Напоминание

Трудовое воспитание


Автор: Бакишева Евгения Каписовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Бурацкая СОШ"
Населённый пункт: хутор Бурацкий Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Трудовое воспитание
Раздел: начальное образование





Назад




Трудовое воспитание- как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания

младших школьников

В 2019-2020 учебном году наша школа продолжает работать по ФГОС ,и мы, учителя

начальных

классов

,

осознаём,

что

принципиальное

отличие

новых

стандартов

заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна

прежде

всего

личность

самого

ребенка

и

происходящие

с

ней

в

процессе

обучения

изменения,

а

не

сумма

знаний,

накопленная

за

время

обучения

в

школе.

В

основе

Стандарта

лежит

концепция

духовно-нравственного

развития,

воспитания

личности

гражданина России. Прежде чем приступить к внедрению ФГОС учителями начальных

классов

нашей

школы

были

пройдены

курсы

повышения

квалификации

,составлена

совместно администрацией и учителями начальных классов образовательная программа

начальной школы ,которая была утверждена нашим отделом по образованию , где среди

учебных программ есть

и программа

духовно-нравственного

воспитания младших

школьников,

которая

реализует

следующие

направления.

Это

патриотическое,

эстетическое, экологическое, интеллектуальное, трудовое и спортивно- оздоровительное.

Все эти направления важны и они внедряются в нашей школе, но я более подробно

остановлюсь на трудовом воспитании как неотъемлемой части духовно-нравственного

воспитания младших школьников. Проблема трудового воспитания молодого поколения ,

я считаю,

архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо

имеет

социальное,

экономическое,

политическое,

психологическое,

педагогическое

значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и

будущее

всего

общества. Ведь

человеческим

трудом

создаются

все

материальные

и

духовные

блага;

в

процессе

труда

совершенствуется

сам

человек,

формируется

его

личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание

психологической

и практической готовности школьников к труду. Я не буду подробно

останавливаться на целях и задачах нашей программы , на результатах , какие мы должны

получить на выходе в среднее звено, я просто расскажу о той системе работы в своём

классе

по

данному

направлению.

Основными

задачами

в

своей

работе

считаю

формирование

таких

компетенций,

которые

формируют

сознательную

мотивацию

к

обучению,

самоорганизацию,

саморазвитие,

саморегуляцию

и

другие

необходимые

качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и

культурой.

Уверена, что учащиеся должны учиться добывать знания и применять их, испытывая

радость учебного труда. Мне, как учителю, необходимо: поддержать интерес к школе, не

дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания.

Поэтому учусь сама и воспитываю своих детей так, чтобы они любили школу, друзей,

жизнь.

Прежде

всего

когда

набираю

первоклассников

,

первоочередной

задачей

ставлю

самообслуживание. Не забываю ни на минуту о том, что только от меня зависит какие

общеучебные

навыки приобретут мои воспитанники за 4 года. Это подготовка перед

уроком

рабочего

места

каждого,

внешний

вид

обучающего,

дежурство

по

классу,

подготовка к обеду. Например, каждое утро и вечером нужно чистить зубы. Зачем и

почему

находим

ответ

вместе

с

детьми,

а

потом

проводим

практикум

.Дети

с

удовольствием из дома несут щётки ,зубные пасты, а затем у раковины в классе учатся как

нужно избавляться от микробов .Или дежурство в классе. Дежурство в классе - не простая

формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего

дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. Здесь все приёмы

хороши.

Можно

дежурить

группой,

партой,

или

по

одному.

Важен

результат,

как

подводятся итоги. Поощряют тебя или порицают. Очень эффективно действует, когда в

конце

недели

подводим

итог

в

целом

и

по

дежурству

,

и

по

поведению

,

и

по

дополнительному

чтению.

Значительную

роль

в

формировании

положительного

отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение

учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую

пользу.

Кроме самообслуживания волнует меня и

ежедневная самоподготовка

по предметам

обучающих. «Я

тысячу

раз

убеждён,

-

писал

В.А.Сухомлинский,

-

что

трудовое

воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок,

овладеть которым не так просто». Как мои дети в дальнейшем будут учиться, во многом

зависит их выполнение или невыполнение домашних заданий. Можно или нельзя ходить в

школу не написав упражнение

или не прочитав по чтению. Вместе находим ответ,

приходим к истине , хотим или не хотим, есть слово « надо».У обучающихся складывается

своё отношение к умственному труду, прививаются такие качества, как саморазвитие и

организованность

в

учении.

