Автор: Марушкина Татьяна Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского района г. Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района)
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Семья, как социальный институт, воспитание семейных ценностей"
Раздел: дополнительное образование
Марушкина Татьяна Владимировна, социальный педагог, Почетный
работник РФ, Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи Приморского района г. Санкт-Петербурга (ГБУ ДО ЦППМСП
Приморского района, г. Санкт – Петербурга)
СЕМЬЯ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ВОСПИТАНИЕ
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Воспитание детей, будущих граждан страны самая важная область нашей
жизни, жизни каждого человека, одно из главных условий национального
возрождения. Первые уроки гражданственности дети получают именно в
семье. Семья – это общество в миниатюре - крепче семья, крепче наше
общество, страна и государство.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей,
созданных человеком, за всю историю своего существования. Социальная
роль
семьизначима
в
жизни
общества,
укреплении
государственности,
безопасности, так как именно в семье рождается чувство преемственности
поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому,
настоящему и будущему, она является основой развития и сохранения
нации, духовного и материального благополучия граждан. Это социальный
институт рождения и воспитания детей,персональная микросреда развития
ребенка,
закладывающая
основы
личности,
наиболее
полно
удовлетворяющая потребности человека.Семья с раннего детства призвана
заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение
своего будущего, это целый мир, где царят добро, бескорыстие, уважение,
преданность и любовь. А для детей – это окно в большой мир, который
называется жизнь.
В
жизни
каждого
человека
родители
играют
важную
и
ответственную роль, они дают ребенку образцы поведения, формируют
духовно
–
нравственные
ценности,
стиль
отношений
между
людьми,
правовую
культуру.
От
того,
как
строятся
отношения
в
семье,
какие
ценности
находятся
на
первом
плане,
зависит,
какими
вырастут
дети.
Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности
в изменчивом мире.Семейное воспитание более эмоционально, так как его
проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства
детей к родителям.
В настоящее время во многих семьях снизился воспитательный
потенциал,ухудшился
нравственно-психологиче ский
к л и м ат,
прослеживаются проблемы в семейном воспитании; и такие факторы, как
распад семьи.Кризис семьи, который переживает современное Российское
общество, является одним из проявлений кризиса в духовно- нравственной
сфере.Многие
традиции
семейного
воспитания,
были
утрачены,
в
некоторых
семьях
произошли
нарушения
в
детско-родительских
отношениях; возникли проблемы взаимопонимания, отчуждение родителей
от детей, произошло ослабление воспитательной роли семьи и это стало
серьезной
социальной
проблемой;
происходит
падение
педагогического
потенциала родителей, родительского авторитета и престижа семейных
ценностей
и
традиций.В
настоящее
время
наблюдается
ситуация,
не
типичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье,
при которой родители обращаются к несовершеннолетнему ребенку за
консультацией
по
жизненному
вопросу,
корректируя
через
детей
свои
представления о реальных ценностях современного Российского общества.
Все
родителя
хотят,
чтобы
их
дети
выросли
счастливыми,
успешными, благополучными людьми, нашли свое место в жизни. Как
этому всему научить, где взять необходимые знания для воспитания детей?
Быть
родителями
нигде
не
учат,
и
родители,
воспитывая
детей,
обычно ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и
складывающиеся
обстоятельства.Сегодняшнему
поколению
родителей
требуется
глубокое
осознание
своей
воспитательной
роли
и
смыслов
собственного родительства, социально– психолого- педагогическая помощь
в
воспитании
детей,
и
как
следствие
развитие
системы
семейного
образования и воспитания.
Семья
как
социальный
институт
претерпевает
изменения,
имеет
место трансформация моделей брака, постепенно расширяются «новые»
формы брака.Некомпетентность подрастающего поколения в личностной
сфере приводит к неготовности исполнения социальных ролей супруга(и),
отца,
матери,
происходит
не с формированно сть
ц е н н о с т е й
родительства.Подготовка
взрослеющего
человека
к
будущей
семейной
жизни
–
одно
из
важнейших
слагаемых
его
развития,
личностного
становления
и
социальной
зрелости.Система
образования
пока
недостаточно включена в данную деятельность: отсутствуют специальные
курсы по подготовке молодого поколения к будущей семейной жизни,
воспитанию будущего семьянина, т.е. семейные ценности формируются
преимущественно
семейным
воспитанием,
а
не
социальным,
осуществляющимся в образовательных учреждениях.
