Автор: Фролова Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Одесская СШ №1" Населённый пункт: село Одесское, Омской области Наименование материала: конспект урока по математике, 4 класс Тема: "Цилиндр" Раздел: начальное образование
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
6.
Цель урока: Создание условий для знакомства с понятием
«цилиндр» как пространственной фигуры.
7.Задачи
Образовательные: познакомить с понятием «цилиндр»; сформировать
умение показывать основания и боковую поверхность цилиндра;
научить выполнять изображение цилиндра на плоскости.
Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать
словарный запас;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к
сотрудничеству в рамках учебного диалога.
8.
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с понятием «цилиндр» как
пространственной фигуры; научатся показывать основания и
боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение
цилиндра на плоскости.
Метапредметные:
- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в
результате совместной работы класса и учителя.
- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности
на уроке.
- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют
собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению
других.
Личностные : применяют правила делового сотрудничества:
сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого
человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре,
доверие к собеседнику.
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник.
Организационная структура урока
Название этапа
Содержание
этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
способы деятельности
обучающегося
1.
Актуализация
опорных
знаний.
Устный счёт
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
Вопросы учителя:
Во сколько раз 84 больше 12?
91 уменьшить в 7 раз.
Найти частное чисел: 96 и 16.
Найти произведение чисел: 60 и 9.
Найти ¼ от 80.
27 увеличить в 3 раза.
Какое число разделили на 30 и
получили 8?
На какое число разделили 400 и
Отвечают на вопросы
учителя. Выполняют задания
устного счёта.
В 7
13
6
540
80:4*1=20
81
240
80
Осуществлять
актуализацию личного
жизненного опыта.
Уметь слушать в
соответствии с
целевой установкой.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
- Отгадайте
загадки о
геометрических
фигурах:
получили 5?
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг.)
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались, дело в чём?
Как фигуру назовём? (Ромб)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….(квадрат).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый….(треугольник)
Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Учащиеся отгадывают
загадки:
-Круг
-Ромб
- квадрат
- треугольник
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….(овал)
Хоть углы мои прямые,
Я, ребята, не квадрат.
Если вы меня узнали,
Буду очень-очень рад.
-овал
-прямоугольник
Интеллектуальна
я разминка
Ребята, посмотрите на рисунок и
скажите, какая фигура не встречалась в
загадках, которые вы отгадывали, а,
следовательно, является «лишней».
Учащиеся могут не знать
название фигуры, в таком
случае они могут сказать, что
это фигура на картинке
седьмой по счёту.
Осуществлять анализ,
синтез, сравнение,
обобщение.
Учиться выражать
свои мысли с
достаточной полнотой
и точностью;
учитывать разные
мнения.
2. Определение
темы урока.
Учащиеся
определяют тему
и задачи урока.
Ребята, отгадайте ещё одну загадку.
-
У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа
Удивительной красы…..
Или
Цилиндр
Учиться сравнению,
обобщению; уметь
определять основную и
второстепенную
информации;
отрабатывать навыки
постановки и
- Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать.
Как вы думаете, какова тема урока?
(Несмотря на то, что в конспекте
приведены краткие ответы учеников,
необходимо следить за тем, чтобы
обучающиеся давали полные,
развёрнутые ответы).
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр.
68, №1 Можете вы ответить на вопрос,
как называется фигура под номером 5.
Цилиндр
Цилиндр.
Ученики выполняют №1,
стр. учебника 68.
формулирования
проблемы.
3. Открытие
нового знания,
способа
действия.
Изучение нового
материала.
Посмотрите внимательно на
изображение и попытайтесь
определить, что такое цилиндр.
- Верно. Слово «цилиндр» происходит
от греческого слова kylindros- «валик»,
«каток». Цилиндром называют тело,
- Цилиндр имеет два
основания и боковую
поверхность. Каждое из
оснований представляет
собой круг. (стр. учебника
68-определение)
Слушают информацию,
уточняют.
Планировать решение
учебной задачи:
выстраивать
алгоритм действий,
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей.
ограниченное замкнутой
цилиндрической поверхностью и двумя
секущими её параллельными
плоскостями – основаниями цилиндра.
- Ребята, посмотрите на изображение, и
определите, обе ли фигуры являются
цилиндрами?
-Верно, это цилиндры.
Виды цилиндров
Прямой цилиндр, если его образующие
перпендикулярны плоскости основания.
-Да, только одна изображена
под наклоном.
Учащиеся слушают
дополнительную
информацию.
Цилиндр называется наклонным, если
его образующие наклонены под углом к
основанию.
Мы с вами на уроках будем работать с
прямыми цилиндрами.
-Скажите, пожалуйста, где в
повседневной жизни можно встретить
цилиндр, где его можно применить?
Дополнительно: №3, стр. учебника 69
Вывод:
- Цилиндр, что такое? — спросил я у
папы.
Отец рассмеялся : — Цилиндр, это
шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка
- Примеры обучающихся.
