Напоминание

"Умей сказать "нет"!


Автор: Михеева Наталья Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Марий Эл
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Умей сказать "нет"!
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»

Профилактическое занятие с подростками (13-15 лет)

«Как сказать-нет!»

Автор-составитель

Социальный педагог гимназии №14

Михеева Н.В.

1

Пояснительная записка

В

подростковый

период

у

обучающихся

активно

формирует

самосознание

и

вырабатывается

собственная

независимая

система

самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях

экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в

подростковой среде неуклонно растет. Алкоголь, табакокурение, наркотики,

детская и молодежная преступность прочно входят в жизнь подрастающего

поколения. Структура личности подростка еще неустойчива, именно в этом

возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не

умеющих

владеть

собой

подростков.

Давление

со

стороны

окружающих

может оказать влияние на неуверенных в себе, подверженных стрессовым

ситуациям,

эмоциональных

подростков.

Таким

образом,

предлагаемое

занятие обучает подростка самостоятельно регулировать свое поведение не в

ущерб себе, учит навыкам стрессоустойчивого,

уверенного поведения и

способам отказа в ситуации, предлагающей употребление ПАВ.

Цель занятия – формирование адекватных здоровых установок и навыков

ответственного

поведения,

направленных

на

решение

проблем

конструктивными способами и на развитие и усиление «Я-концепции»

подростков.

Задачи:

формирование

адекватной

самооценки,

формирование

навыков

принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести

ответственность за себя, свои действия и свой выбор;

формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа

жизни;

обучение моделям ассертивного отказа;

развитие коммуникативных навыков;

2

Форма

работы:

групповая

с

элементами

и н д и в и д уа л ь н о й ,

продолжительность 40 минут.

Оборудование: пластиковые одноразовые стаканчики, компьютер, проектор,

конверты для упражнения.

Ожидаемые результаты.

Овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим

собой, стабилизация позитивной самооценки, повышение уверенности

участников в себе, овладение навыками ассертивного поведения.

Содержание занятия.

I.

Вводная часть. Игра-активатор.

II.

Основная часть.

1.

Мозговой штурм «Что такое стресс?»

2.

Игра «Вам барыня прислала сто рублей»

3.

Беседа «Что проще: сказать «Да» или «Нет»?

4.

Разыгрывание ситуаций.

5.

Просмотр видеороликов. Обсуждение.

III.

Рефлексия.

План занятия

I.

Вводная часть. Звучит музыка ВИА «Синяя птица» «Детство»

3

II.

Вступительное слово педагога. (1 мин)

Пятнадцать – возраст откровенный,

Пора влюбленности и грез,

Пора волнений и сомнений,

И нежных встреч, и тайных слез.

Мы

сегодня

обсудим,

с

какими

еще

опасностями

и

прелестями

этого

возраста вы можете столкнуться.

Игра-активатор «Стресс»(3 мин)

Участникам раздаются одноразовые стаканчики. Ведущий предлагает

визуально наполнить стаканчики самыми лучшими моментами своей жизни

или любимыми предметами, сладостями и т.п. Затем ведущий предлагает

смять

стаканчики

и

оценить

свои

эмоции:

«Что

вы

испытали

в

данной

ситуации,

когда

потеряли

все

лучшее

и

любимое

в

своей

жизни?»

(предполагается ответ- стресс).

III.

Основная часть.

1.

Мозговой штурм «Что такое стресс?» (5 мин)

Вопросы: - Когда человек испытывает стресс?

-

Какие

ситуации

могут

способствовать

стрессу?

Что

человек

делает

в

стрессовой ситуации?

- Какие люди больше подвержены стрессовым ситуациям?

-Какими

качествами

должен

обладать

стрессоустойчивый

человек?

(уверенность, адекватная самооценка, саморегуляция и т.п.)

2.

Игра «Вам барыня прислала сто рублей»(5 мин)

Ведущий говорит: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите,

«да» и «нет» не говорите, черного, белого не покупайте».

Далее ведущим задаются любые вопросы, ученики могут отвечать, какую

угодно, но не использовать слова «да» и «нет», «черное» и «белое».

Сказавший одно из этих слов, становится ведущим.

3.

Беседа: «Что проще: сказать «Да» или «Нет»?(3 мин)

4

Ведущий предлагает следующие вопросы:

- Как не оказаться под влиянием другого человека?

- Как вести себя в ситуации отказа?

Были ли у вас ситуации, когда вам трудно было отказаться? Какие?

4.

Разыгрывание ситуаций.(10 мин) (Выбираются желающие для сценки,

которые

смогут

настойчиво

что-либо

предлагать

и

отказываться

от

предложения, мотивируя свой отказ)

Ситуация №1. « Попробуй отказаться, когда тебе предложат прогулять урок»

для

разыгрывания

сценки

вызываются

двое

желающих.

Затем

обсуждается выбранный им способ отказа.

3

«Давай сегодня прогуляем уроки, сходим погулять на набережную, чтобы

контрольную не писать, скажем, что заболели» (если одноклассник не

соглашается, то ведущий уговаривает).

Ситуация №2 «Попробуй наркотик»

«Я предлагаю тебе попробовать бесплатно жвачку, от которой ты станешь

чувствовать

себя

свободнее,

избавишься

от

комплексов,

твое

настроение поднимется и на уроках у тебя все получится» (если не

соглашается, ведущий уговаривает)

Какие аргументы вас могут остановить?

Обсуждение:

-Просто ли сказать –нет! без объяснения?

-Легко ли проигнорировать предложение?

-Какие качества характера необходимы?

5.

Просмотр видеороликов на тему: «Умей сказать «нет!»

6.

Беседа(5 мин)

-К чему приводит употребление психоактивных веществ?

5

7.

Упражнение

«Я

забочусь

о

себе».(5

мин)

Ведущий

предлагает

учащимся на маленьких листочках перечислить способы, при помощи

которых можно защититься, позаботиться о себе в ситуации давления

со стороны. Затем листочки складывают в конверт с надписью «Я

забочусь

о

себе»

и

оставляют

себе,

могут

заглядывать

туда

при

необходимости.

Заключение

Я желаю, чтобы

ваши

эмоции были только положительными, помыслы

чистыми, намерения серьезными, ваш жизненный путь был светлым и

чистым!

IV.

Рефлексия.(3 мин)

Под музыку подростки раскладывают в конверты стикеры разного цвета.

Я смогу сказать «Нет!»- красный цвет.

Я не уверен, что смогу сказать «нет»- синий цвет.

Список использованной литературы

6

1. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры,

тесты. – М.: Первое сентября, 2002. – 208 с.

2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения

школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.

4 . Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.

Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.:

ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

5. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы:

поведенческие

программы,

социально-психологические

тренинги.-

Волгоград. Учитель, 2013.-148с.

7



В раздел образования