Таким
образом,
необходимость
и
актуальность
разработки
и
реализации программы состояла в том, что в своих собственных семьях
дети не всегда могут получить позитивный опыт построения семейных
взаимоотношений, а в школьных образовательных программах отсутствует
курс
по
воспитанию
будущего
семьянина.Выявленная
проблема,
послужила мотивом для разработки и реализации программы: «Семья –
общечеловеческая
ценность»,
которая
частично
могла
бы
ее
компенсировать.
Таким
образом,
педагогическая
целесообразность
программы
состоит
в
том,
что,
знания,
получаемые
в
процессе
ее
реализации, не представлены в базовых программах школы.
Значение
семьи
как
основного
института
социализации
подрастающего поколения обусловливает реализацию программы «Семья -
общечеловеческая ценность», направленной на формирование семейных
ценностей и ответственного отношения молодежи к созданию брака.
Программа
курса
предназначена
учащимся
общеобразовательных
школ 8-11 классов, реализуется в течение 16 академических часов.
В реализации цели и задач данного учебного курса важнейшую роль
играет осуществление компетентностного подхода к процессу обучения,
воспитания, и методика преподавания. В процессе реализации программы
используются
различные
приемы,
методы,
технологии.
Методической
особенностью преподавания курса является проблемно-диалогический и
интерактивный
подходы
в
проведении
занятий:
введение
элементов
тренинга,
дискуссий,
ролевых
игр,
мастер
класса,
семейной
гостиной.
Создание
на
занятии
«жизненных»
ситуаций
а кт и в и з и руе т
самостоятельную, творческую деятельность учащихся, позволяет включить
их в обсуждение, побудить высказать собственное мнение, соотнести свою
точку
зрения
с
точкой
зрения
другого,
способствует
формированию
личностной позиции, психологической культуры.
Групповая,
тренинговая
работа
с
учащимися,
позволяет
сделать
атмосферу
занятий
более
неформальной
и
доверительной,
быстрее
достигается
эффект
обучения.Для
оценки
эффективности
занятий
разработаны листы обратной связи. Они позволяют выявить отношение
участников
группы
к
занятию,
оценку
собственной
деятельности
на
занятии.
На занятиях учащиеся обсуждают вопросы:Зачем человеку семья,
сущность, функции, структурасемьи, семейные роли, семейные ценности и
традиции, семейные правила. В практической части занятий учащиеся
работают в мини - группах по 3-4 человека, разрабатывают и представляют
семейные правила, семейный договор, семейные собрания,разрабатывают
модельсвоего
будущего
Дома.На
последнем
занятии
каждая
группа
представляют свою деятельность в виде презентации или проекта.
В процессе изучения курса меняются взгляды и отношение учащихся
к созданию семьи. Если в начале изучения курса они говорят о том, что
создать семью не стоит большого труда, то к окончанию изучения курса
многие учащиеся приходят к выводу, что семья – это прежде всего, труд и
создание семьи – большая ответственность, которая связана с служением
близким, родным людям, заботой, жертвенностью, терпением; это место,
где раскрывается любовь и чувства друг к другу; что каждая семья –
уникальна, неповторима.
Выполнение практических заданий и участие в дискуссии, помогает
учащимся понять, что семейные правила - являются важной частью в
жизни каждой семьи, представляют собой принципы, по которым строится
жизнь семьи, что именно правила позволяют поддерживать стабильность в
семье, придавая ей устойчивость. Атрадиции семьи - это неотъемлемая
часть жизни каждой семьи, в воспитании детей, это огромная мастерская, в
которой переплетается вдохновение, игра радость, творчество, умение, они
как бы одухотворяют пространство событий, и творят атмосферу дома,
укрепляют семью.
Список использованных источников и литературы:
1.Т.А.Куликова
Семейная
педагогика
и
домашнее
воспитание
М
Изд.
центр. Академия, Москва,2000-232с
2.Маленкова Л.И Педагоги, родители, дети (методическое пособие для
воспитателей,
классных
руководителей),
М.:
Издательство
Педагогическое сообщество Россия, 2000- С.304
3.Овчарова
Р.В.
Семейная
академия:
вопросы
и
ответы.
-
М.:
Просвещение: Учеб. лит 1996. - 144с.
4.Т.В.Марушкина Человек, семья, общество, Методический журнал №3
НОУ Центр «Педагогический поиск», 2009. -128с