Автор: Михеева Наталья Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Марий Эл
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Умей сказать "нет"!
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
Профилактическое занятие с подростками (13-15 лет)
«Как сказать-нет!»
Автор-составитель
Социальный педагог гимназии №14
Михеева Н.В.
1
Пояснительная записка
В
подростковый
период
у
обучающихся
активно
формирует
самосознание
и
вырабатывается
собственная
независимая
система
самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях
экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в
подростковой среде неуклонно растет. Алкоголь, табакокурение, наркотики,
детская и молодежная преступность прочно входят в жизнь подрастающего
поколения. Структура личности подростка еще неустойчива, именно в этом
возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не
умеющих
владеть
собой
подростков.
Давление
со
стороны
окружающих
может оказать влияние на неуверенных в себе, подверженных стрессовым
ситуациям,
эмоциональных
подростков.
Таким
образом,
предлагаемое
занятие обучает подростка самостоятельно регулировать свое поведение не в
ущерб себе, учит навыкам стрессоустойчивого,
уверенного поведения и
способам отказа в ситуации, предлагающей употребление ПАВ.
Цель занятия – формирование адекватных здоровых установок и навыков
ответственного
поведения,
направленных
на
решение
проблем
конструктивными способами и на развитие и усиление «Я-концепции»
подростков.
Задачи:
формирование
адекватной
самооценки,
формирование
навыков
принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести
ответственность за себя, свои действия и свой выбор;
формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа
жизни;
обучение моделям ассертивного отказа;
развитие коммуникативных навыков;
2
Форма
работы:
групповая
с
элементами
и н д и в и д уа л ь н о й ,
продолжительность 40 минут.
Оборудование: пластиковые одноразовые стаканчики, компьютер, проектор,
конверты для упражнения.
Ожидаемые результаты.
Овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим
собой, стабилизация позитивной самооценки, повышение уверенности
участников в себе, овладение навыками ассертивного поведения.
Содержание занятия.
I.
Вводная часть. Игра-активатор.
II.
Основная часть.
1.
Мозговой штурм «Что такое стресс?»
2.
Игра «Вам барыня прислала сто рублей»
3.
Беседа «Что проще: сказать «Да» или «Нет»?
4.
Разыгрывание ситуаций.
5.
Просмотр видеороликов. Обсуждение.
III.
Рефлексия.
План занятия
I.
Вводная часть. Звучит музыка ВИА «Синяя птица» «Детство»
3
II.
Вступительное слово педагога. (1 мин)
Пятнадцать – возраст откровенный,
Пора влюбленности и грез,
Пора волнений и сомнений,
И нежных встреч, и тайных слез.
Мы
сегодня
обсудим,
с
какими
еще
опасностями
и
прелестями
этого
возраста вы можете столкнуться.
Игра-активатор «Стресс»(3 мин)
Участникам раздаются одноразовые стаканчики. Ведущий предлагает
визуально наполнить стаканчики самыми лучшими моментами своей жизни
или любимыми предметами, сладостями и т.п. Затем ведущий предлагает
смять
стаканчики
и
оценить
свои
эмоции:
«Что
вы
испытали
в
данной
ситуации,
когда
потеряли
все
лучшее
и
любимое
в
своей
жизни?»
(предполагается ответ- стресс).
III.
Основная часть.
1.
Мозговой штурм «Что такое стресс?» (5 мин)
Вопросы: - Когда человек испытывает стресс?
-
Какие
ситуации
могут
способствовать
стрессу?
Что
человек
делает
в
стрессовой ситуации?
- Какие люди больше подвержены стрессовым ситуациям?
-Какими
качествами
должен
обладать
стрессоустойчивый
человек?
(уверенность, адекватная самооценка, саморегуляция и т.п.)
2.
Игра «Вам барыня прислала сто рублей»(5 мин)
Ведущий говорит: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите,
«да» и «нет» не говорите, черного, белого не покупайте».
Далее ведущим задаются любые вопросы, ученики могут отвечать, какую
угодно, но не использовать слова «да» и «нет», «черное» и «белое».
Сказавший одно из этих слов, становится ведущим.
3.
Беседа: «Что проще: сказать «Да» или «Нет»?(3 мин)
4
Ведущий предлагает следующие вопросы:
- Как не оказаться под влиянием другого человека?
- Как вести себя в ситуации отказа?
Были ли у вас ситуации, когда вам трудно было отказаться? Какие?
4.
Разыгрывание ситуаций.(10 мин) (Выбираются желающие для сценки,
которые
смогут
настойчиво
что-либо
предлагать
и
отказываться
от
предложения, мотивируя свой отказ)
Ситуация №1. « Попробуй отказаться, когда тебе предложат прогулять урок»
для
разыгрывания
сценки
вызываются
двое
желающих.
Затем
обсуждается выбранный им способ отказа.
3
«Давай сегодня прогуляем уроки, сходим погулять на набережную, чтобы
контрольную не писать, скажем, что заболели» (если одноклассник не
соглашается, то ведущий уговаривает).
Ситуация №2 «Попробуй наркотик»
«Я предлагаю тебе попробовать бесплатно жвачку, от которой ты станешь
чувствовать
себя
свободнее,
избавишься
от
комплексов,
твое
настроение поднимется и на уроках у тебя все получится» (если не
соглашается, ведущий уговаривает)
Какие аргументы вас могут остановить?
Обсуждение:
-Просто ли сказать –нет! без объяснения?
-Легко ли проигнорировать предложение?
-Какие качества характера необходимы?
5.
Просмотр видеороликов на тему: «Умей сказать «нет!»
6.
Беседа(5 мин)
-К чему приводит употребление психоактивных веществ?
5
7.
Упражнение
«Я
забочусь
о
себе».(5
мин)
Ведущий
предлагает
учащимся на маленьких листочках перечислить способы, при помощи
которых можно защититься, позаботиться о себе в ситуации давления
со стороны. Затем листочки складывают в конверт с надписью «Я
забочусь
о
себе»
и
оставляют
себе,
могут
заглядывать
туда
при
необходимости.
Заключение
Я желаю, чтобы
ваши
эмоции были только положительными, помыслы
чистыми, намерения серьезными, ваш жизненный путь был светлым и
чистым!
IV.
Рефлексия.(3 мин)
Под музыку подростки раскладывают в конверты стикеры разного цвета.
Я смогу сказать «Нет!»- красный цвет.
Я не уверен, что смогу сказать «нет»- синий цвет.
Список использованной литературы
6
1. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры,
тесты. – М.: Первое сентября, 2002. – 208 с.
2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения
школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.
4 . Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.:
ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.
5. Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы:
поведенческие
программы,
социально-психологические
тренинги.-
Волгоград. Учитель, 2013.-148с.
7