Напоминание

" По-разному или одинаково думают мальчики и девочки"


Автор: Родина Ирина Александровна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: ДОЧУ д\с №106
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Консультация на тему: "Гендерное воспитание в условиях ФГОС ДО".
Тема: " По-разному или одинаково думают мальчики и девочки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов и родителей на тему:

«По-разному или одинаково думают мальчики и девочки?»

Мальчики и девочки психологически разные. Психологи утверждают, что мальчики и

девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на

протяжении всей жизни. Знание этих особенностей поможет нам понять детей, самих

себя, особенности наших взаимоотношений. В последнее время психологи всё чаще

замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столь физиология, сколько

воспитание. С самого раннего детства мы готовим детей к разным психологическим

ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек

воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и,

как следствие, разные особенности мышления.

Детство для человека – это пора развития основных психических функций. В этот период

у ребёнка формируется психический пол его личности. Участие в формировании

психического пола личности принимают, прежде всего, родители и ближайшее окружение

ребёнка. Рождается младенец мужского пола, и мы сразу начинаем растить его мужчиной,

отсекая все те проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского

пола – лелеем всё то, что помогает создать притягательный женский облик. С первых лет

жизни малыш слышит: «Не плач, как девочка!» А малышке твердят: «Не дерись – ты же не

мальчик!»

Что же происходит? Как именно формируется мышление ребёнка, когда он играет, гуляет,

смотрит телевизор? Что формируется в голове девочки, которая постоянно сидит в уголке

и играет в «дочки-матери»? Что руководит пятилетним мальчиком, который сломал свою

любимую игрушку и на вопрос: «Зачем ты это сделал?» - отвечает: «Я хотел посмотреть,

из чего она состоит».

Не будем ругать своих детей, попробуем понять их поступки и слова, которые наверняка

окажутся зеркалом нашего воспитания. Для этого необходимо познакомиться с законами

нашего мышления.

КАК МЫ ВОСПИТЫВАЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ?

Одинакового воспитания нет! Требования общества и родительские установки,

направленные на малыша с момента рождения, имеют ярко выраженный «половой уклон»

и оказывают огромное влияние на психику ребёнка.

Любой родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым, честным, добрым, умным в

итоге успешным в жизни. Но дорога к счастью для мальчиков и девочек строится с учётом

полоролевых норм общества. Следуя культурным традициям и собственным

представлениям, опирающимся на эти традиции, родители, как правило, стараются

воспитать из мальчика настоящего мужчину; а из девочки – истинную леди.

Особенности такого воспитания накладывают отпечаток на мышление мальчиков и

девочек.

На формирование преобладающего способа мышления ребёнка оказывают влияние:

1.Особенности общения;

2.Способы поведения и игры;

3.Детская литература и телевидение;

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.

Взрослые по–разному разговаривают с сыном и дочкой, используют различные жесты и

мимику. Причём проявляется это достаточно чётко.

По отношению к мальчикам наша речь чаще содержит прямые указания (отойди,

принеси, дай, сделай, перестань), а в разговоре с девочками старшие чаще упоминают о

чувственных состояниях (нравится, люблю, грустная, весёлая). Половые различия в

психике детей вызваны и разным отношением к ним. Чтобы проследить механизмы

формирования подструктур рассмотрим одно типичное воскресное утро, каких много в

жизни любой девочки- школьницы (таб. 1).

При помощи подобных слов и выражений мы воспитываем девочек, прививаем им

определённые способы поведения, что порождает формирование порядковой и

топологической подструктур мышления.

В то время, как мама занимается воспитанием дочки и внушает ей, что та должна быть

аккуратной, красивой, исполнительной – в общем, «истинной леди», папа и брат Миша

пошли в магазин, чтобы выбрать Мише подарок на день рождения (таб.2).

Подобные обращения приводят к тому, что у «сильного пола» естественным образом

формируется композиционный и проективный типы мышления.

СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ И ИГРЫ.

Как играют девочки.

