Автор: Бакишева Евгения Каписовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Бурацкая СОШ"
Населённый пункт: хутор Бурацкий Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Трудовое воспитание
Раздел: начальное образование
Трудовое воспитание- как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания
младших школьников
В 2019-2020 учебном году наша школа продолжает работать по ФГОС ,и мы, учителя
начальных
классов
,
осознаём,
что
принципиальное
отличие
новых
стандартов
заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна
прежде
всего
личность
самого
ребенка
и
происходящие
с
ней
в
процессе
обучения
изменения,
а
не
сумма
знаний,
накопленная
за
время
обучения
в
школе.
В
основе
Стандарта
лежит
концепция
духовно-нравственного
развития,
воспитания
личности
гражданина России. Прежде чем приступить к внедрению ФГОС учителями начальных
классов
нашей
школы
были
пройдены
курсы
повышения
квалификации
,составлена
совместно администрацией и учителями начальных классов образовательная программа
начальной школы ,которая была утверждена нашим отделом по образованию , где среди
учебных программ есть
и программа
духовно-нравственного
воспитания младших
школьников,
которая
реализует
следующие
направления.
Это
патриотическое,
эстетическое, экологическое, интеллектуальное, трудовое и спортивно- оздоровительное.
Все эти направления важны и они внедряются в нашей школе, но я более подробно
остановлюсь на трудовом воспитании как неотъемлемой части духовно-нравственного
воспитания младших школьников. Проблема трудового воспитания молодого поколения ,
я считаю,
архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо
имеет
социальное,
экономическое,
политическое,
психологическое,
педагогическое
значение. От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и
будущее
всего
общества. Ведь
человеческим
трудом
создаются
все
материальные
и
духовные
блага;
в
процессе
труда
совершенствуется
сам
человек,
формируется
его
личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание
психологической
и практической готовности школьников к труду. Я не буду подробно
останавливаться на целях и задачах нашей программы , на результатах , какие мы должны
получить на выходе в среднее звено, я просто расскажу о той системе работы в своём
классе
по
данному
направлению.
Основными
задачами
в
своей
работе
считаю
формирование
таких
компетенций,
которые
формируют
сознательную
мотивацию
к
обучению,
самоорганизацию,
саморазвитие,
саморегуляцию
и
другие
необходимые
качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и
культурой.
Уверена, что учащиеся должны учиться добывать знания и применять их, испытывая
радость учебного труда. Мне, как учителю, необходимо: поддержать интерес к школе, не
дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания.
Поэтому учусь сама и воспитываю своих детей так, чтобы они любили школу, друзей,
жизнь.
Прежде
всего
когда
набираю
первоклассников
,
первоочередной
задачей
ставлю
самообслуживание. Не забываю ни на минуту о том, что только от меня зависит какие
общеучебные
навыки приобретут мои воспитанники за 4 года. Это подготовка перед
уроком
рабочего
места
каждого,
внешний
вид
обучающего,
дежурство
по
классу,
подготовка к обеду. Например, каждое утро и вечером нужно чистить зубы. Зачем и
почему
находим
ответ
вместе
с
детьми,
а
потом
проводим
практикум
.Дети
с
удовольствием из дома несут щётки ,зубные пасты, а затем у раковины в классе учатся как
нужно избавляться от микробов .Или дежурство в классе. Дежурство в классе - не простая
формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего
дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. Здесь все приёмы
хороши.
Можно
дежурить
группой,
партой,
или
по
одному.
Важен
результат,
как
подводятся итоги. Поощряют тебя или порицают. Очень эффективно действует, когда в
конце
недели
подводим
итог
в
целом
и
по
дежурству
,
и
по
поведению
,
и
по
дополнительному
чтению.
Значительную
роль
в
формировании
положительного
отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение
учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую
пользу.
Кроме самообслуживания волнует меня и
ежедневная самоподготовка
по предметам
обучающих. «Я
тысячу
раз
убеждён,
-
писал
В.А.Сухомлинский,
-
что
трудовое
воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок,
овладеть которым не так просто». Как мои дети в дальнейшем будут учиться, во многом
зависит их выполнение или невыполнение домашних заданий. Можно или нельзя ходить в
школу не написав упражнение
или не прочитав по чтению. Вместе находим ответ,
приходим к истине , хотим или не хотим, есть слово « надо».У обучающихся складывается
своё отношение к умственному труду, прививаются такие качества, как саморазвитие и
организованность
в
учении.