Поэтому

,

у

детей

есть

возможность

в

любой

день

задержаться у меня в классе после уроков и сделать всё, что не получается, и для тех, кто

не захотел выполнить дома. Обычно если во 2 или третьем классах кто-то и приходит не

готовым к урокам, то в 4 классе уже реже такие нарушения. Я имею ввиду выполнение

письменных заданий, а вот читать дома – это большая проблема

наверное во многих

школах. Поэтому , чтобы заинтересовать детей к умственному труду и привлекаю их к

изготовлению наглядных пособий. Вместе на уроках трудового обучения , ИЗО или после

уроков

при работе с бумагой готовим красочные модели например состава чисел по

математике, словари, памятки, опорные схемы, например, по теме

«Части речи» по

русскому языку.и

т.д . А вот по чтению

интересны если в 1 классе всевозможные

картинки и ребусы, то

в 4 классе уже читательские дневники , изготовленные своими

руками.

И

т.

д. Включаясь

в

труд,

учащиеся

вступают

в

отношения

с

предметами,

средствами,

результатами

труда,

самим

трудом,

в

межличностные

отношения

с

участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные

качества, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками.

А

вот

первоначальный

опыт

участия

в

различных

видах

общественно

полезной

и

личностно значимой деятельности формируется, когда мои воспитанники

трудятся на

пришкольном

участке.

В

нашей

школе

каждому

классу

отведено

своё

место

для

творчества. Если климат в нашей местности становится всё жарче, всё сложнее что- то

вырастить , то наша школа без преувеличения становится всё зеленее и ярче с каждым

годом и всё это достигается благодаря стараниям всего школьного коллектива. Малыши

как

муравьи

регулярно

подметают

площадку

перед

школой,

а

после

дождя

с

удовольствием выдёргивают из-под плит выросшую травку , весной если одни учащиеся

сажают

свои

цветники

,

то

мои

питомцы

засевают

грядки

полевыми

культурами,

выращиваемыми в нашем племколхозе «Путь Ленина». А затем начинается прополка

между грядами. Эта работа не прекращается и летом во время оздоровления детей в

летнем лагере. Дети, выросшие на селе, должны знать, что сельское хозяйство- важнейшая

отрасль в государстве. Как появляются всходы, какие семена нужно брать , -ответы дети

находят, когда на окошке в классе проводим опыты .Пробовали засевать в зимнее время

бобовые и цветочные культуры. А вот

зелёный лук на стол маме 8 марта вырастить

особого труда не нужно. Просто нужно принести в класс емкость под лук и саму луковицу.

А потом каждое утро начинается соревнование , чей лук растёт быстрее, оттого чем чаще

меняешь воду или от того на каком месте находится? Эта работа может быть доказана и с

научной точки зрения. С проектом

«Бархатцы- украшение школьного двора» группа

учащихся 4 класса выступила в районном конкурсе . Девочки не только вели дневники

наблюдая за ростом растений, но и искали ответы: на какие виды подразделяются эти

цветы,

какие

кулинарные

блюда

можно

приготовить

из

этих

растений

,какие

части

растений пригодны в медицине и от каких заболеваний лечат? а затем выращенная рассада

оказалась к месту под окнами

школы. Каждой осенью нами заготавливаются семена

цветочных культур .Собираем в школе с наших же грядок, любим экскурсии на придворья

хуторских бабушек, которые с любовью рассказывают о растениях , вставляя в свою речь

шутки и прибаутки. Сохранить семенной материал- тоже важная задача. В пластиковых

бутылках или сшить мешочки ,где нужна ткань ,иголки, нитки и ножницы. Дети любят

работать с тканью, вот и воспитывается аккуратность, терпеливость, бережливость и т.д.

Какой подарок маме приготовить своими руками договариваемся вместе. Это может быть

прихватка,

салфетка,

газетница

или

игольница.

Кропотливая,

длительная

работа

завершается в канун праздника , а дети вырабатывают в себе потребности и начальные

умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка

видах творческой деятельности. В трудовой деятельности можно выделить целый ряд

воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность;

коллектива на коллектив. Например,

завтра утренник 8 марта, а у кого-то

работа не

завершена.Вот и включаются те учащиеся, которые готовы помочь своему однокласснику,

переживая за него. Проводятся мной также и классные часы, заочные экскурсии, встречи

со взрослыми после уроков- часы общения

на темы "Кем быть", "Профессия моих

родителей". , где дети получают элементарные представления о различных профессиях.

Интересны и

презентации учащихся о том, какие навыки труда закладываются у них

дома. Я

считаю, что

такие формы совместной работы учителя с обучающимися по

трудовому воспитанию позволяют разнообразить учебную деятельность и способствуют

дальнейшей успешной социализации учащихся в обществе. Ведь трудовая деятельность

способствует

формированию

ключевых

компетентностей

учащихся,

подготовки

их

к

реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен

школы в окружающий мир.



В раздел образования