Они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки – и играют в

ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков другие.

Мальчики бегают друг за другом, бросают предметы в цель, собирают и разбирают

игрушки и используют при этом всё представленное пространство, как правило,

неограниченное и незамкнутое. Такие яркие различия в способах игры не могут не

сказаться на особенностях развития их мышления. Но сами способы игры предлагаем

детям мы, теми игрушками, которые дарим.

В процессе становления детской психики очень велика роль игрушек.

Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые

готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и

навыки сотрудничества. Эти игры малоподвижны и требуют небольшого пространства для

проведения.

Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к

изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развивать навыки,

которые позже лягут в основу пространственных, математических, технических

способностей, поощряют независимое, соревновательное поведение. Взрослых часто

раздражает, что мальчики всюду лезут, всё ломают и портят. Но такая излишняя

подвижность мальчиков лишь следствие воспитания взрослых.

Большинство детских игрушек предназначено либо для мальчиков, либо для девочек.

Игрушки для девочек отличаются тем, что их упаковка выполнена в пастельных тонах или

розовых, на коробке изображение девочки, а по смыслу они связаны либо с уходом за

собой (косметика), либо с заботой о ребёнке (куклы-малышки), либо с домашними делами

(посуда, игрушечные пылесосы, детские плитки).

Игрушки для мальчиков находятся в ярких раскрашенных коробках с изображением

играющего мальчика, часто бывают связаны со строительством (конструкторы, кубики)

или активной деятельностью (спортивный инвентарь, оружие).

КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЁНКА?

Если вам не нравится, что ребёнок постоянно ломает игрушки, то надо покупать ему игры,

состоящие из набора разных деталей и предметов, и игрушки, которые можно разобрать и

собрать снова. Например, кубики, конструкторы и пазлы, которым традиционно отдают

предпочтение мальчики. Эти игры хорошо развивают визуально-пространственные

навыки. Если ребёнок с удовольствием играет в них, значит, у него преобладает

композиционный способ мышления.

Взрослые, которые хотят, чтобы их ребёнок был аккуратным, исполнительным,

послушным, доставлял им как можно меньше хлопот, когда вырастет, должны с раннего

детства предлагать ему игрушки, связанные с уходом за собой, предназначенные для игры

в малом пространстве, - те, в которые традиционно играют девочки. Так естественным

образом сформируется порядковый и топологический способы мышления. Если родители,

наоборот, хотят от своего малыша, чтобы он был более активным, независимым, то

следует предлагать ему игрушки, связанные с движением и преобразованием

окружающего мира. При этом надо быть готовым к тому, что поисковая деятельность

такого ребёнка принесёт немало хлопот, так как распространяется не только на игры, но и

на быт. Такие дети очень любознательные, везде лезут, всё ломают. После игры такого

мальчика помещение больше похоже на город после стихийного бедствия, а не жилую

комнату.

На развитие психики ребёнка оказывает влияние и ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

В детских книгах преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются

исключительно в роли хранительниц домашнего очага. Их изображают с предметами,

относящимися к домашнему хозяйству (кухонная утварь, мётлы). Мужчин предпочитают

рисовать с оружием или орудиями труда, предметами, используемыми для работы вне

дома. Лицо мужского пола в сказках всегда в действии: кого-то освобождает, уезжает на

войну, рубит, пашет, строит. Женским персонажам уготована выжидательная роль: они

ждут своих любимых. Такие примеры способствуют тому, чтобы у девочек

сформировались топологический и порядковый способы мышления, потому что им

предлагают действовать в рамках замкнутого пространства и в нём наводить порядок и

создавать уют. Примеры из детских сказок помогают мальчику понять мужскую роль в

обществе и формируют композиционный и проективный способы мышления.