Поэтому
,
у
детей
есть
возможность
в
любой
день
задержаться у меня в классе после уроков и сделать всё, что не получается, и для тех, кто
не захотел выполнить дома. Обычно если во 2 или третьем классах кто-то и приходит не
готовым к урокам, то в 4 классе уже реже такие нарушения. Я имею ввиду выполнение
письменных заданий, а вот читать дома – это большая проблема
наверное во многих
школах. Поэтому , чтобы заинтересовать детей к умственному труду и привлекаю их к
изготовлению наглядных пособий. Вместе на уроках трудового обучения , ИЗО или после
уроков
при работе с бумагой готовим красочные модели например состава чисел по
математике, словари, памятки, опорные схемы, например, по теме
«Части речи» по
русскому языку.и
т.д . А вот по чтению
интересны если в 1 классе всевозможные
картинки и ребусы, то
в 4 классе уже читательские дневники , изготовленные своими
руками.
И
т.
д. Включаясь
в
труд,
учащиеся
вступают
в
отношения
с
предметами,
средствами,
результатами
труда,
самим
трудом,
в
межличностные
отношения
с
участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные
качества, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками.
А
вот
первоначальный
опыт
участия
в
различных
видах
общественно
полезной
и
личностно значимой деятельности формируется, когда мои воспитанники
трудятся на
пришкольном
участке.
В
нашей
школе
каждому
классу
отведено
своё
место
для
творчества. Если климат в нашей местности становится всё жарче, всё сложнее что- то
вырастить , то наша школа без преувеличения становится всё зеленее и ярче с каждым
годом и всё это достигается благодаря стараниям всего школьного коллектива. Малыши
как
муравьи
регулярно
подметают
площадку
перед
школой,
а
после
дождя
с
удовольствием выдёргивают из-под плит выросшую травку , весной если одни учащиеся
сажают
свои
цветники
,
то
мои
питомцы
засевают
грядки
полевыми
культурами,
выращиваемыми в нашем племколхозе «Путь Ленина». А затем начинается прополка
между грядами. Эта работа не прекращается и летом во время оздоровления детей в
летнем лагере. Дети, выросшие на селе, должны знать, что сельское хозяйство- важнейшая
отрасль в государстве. Как появляются всходы, какие семена нужно брать , -ответы дети
находят, когда на окошке в классе проводим опыты .Пробовали засевать в зимнее время
бобовые и цветочные культуры. А вот
зелёный лук на стол маме 8 марта вырастить
особого труда не нужно. Просто нужно принести в класс емкость под лук и саму луковицу.
А потом каждое утро начинается соревнование , чей лук растёт быстрее, оттого чем чаще
меняешь воду или от того на каком месте находится? Эта работа может быть доказана и с
научной точки зрения. С проектом
«Бархатцы- украшение школьного двора» группа
учащихся 4 класса выступила в районном конкурсе . Девочки не только вели дневники
наблюдая за ростом растений, но и искали ответы: на какие виды подразделяются эти
цветы,
какие
кулинарные
блюда
можно
приготовить
из
этих
растений
,какие
части
растений пригодны в медицине и от каких заболеваний лечат? а затем выращенная рассада
оказалась к месту под окнами
школы. Каждой осенью нами заготавливаются семена
цветочных культур .Собираем в школе с наших же грядок, любим экскурсии на придворья
хуторских бабушек, которые с любовью рассказывают о растениях , вставляя в свою речь
шутки и прибаутки. Сохранить семенной материал- тоже важная задача. В пластиковых
бутылках или сшить мешочки ,где нужна ткань ,иголки, нитки и ножницы. Дети любят
работать с тканью, вот и воспитывается аккуратность, терпеливость, бережливость и т.д.
Какой подарок маме приготовить своими руками договариваемся вместе. Это может быть
прихватка,
салфетка,
газетница
или
игольница.
Кропотливая,
длительная
работа
завершается в канун праздника , а дети вырабатывают в себе потребности и начальные
умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка
видах творческой деятельности. В трудовой деятельности можно выделить целый ряд
воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность;
коллектива на коллектив. Например,
завтра утренник 8 марта, а у кого-то
работа не
завершена.Вот и включаются те учащиеся, которые готовы помочь своему однокласснику,
переживая за него. Проводятся мной также и классные часы, заочные экскурсии, встречи
со взрослыми после уроков- часы общения
на темы "Кем быть", "Профессия моих
родителей". , где дети получают элементарные представления о различных профессиях.
Интересны и
презентации учащихся о том, какие навыки труда закладываются у них
дома. Я
считаю, что
такие формы совместной работы учителя с обучающимися по
трудовому воспитанию позволяют разнообразить учебную деятельность и способствуют
дальнейшей успешной социализации учащихся в обществе. Ведь трудовая деятельность
способствует
формированию
ключевых
компетентностей
учащихся,
подготовки
их
к
реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен
школы в окружающий мир.