Напоминание

«Развитие образного и эмоционального мышления посредством имитационно- игровых элементов у детей младшего школьного возраста»


Автор: Файзуллина Лия Мунировна
Должность: преподаватель вокального искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ с.Ахуново МР Учалинский р-н РБ
Населённый пункт: село Ахуново Учалинский р-н РБ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Развитие образного и эмоционального мышления посредством имитационно- игровых элементов у детей младшего школьного возраста»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок преподавателя вокального отделения

МБУ ДО ДШИ с.Ахуново

Файзуллиной Лии Мунировны

«Развитие образного и эмоционального мышления

посредством имитационно- игровых элементов у детей

младшего школьного возраста»

Дата проведения:12.12.2018г.

Цель: развитие творческого потенциала ребенка, его образного и

эмоционального мышления посредством вокально-речевых игр. Постепенное

приобщение ученика к систематическим вокальным занятиям

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков: выработка чистого

интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции,

способствующих выразительному исполнению.

- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости.

- формирование осознанного подхода к занятиям вокалом.

Структура занятия

1 Организационный момент

2. Приветствие, положительный настрой на занятие

3. Сообщение темы занятия.

4.Практическая часть:

-певческая установка

-дыхательные упражнения

-речевые игры

-вокальные игры

-распевание

5. Исполнение песни

6.Итоги занятия

Приветствие.

-Добрый день, уважаемые преподаватели! Здравствуйте, ребята! Какое у вас

сегодня настроение? (свободное общение с целью положительного настроя на

занятие)

- У нас сегодня гости, поздороваемся с ними протяжно, приветливо

(Распевка «Здравстуйте ребята!»)

-Сегодня наш урок будет проходить с учениками первого года обучения

отделения вокального искусства Хажиевой Элизой и Сайфуллиной Лейсан.

Тема занятия: «Развитие образного и эмоционального мышления

посредством имитационно-игровых элементов у детей младшего

школьного возраста»

Выбирая эту тему для нашего урока, я руководствовалась тем, что

большинство моих учеников младшего школьного возраста. По характеру они

веселые, шумные, любят поиграть, а уже потом поработать. Данная методика

помогает постепенно приучить ученика к систематическим занятиям

вокалом, адаптироваться в новом для них направлении обучения

Речевые игры предполагают подготовку органов речи и слуха к восприятию

правильного звука и к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного

аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким,

понятным и привлекательным. Использование речевых упражнений -

помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию,

исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир

динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует

дыхательную мускулатуру.

Цель вокально-речевых игр сформировать и развить подвижность

голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой

интонации. Вокально-речевые игры, выполняя роль распевания, делают

занятие динамичным, формируют артистические способности. Музыкальные

речевые игры развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки,

дыхательный и артикуляционный аппарат, укрепляют здоровье детей.

Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает

провести занятие - интересно, а детям быстро усвоить музыкальный

материал.

Давайте перейдем к нашей любимой части.

Практическая часть.

1. Певческая установка

-Чтобы правильно петь, нужно правильно стоять, или сидеть. Мы сейчас

потренируемся в этом.

- «Пружинки». Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч.

По команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом,

отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.

- «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем

пиджак, а затем вперед надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.

Произносим скороговорку.

2. Дыхательные упражнения

- «Бегемотик». Цель: тренировать силу вдоха и выдоха

Исходное положение лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область

диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться

рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

-«Надули шарик». Вдохнули воздух и задержали его в животе, как

бы «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое

время.Медленно через рот на звук «с» выпускаем воздух, который вдохнули,

- «сдуваем шарик».

- «Собачка» - говорим «Ав-ав», положив руки на живот, ощущая как он

двигается. Затем короткое «Ав» переходит в длинное А-а-а-ав, с тем же

движением передней стенки живота.

- «Роза»-руками делаем «бутон», затем цветок распускается, мы

удивляемся на вдохе «Ах»

Цель: Образование звука при опоре на дыхание

3.Речевые игры

- «Настоящий артист»

Цель игры: сформировать хорошую дикцию, познакомить с

динамическими оттенками, развить силу голоса, подвижность голоса, тон

речи.

Преподаватель предлагает прочитать стихи с разной динамикой в голосе

(Прочитать громко, недовольно)

Хрюшки-хрюшки недовольны:

Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат

Не хотим носы такие!

Лишь две дырочки торчат

(Прочитать громко, с тревогой)

Высоко кричит синичка:

“Ой, как выросла клубничка

Нужно быстренько срывать

Полетела деток звать!”

(Прочитать тихо, ласково)

Щёчки, щёчки, щёчки

Ямочки, комочки;

Целый день до ночки

Улыбайтесь щёчки!

(Прочитать громко, тихо)

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь:

Не утонет в речке мяч.

(Прочитать тихо, громко)

Тише, тише мыши

Кот сидит на крыше

Мышка, мышка берегись

И коту не попадись!

-Имитационно-вокальная игра «В лесу». Цель:

формирование навыков правильного звукообразования

Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а.» —штро-бас на связках.

Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у.», делая glissando снизу

вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш.» на продолжительном

выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок. Произносят короткие «а, а, а.» в

разных регистрах с показом высоты звука рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а.» в низком

регистре.

Зудят комары. Пропевают «з-з-з.».

Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!»:

А где-то по шоссе едет машина бр-бр-бр "Губной вибрант"

- «Эхо». Цель: развитие динамики.

-Отвечайте эхом (повтором) на мои вопросы.

4.Вокальные игры

-«Угадай мелодию». Цель игры: развитие музыкальной памяти.

Оборудование: фонограмма знакомых песен, конфеты,фишки

После прослушивания мелодии нужно угадать и спеть песню.

За правильный ответ дается конфетка.

5. Распевание, пение

Чтобы звонче песни петь,

Не басить нам как медведь.

Петь весёлые припевки

Помогает нам (Распевка):

1.Я пою-хорошо пою

2.От топота копыт пыль по полю летит

3. Ладошки (темп и ритм)

Исполнение песни.

-Чтобы перейти к основной части нашего урока-повторению песни

«Ёлочка» Александра Кудряшова, - я предлагаю нам не просто исполнить ее,

а еще раз поиграть.Наши гости нам в этом помогут.

- «Светофор» Цель игры: развитие вокальных навыков, зрительного

внимания.

Оборудование: круглые цветные карточки (цвета - зелёный, желтый,

красный). Преподаватель предлагает спеть знакомую песню, обращая

внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют громко вслух, на жёлтый

свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все

фразы песни вступив точно и вслух, и про себя,

Итоги занятия.

-Пришло время подвести итоги нашего занятия. Ну как, дети, понравился вам

наш урок? (отвечают)Вот так легко, веселясь и играя можно провести занятия

по вокалу. Урок от этого не становится менее продуктивным, а элементы

имитационных и вокально- речевых игр помогают быстро усвоить материал.

Домашнее задание: выучить до конца песню «Ёлочка»



В раздел образования