Детская литература предлагает мальчикам и девочкам разные модели поведения. Малыши

впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и

особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш не испытывал трудности во взаимоотношениях с

противоположным полом, не стоит ждать, когда он вырастет. Читая ребёнку детские

книжки, помогите ему не только усвоить факты, но и понять способ мышления, причины

действий и поступков, которые совершают сказочные герои. Это можно сделать, задавая

вопросы. Объясняя, почему царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель

поведения, а девочка учится понимать поведение, поступки «мужские» (композиционный

и проективный) способы мышления. Образы золушки, царевны и принцессы служат для

девочки моделью для подражания, а для мальчика – примером, при помощи которого он

сможет понять «женские» (порядковый и топологический) способы мышления.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ сегодня вполне способно соперничать с родителями и педагогами в

качестве источника ролевых моделей для подражания. Дети очень чутко реагируют на

рекламу. Так, в подавляющем большинстве рекламных роликов с участием женщин

рекламируют товары для дома, а диапазон занятий для мужчин в рекламных роликах

шире, чем у женщин.

Мужчина на экране доминантный, мужественный, значимый, он всегда в действии, круг

его интересов очень широк, и мера его свободы высока.

Изучая детский портрет в рекламе, психологи обнаружили такие полоролевые стереотипы:

персонажи- мальчики показываются активными, энергичными, находчивыми, полными

идей, смелыми и хитрыми, занимающими деятельностно-инструментальную позицию,

что способствует формированию проективного и композиционного способов мышления.

Персонажи-девочки показываются хорошенькими и пассивными. Поэтому девочка

ухаживает за собой, старается быть аккуратной, красивой, всё делать по порядку – и у

нею естественным образом формируются топологический и порядковый способы

мышления. Дети быстро схватывают рекламные образы и стараются подражать им. При

воспитании детей взрослые могут специально обращать внимание детей на героев

рекламы как на примеры или антипримеры для подражания. На телеэкране редко увидишь

аккуратного, исполнительного мальчика, поэтому не будем удивляться, что и наши чада не

многим от них отличаются.

КАК МЫ ДУМАЕМ?

Исследования психолога И. Я. Каплуновича показали: у каждого человека - в

зависимости от возраста, пола и индивидуальных особенностей – преобладает одна из

пяти подструктур мышления (его «язык», тип, способ). Эти способы «думанья»

человека закладываются в детстве и остаются таковыми и в его взрослой жизни.

Каждый из нас имеет доминирующую подструктуру мышления.

МИНИТЕСТ: Что изображено на рисунке? (необходимо выбрать один ответ – тот,

который вам нравится больше других.)

1.

Замкнутые фигуры на листе бумаги.

2.

Тоннель.

3.

Маленький, средний и большой квадраты.

4.

Три четырёх угольника.

5.

Комбинация квадратов, лежащих один на другом.

У людей, выбравших первый, доминирует топологический способ мышления. В

любом предмете или явлении их интересует, прежде всего, свойства замкнутости,

непрерывности, связности и компактности. Для них важно, что эта фигура замкнута.

Для них неважно, какая именно фигура изображена (квадрат, куб, четырёхугольник).

Такие люди не любят торопиться. Всё делают последовательно, стараясь ничего не

пропустить. В речи часто пользуются словами: «постоянно», «плавно», «свободно»,

«вокруг», «ограниченно», «внутри», «поэтому», «и», «с», «в», «на», «рядом», «около»,

«вместе». Этот способ мышления и поведения характерен, как правило для девочек.

Тем, кому ближе второй ответ, больше развит проективный тип мышления. Любимое

занятие для таких людей – найти для предмета, попавшегося им на глаза, практическое

применение в жизни, рассматривать и изучать всё с различных точек зрения, под

разным углом. Этот способ мышления преобладает у сильной половины человечества.

Поэтому их речь пестрит глаголами. От них мы обычно слышим слова «если

посмотреть», «по-моему», «с моей точки зрения».