Вывод учащихся:
- в одежде;
- в быту;
- в технике;
- на железнодорожном
транспорте;
- на автомобильном
транспорте;
- в архитектуре и
строительстве;
и т.д.
консервная.
Труба парохода — цилиндр, труба на
нашей крыше — тоже,
Все трубы на цилиндр похожи. А я
привёл пример такой —
Калейдоскоп любимый мой, глаз от него
не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
4. Физминутка
Выполнение
физических
упражнений.
Дети выполняют
подражательные движения
5. Включение
нового в
активное
использование в
сочетании с
ранее
изученным,
освоенным.
Работа по
учебнику
Задание №5
Задание №6, стр.
70
Организует беседу, помогает сделать
вывод. Уточняет и расширяет знания
обучающихся по теме урока.
99 · 4 39 · 7 199 · 5
69 · 6 49 · 4 79 · 3
Решите задачу.
1 вариант
Отвечают на вопросы
учителя, высказывают свои
мнения и предложения.
Уточняют и расширяют свои
знания по теме урока.
Доказывают, аргументируют
свою точку зрения.
Решение:
99·4=(100-1) · 4= 400-4=396
69·6=(70-1)
·6=420-6=414
39·7=(40-1)
·7=280-7=273
49·4=(50-1)
·4=200-4=196
199·5=(200-1)
·5=1000-5=995
79·3=(80-1)
·3=240-3=237
Решение:
1)
200:4·3=150(м)-
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
оценивать уровень
владения тем или иным
учебным действием,
вносить необходимые
корректировки в
действие после
завершения на основе
оценки и учёта
характера сделанных
ошибок.
Преобразовывать
модели в
соответствии с
содержанием учебного
материала и
поставленной учебной
целью.
Осуществлять
взаимный контроль,
Задание №12,
стр.71
В бассейне длина дорожки равна 200
м. Пловец уже проплыл три четвёртых
этой дорожки. Сколько метров ему
осталось проплыть?
2 вариант
Длина лыжной трассы – 25 км.
Лыжник прошёл четыре пятых пути.
Сколько километров ему осталось
пройти?
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте
работу друг друга.
Какие из утверждений неверны?
Это не конус.
Это не пирамида.
Это пирамида.
Это не прямоугольный параллелепипед.
проплыл пловец
2)
200-150=50 (м)-
осталось проплыть
пловцу
Решение:
1)
25:5·4=20 (км)-
прошёл лыжник
2)
25-20=5(км)-осталось
пройти лыжнику.
Учащиеся выполняют
упражнение, устно
обосновывая своё решение.
планировать способы
взаимодействия
6. Работа в
группах
Организует работу по группам.
- Определите по техническим рисункам
Учащиеся работают в
группах.
Планировать учебное
сотрудничество с
Карточка 1
название геометрической фигуры, дайте
максимальные сведения о ней и её
применении.
1-я группа.
Цилиндром называется тело,
которое состоит из двух
кругов. Круги называются
основаниями цилиндра.
Основания цилиндра равны и
лежат в параллельных
плоскостях. У цилиндра
образующие параллельны и
равны. Поверхность
цилиндра состоит из
оснований и боковой
поверхности. Радиусом
цилиндра называется радиус
его основания. Высотой
цилиндра называется
расстояние между
плоскостями оснований.
учителем и
сверстниками –
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия,
постановка вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
Осуществлять
управление поведением
партнёра-контроль,
коррекцию, оценку его
действий; уметь с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Владеть
монологической и
диалогической
формами речи
Карточка 2
Карточка 3
2-я группа:
Куб- это геометрическое тело.
Квадрат является гранью
куба. Поверхность каждого
куба состоит из квадратов,
которые называются
гранями . Куб называется
правильным
шестиугольником, так как у
него 6 граней. Две соседние
грани квадрата
(многогранника) называются
рёбрами. У куба 12 ребер,
равных по длине. Куб имеет
вершины. Три ребра
пересекаются (сходятся) к
одной вершине. У куба 8
вершин.
3-я группа:
Конус - это геометрическое
тело. Основание конуса –
круг . Высота конуса – это
перпендикуляр , опущенный
из вершины конуса на
плоскость основания.
Часть конической
поверхности, расположенная
между вершиной и
плоскостью основания,
называется боковой
поверхностью конуса.
7.Итог урока.
Рефлексия
Оценка результатов выполнения
заданий на уроке. Организация
поведения итогов урока обучающимися.
Проводит беседу по вопросам:
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание понравилось больше
всего?
-Что вызвало затруднение?
-Оцените свои достижения на уроке.
Кто доволен своей работой, поднимите
красный смайлик, синий-если
некоторые вопросы вызвали
затруднения.
Учащиеся отвечают на
вопросы. Определяют своё
эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку,
рефлексию.
Оценивать свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности,
причины неудачи
Литература
1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 4-е изд.,
перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил.
2. Математика: 4 класс: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 272 с.:
ил.