» выпускаем воздух, который вдохнули,
- «сдуваем шарик».
- «Собачка» - говорим «Ав-ав», положив руки на живот, ощущая как он
двигается. Затем короткое «Ав» переходит в длинное А-а-а-ав, с тем же
движением передней стенки живота.
- «Роза»-руками делаем «бутон», затем цветок распускается, мы
удивляемся на вдохе «Ах»
Цель: Образование звука при опоре на дыхание
3.Речевые игры
- «Настоящий артист»
Цель игры: сформировать хорошую дикцию, познакомить с
динамическими оттенками, развить силу голоса, подвижность голоса, тон
речи.
Преподаватель предлагает прочитать стихи с разной динамикой в голосе
(Прочитать громко, недовольно)
Хрюшки-хрюшки недовольны:
Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат
Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат
(Прочитать громко, с тревогой)
Высоко кричит синичка:
“Ой, как выросла клубничка
Нужно быстренько срывать
Полетела деток звать!”
(Прочитать тихо, ласково)
Щёчки, щёчки, щёчки
Ямочки, комочки;
Целый день до ночки
Улыбайтесь щёчки!
(Прочитать громко, тихо)
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише Танечка не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(Прочитать тихо, громко)
Тише, тише мыши
Кот сидит на крыше
Мышка, мышка берегись
И коту не попадись!
-Имитационно-вокальная игра «В лесу». Цель:
формирование навыков правильного звукообразования
Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а.» —штро-бас на связках.
Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у.», делая glissando снизу
вверх от самого низкого до самого высокого регистра.
Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш.» на продолжительном
выдохе.
Падают на землю острые иголки с елок. Произносят короткие «а, а, а.» в
разных регистрах с показом высоты звука рукой.
Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а.» в низком
регистре.
Зудят комары. Пропевают «з-з-з.».
Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!»:
А где-то по шоссе едет машина бр-бр-бр "Губной вибрант"
- «Эхо». Цель: развитие динамики.
-Отвечайте эхом (повтором) на мои вопросы.
4.Вокальные игры
-«Угадай мелодию». Цель игры: развитие музыкальной памяти.
Оборудование: фонограмма знакомых песен, конфеты,фишки
После прослушивания мелодии нужно угадать и спеть песню.
За правильный ответ дается конфетка.
5. Распевание, пение
Чтобы звонче песни петь,
Не басить нам как медведь.
Петь весёлые припевки
Помогает нам (Распевка):
1.Я пою-хорошо пою
2.От топота копыт пыль по полю летит
3. Ладошки (темп и ритм)
Исполнение песни.
-Чтобы перейти к основной части нашего урока-повторению песни
«Ёлочка» Александра Кудряшова, - я предлагаю нам не просто исполнить ее,
а еще раз поиграть.Наши гости нам в этом помогут.
- «Светофор» Цель игры: развитие вокальных навыков, зрительного
внимания.
Оборудование: круглые цветные карточки (цвета - зелёный, желтый,
красный). Преподаватель предлагает спеть знакомую песню, обращая
внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют громко вслух, на жёлтый
свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все
фразы песни вступив точно и вслух, и про себя,
Итоги занятия.
-Пришло время подвести итоги нашего занятия. Ну как, дети, понравился вам
наш урок? (отвечают)Вот так легко, веселясь и играя можно провести занятия
по вокалу. Урок от этого не становится менее продуктивным, а элементы
имитационных и вокально- речевых игр помогают быстро усвоить материал.
Домашнее задание: выучить до конца песню «Ёлочка»