Третий из предложенных ответов выбрали люди с доминирующим порядковым

способом мышления. Жизнь таких людей состоит из норм и правил. Они

организованные, исполнительные, аккуратные. Действуют эти люди логично,

последовательно, по порядку, любое задание выполняют по алгоритму. Вместе с тем

им очень важна форма объекта. Это «язык» мышления больше развит у девочек. В речи

они опираются на прилагательные, причастия, наречия. Чаще, чем другие, прибегают к

таким словам, как «так нечестно», «большой», «тяжёлый», «далеко», «близко»,

«сначала», «потом», «одинаково», «справа», «над», «под».

Четвёртый – «метристы» (люди с доминирующим метрическим способом мышления)

акцентируют своё внимание на количестве. Главный вопрос для них – сколько? Они

очень любят считать. Поэтому именно они выделили в задании количество фигур и

сторон в каждой. «Метрист» оперирует количественными и порядковыми

числительными (восьмой, около пяти метров). Эта подструктура у мальчиков и

девочек развита одинаково. Дети с метрической подструктурой очень любят

пересчитывать всё, что попадается им на глаза: деревья, машины, игрушки,

собственные пальцы.

Наконец, последний ответ выбирают люди с доминирующим композиционным

способом мышления. Они любят комбинировать, совершать прямые и обратные

операции. Это те самые торопыги, которые в противоположность топологам не хотят –

и с огромным трудом заставляют себя – подробно прослеживать все шаги и решения

или обосновывать собственные действия. Эти Остапы Бендеры («великие

комбинаторы») думают и делают быстро, но при этом часто ошибаются. В речи

человека с доминирующей подструктурой чаще других оказываются существительные,

крылатые выражения, метафоры, комбинированные слова (серо-буро-малиновый). Им

нравится использовать такие слова, как «вместо», «поменять», «состоит из», «в

целом», «собрать», «поломать», «разобрать». На этом «языке» мышления думают, как

правило, мальчики.

Мальчики и девочки начинают думать по-разному уже в дошкольный период.

Девочки чаще всего думают при помощи топологического и порядкового способов

мышления, а мальчики – композиционного и проективного.

Метрический способ мышления развит у обоих полов одинаково. Эти различия не

являются врождёнными, как это может показаться на первый взгляд. Они формируются

в процессе жизни.

Малыши растут, впитывая родительские установки и требования общества. И школа –

глобальная апробация мальчиковых и девочкиных ролей. От мальчиков и от девочек

ждут успехов в учёбе, и они стараются, однако достижения детей, как правило,

различны – не только в соответствии с их способностями и интересами, но и потому,

что они просто мальчики и девочки.

Способы мышления могут трансформироваться и изменяться в процессе развития

ребёнка, но, как утверждал Гораций: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили

его впервые». Как мы отмечали раньше, доминирующая подструктура ребёнка,

заложенная в дошкольный период, нередко остаётся таковой и в его взрослой жизни.

Особенности мышления сохраняются и развиваются. Психологи утверждают, что

половые различия в усвоении учебного материала влияют на успехи, которых

школьники добиваются в обучении.

Взрослые тоже думают по-разному и поэтому часто ссорятся, не понимают друг друга

и собственных детей. Чтобы наши дети лучше понимали нас, необходимо

разговаривать с мальчиками и девочками по-разному. Не будем ломать

индивидуальность ребёнка, а будем учитывать её, подстраиваться под неё, следовать её

логике развития, то есть понимать способ мышления ребёнка. Тогда наши дети будут

вырастать со здоровой психикой, у них будет меньше капризов и слёз.

Таблица 1.

Слова, обращенные к девочке Подструктура мышления, которая при этом форми

руется у ребёнка

Маша, пора вставать. Ты сегодня Порядковая, так как задаются определённые нормы и

спишь дольше: сегодня воскресенье,правила: «Существует время, когда нужно вставать»,

и поэтому не нужно в садик. «Обычно нужно просыпаться рано», «В воскресенье

не просыпаются рано», «В воскресенье не ходят в

садик».

Сначала аккуратно заправь кроваткуПорядковая: задаётся определённый алгоритм выпол

а потом иди умываться нения действий

Ты почистила зубы? Умница, ну Порядковая: «Нужно чистить зубы по утрам»,

иди, я заплету тебе косы, ты же «Нужно причёсываться», «Девочка должна быть

девочка и должна быть красивой. Красивой».

Сейчас возьми большую открытку, Порядковая: много прилагательных, правила поведе

свои новые краски и нарисуй ния, алгоритм действий

красивое поздравление с днём

рождения для братика Миши.

Почему ты вся измазалась? Ты, что Порядковая: девочка не последовала принятым прави

лёжа на полу рисовала? Ну-ка лам, а мама поправляет её и требует действий по пра

вставай! На полу никто не рисует. вилам.

Надо рисовать, сидя за столом.

Когда рисуешь, нельзя пачкать себя

красками.

Садись за стол. Положи перед собойПорядковая: задаётся алгоритм выполнения задания и

открытку. Справа поставь краски, даже размещения предметов на столе.

а слева воду, чтобы макать кисточ

ку.

Придумай, что ты будешь рисовать.Порядковая: задаётся алгоритм выполнения действий.

Возьми в правую руку простой ка

рандаш и рисуй им. Лучше рисовать

сначала карандашом, а потом

раскрашивать красками.

Нарисуй для братика большой букетПорядковая: диктуется, каким цветом нужно раскра

цветов и раскрась его яркими шивать в букете цветы.

красками. Листочки должны быть

зелёными, а цветы – красными и

жёлтыми.

Помочи кисточку в воде (только не Порядковая: в первом предложении задаётся

во рту), потом в краске. По листку алгоритм. Топологическая: от ребёнка требуются

кисточку веди медленно и аккуратнозамкнутость, компактность, связность выполняемых

старайся не отрывать руки, пока не действий

обведёшь весь цветок. Цветки и

листики закрашивай все,

полностью, без беленьких дырочек.

Продолжай сама. Только сиди Порядковая: от Маши требуется опять работать по

ровно, не пачкайся и помни, как заданному алгоритму.

надо рисовать.

Таблица 2.

Слова, обращённые к мальчику структура мышления, которая при этом формируется

у ребёнка

Миша, подъём! Мы пойдём вы Проективная: «Что будет, если я встану (получу пода

бирать тебе подарок, если ты, ко дарок) и если не встану (рискую остаться без него).»

нечно, хочешь его получить.

Давай, «спартанец», зарядка, Композиционная: перечисленные этапы деятельности

умывание, перекусим и можно и переставить, описаны блоки, куски, из кото

быстренько в «путь» рых состоит деятельность мальчика, использованы

существительные, образные выражения. Требования к

красоте, законченности и правильности выполняемых

действий минимальны.

Переходи дорогу внимательно, Проективная: что будет, если поедет водитель-лихач?

а то всякие водители – лихачи Слово «лихач» - это сравнение, поэтому также развива

бывают и могут тебя сбить ется композиционная подструктура

Выбирай: конструктор, солдатиков Проективная и композиционная: ребёнку необходимо

или машинку. В этом магазине спроецировать, кем он вырастет, и выбрать из множест

есть всё, что может хотеть ва ту игрушку, которая будет соответствовать его пред

настоящий мужчина. Кем ты полагаемой профессии

хочешь стать, когда вырастешь:

военным, водителем или архитек

тором?

Раз ты решил стать гонщиком, то Проективная: использовано слово «похожа», проекция

машинка-трансформер как раз будущей профессии «раз решил стать гонщиком, то…»

подойдёт. Она похожа на настоя Композиционная: разбирая и собирая эту игрушку,

щую и разбирается на части мальчик будет совершать прямые и обратные мыслите

льные операции.

Ну, вот подарок выбрали. Теперь Проективная: «Если гости соберутся без меня, то я не

Надо торопиться к празднечному получу подарки, все будут меня ждать и т.д.»

столу. А то сам подумай, что Композиционная: пропущено много этапов деятельно

будет, если гости соберутся, а сти (заплатить, завернуть подарки).

именинника нет?



В раздел образования